Этика и деонтология как наука
В начале данного пособия необходимо рассмотреть подробнее суть и содержание понятий «этика» и «деонтология» и области их приложения к сфере профессиональной деятельности специалистов, обеспечивающих оказание гражданам Российской Федерации государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы.
Возникновение понятия «этика» как области научного знания исторически обусловлено потребностью человека в структурировании и регулировании социального поведения в соответствии с имеющимися нравственными нормами и канонами, присущими обществу в текущий момент времени.
По определению А.В. Разина (2006), этика (греч. ethiká, от ethikós — касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos — привычка, обыкновение, нрав)- философская наука, объектом изучения которой является мораль и нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни.[1]
Объектом научного исследования этика стала в результате формирования системы философских знаний о морали как сфере общественно-социальной жизни, реализуемой в соответствии с определенными нормами и ценностями, регулирующими поведение людей. Основными категориями, в которых этика как наука раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека, традиционно являлись следующие: добро и зло, совесть, честь, ответственность, самопожертвование идолг.
В преломлении к профессиональной деятельности человека принято оперировать термином «профессиональная этика», который очерчивает совокупность морально-этических и нравственных норм и модель поведения специалиста в соответствующей профессиональной сфере. Профессиональная, или так называемая деловая этика призвана регулировать деятельность специалиста в сфере служебных отношений, в том числе к субъектам своего труда.[2]
Позже, в результате потребности морально-нормативного структурирования профессиональной деятельности в узко специализированных трудовых сферах, родился термин «деонтология», который впервые был предложен английским философом Бентамом (J. Bentham) в 19 веке, в философском контексте, применительно к теории нравственности.
Термин деонтология (греч. - deon, deontos«должное, надлежащее» + logos учение) означает совокупность нравственных норм и «должного профессионального поведения» работника (т.е. такого, какое оно должно быть) в соответствии с потребностями отрасли, в которой данный работник трудится [3].
В приложении к медицинской практике современные литературные источники определяют данный термин как наиболее актуальную проблему медицинской этики вообще, и в ее прикладном значении к специализированной деятельности врача в частности, характеризующую и очерчивающую нравственно-моральные координаты и границы специфики его профессиональных действий и поступков.
По мнению Б.В. Петровского (1988) «Медицинская деонтология - это совокупность этических норм при выполнении медицинским работником своих профессиональных обязанностей, а также принципов поведенияи профессиональных приемов психологического общения с обратившимися к врачу людьми» [33].
Действительно, невозможно представить себе профессиональную деятельность таких врачей как психиатр, психотерапевт (работающих с тяжелыми психическими патологиями), онколог (взаимодействующий с умирающим больным, а также его родственниками), или хирург, например, трансплантолог (решающий проблему трансплантации органа одного человека другому), без соблюдения деонтологических принципов, нарушающих общечеловеческие морально-этические нормы в угоду личным (не всегда гуманистичным) потребностям и мотивам.
Несмотря на то, что основы медицинской деонтологии возникли задолго до формулировки и точного определения данного термина, и определялись исходя из уровня развития медицинского знания и социально-культурных, морально-этических принципов текущего времени, можно сказать, что общечеловеческие, гуманитарно-этические нормы врачебной деятельности во все исторические эпохи обусловливались самой идеей и основной врачебной функцией - лечением, а именно, стремлением облегчить участь страдающего, больного человека [13].
Врачебная этика в последнее время стала серьезным объектом для общественного обсуждения в виду участившихся случаев ее низкого уровня (либо отсутствия вообще).
Клаус Дернер, автор замечательной книги «Хороший врач», пишет:«Призрак бродит по медицине. Это – этика!»[6].
Далее автор рассуждает о том, что «внезапный взрыв «моды» на медицинскую этику раздражает…», объясняя это тем, что исторически врач в принципе обязан задумываться над этической стороной лечебного процесса. При этом в повседневной жизни, несмотря на обилие литературы и даже специализированных курсов в медицинских университетах, случаи нарушения врачебной этики и неэтичного поведения врачей по-прежнему нередки.
К сожалению, данное явление можно наблюдать и в учреждениях медико-социальной экспертизы, что подтверждают проводимые за последнее время исследования и анализ жалоб граждан в субъектах РФ и в ФГУ ФБ МСЭ Минтруда России.
