Понятие преступного деяния и целей наказания по УК 1810гг.
При ответе на второй вопрос студент должен на основе анализа положений первых двух книг Кодекса 1810 г. выявить принятую в нем классификацию правонарушений в зависимости от характера наказаний — мучительных и позорящих, исправительных и полицейских.
Проблема непомерной жестокости старого уголовного феодального права, его наказаний, не соответствовавших тяжести преступлений, была поставлена Наполеоном перед составителями Кодекса как центральная. Она выразилась в комплексе вопросов, которые сводились к следующему:
1) должна ли быть сохранена смертная казнь и пожизненное наказание?
2) в каких случаях должна применяться конфискация имущества?
3) должны ли судьи иметь простор при назначении наказания?
4) можно ли помещать под надзор определенные категории осужденных, отбывших срок?
5) следует ли ввести реабилитацию для осужденных, поведение которых оправдало бы эту льготу?
Ответы на поставленные вопросы студенту следует дать самостоятельно на основе изучения содержания Уголовного кодекса 1810 г. Следует иметь в виду, что при всех новациях Кодекса, при ограничении круга деяний, считающихся преступлениями, система наказаний в нем не была существенно смягчена. Так, смертная казнь предусматривалась по многим видам преступлений. В замечаниях к Кодексу, написанных позже, эта жестокость оправдывалась тем, что «гуманность не должна приносить в жертву общественную безопасность», а наказание, «мягкое, насколько это возможно, должно оставаться действенным».
Студенту надлежит обратить внимание на то, что принцип соразмерности наказания и тяжести преступления был сведен в Кодексе главным образом к установлению жестоких наказаний за особо тяжкие преступления, к множественности мучительных и позорящих санкций, усиливающих одна другую (см. ст. 12, 13, 15, 17, 18, 20). Не случайно вначале предусматривалось создание двух кодексов: одного для самых тяжких преступлений, другого — для всех прочих.
Смертная казнь была признана «до очевидности необходимой» для определенной категории людей, ибо, по утверждению его составителей, их держит «только любовь к жизни и страх потерять ее».
Если на заре Революции главную причину преступлений связывали с общественным неустройством, с теми законами, которые не считались с разумом, с естественными правами человека, то теперь их видели в людских сроках, в человеческой испорченности. Не на воспитание преступника были направлены нормы УК 1810 г., а на его обезвреживание, на ограждение от него общества, позорящие наказания — выставление у позорного столба в ошейнике, клеймение, наряду с гражданской смертью, депортацией и пр., ставили преступника вне защищаемого уголовным законом общества.
При изучении первых двух книг Кодекса 1810г. целесообразно определить также, какие общие принципы и институты уголовного права не нашли в них отражения, какие общие институты и нормы были недоработаны и заняли неподобающее им место (например, формы вины, институт невменяемости, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, покушение и законченное преступление, условное наказание и пр.).
12-20 февраля 1810 г. со значительными изменениями против проекта Уголовный кодекс был одобрен и с 1 января 1811 г. вступил в силу вместе с Уголовно-процессуальным.
При обсуждении проекта одним из самых острых стал вопрос о сохранении смертной казни. Большинство законодателей, ссылаясь на провозглашенные Декларацией и естественным правом гражданские права, выступали против смертной казни. Тем более что уже в конституциях содержались прямые запреты на ее применение. Однако Тарже удалось представить впечатляющие обоснования целесообразности сохранения такого в общем-то негуманного института, мотивируя это различиями в моральном облике людей обыкновенных и потенциальных преступников: «Души черствые, души, лишенные моральных идей, подчиняются лишь грубым чувствам; леность, развращенность, зависть являются непримиримыми врагами мудрости и трудолюбия, бережливости и собственности. В такой стране кишат преступления всякого рода – не столько в нации, сколько в черни...» Остановить такой слой населения, по мысли Тарже, могла только угроза самому очевидному из примитивных чувств – любви к жизни.
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 474;