Основные черты права Спарты


Правовое положение отдельных категорий населения,

а) Ило­ты. В процессе образования Спартанского государства, как мы ви­дели, большую роль сыграли завоевания, в результате которых произошло порабощение завоеванных племен и превращение сво­бодных общинников в несвободных илотов и неполноправных периэков.

Античные писатели чаще всего называли илотов рабами. Од­нако в положении илотов было много своеобразного, что отличало их от рабов античного общества.

Такое же положение, как в Фессалии, создалось и в Спарте. Энгельс о Спарте говорит: “Спарта, по крайней мере в лучшую свою эпоху, не знала домашних рабов, крепостные илоты жили обособленно в имениях”1.

Илоты составляли собственность государства. Отдельный спар­танец, в распоряжении которого состоял илот, мог, однако, убить его, мог с разрешения властей отпустить его на волю, мог передать его другому спартанцу, по всей вероятности, также лишь с разре­шения органов власти. Он не имел права продать его за границу.

Илот не имел своей земли. Он работал на участке, предос­тавленном спартанцу государством, но имел свое хозяйство и свои орудия производства. От урожая, полученного с земли, он должен был платить господину оброк в размере 82 медимнов зерна и не­которого количества вина и масла в год. По-видимому, это состав­ляло 50% урожая. И если господин требовал больше, он совершал деяние, противное нравам, но вполне возможное для него с точки зрения права.

Помимо взимания оброка, хозяин мог использовать илота так­же на домашних работах, на пастбищах и т. п. Илоты, кроме того, несли военную службу в армии в качестве легковооруженных во­инов. Помимо илотов для домашних работ привлекались, по-ви- димому, и рабы из военнопленных, которых государство обычно продавало с публичного торга.

Свое господство над илотами спартанцы поддерживали мето­дами жестокого террора. Не довольствуясь отдельными казнями илотов, время от времени они совершали массовые убийства наи­более сильных и смелых илотов (т. н. криптии). Обращение с ило­тами отличалось бесчеловечной жестокостью. Мирон из Приэны сообщает: “Ежегодно илоты получают определенное количество ударов без всякой вины для того, чтобы они никогда не разучи­лись чувствовать себя рабами. Кроме того, если какие-либо илоты имели более цветущий вид, чем подобает рабам, для них была ус­тановлена наказанием смертная казнь, а господа наказывались, если они не укротят илотов, выдающихся своей силой”.

Применением террора к илотам и периэкам руководили эфо­ры. Ежегодно эфоры объявляли войну илотам, как бы стремясь оправдать этим бесчеловечную расправу с ними. В отношении пе- риэков они также имели право разрешать убивать их в любом чис­ле без всякого судебного приговора. Как бы подчеркивая режим террора, спартанцы в центре города построили храм Страху, при­чем возле этого храма как раз и была расположена общая трапе­за — сиссития — эфоров. Характерно, что у афинян на площади их города был воздвигнут жертвенник Милости.

Неудивительно, что илоты, скоплявшиеся в большом числе на полях, весьма часто поднимали восстания, используя для этого вся-

кие благоприятные обстоятельства. Например, восстание, возник­шее в 464 г. до н. э. и продолжавшееся 10 лет, началось в момент сильного землетрясения, разразившегося в Спарте. Ввиду угрожа­ющих размеров этого восстания спартанцам пришлось даже об­ращаться за помощью к Афинам.

Ксенофонт, характеризуя настроения илотов, пишет, что они готовы были бы немедленно съесть своих господ с кожей и воло­сами. Он же, объясняя, почему спартанские воины ходят всегда вооруженными, пишет: “Что они всегда ходят с копьями, то надо знать, что это происходит по той же причине, по которой рабы не допускаются к оружию”.

Либаний сообщает, что спартанцы были постоянно насторо­же и вовремя принимали меры предосторожности против илотов, устраивая дома хитрые запоры, а в походе не выпуская из рук копья, чтобы быть сильнее илота, лишенного этого оружия. Фу­кидид прямо заявляет, что всегда у спартанцев большинство их мероприятий направлено было к ограждению от илотов.

