В) Августовский путч 1991 г. и распад СССР.
19 августа 1991 г. началось выступление консервативного крыла в руководстве КПСС, которое не устраивал проект нового Союзного договора. В отсутствие Президента СССР в столице (он был в Крыму на отдыхе) был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), который объявил своей целью преодоление глубокого и всестороннего кризиса и сохранение СССР. В ГКЧП вошли восемь высших представителей союзного руководства во главе вице-президентом СССР Г.И.Янаевым. ГКЧП приостановил деятельность политических партий, запретил митинги и демонстрации. Одновременно он обещал снизить цены (что было экономически невозможно) и выделить всем горожанам дачные участки. В Москву были введены танки, был объявлен комендантский час.
Путч был подавлен благодаря активному противодействию российских властей, возглавивших народное сопротивление. Ельцин 19 августа специальным указом объявил действия ГКЧП незаконными и преступными и временно переподчинил себе силовые структуры СССР на территории России, отменил приказ о введении войск в Москву. На защиту российской власти встали тысячи людей в Москве и других городах России. 21 августа заговорщики были арестованы.
Горбачев вернулся в Москву, но реальная власть уже принадлежала российскому руководству во главе с Ельциным. Августовские события резко изменили положение дел в стране. Президент Ельцин подписал указ о запрете деятельности КПСС на территории России, аналогичные указы утвердили лидеры союзных республик.
Неудавшийся государственный переворот сорвал подписание Союзного договора и ускорил распад СССР. Литва и Грузия провозгласили государственную независимость еще до путча. О своей независимости с началом путча объявили Эстония и Латвия, сразу после его подавления – Украина. В конце августа их примеру последовали Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Узбекистан и Киргизия. Попытки Горбачева добиться заключения нового союзного договора успеха не имели.
8 декабря в Беловежской Пуще лидеры России, Украины и Белоруссии Б.Н.Ельцин, Л.М.Кравчук, С.И.Шушкевич подписали соглашение о прекращении существования СССР и образовании тремя республиками Содружества Независимых Государств (СГН). 21 декабря главы одиннадцати бывших союзных республик (кроме Прибалтики и Грузии) подписали Декларацию об образовании СНГ. 25 декабря Горбачев сложил с себя полномочия Президента СССР и ушел в отставку.
Внешняя политика.
Внешнеполитический курс советского руководства в эпоху перестройки получил наименование “нового политического мышления”, так как М.С.Горбачев дал его теоретическое обоснование в книге “Новое политическое мышление для нашей страны и для всего мира”.
В основу философско-политической концепции нового советского курса был положен тезис о многообразном, но целостном и взаимозависимом мире. Отсюда следовала невозможность решения международных проблем силовыми методами. Вместо баланса сил универсальным способом решения международных конфликтов объявлялся баланс интересов, устанавливаемый на основе приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, государственными..
Советское руководство создало новую внешнеполитическую доктрину, исходя, прежде всего, из прагматических соображений. Экономика СССР не выдерживала колоссальных нагрузок “холодной войны”. Кроме того, советская сторона была заинтересована в притоке западных инвестиций для проведения экономических реформ. Наконец, в новом курсе можно увидеть закономерное продолжение хельсинкского процесса и стремление ослабить угрозу ядерного самоуничтожения человечества.
Смена внешнеполитического курса началась со смены главы внешнеполитического ведомства. В июле 1985 г. вместо А.А.Громыко, возглавлявшего МИД СССР в течение 30 лет, министром стал бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э.А.Шеварднадзе, не отягощенный грузом традиций советской дипломатии. Последовало значительное обновление руководства МИД, было заменено 10 из 12 заместителей министра, большинство начальников управлений. При сохранявшейся системе партийного руководства, в ЦК КПСС непосредственно отвечал за международную деятельность А.Н.Яковлев, однако все ключевые решения по внешнеполитическим вопросам принимал лично Горбачев.
Были определены три основных направления внешней политики:
1) нормализация отношений Восток – Запад через разоружение,
2) разблокирование региональных конфликтов,
3) установление тесных и взаимовыгодных экономических контактов с различными странами.