Анализ жалоб выявил их значительное количество, преимущественно связанное с неудовлетворенностью экспертным решением, а также качеством отношения специалистов учреждений к гражданам, характеризуемое больными (и их родственниками) как «поверхностное», «некомпетентное», «невнимательное», «грубое», «жестокое»и даже как «оскорбительно-хамское»…, что напрямую относится к профессиональной культуре и этике общения и слабо согласуется с вышеозвученной функцией «стремлением облегчить участь страдающего, больного человека…».
Очевидно, что субъективная оценка гражданами качества предоставления услугимедико-социальной экспертизы, свидетельствует о значительных недоработках на местах и необходимости срочной корректировки сложившейся ситуации, влияющей на формирование негативного общественного мнения о службе медико-социальной экспертизы в целом. Однако, также очевидно, что целевая аудитория, которой оказывается государственная услуга по проведению медико-социальной экспертизы, является одной из наиболее сложных в психологическом смысле.
Данная ситуация обусловлена множественной взаимосвязью социально-экономических, социально-бытовых и индивидуально-психологических факторов, формирующих высокий уровень эмоциональной напряженности людей, которые нуждаются в социальной поддержке на государственном уровне. Учитывая сложный в психологическом смысле контингент, обращающийсяв учреждения медико-социальной экспертизы, и требование времени, акцентирующее внимание всей социальной общественности и профессиональных сообществ, на повышении уровня оказываемых гражданам социальных услуг и совершенствовании социальной политики в целом, необходимость освоения данной области знаний и их внедрение в поле практической деятельности специалистов медико-социальной экспертизы очевидны.
Основными «мишенями» коррекции существующей ситуации, порождающей неудовлетворенность граждан, может быть недостаточная компетентность специалистов, как в области медико-социальной экспертизы, так и в области социально-психологических взаимодействий с гражданами, которые обращаются в учреждения МСЭ за установлением инвалидности.
Важным для понимания моментом в определении причины недовольства граждан, является именно тот факт, что разделение этих двух составляющих профессиональной компетентности (и знаний по МСЭ, и психосоциальных знаний) практически невозможно! Объясняется это тем, что в экспертной процедуре ее участники - «специалист» и «освидетельствуемый» взаимодействуют целостно, применяя всю совокупность знаний, умений и навыков, привнося в контакт свои индивидуально-психологические особенности. Необходимо отметить, что обучение всех специалистов на циклах повышения квалификации (что означает повышение уровня профессиональной подготовки помедико-социальной экспертизе) осуществляется непрерывно. И здесь ситуация, что называется «под контролем».
В отношении обучения специалистов основам деонтологической этики в приломлении к узкоспециализированной и достаточно молодой специальности «медико-социальная экспертиза», ситуация не однозначная и пока ограничивается лишь единичными случаями затрагивания данных вопросов в статьях и на отраслевых научно-практических конференциях (Шабалина Н.Б. 2010, Науменко Л.Л., 2011; Морозова Е.В., 2011, 2012, 2013).
Методологические основы деонтологии в профессиональной деятельности, именно такого специалиста как врач (специалист по медико-социальной экспертизе), на данном этапе не достаточно разработаны. Из литературных источников известен ряд работ в области деонтологического знания и принципов врачебной этики, касающихся медицинских специальностей по другим отраслям.[5,7,10,25,26,28,29,33,35]
В приложении к экспертной практике известные разработки, в основном, посвящены профессиональной деятельности судмедэкспертов, специфика деятельности которых (а значит и специфика этических аспектов) лишь отчасти, может быть экстраполирована на медико-социальную экспертизу.
В области медико-социальной экспертизы предприняты попытки анализа данной проблемы (Шабалина Н.Б., Герсамия А.Г.; Морозова Е.В.; Волобоева Т.В.) в ракурсе изучения психосоциальной природы возникновения конфликтов в медико-социальной экспертизе и способов преодоления конфликтных ситуаций в экспертной практике. [14, 15, 27, 37]
Изложенное, обусловливает необходимость создания четких векторов, очерчивающих предмет деонтологической проблематики в практике специалистов учреждений медико-социальной экспертизы, который по нашему мнению должен касаться:
- морально-этических аспектов взаимоотношений специалистов, участвующих в оказании государственной услуги по медико-социальной экспертизе и граждан, обращающихся в государственные учреждения медико-социальной экспертизы;
- морально-этических аспектов взаимоотношений между специалистами учреждений медико-социальной экспертизы и родственниками граждан, обращающихся в службу медико-социальной экспертизы;
- морально-этических аспектов допущения экспертных ошибок, возникающих в ходе проведения процедуры медико-социальной экспертизы, влекущих за собой ущемление прав больных и инвалидов;
- морально-этических аспектов ятрогений (высказываний и действий специалистов, влекущих за собой эмоционально-разрушающие последствия для человека);
- морально-этических аспектов межпрофессиональных взаимодействий в коллективе специалистов учреждений службы медико-социальной экспертизы.