Илоты могли быть отпущены на волю государством. Отпущен­ные на волю илоты именовались неодамоды. Об их правовом по­ложении нам известно недостаточно.

Число илотов в несколько раз превышало число спартанцев, которых в V в. насчитывалось не более 8 тысяч, а позднее было значительно меньше.

б) Периэки. Периэки не пользовались политическими права­ми, но были лично свободны и в других отношениях правоспособ­ны. Они могли приобретать собственность и совершать сделки. Пе­риэки жили в неплодородной местности, и потому главными за­нятиями периэков были торговля и ремесло.

Периэки несли воинскую повинность; они должны были яв­ляться в армию в качестве тяжеловооруженных воинов. Над пе- риэками был установлен надзор государства, осуществляемый осо­быми должностными лицами — гармостами. Независимо от это­го, высшим должностным лицам Спарты — эфорам — было пре­доставлено право в любом количестве предавать периэков смерт­ной казни без суда.

в) Спартанцы. Только спартанцы пользовались всей полно­той политических прав. Все они были обеспечены земельными на­делами, долей в завоеванной земле, которая передавалась им вме­сте с обрабатывавшими землю илотами. Эти наделы первоначаль­но были одинаковыми, но позднее обнаружилось неравенство в иму­щественном положении спартанцев. Несмотря на это, спартанцы именовались “равными”.

Жили “равные” в городе Спарте, который представлял собой как бы военный лагерь, господствовавший над страной.

В общественных порядках Спарты наблюдались своеобразные черты военно-лагерного строя, обусловленные необходимостью сохранить у спартанцев постоянную готовность силой поддерживать свое господство над порабощенным населением. Граждане обяза­ны были участвовать в общественных трапезах, так называемых сисситиях. Никому не разрешалось есть дома, даже царю, только что возвратившемуся из похода, не дозволяли обедать дома с же­ной, требуя его явки в сисситию. На расходы по организации об­щественного стола каждый спартанец делал ежемесячный взнос натурой и деньгами. Те граждане, которые не могли по бедности делать эти взносы, исключались из числа “равных” и переходили в разряд “гипомейонов” — опустившихся. Стол был скромный, без излишеств в пище; славилась в древнем мире спартанская черная похлебка. Желающих стать участниками сисситии избирали зак­рытым голосованием посредством хлебных шариков, которые бро­сали в вазу. Требовалось единогласное избрание, и, если находи­ли хотя бы один голос, поданный против (сдавленный шарик), кан­дидата отклоняли.

Каждый спартанец проводил всю свою жизнь по определен­ному, строго установленному распорядку, в соответствии со стро­гой дисциплиной, как солдат гарнизона.

Воспитание в Спарте было делом государства. С семилетнего возраста мальчики отрывались от семьи и проходили обязательную

для них выучку под руководством особых должностных лиц --------------------------------------

педономов, причем особое внимание обращалось на физическое вос­питание, на выработку качеств стойкого, выносливого воина, а так­же на дисциплину, на выработку привычки повиноваться властям и старшим. Детей приучали переносить грубую пищу, одеваться в грубую одежду, жить в простых жилищах и беспрекословно по­виноваться старшим. Дети жили вместе и приучались играть и про­водить время совместно. Им наголо стригли волосы, приучали их ходить босыми, обыкновенно без одежды. Они получали на год всего лишь по одному плащу. Их кожа была загорелая и грубая. Они никогда не брали теплых ванн и не натирались маслом. Спали они вместе на постелях, сделанных из тростника, который они соби­рали на берегах Эврота, причем рвали его руками без помощи ножа. Плутарх сообщает: “Все, что они ни приносили, было ворованным. Одни отравлялись для этого в сады, другие прокрадывались в сис­ситии, стараясь выказать вполне свою храбрость и осторожность. Попадавшегося без пощады били плетью как плохого, неловкого вора. Дети старались как можно тщательнее скрывать свое воров­ство”. До 20-летнего возраста продолжалось это воспитание и во­енное обучение спартанца. С 20 до 60 лет каждый спартанец обя­зан был нести военную службу. Жениться ему разрешалось лишь по достижении 30-летнего возраста, когда он признавался вполне совершеннолетним и приобретал политические права. Храбрость и стойкость воина ценились выше всего. Ксенофонт (греческий ис­торик и философ V—IV вв. до н. э.) говорит, что у спартанцев хорошая смерть считалась предпочтительнее позорной жизни. Он ут­верждает, что в Спарте считалось позорным сидеть за обедом ря­дом с трусом или бороться с ним в палестре.

