Техника передач мяча сверху


Техника выполнения различных верхних передач имеет также некоторые отличия, которые обусловлены их тактическим назначением в связи с розыгрышем мяча для нападающих ударов.

Основой техники верхних передач является правильное расположение рук, и в особенности кистей и пальцев, на мяче при взаимодействии с мячом.

Рис. 25. Правильное расположение кистей и пальцев рук при передачи мяча сверху

На рис. 25 показано расположение пальцев, из которого видно, что мяч соприкасается с ногтевыми и средними фалангами больших, указательных и средних пальцев, расположенных симметрично по отношению к мячу. При этом амортизация мяча осуществляется благодаря тыльному сгибанию указательного и среднего пальцев. Безымянный палец и мизинец несут лишь вспомогательную роль, поддерживая мяч справа и слева.

Техника второй передачи обусловлена незначительной встречной скоростью полета мяча (5-6 м/с) и требованиями, предъявляемыми к траектории полета мяча. К этим требованиям относятся соразмерность скорости полета мяча с ритмом и скоростью разбега нападающего и выбор такой траектории передачи, при которой атакующий игрок сможет произвести удар без блока или имея против себя одного блокирующего игрока соперника.

Вторая передача мяча состоит из исходного положения и трех последовательных фаз: встречного движения спортсмена к мячу, фазы амортизации и вылета мяча и сопровождающего движения рук.

Наиболее распространена вторая передача мяча вперед из опорного исходного положения. Этот способ передачи применяется разыгрывающим игроком при атакующих действиях. Техника ее выполнения заключается в следующем.

Рис. 26. Вторая передача: а - контурограмма, б - хронограмма, в - динамограмма, г - циклограмма

В исходном положении туловище игрока расположено вертикально, ноги согнуты. Степень их сгибания зависит от высоты траектории полета мяча: чем выше нисходящая ветвь траектории, тем меньше угол сгибания ног (рис. 26).

В первой фазе движения в результате сгибания ног в суставах ЦТТ опускается вниз, руки подготавливаются к приему мяча.

Затем, в основной фазе, следует выпрямление ног и встречное движение рук к мячу.

Еще до момента соприкосновения пальцев с мячом углы между плечом и предплечьем, предплечьем и кистью увеличиваются. В конце этой фазы степень мышечного напряжения несколько возрастает. Причем в большей мере напрягаются мышцы предплечья и в меньшей мере мышцы плеча.

Первая подфаза рабочей фазы (амортизация) длится от соприкосновения с пальцами рук до максимальной потери скорости полета мяча - приблизительно 0,025-0,030 с. При этом общий центр тяжести тела волейболиста продолжает подниматься в результате непрекращающегося разгибания ног; руки, разгибаясь в локтевых суставах, постепенно увеличивают скорость своего движения в пространстве.

Одновременно с этим значительно увеличивается тыльное сгибание кисти - увеличивается угол между предплечьем и кистью. Этот процесс сопровождается значительным напряжением общего разгибателя кисти и пальцев, которое в данный момент превышает напряжение всех других поверхностных мышц руки.

Под воздействием силы, образуемой массой и скоростью летящего мяча, указательный и средний пальцы при соприкосновении с мячом приходят также в положение тыльного сгибания (амортизации). Однако скорость движения рук продолжает постепенно повышаться, что происходит благодаря разгибанию рук и ног.

Вторая подфаза рабочей фазы (сообщение мячу нового движения и вылет его) длится 0,25-0,30 с. Сообщение мячу нового движения по определенной заданной траектории требует увеличения мышечных усилий. Эти усилия проявляются в слитном, согласованном движении ног, туловища и рук. Если траектория мяча направлена под углом 60° к горизонтали, туловище волейболиста находится в вертикальном положении, ноги продолжают разгибаться, ЦТТ смещается несколько вверх - вперед. В результате увеличения усилий, прилагаемых к опоре, пятки отрываются от площадки, вес тела переносится на носки обеих ног. Кисти и пальцы рук после тыльного сгибания, взаимодействуя с мячом, упруго выпрямляются, придавая мячу новое поступательное движение.

Увеличение мышечных усилий в этой части рабочей фазы вызывает увеличение скорости движения рук в пространстве. Особенно активное разгибание рук в этом способе передачи происходит в локтевом суставе, благодаря чему к моменту вылета мяча руки почти полностью выпрямляются.

В результате всех этих движений мяч вылетает со средней начальной скоростью 11 м/с (при встречной средней скорости 6 м/с). В заключительной фазе - сопровождении мяча - ноги продолжают разгибаться почти до полного выпрямления. Туловище игрока и руки также выпрямляются и смещаются вверх - назад. Степень мышечного напряжения постепенно снижается и приходит к исходному уровню.

Как только движение прекращается, волейболист опускает вниз руки и принимает игровую стойку.

Рис. 27. Техника второй передачи мяча вперед на край сетки

Особенности техники выполнения второй передачи мяча вперед на край сетки из зоны выходящего игрока заключаются в следующем. Для того чтобы направить мяч по высокой и далекой траектории, волейболисту необходимо приложить значительные усилия как к опоре, так и к мячу. Для развития этих усилий игрок уже в исходном положении значительным сгибанием ног в коленных суставах создает предпосылки для увеличения пути ЦТТ в подготовительной и рабочей фазах движения (рис. 27).

Скорость смещения частей тела в пространстве в подготовительной и рабочей фазах при движении рук навстречу мячу, амортизации и вылете мяча превышает их скорость при рассмотренной нами обычной передаче.

Движения рук, кистей и пальцев остаются стабильными, только степень их мышечного напряжения возрастает. При этом увеличение усилий сопровождается отрывом подошвенных частей стопы от поверхности площадки после вылета мяча из рук в фазе сопровождения мяча. В данном случае резкое отталкивание от опоры характеризуется реактивным всплеском динамографической кривой.

Рис. 28

 

Рис. 29. Техника передачи мяча в прыжке

Особенности техники второй прострельной передачи мяча вперед из зоны выходящего игрока заключается в более кратковременном кистевом движении рук в подготовительной и рабочей фазах.

Сложность выполнения таких передач состоит в необходимости так соразмерить свои усилия, чтобы мяч, набрав довольно большую начальную скорость, предельно снизил ее над сеткой в зоне удара.

Согласованность действий разыгрывающего игрока с атакующим при ударе "на взлете" показана на рис. 28, из которого видно своеобразие фазовой структуры данной передачи.

Первая ее особенность - наиболее высокое исходное положение пасующего игрока, вторая - кистевой характер передачи. Кроме этого, видно, что мяч вылетает из рук пасующего волейболиста только в тот момент, когда атакующий игрок уже оттолкнулся от поверхности площадки и, находясь в безопорном положении, готовит руку к замаху для удара по мячу.

Техника передачи мяча в прыжке показана на рис. 29. Искусство второй передачи во многом зависит от движения рук, кистей и пальцев (рис. 30, 31, 32).

Прилагаемые картинки:
Рис. 30. Искусство второй передачи Рис. 31. Искусство второй передачи Рис. 32. Искусство второй передачи


Дата добавления: 2017-04-05; просмотров: 1639;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.