Эстетические свойства
Эстетические свойства материалов (архитектурно-художественные) объединяют 2 группы свойств. Первая характеризует эстетичность материалов и изделий. Вторая характеризует эстетичность сочетаний с другими материалами и изделиями и с окружающей средой.
Эстетические, или архитектурно-художественные, свойства строительных материалов и изделий определяется такими его параметрами, как форма, цвет, фактура и рисунок (текстура). Эстетические свойства определяются тремя основными видами характеристик: психологическими, физиологическими и физическими. Последние могут быть количественно выражены по результатам простых измерений геометрических размеров или с помощью специальных приборов (фотометров, спектрофотометров, блескомеров и т.п.). Объективная составляющая физиологических параметров цвета также поддаётся количественной оценке с помощью методов колориметрии, учитывающих спектральные характеристики зрительного анализатора среднего (нетренированного) наблюдателя.
Форма материалов, лицевая поверхность (или поверхности) которых воспринимается визуально в процессе эксплуатации, непосредственно влияет на своеобразие фасада или интерьера здания. Эстетичность формы материала и изделия определяется её геометрией (для объёмных изделий - кубическая, параллелепидная, цилиндрическая, лекальная и т.д.; для плоских - квадратная, прямоугольная, многогранная, лекальная и т. д.) и пропорциями (соотношениями) основных размеров.
В современной архитектуре форма облицовочных материалов, как правило, лаконична – квадрат, прямоугольник.
Цвет материалов – это зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на сетчатку глаз человека электромагнитных колебаний, отражённых от лицевой поверхности в результате действия света. В общем случае цвет материала обусловлен следующими факторами: его окраской, свойствами поверхности, оптическими свойствами источников света (известно, например, что цвет одних и тех же обоев по разному воспринимается днём и при искусственном освещении вечером) и среды, через которую свет распространяется, индивидуальными особенностями зрительного анализатора и психофизического процесса переработки зрительных впечатлений в мозговых центрах наблюдателя.
Все цвета материалов можно разделить на две группы – ахроматические (белые, черные и серые всех оттенков) и хроматические (красные, оранжевые, жёлтые, зелёные, голубые, синие, фиолетовые со всеми промежуточными оттенками). Человеческий глаз способен различать до трёхсот оттенков ахроматических и десятки тысяч хроматических цветов.
При качественном описании цвета используют три его основные характеристики - цветовой тон, насыщенность и светлоту:
· Цветовая тональность показывает, к какому участку видимого спектра относится цвет материала. Количественно цветовые тона измеряются длинами волн.
· Насыщенность цвета – степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты.
· Светлота характеризуется относительной яркостью поверхности материала, определяемой коэффициентом отражения, который представляет, соответственно, отношение отражённого светового потока к падающему.
Применяя визуальные методы оценки цвета, используют атласы цвета, картотеку цветовых эталонов и образцы материалов – эталонов.
Цветовые атласы – альбомы или наборы большого количества ахроматических и хроматических красок, предварительно систематизированных.
Картотека цветовых эталонов – комплект карточек различных цветов, каждому из которых присвоен определённый номер.
Фактура – видимое строение лицевой поверхности материала, характеризуемое степенью рельефа и блеска.
По степени рельефа выделяют гладкие, шероховатые (высота рельефа до 0,5 см) и рельефные (высота рельефа более 0,5см) фактуры.
Различают два вида рельефных фактур: организованную (с повторяющимся равномерным, часто геометрическим рисунком рельефа) и неорганизованную (с неравномерным, хаотическим рисунком). Пример первой - регулярная рифлёная фактура природного камня, второй - фактура бетона с обнажённым заполнителем или каменная фактура скалы.
По степени блеска различают блестящие и матовые фактуры
У природных и большинства искусственных материалов текстура образуется видимыми на их поверхностях различными по форме, размеру, характеру пространственного расположения, цвету отдельными составными элементами: у древесины - годичными слоями, сердцевинными лучами, сосудами, волокнами; у естественного камня — зёрнами, прожилками, порами; у бетона - цементным камнем, мелким и крупным заполнителем и т.д.
Текстура и цвет служат важными диагностическими признаками для распознавания пород минералов и древесины. Опытные архитекторы, строители и специалисты-материаловеды легко по внешним признакам различают десятки пород древесины и естественных каменных материалов. Текстура древесины, отражающая её анатомическое строение, во многом определяет её художественно-декоративную ценность. Лиственные породы обладают, как правило, более выразительной и богатой текстурой, чем хвойные. Характер текстуры древесины резко изменяется в зависимости от направления разреза ствола (рис. 1.6): поперечного (торцового) или продольного (радиального и тангентального).