Выше очерченные области изучения согласуются с общедисциплинарными деонтологическими принципами и кодексами, декларируемыми международным медицинским сообществом, и полностью отвечают современным общественно-политическим тенденциям, направленным на преодоление формального, антигуманного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
Исходя из очерченного круга вопросов, для повышения качества предоставления государственной услуги по медико-социальной экспертизе, в пособии предусмотрено рассмотрение проблем этики и деонтологии, в их прикладном применении к профессиональной деятельности специалистов с учетом психологии личности больного, личностных и профессиональных факторов специалистов, а также специфических психосоциальных факторов организации и ведения процедуры медико-социальной экспертизы с деонтологических позиций.
Ключевые проблемы, существующей неудовлетворительной ситуации, обусловленной недовольством граждан качеством оказания государственной услуги по медико-социальной экспертизе лежат в плоскости:
- сниженного уровня психологической компетентности специалистов, включая (знания психосоциальных аспектов инвалидности и психологии личности; знания психологических аспектов экспертной процедуры, правил эффективной коммуникации и бесконфликтного общения, умения эффективного изложения информации и вопросовформирования имиджа специалиста учреждения медико-социальной экспертизы).
-индивидуально-психологических (личностных) аспектов специалистов (включая обладание профессионально значимыми для эффективной деятельности операциональными и личностными характеристиками; высокие интеллектуально-когнитивные способности, осознанность мотивации профессиональной деятельности информированность профессиональной идентичности врача-эксперта /специалиста учреждения медико-социальной экспертизы/, стрессойстойчивость, владение навыками психоэмоциональной саморегуляции, профилактики и коррекции стресса и эмоционального выгорания).
- организационно-управленческих аспектов, включая (знание психологических особенностей организации процедуры, навык подбора специалистов и формирования «экспертной команды»; создание эффективной культуры организации окружающего пространства, влияющегона психоэмоциональное состояние человека, обеспечение мониторинга эффективности деятельности специалистов с учетом соблюдения этико-деонтологических принципов процедуры медико-социальной экспертизы).
Очевидно, что для организации доступной и качественной экспертной среды, необходимы определенные материальные ресурсы и теоретические знания для того чтобы правильно, с деонтологических и психологических позиций организовать процесс (особенно в случае наличия наглядных и вполне достойных примеров уже имеющихся в некоторых регионах). Однако освоить психологическую компетентность и проработать индивидуально-психологические аспекты, в смысле наработки «навыков и умений» в теоретическом формате, невозможно! Данный факт принципиально важен, с точки зрения прогнозирования эффективности от прочтения специалистами настоящего пособия и внедрения полученных из него знаний в экспертную практику. Подобное представление, подразумевающее свершившийся «акт учения» в результате ознакомления с новой, пусть даже интересной информацией, ошибочно, так как не гарантирует применения человеком этих знаний на практике. Жизненный опыт многих людей свидетельствует о том, что услышанные (либо прочитанные) рекомендации «о том как надо…», не всегда приводят к их использованию в реальной жизни. Руководителям учреждений медико-социальной экспертизы необходимо осознать, что освоение и наработка навыков эффективной коммуникации бесконфликтного общения и методов психоэмоциональной регуляции, а также проработка личностных (мотивационных) проблем профессионального становления и самореализации, возможна лишь при организации систематизированной тренинговой работы (т.е. практически ориентированной на обучение специалистов и их «тренировку»), дающей большую вероятность прикладноговоплощения сформированных умений в последующей профессиональной жизни специалиста.
Таким образом, основной целью данного методического пособия является: ознакомление со спецификой деонтологической проблематики, уже работающих в медико-социальной экспертизе специалистов (врачей экспертов, психологов, специалистов по социальной работе и среднего медицинского персонала), формирование у них высокоморального сознания и профессионального поведения, обеспечивающего качественное оказание государственной услуги по медико-социальной экспертизе, приобщение их к нравственным традициям отечественной медицины и психологического знания в ракурсе целостного рассмотрения нужд и потребностей каждого конкретного человека, в его взаимосвязи с социумом.
Обозначив основные ключевые направления в изучении вопросов этики, деонтологии и тактики бесконфликтного общения и поведения в профессиональной деятельности специалистов учреждений медико-социальной экспертизы, в дальнейших главах и параграфах подробнее остановимся на каждом из них.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 449;