Правовое положение основных групп древнеиндийского общества, отраженное в этих памятниках права.


Образование варн. С разложением первобытно-общинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий — варн. Варны возникли еще в доклассовом обще­стве, а затем получили закрепление и освящение в классовом обществе. Постепенно все прежде равноправные свободные люди стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия — варны становились все более замкнутыми. Утверждаются строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны), определенная, наслед­ственно закрепленная профессия, поклонение одним богам.

Индийские источники, в частности законы Ману, дают описание индийских варн: брахманы — члены жреческих родов, кшатрии — военная аристократия, вайшья — рядовые общинники, шудры — не­равноправные члены общества. При этом брахманы, выполнявшие жреческие функции и знавшие священное учение, занимали наиболее почетное место в обществе. Их называли авадхья — «неприкосно­венные». Возникновение варны шудр связывается с участившимися войнами и усилением имущественного и общественного неравенст­ва. В результате этого появилось большое число людей — не членов общин — шудр. Чужаки, принятые в общину, не получали равных со свободными общинниками прав. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании, не прохо­дили обряда посвящения — «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды ро­жденными» (двиджати). Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись «единожды рожденными».

С окончательным оформлением государства деление всех свобод­ных на четыре варны было объявлено извечно существующим поряд­ком и освящено религией. По наиболее распространенной богослов­ской версии, творец всего существующего — бог Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев — из рук, вайшьев — из бедер и шудр — из ступней.

Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жиз­ни — дхарма. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн, причем исполнение жреческих обязанностей было приви­легией брахманов, военное дело — кшатриев. Вайшьям было предпи­сано заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн.

Запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивалась воз­можность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, чем в обратном случае.

Со временем варны претерпели изменения и перешли в касты. Это было связано с падением роли свободных общинников и прев­ращением их в неполноправных крестьян.

Теперь линия раздела про­ходила главным образом между знатью — брахманами и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем — вайшьями и шудрами — с другой. Варны вайшьев и шудр, представлявшие собой общеиндий­ские социальные группы, преобразовались в касты, более мелкие группы, включавшие лиц, проживавших на определенной террито­рии и занимавшихся определенной деятельностью. В рамках касты существовали свои органы управления, система взаимопомощи. Число каст достигало 15. Особое место в обществе занимали лица, оказавшиеся вне варн. Это были палачи, мусорщики, могильщики.

Будучи свободными, они являлись совершенно бесправными и со­ставляли особую касту неприкасаемых.

Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В об­щины объединялась значительная часть населения — свободные зем­ледельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в отсталых районах империи еще существовали примитивные родовые общины.

Анализи­руя отражение в шастрах характера социальной структу­ры Древней Индии, студенту необходимо прежде всего уяснить происхождение и соотношение таких различных социальных категорий, как класс, варна и каста4.

В шастрах достаточно свидетельств о существовании рабовладения в Древней Индии, об источниках рабства, о бесправном положении рабов, которых продавали, сда­вали в наем, закладывали и пр. Студент может составить весьма полное представление об их положении из ана­лиза статей ЗМ (VIII. 163; 415; IX. 48; 54-55 и др.). Но о рабах в ЗМ и АК говорится несравненно меньше, чем о другой сословной группе неполноправных представите­лей древнеиндийского общества — варне шудр, что яв­ляется достаточно ярким показателем того, что рабов­ладение в этой стране, при всей его значимости, не вы­полняло структурообразующей социальной функции.

Божественный прародитель Ману и его предписания добродетели.

Это одна из самых почитаемых у индийцев книг. Традиция приписывает ее составление мифическому первопредку и прародителю индоариев и всего человечества по имени Ману ("Мыслящий"). "Манавадхармашастра", или "Законы Ману", - самый известный широкому кругу читателей памятник древнеиндийской литературы. Законы Ману относятся к разряду «запом­ненного» из наставлений Ману — легендарного прародителя людей (по другим версиям, Ману — один из древних правителей-царей, ко­торый спасся, подобно библейскому Ною, во время вселенского по­топа благодаря содействию божественной рыбы, в которую вопло­тился бог Вишну).