Начались интенсивные советско-американские встречи на высшем уровне. Горбачев и президент США Р.Рейган встречались в Женеве (ноябрь 1986 г.), Рейкьявике (октябрь 1986 г.), Вашингтоне (декабрь 1986 г), Москве (июль 1988 г.). Результатом сложных переговоров стало подписание в декабре 1987 г. исторического соглашения об уничтожении целого класса ядерных вооружений – ракет среднего и ближнего радиуса действия. В июле 1991 г. во время визита в Москву президента США Д.Буша было подписано новое соглашение – о 40-процентном сокращении стратегических вооружений СССР и США. Также были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества и экономических отношений между СССР и США. Сам климат Восток–Запад стал радикально меняться. Исчезла непосредственная угроза термоядерного конфликта.
Важным результатом смены внешнеполитической стратегии стало окончание афганской войны, унесшей 14 тысяч жизней советских солдат и офицеров. В мае 1988 г. начался вывод советских войск из Афганистана, 15 февраля 1989 г. он был завершен.
Прекращение войны в Афганистане и смена руководства КНР позволили улучшить советско-китайские отношения. Важный импульс этому дал визит Горбачева в Пекин в мае 1989 г.
Усилиями советских и западных дипломатов удалось добиться результатов в урегулировании конфликтов в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. СССР отказался от поддержки диктаторских режимов в Ливии и Ираке. А во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиции поддержки Запада по обузданию агрессии Ирака против Кувейта.
Перестройка в СССР повлекла за собой цепную реакцию революций в Восточной Европе. В 1989 г. под давлением демократической оппозиции, в ходе массовых выступлений пали коммунистические режимы в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии, произошел раскол Югославии. Набирало силу объединительное движение в Германии. В конце 1989 г. рухнула Берлинская стена – символ противостояния двух политических систем. В июле 1990 г. Горбачев неожиданно быстро дал согласие на объединение ГДР и ФРГ. Социалистическое содружество прекратило свое существование. В 1990 г. были распущены Организация Варшавского Договора и Совет Экономической Взаимопомощи.
В целом позиции СССР в 1985-1991 гг. в мире резко ослабли. Страна утратила былых союзников, лишилась прежнего влияния. Однако СССР избавился от непосильного бремени гонки вооружений и противостояния сообществу развитых стран.
Благодаря “новому политическому мышлению” авторитет Горбачева на Западе был очень высок. В 1990 г. Шведская королевская академия присудила ему Нобелевскую премию мира, что представляется вполне закономерным. Мир стал безопаснее, с падением социалистической системы завершилась “холодная война”.
Положение церкви.
Ситуацию, которая сложилась в годы перестройки в религиозной сфере, позднее будут называть “вторым крещением Руси”. Для него характерны значительное усиление авторитета Русской Православной Церкви в обществе, значительный рост количества церковных приходов и прихожан, возвращение РПЦ пустовавших или использовавшихся не по назначению храмов, возрождение закрытых в 1920-1960-е гг. духовных семинарий. Все это стало возможным благодаря тому, что руководство партии и государства отказалось от принципов воинствующего атеизма и стало рассматривать Церковь не как своего идейного врага, а как идеологически нейтральную силу, которая по некоторым вопросам может выступать и союзником.
Кульминационным моментом в процессе установления новых отношений между Церковью и обществом стали юбилейные торжества в честь 1000-летия Крещения Руси, которые проходили летом 1988 г. В рамках юбилея состоялся Поместный Собор, который канонизировал новых святых, в том числе святого благоверного Димитрия Донского, блаженную Ксению Петебургскую (ранее местночтимую) и др.
После юбилейных торжеств сближение позиций Церкви и государства по социальным вопросам приобрело необратимый характер. Священнослужители стали постоянными участниками программ радио и телевидения, демократические журналы печатали материалы о священниках, ставших жертвами сталинских репрессий. Некоторые клирики были избраны на съезды народных депутатов СССР и РСФСР (в частности, митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, отец Глеб Якунин, позднее запрещенный в служении).