1. Собственность. Господствуя над огромными массами пора­бощенного населения, спартанцы, естественно, должны были за­ботиться о сохранении солидарности среди небольшой кучки пол­ноправных граждан Спарты. Собственность у них сохраняется об­щинная, и заботы руководителей Спартанского государства направ­лены были на то, чтобы предотвратить образование резкой иму­щественной дифференциации среди “равных”, как называли себя полноправные спартанцы.

Общинная земля была разделена на наделы, которые нельзя было отчуждать. Наряду с этим, как сообщает Аристотель, суще­ствовали и другие земли, отчуждение которых хотя и считалось возможным, но признавалось позорным. Это, по всей вероятности, земли, приобретенные в округах, заселенных периэками, земли, пожалованные государством за особые заслуги представителям спартанской знати. Отсюда возникает неравенство земельных вла­дений, которое с течением времени приобретает резкие формы. Возможно, что к неравенству приводили также разделы участков между сыновьями, разорявшие многодетные семьи.

Передают, что в Спарте существовал закон, предписывавший, во избежание концентрации богатств, женихам не искать богатых невест, а брать в жены неимущих.

Помимо общности земельной собственности пережитки пер­вобытной общности имуществ сказываются в том, что считалось допустимым пользоваться чужими рабами, чужими охотничьими собаками и лошадьми, даже брать из чужих кладовых съестные припасы.

Ликургу приписываются законы против роскоши, например предписание о том, чтобы у всякого дома крыша была сделана толь­ко одним топором, а двери одной пилой, без помощи какого-либо другого инструмента. Ксенофонт сообщает, что Ликург запретил заниматься торговлей, что у спартанцев не было золота и серебра и что Ликургом была установлена чрезвычайно тяжелая желез­ная монета, которую перевозили на возах. Торговлей и ремеслами занимались главным образом периэки. Спартанцы же жили дохо­дами со своим земельных владений, и Спарта, как сказано, имела характер страны аграрной.

2. Семья. “В Спарте существует парный брак, видоизменен­ный государством, в соответствии с местными воззрениями и во многих отношениях еще напоминающий групповой брак”1.

Бездетные браки расторгались, при отсутствии потомства можно было взять другую жену. Некоторые другие явления так-

же указывают на сохранение пережитков матриархата в Спарте, например, тот факт, что несколько братьев здесь могли иметь одну общую жену, что не считалось предосудительным предоставлять свою жену постороннему мужчине, от которого можно было ждать хорошего потомства, и т. п.

Женщина занимала в спартанском обществе высокое положе­ние. Женщины оказывали большое влияние на ход государствен­ных дел и стали приобретать большие богатства, когда в Спарте получило значительное развитие имущественное неравенство. По­четное положение женщины объясняется, главным образом, остат­ками матриархата в Спарте. Но вместе с тем оказывало свое вли­яние то обстоятельство, что илоты жили отдельно от своих господ и что поэтому спартанцы не пользовались их женщинами.

Воспитание женщин в Спарте преследовало те же цели ук­репления тела и выработки дисциплины, как и воспитание юно­шей. Девушки обязаны были заниматься гимнастическими упраж­нениями и участвовали в танцах совместно с юношами.

План

1. Основные этапы развития демократической рабовладельческой республики в Афинах.

2. Синойкизм.

3. Реформы Солона.

4. Тирания Писистрата.

5. Реформы Клисфена, Эфиальта, Перикла.

6. Система управления в Афинах и роль народного собрания. Организация полицейских функций.

7. Кризис афинской демократии.

8. Право Древних Афин. Законы Драконта.

9. Становление институтов права: собственности и обязательства, преступления и наказания.

10. Суд и судебный процесс в Афинском полисе.



Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 633;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.