В нем можно найти предписания, касающиеся всех сторон человеческой жизни и людского общежития Индии, правила и законы рождения и смерти, брака и семьи, рода и племени, сословий (варн) и общественного управления. "Дхарма" на санскрите означает "ведущий принцип". В древнеиндийской брахманистской философии это слово получило множество значений.

Дхарма - это закон бытия, жизненное начало, кармический долг, предопределение, право, добродетель, свойство, учение, истина и закон. Со временем слово "дхарма" стало обозначать совокупность правовых, моральных, этических и других норм, определяющих добродетельность человека и правила жизни в зависимости от его сословного статуса.

В самих Законах Ману дхарма, обладающая десятью признаками, определяется как "

1. Постоянство,

2. снисходительность,

3. смирение,

4. непохищение,

5. чистота,

6. обуздание чувств,

7. благоразумие,

8. знание Веды,

9. справедливость

10. негневливость..." (VI, 92).

Свой нынешний вид Законы Ману приобрели в результате длительного развития индийской нравственно-правовой традиции. Столетия они существовали в устной форме: Когда же обычное право и устные традиции перестали удовлетворять потребности растущих древнеиндийских государств, возникли дхармасутры - основанные на Веде сборники фиксированных письменных правовых норм. Эти сборники поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм создавались в брахманских богословских школах. Дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали основные положения, которые читателю должны были быть известны в виде устного неписаного права. В шраманский и маурийский периоды (VI-III вв. до н. э.) из дхармасутр выросли дхармашастры - сакрализованные правовые трактаты, более систематизированные и написанные стихами для лучшего запоминания и изучения.

Тогда-то Законы Ману и приобрели тот вид, в котором они дошли до нас. Текст, как полагают, окончательно сложился во II в. до н. э. - II в. н. э.

Наиболее древними признаются II-VI главы, хотя и в них имеются позднейшие вставки и дополнения.

Относительно новыми считаются первая и двенадцатая главы. В Законах Ману сохранилась композиционная целостность первичного прототекста. Однако в тексте имеется немало повторений, отступлений, противоречивых положений, нередко нарочито приведенных непосредственно друг за другом. Манавадхармашастра неоднократно переписывалась и комментировалась в Средние века (IX-XV), что свидетельствует о большом значении этого сборника в индийской культуре. Работы средневековых индийских комментаторов, особенно Медхатитхи (IX в.) и Каллюкабхатты (XV в.), имеют огромное значение для понимания многих стихов знаменитого сборника Законов Ману. * * *

Почему сборник дхарм столь универсального характера приписан традицией Ману? Ответ на этот вопрос кроется в мифологическом и символическом значении самого этого имени. Имя Ману упоминают древнейшие памятники индийской словесности и религии: Веды, Пураны, Махабхарата и Рамаяна.

Ману - первый человек среди живых людей и царь живущих в этом мире.

Ману считается не только физическим прародителем ныне живущих индийцев, но и первоисточником боговдохновенных предписаний правового и нравственного характера, лежащих в основе всей системы индийской духовности, культуры и религиознофилософских форм сознания.

Первая глава ЗМ содержит мифологическое объясне­ние происхождения варн — сословий, созданных Ману из своих уст (брахманов), рук (кшатриев), бедер (вайшиев) и ступней (шудр), что и определяет их наслед­ственно-профессиональный характер: жрецов, воинов и пр. (ЗМ. I. 87—91). При этом подчеркивается особое место брахманов, «наилучших» среди людей вследствие пре­восходства своего рождения, имеющих «право на все» (ЗМ. I. 100).Между варнами существуют не только право­вые, профессиональные, но и более важные для древ­ней Индии статусно-престижные, религиозно-ритуаль­ные различия, связанные с приобщением представите­лей трех высших варн к изучению священных книг, в силу которого они и получали привилегированный ста­тус «дважды рожденных» (в отличие от шудр — «еди­ножды рожденных») (ЗМ. II. 37; X. 4).