В 1990 г. скончался Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков). Поместный Собор из трех кандидатов выбрал нового Патриарха. Им стал митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Алексий (Ридигер). Свои основные усилия Патриарх Алексий II направил на борьбу за единство Церкви. Угроза раскола РПЦ в начале 1990-х гг. представлялась вполне реальной. Среди клириков и мирян выделилось течение, выступавшее за обновление церковной службы: упрощение литургики, перевод молитв на современный русский язык и др. нововведения. Благодаря воле и энергии Патриарха Алексия опасность нового обновленческого раскола была преодолена.
Однако не удалось избежать раскола Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Митрополит Киевский и Украинский Филарет (Денисенко), кандидатура которого выдвигалась при выборах Патриарха, но не набрала большинства голосов, взял курс на независимость Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата. Провозглашение Украиной государственной независимость ускорило раскол Церкви в этой стране. Но преобладающая часть православных на Украине осталась в лоне УПЦ МП.
Значительное оживление духовной жизни происходило не только в среде православных, но и у представителей других конфессий и религий: у католиков, протестантов, мусульман, буддистов, иудеев и т.д.
Культура.
Одним из главных достижений перестройки в духовной сфере являлась свобода слова, получившая название политики гласности. Первой ласточкой гласности стал фильм Т.Е.Абуладзе “Покаяние”, вышедший на экраны страны в конце 1986 г. В аллегорической форме фильм рассказывал о злодеяниях сталинского режима.
В январе 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС Горбачев призвал к расширению и углублению процесса гласности, и на этот призыв сразу же откликнулись представители творческой интеллигенции. Во всех областях культурной жизни зазвучало то, что прежде обсуждалось тайком на кухне, стало доступным для широкого круга читателей и зрителей то, что составляло культурный “авангард”, “андеграунд” 1970-х гг. с множеством эстетических течений, идей и форм.
Одним из главных направлений политики гласности была критика Сталина и наследия сталинской эпохи. На страницах периодической печати регулярно появлялись острые публикации о преступлениях сталинизма. Особенно много таких материалов появлялось в газете “Московские новости” (главный редактор – Е.В.Яковлев) и в журнале “Огонек” (главный редактор – В.А.Коротич). Но, наглядно подтверждая горбачевский тезис о плюрализме мнений, демократическим изданиям оппонировали журналы “Наш современник”, “Молодая гвардия”, “Москва”.
Критиковался не только сталинизм, но и эпоха застоя. Однако вначале неприкосновенной какое-то время оставалась тема В.И. Ленина. Но уже с 1988 г. критика Ленина перестала быть запретной темой. В журнале “Октябрь” была опубликована повесть В.С.Гроссмана “Все течет”, антиленинская направленность которой была очевидна. Антиленинский заряд несли в себе книги А.И.Солженицына “Архипелаг Гулаг” и “Красное колесо”, впервые напечатанные в нашей стране в 1988-1989 гг. В 1989 г. журнал “Наука и жизнь” опубликовал работу философа А.С.Ципко “Истоки сталинизма”, в которой автор позиционировал Сталина как верного ученика и последовательного продолжателя дела Маркса и Ленина. Таким образом, набиравшая обороты политика гласности пошла значительно дальше критики сталинизма и стала исследовать генезис и основания социалистической системы, что объективно угрожало самой перестройке, идущей в рамках этой системы.
Политика гласности способствовала возвращению к читателям произведений эмигрантов и репрессированных писателей: Д.С.Мережковского, В.В.Набокова, В.Ф.Ходасевича, А.П.Платонова, Б.А.Пильняка, В.Т.Шаламова и др. В литературных журналах были опубликованы произведения, которые раньше не пропускала цензура: “По праву памяти” А.Т.Твардовского, “Реквием” А.А.Ахматовой, “Доктор Живаго” Б.Л.Пастернака, “Белые одежды” В.Д.Дудинцева, “Дети Арбата” А.Н.Рыбакова, “Мы” Е.И.Замятина и др.
