Основные этапы развития политологии.
1)Институциональный, или традиционный, этап. В последней трети XIX в. формирующаяся политическая наука во многом оставалась под влиянием философии, истории и особенно юриспруденции. Она более всего сосредоточивалась на исследовании политических институтов, под которыми понимались, как в юриспруденции, государственные учреждения. Политологи считали, что «стоит только описать законы, управляющие распределением власти... и мы получим понимание функционирования политических институтов. Политологи того времени исходили из предположения о практически полном соответствии между конституционными и правовыми положениями, касающимися прав и привилегий носителей государственных должностей, и их реальными политическими действиями». Они стремились собрать необходимую информацию, точно и скрупулезно описать политические процессы, которые, по их мнению, являлись функцией политических институтов. Результирующей силой, «производной параллелограмма сил» и представлялась им искомая величина — политическое решение. Вместо построения теорий и открытия закономерностей политики, по мнению сторонников институционализма, следует исследовать прерогативы каждого звена этого механизма, их роль в принятии государственных решений, и задача будет выполнена.
2). Бихевиоралистский этап 1930-1960-е гг. Следует сразу отметить различие бихевиоризма и бихевиорализма. Несмотря на то, что оба термина происходят от одного английского слова «бихевио» — поведение, они имеют отличия. Бихевиоризм означает направление психологии конца XIX — начала XX в., разработанное в работах Э. Торндайка, Дж. Уотсона и Б. Скиннера, в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных и вербальных ответов (реакций) на воздействие (стимулы) окружающей среды. Тогда все социальные (и политические) явления могут быть сведены к стимулам, воздействующим на человеческий организм, и ответным реакциям. Методологической основой бихевиоризма стали принципы позитивизма, гласящие о необходимости отказа от метафизических, умозрительных, оторванных от реальности «учений» и перехода к непосредственному наблюдению окружающей действительности и эмпирической проверке любых выводов. По убеждениям бихевиористов, психология должна изучать поведение, а не сознание. Бихевиорализм, означающий изучение самых разных аспектов политического поведения, есть порождение социологического позитивизма и психологического бихевиоризма.
Именно эти направления активно развивались Чикагской школой социологии, которая сформировалась на базе первого в мире факультета социологии, созданного Албионом Смоллом (1892), составлявшим вместе с Дж. Винсентом, Ч. Хендерсоном, У. Томасом так называемую Большую четверку, внесшую решающий вклад в становление позитивистской, бихевиористской, эмпирической социологии. Чикагская школа социологии доминировала в социальных науках в 1915 - 1935 гг. Ученые других научных областей Чикагской школы: философии прагматизма — Дж. Дьюи, антропологии — Ф. Стар, Ф. Коул, Э. Сепир, психологии бихевиоризма — Дж. Уотсон, Дж. Энджел, Л. Терстоун, экономики — Г. Шульц, У. Митчел, Ф. Найт — оказали существенное влияние на формирование Чикагской школы политической науки, как ее сегодня называют. Эта школа, так же, как и школа социологии, лидировала в американской политологии в 1920-1930 гг. Ее основатели Ч. Мерриам, Г. Госнелл, Л. Уайт, К. Райт, Э. Фройндт, Г. Лассуэлл, синтезировав воздействия отмеченных выше «чикагских школ», создали бихевиоралистское направление в политической науке.
Американская революция бихевиорализма привнесла в политическую науку целый ряд новых параметров:
♦ бихевиорализм исходит из того, что человеческое поведение имеет распознаваемые единообразные характеристики;
♦ эти характеристики могут быть выявлены эмпирическим путем;
♦ бихевиорализму присуще стремление к использованию более строгих методов сбора и анализа информации;
♦ бихевиоралисты гораздо более чем институционалисты, склоны к теоретическим изысканиям.
Бихевиоралисты изменили само понятие и назначение политической теории. Если теория у традиционалистов имела сначала философский характер и утверждала вечные идеи «всеобщего блага» и «достойной жизни», а затем она приобрела историческую окраску, и ее целью стал анализ происхождения и развитие идей прошлого, то бихевиоралистская теория имеет целью понимать и предсказывать политическое поведение людей и функционирование политических институтов; она ориентирована не на метафизическое, а на эмпирическое применение.
Итак, ведущим методологическим направлением не только в американской, но и мировой политологии с 1930-х гг. стал бихевиорализм.
В 1950-е гг. бурное развитие политической науки, накопление огромного количества материалов и появление новых теорий, методологий и исследовательских методик приводит к эффекту «второй волны бихевиорализма». Она базируется на внедрении в политическую науку общей теории систем, теорий структурализма, функционализма, методов структурно-функционального и системного анализа, моделирования, новых методик сбора, систематизации и анализа информации, совершенствования методик массовых опросов. Именно в это время Д. Истон сформулировал принципы бихевиорализма, суть которых в следующем:
1. Закономерность, т. е. поиск единообразных характеристик в политических явлениях, и, прежде всего, в политическом поведении.
2. Верификация, т. е. обоснованность выводов, должна поддаваться проверке на основе сопоставления с соответствующим поведением.
3. Методика исследования должна быть надежной и обоснованной с точки зрения фиксирования и анализа поведения.
4. Квантификация, т. е. формулирование системы критериев и количественных оценок там, где они возможны.