Этим мифологическим объяснениям необходимо про­тивопоставить научную теорию происхождения варн: возникновение сначала первых трех варн, варн «дважды рожденных» (в силу углубляющегося разделения труда, арийских завоеваний и др.), а затем — варны шудр, све­дения о которых, содержащиеся в шастрах, крайне про­тиворечивы.

Так, в одних случаях различаются рабы и шудры, рабы и лица, находящиеся в услужении, в других эта диффе­ренциация отсутствует. Понятие «даса» в ЗМ (X. 32) одно­временно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услу­жении. Противоречивы и сведения о правовом положении рабов. АК, например, говорит скорее о домашнем раб­стве, предоставляя рабу определенные имущественные, наследственные, брачно-семейные права (III. 13 (20—25). Связано это с тем, что процесс классообразования в Древ­ней Индии носил незавершенный характер, а рабство здесь было одной из форм неполноправности, далеко не един­ственной. Здесь широко был представлен, по словам К. Маркса, «пестрый хаос переходных форм», многочис­ленные промежуточные социальные состояния от свободы к рабству. Не случайно гл. 13 кн. III AK содержит «Устав о работниках и рабах», где подчеркивается сходство статуса раба с наемным работником, положение которого в ряде случаев было более тяжелым, чем положение раба, обес­печенного хотя бы скудным пропитанием. В этой главе го­ворится, например, о распространенности в Древней Ин­дии «заложничества» родственников, о «самозакладе» за долги, при этом указывается, наряду с некоторыми пра­вами рабов (АК. III. 13 (20—25), и на ряд прав «продавшего себя» свободного (АК. III. 13 (1, 2, 9, 13).

Если закон кармы является идейной основой тради­ционной Индии, то структурообразующей основой ее социальной организации является складывающаяся к концу древнего периода ее истории каста, существую­щая здесь около трех тысяч лет, которая и ныне пред­ставлена почти тремя тысячами крупных видов, не счи­тая более мелких образований — подкаст (джати).

Каста, субстратом которой является варна, это социальная об­щность или группа по рождению, наследственная, эн­догамная, закрытая для проникновения посторонних, традиционно специализирующаяся по роду хозяйствен­ной деятельности или кругу занятий с ярко выражен­ным кастовым самосознанием, занимающая определен­ное положение в сложнейшей индийской социальной иерархии (М. К. Кудрявцев).

Если верхние социальные границы иерархически орга­низованной системы кастового социального неравенства определяет положение особо почитаемых «высших» каст брахманов, считающихся «вечным воплощением» дхар­мы (ЗМ. I. 90), выполняющих особую гиперсоциальную функцию «сохранения сокровищницы дхармы», воспи­тания других в духе неизменного следования дхарме, то нижние ее границы еще в Древней Индии стало опреде­лять вневарновое положение каст «неприкасаемых», на­зываемых в шастрах чандалами, швапачами, изгоями. Отношения с ними четко регламентировались в шастрах многочисленными ограничениями, специальными риту­алами «очищения от загрязнения» при общении с ними (ЗМ. X. 51—57) и др. Необходимо особо подчеркнуть, что если в Древней Индии «благосостояние» («шри») тради­ционно не связывалось с накоплением богатств, ибо оно в большей мере определялось социальным престижем, властью, то уже к концу ведического периода (с середи­ны I тыс. до н. э.) стали все больше углубляться различия в экономическом положении тех или иных слоев населе­ния. В шастрах можно найти много упоминаний о шуд­рах, владеющих значительным богатством («тучными ста­дами»), способных притеснять брахманов (ЗМ. X. 129). Доказательства как социально-экономического расслое­ния варн, так и сдерживающего влияния на эти процес­сы варновых, кастовых, общинных, большесемейных отношений можно найти и в других положениях шастр.

На основе изучения ЗМ и АК мы можем подтвердить общий вывод, что все правовые Нормы шастр, регулирующие имущественные, брачно-семейные и другие отношения, были основаны в этих памятниках права на жестком представлении о древне­индийском обществе как обществе, разделенном на че­тыре неравноправные варны и отторгающем вневарновые ритуально «нечистые» касты «неприкасаемых».



Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 306;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.