Кульминационной точкой процесса освобождения слова можно считать снятие запрета с творчества представителей “третьей волны” русской эмиграции: И.А.Бродского, В.П.Аксенова, С.Д.Довлатова, В.Е.Максимова, В.В.Войновича и др. Многие из представителей литературы русского зарубежья стали приезжать на Родину. В конце 1988 г. советские читатели узнали о присуждении Нобелевской премии в области литературы Бродскому. Он стал пятым по счету отечественным нобелевским лауреатом после И.А.Бунина, Б.Л.Пастернака, А.И.Солженицына, М.А.Шолохова.
Появились в литературе и новые имена. Проза Ю.Полякова, С.Каледина, Л.Петрушевской, В.Пьецуха, В.Попова отличалась критическим взглядом на современную действительность и эстетическим своеобразием, не укладываясь в рамки социалистического реализма. В целом, доминировавшее в советской литературе течение социалистического реализма осталось в прошлом. Классовый подход, существовавший ранее и в искусстве, сменился признанием общечеловеческих ценностей.
Были напечатаны мемуары политических деятелей, ранее изъятые и никогда не публиковавшиеся в СССР. Это работы как деятелей партии, противников Сталина – Н.И.Бухарина, Л.Д.Троцкого, Ф.Раскольникова и др., так и лидеров Белого движения А.И.Деникина, П.Н.Врангеля, представителей либеральной интеллигенции П.Н.Милюкова, П.Б.Струве, Н.А.Бердяева.
В режиме идейных дискуссий развивалась публицистика. С 1989 г. стала издаваться серия публицистических сборников “Перестройка: гласность, демократия, социализм”. Первая из книг серии “Иного не дано” имела Ошеломляющий успех. Достаточно широкое признание получили и другие издания этой серии. Острые статьи Н.П.Шмелева, Г.Х.Попова, В.И.Селюнина, О.Р.Лациса, А.М.Миграняна, Т.И.Заславской и других экономистов, философов, политологов, выступавших в публицистическом жанре, будили мысль и формировали активную жизненную позицию у миллионов читателей.
Кинематограф тоже испытал влияние политики гласности. Кроме уже упоминавшегося “Покаяния” Т.Е.Абуладзе, яркими событиями в искусстве стали фильмы Э.А.Рязанова “Забытая мелодия для флейты”, В.А.Пичула “Маленькая Вера”, М.А.Захарова “Убить дракона”, экранизация повести М.А.Булгакова “Собачье сердце”, созданная режиссером В.А.Бортко.
В творческих поисках находилось и телевидение. Огромной популярностью у зрителей пользовались информационно-публицистические программы “Взгляд”, “Пятое колесо”, возрожденный после многолетнего перерыва “КВН”.
Однако в эпоху перестройки культура уже начала испытывать влияние рынка. В страну хлынул поток западной массовой культуры, особенно американской. Во множестве видеосалонов демонстрировались эротические, а подчас и порнографические иностранные фильмы. Погоня за прибылью заставляла и отечественных издателей печатать то, что пользуется спросом у широкой публики. Прилавки книжных магазинов заполнились детективами, фантастикой, эротической литературой достаточно низкого эстетического уровня. На телевидении огромные рейтинги имели передачи с участием экстрасенсов А. Кашпировского и А. Чумака. Эти негативные тенденции связаны с тем, что перестройка вызвала крах ценностных ориентиров и социальных мифов “реального социализма”, а взамен предложила достаточно размытый набор абстрактных общечеловеческих ценностей, к восприятию которых общество оказалось не готово.
Выводы.
Задуманная с целью обновления и улучшения социализма, перестройка привела к прямо противоположным результатам – к крушению социалистической системы, распаду СССР, падению коммунистических режимов в Восточной Европе.
Начиная перестройку, Горбачев и его окружение не имели продуманного стратегического плана реформирования страны.
Кризисная ситуация в экономике лишь усугублялась. Экономические реформы оказались неэффективными, так как попытка соединить план и рынок утопична по сути.
Гласность не улучшила условий жизни. Она лишь усиливала критические настроения в обществе и ускоряла поляризацию политических сил. Именно политика гласности во многом определила необратимый характер перемен в обществе, раскрепостив сознание десятков миллионов.
К началу 1990-х гг. стала очевидной невозможность осуществления реформ в СССР в рамках социалистического выбора. "Революция" М.С.Горбачева потерпела поражение.
Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 404;