Рис 2.Основные разрезы ствола
Древесные породы с чётко выраженными, заметными на продольном разрезе широкими сосудами имеют так называемую штриховую текстуру, причём, если эти штрихи собраны в широкие полосы (как, например, у дуба и ясеня), то текстура называется полосоштриховой, а если штрихи расположены беспорядочно (например, у грецкого ореха и эвкалипта), то - рассеянно-штриховой. Породы древесины с чётко различимыми сердцевинными лучами (дуб, бук, платан и др.), которые видны на радиальных разрезах как блестящие зеркальца - прерывистые полоски или пятна, характеризуются зеркальчатой текстурой. На тангенциальных разрезах этих пород видна чешуйчатая текстура древесины. Породы древесины со слабо различимым анатомическим строением (например, берёза, самшит, груша) называют слаботекстурными. По декоративности зеркальчатая текстура выше чешуйчатой, поэтому для облицовки панелей и мебели строганый радиальный шпон (тонкий срез) предпочтительнее тангенциального.
Рисунок– различные по форме, размерам, расположению, сочетанию, цвету линии, полосы, пятна и др. элементы на лицевой поверхности материала. Если упомянутые элементы создала природа, рисунок называют текстурой (например, текстура древесины, природного камня). Рисунок на поверхности материала и изделия может быть естественным или искусственным.
Выделяют рисунки, вызывающие функциональные аналоги (например, растительный орнамент), геометрические, слабо или явно (ярко) выраженные, крупно – или мелкомасштабные. Рисунок (текстура), как и другие эстетические характеристики, влияет на своеобразие наружной и внутренней отделки зданий, сооружений.
Цветовые характеристики особенно важны для оценки качества отделочных материалов, применяемых в наружной и во внутренней отделке зданий и сооружений. Поскольку цвет является одним из важнейших факторов производственного и бытового комфорта, при выборе отделочных материалов необходимо учитывать не только их собственные цветовые характеристики, но и определенное психологическое воздействие конкретных сочетаний цвета различных материалов (или покрасок) - цветовых гармоний.
Проектируя здание и его отделку, выбирая необходимые отделочные материалы, архитектор должен принимать во внимание (кроме объективных факторов, обусловливающих цветовые ощущения - источники света, среда и т.п.) взаимосвязь цвета и фактуры поверхности, цвета и формы, роль светотени и рефлексов в восприятии цвета. Так, с помощью цвета можно зрительно «разрушить» стену, исказить объем, изменить пропорции объекта, а цветные рефлексы могут изменять оттенки поверхностей, например, при покрытии пола красным ковром белые стены будут восприниматься бледно-розовыми. В интерьере отделка удалённой торцовой стены материалом насыщенного тёплого цвета способствует уменьшению воспринимаемой длины помещения, а применение холодного ненасыщенного, наоборот, зрительно удлиняет его.
Значительные изменения цвета материалов происходят и в естественных условиях эксплуатации. Способность материала в течение длительного времени сохранять в эксплуатационных условиях без изменения свой цвет характеризуется его цветоустойчивостью. Это свойство искусственных материалов в значительной степени определяется стойкостью применённых пигментов. Изменение цвета окрашенных полимерных материалов наблюдается также по мере их старения.
Текстура каменных и древесных материалов усиливается при полировке и прозрачной отделке поверхности мастиками и лаками. Выразительность естественного рисунка камня, стеклокристаллических и некоторых полимерных и других материалов увеличивается направленным освещением поверхности, игрой светопроницаемых, глухих и блестящих включений. Современная технология производства искусственных, прежде всего полимерных, отделочных материалов позволяет получать почти неограниченное разнообразие рисунков, включая специально созданные декоративные текстуры.
Искусственные рисунки различаются по многочисленным признакам: характеру, масштабу, раппорту (повторяющаяся часть рисунка, узора), количеству и характеристике цветов и их сочетаниям и т.д. Рисунок может наноситься и не на поверхность материала, а располагаться под прозрачным верхним слоем (например, на внутренней стороне прозрачной полимерной плёнки в многослойных отделочных материалах и линолеумах). Рисунок материала может создаваться на его поверхности не цветом, а сочетанием разного рельефа (травлением на стекле, сочетанием петельного и разрезного ворса ковровых материалов), перфораций (на акустических плитах) и другими способами.
Оценка эстетических свойств строительных материалов и изделий производится как методами измерения их физических параметров, так и визуальным сопоставлением с утверждёнными эталонами. При визуальном методе оценка цвета, фактуры и рисунка производится в тех же условиях освещения, при которых предполагается эксплуатация материала.
Вопросы для самоконтроля
1.В чём разница между истинной и средней плотностью материала?
2.Что такое морозостойкость? В чём она измеряется?
3.Что такое огнестойкость и огнеупорность?
4.Что такое прочность материала и чем она характеризуется?
5.Приведите примеры упругих, пластичных и хрупких материалов.
6.Каковы методы определения твёрдости?
.
Дата добавления: 2017-05-02; просмотров: 14573;