5. Ценности должны быть аналитически дифференцированы от эмпирических данных. Толкование фактов и их этическая оценка — разные вещи.
6. Систематизация знания, т. е. установление взаимосвязи теории и исследования. Исследование без теоретической основы может быть безрезультатным, а теория без эмпирических данных — совокупностью схоластических рассуждений.
7. Интеграция, т. е. осуществление взаимосвязи политических исследований с научными достижениями других социальных наук.
Предметами исследований сторонников бихевиорального направления стали не столько политические институты, сколько неформальные структуры власти, а точнее политическое поведение групп интересов, средств массовой информации, преступных сообществ, влияющих на власть, поведение избирателей, организация избирательного процесса.
3). Постбихевиоралистский этап. Увлечение исключительно бихевиоралистскими методами и приемами в политических исследованиях привело к методологическому кризису. Критики бихевиорализма предъявляли ему претензии по поводу увлеченности количественными методами и ухода от проблем политической философии, по поводу стирания грани между политической наукой и естественными дисциплинами, трактующими поведение живых особей исходя из инстинктов, по поводу игнорирования важных политических проблем, которые в принципе невозможно исследовать методами бихевиорализма, по поводу пренебрежения ценностными нормами и моральными оценками, ухода от исторических подходов и приверженности исключительно формальным и математическим методам. Кроме того, политическая наука и другие дисциплины за прошедшее время создали немало новых теорий и методов, которые к тому времени требовали своего места в политологии. Все это привело в 1960-х гг. к кризису бихевиорализма.
В 1969 г. Д. Истон провозгласил новую «постбихевиоралистскую революцию» в политической науке. Суть его заявления заключалась в следующем:
1) ориентировать политические исследования на реальные потребности общества и политики;
2) преодолеть однозначный эмпиризм, становящийся самоцелью исследований;
3) больше внимания уделять ценностным ориентациям в процессе познания и их конструктивному развитию, так как научный нейтралитет невозможен.
С 1970-х гг. в политической науке начался новый, постбихевиоралистский этап, длящийся до сих пор. Основой постбихевиоралистской политической теории и методологии стал синтез, совмещение, а точнее гармоничное применение традиционных бихевиоралистских, обновленных добихевиоралистских и постбихевиоралистских теорий и методов.
Из бихевиоралистских установок по-прежнему актуален исследовательский интерес к поведению людей в политической сфере: мотивация принятия решений всеми ветвями власти, включая судебную и административную, мотивы выбора избирателей, поведение различных групп интересов в политике: политических партий, групп давления, социальных и этнических сообществ. Новым здесь является расширение поля политики за счет включения глобальных проблем человечества, связанных с ядерной угрозой, оружием массового уничтожения, загрязнением окружающей среды, а также за счет включения проблем социального, религиозного, этнического, расового равенства и равноправия полов. Новое связано и с увеличением количества политических акторов за счет социальных, религиозных, расовых, феминистских и других групп, выступающих за решение указанных выше проблем.
К постбихевиоралистским наработкам следует прежде всего отнести когнитивную теорию, которая пытается нивелировать самое слабое место бихевиоризма — игнорирование сознания индивида при исследовании его поведения, механически заимствованное бихевиорализмом из биологии. Когнитивисты признают рациональную составляющую политического поведения, т. е. третий промежуточный когнитивный элемент формулы необихевиористов. Конечно, это не означает, что индивиды теперь строят свое политическое поведение исключительно на рациональных основаниях. Формула поведения у постбихевиоралистов получила, в том числе и рациональное основание, но сам акт поведения, по их мнению, может быть и рациональным, и неосознанным.
Другая теория постбихевиорализма — теория рационального выбора — как раз и основывается на том допущении, что избиратель, принимая решение, ведет себя абсолютно рационально, ориентируясь на собственные интересы и рассчитывая на личную выгоду. Тогда его политическое поведение адекватно экономическому, рыночному и базируется на следующих постулатах, сформулированных К. Манро:
a) акторы преследуют определенные цели;
b) эти цели отражают осознанные эгоистические интересы акторов;
c) их поведение основывается на сознательном выборе;
d) индивид является основным актором в обществе;
e) акторы обладают приоритетными установками, являющимися приоритетными и устойчивыми;
f) в случае появления альтернативы акторы выбирают вариант наибольшей для себя выгоды;
g) акторы владеют информацией, как о возможных альтернативах, так и о последствиях своего выбора.
Когнитивный подход и теория рационального выбора вновь открыли возможности ценностного анализа в политической теории, возобновилось утверждение моральных доводов на рациональных основаниях. На ценностной основе построены теория справедливости Дж. Роулза, другие теории, утверждающие этические ориентиры в основание политического поведения индивида.
Говоря о постбихевиоралистской политической теории, следует отметить теоретические трактовки политики как информационно-коммуникационной системы. Такой подход основан на том, что индивиды, воспринимая информацию, интерпретируют ее на основании своих кодов, способов восприятия. С другой стороны, с точки зрения обмена информацией в сфере публичной политики все институты этой сферы можно представить как механизмы приема, переработки и передачи информационных потоков. Рассуждая таким образом, К. Дойч представил политическую систему как информационно-коммуникационную конструкцию.
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 406;