Массовая и элитарная культура
Чрезвычайно важный аспект социологического среза структуры культуры связан с выделением таких ее элементов, как массовая и элитарная культура.
Прототипы явлений массовой культуры имеют место уже в древних цивилизациях. Знаменитый лозунг римского плебея «Хлеба и зрелищ», образ жизни и развлечения, ему соответствующие, — все это культурные феномены, которые могут быть квалифицированы как относящиеся к массовой культуре.
Однако массовая культура в ее сложившемся виде появляется только в новейшее время. Этому способствовали прежде всего процессы социального характера: слом сословных перегородок и появление большого количества людей, условия жизни которых оказывались существенно сходными. Соответственно существенно сходными оказывались и их потребности. Прежняя традиционная культура, ранжированная по сословному принципу, уже не могла их удовлетворить, появился спрос на новую культуру.
Одновременно с этим происходили кардинальные изменения в научно-технической сфере. Одним из результатов явилось изобретение и внедрение в широкую практику новых средств тиражирования и трансляции культурной информации.
Переплетение двух этих процессов — социального и научно-технического — и породило массовую культуру. Таким образом, один из важнейших признаков массовой культуры имеет количественный характер: широта ее распространения, охват ее влиянием большого количества людей.
Поскольку эти люди живут в приблизительно одинаковых условиях и имеют существенно сходные потребности, массовая культура, призванная удовлетворять эти потребности, отличается высоким уровнем стандартизации, это — другой ее отличительный признак.
В силу своих особенностей массовая культура способна выполнять весьма разнообразные и разнонаправленные функции.
В научной литературе и в обыденных суждениях общим местом является суровое осуждение массовой культуры. У истоков этой традиции стоит испанский философ Ортега-и-Гассет (1883 – 1955). В своих знаменитых трудах «Дегуманизация искусства» и «Восстание масс» он нарисовал впечатляющую картину кризиса современной культуры, одной из причин которого он считал появление массовой культуры. Надо сказать, что поводов и материала для такого рода выводов более чем достаточно.
Действительно, усредненность массовой культуры порождает усредненного человека, лишенного черт индивидуальности. Здесь человекотворческая функция культуры выступает в своем обнаженном и зачастую карикатурном виде.
Однако не надо забывать, что у массовой культуры есть и другая сторона. Именно в силу своих количественных особенностей — широты охвата людей той или иной страны или нескольких стран, она может выполнять коммуникативную функцию, т. е. служить средством связи внутри больших масс людей. Это происходит благодаря тому, что массовая культура вырабатывает простые и понятные языки общения. Современные люди говорят цитатами из популярных фильмов, песен, рекламных роликов, из этих же и подобных источников черпают представления о том, как надо одеваться, жестикулировать, выражать свои эмоции и т. д. Благодаря этому они быстрее находят общий язык, нежели это было возможно ранее, когда жители даже внутри одной страны значительно отличались между собой по многим культурным параметрам.
Коммуникативная функция массовой культуры тесно связана с интегративной. Она заключается в том, что простота форм, доступность и понятность содержания массовой культуры делают ее способной объединять большие массы людей вокруг определенных ценностей, смыслов, принципов.
Но что это за ценности, смыслы и принципы? Вот это и есть главная проблема массовой культуры. Ее средствами можно внушать идеалы добра, побуждать к созидательной деятельности, а можно внедрять в сознание принцип вседозволенности, ограничивать ценностный горизонт размерами счета в банке и т. д.
Таким образом, используя известное выражение, можно сказать, что массовая культура «что дышло: куда повернул, туда и вышло».
Кто же и что же «поворачивает» массовую культуру в ту или иную сторону?
Отвечая на этот вопрос, нужно отметить, что особенность массовой культуры заключается в ее теснейшей связи с высокодоходным бизнесом. Соответственно «зеленую улицу» получает та культурная продукция, которая хорошо продается и дает большую прибыль. Не стоит удивляться, что эта продукция зачастую оказывается низкопробной, вульгарной по форме и содержанию. Дельца от шоу-бизнеса, издательского дела, киноиндустрии это волнует меньше всего: для него главное — прибыль.
Ситуация обостряется еще и тем, что массовая культура широко используется и в политической сфере как средство манипуляции сознанием людей.
Таким образом, массовая культура — это не просто «дышло». Сравнение уже оказывается явно недостаточным. Массовую культуру можно уподобить атомной энергии, которая может быть использована и как «мирный атом», и как огромная разрушительная сила. Отсюда необходимость социального контроля и социального регулирования процессов развития и функционирования массовой культуры.
Антиподом массовой культуры является элитарная культура. Они отличаются друг от друга по всем параметрам. Элитарная культура использует языки и поднимает проблемы, мало понятные широким массам, круг ее потребителей ограничен. Может создаться впечатление, что элитарная культура и нужна только этому ничтожному меньшинству и не имеет никакой общественной пользы.
Однако это далеко не так. Главная функция элитарной культуры заключается в том, что она является своего рода лабораторией, где ведутся поиски новых форм выражения не только традиционного и не только остросовременного содержания культуры, но и таких его проблем и тенденций развития, которые невидимы и неразличимы с позиций массовой культуры.
Очень часто образы и идеи, рожденные в лоне элитарной культуры, используются в сфере массовой культуры. Классический тому пример — образ Моны Лизы (Джоконды), которая стала одним из любимейших персонажей массовой культуры. Нередки также случаи, когда представители элитарной культуры экспериментируют с идеями и образами, характерными для массовой культуры.
Таким образом, массовая культура и элитарная культура взаимно дополняют одна другую. Обе они являются объективно необходимыми. И в то же время обе они могут подвергаться искажению. В результате элитарная культура может стать прибежищем снобов, противопоставляющих себя социуму, а массовая культура превращается в орудие оглушения, дебилизации значительной части общества и делает его легкой добычей политических авантюристов и акул бизнеса.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 336;