ОТ КАМЕННЫХ ПЕТРОГЛИФОВ К СОВРЕМЕННЫМ ИЗДАНИЯМ
История книги – это составная часть истории культуры, а сама книга –«инструмент насаждения мудрости» (Я. Коменский), наиболее полное и всестороннее выражение культуры человечества. Другие средства массовой коммуникации, даже такие прогрессивные, как телевидение, – только вспомогательные средства развития культуры. Зарождение и развитие книги неразрывно связаны с развитием общества. Недаром Ф. Бэкон видел в книгах «корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Книга помогает обществу совершенствоваться, перенимать и использовать всю массу знаний, накопленных человечеством. С другой стороны, прогрессивное развитие общества, его растущие интеллектуальные запросы заставляют совершенствовать технологию производства книги и организацию ее распространения. Анализ социальной и культурной среды, в которой создается и функционирует книга, – обязательная исходная точка для исследователя ее исторического развития. В зависимости от задач, которые в разные эпохи приходится решать книге, меняется и ее тематическое содержание. Эти изменения также одна из специфических проблем истории книги. Нельзя обойти вниманием и проблему формирования читательской аудитории – процесс этот определяется общим культурным уровнем общества, состоянием системы просвещения.
Книга – это особая форма организации и хранения письменных текстов, объединенных определенной тематикой. В общетехническом понятии, как изделие полиграфической промышленности, книга – это непериодическое печатное издание в виде сброшюрованных и заключенных в переплетную крышку (обложку) листов, на которых представлена текстовая и изобразительная информация.
Книга является, с одной стороны, источником информации и предназначена выполнять посреднические функции для передачи читателю определенной совокупности сведений. С другой стороны – это предмет, изготовленный вручную или с помощью технических средств, призванный обеспечить восприятие заложенной в него информации наилучшим образом. Обеспечение максимально благоприятного восприятия информации, представленной в книге, достигается за счет удобочитаемости шрифтовых знаков, отсутствия искажений в изобразительной информации, создания элементов оформления, позволяющих в наиболее благоприятной форме довести замысел автора до читателя. Целостное восприятие как художественного строя книги, так и ее информационной составляющей требует видеть ее знаковые, орнаментальные, изобразительные элементы не изолированно, а в определенной связи с самим содержанием издания.
Вся техническая сторона книги – выбор и обработка материалов, их физические свойства: цвет, шрифты, формат, способ скрепления и другие показатели качества – входят неотъемлемой составляющей в восприятие книжного или другого издания как предмета искусства.
Характер оформления книги позволяет отразить ее принадлежность к тому или иному виду издания, например:
- художественная литература;
- учебник;
- справочник и т.п.
В значительной мере книгу характеризуют иллюстрации, расположенные внутри книги или вынесенные на обложку. Однако формат издания, тип переплета или обложки и другие детали оформления призваны подчеркнуть саму суть содержания книги, позволить читателю с первого взгляда «войти в глубину» авторского замысла.
В разных странах на протяжении веков, отражая культуру общества того или иного государства, происходило формирование как внутреннего содержания книги, так и ее внешнего вида.
Дата добавления: 2017-04-05; просмотров: 1588;