Деятельностный срез структуры культуры
Рассматривая функциональный срез структуры культуры, мы могли проследить, как различные элементы культуры воздействуют на человека, формируют его.
Другой срез структуры культуры мы увидим, если посмотрим на культуру с точки зрения различия видов человеческой деятельности. В этом случае мы обнаружим, что культурная составляющая присутствует во всех без исключения видах и аспектах человеческой деятельности. Например, мы говорим о таких феноменах, как культура мышления, культура чувств, культура общения, экологическая культура, экономическая культура и т. д.
Как нетрудно заметить, здесь слово «культура» употребляется в смысле, наиболее близком к ее этимологическому значению, — обработка, возделывание, улучшение. Иными словами, здесь речь идет о «качестве» человеческой деятельности в той или иной сфере, в том или ином направлении. Кроме того, в этой плоскости структуры культуры выделяются два элемента, которые присутствуют во всех видах и аспектах человеческой деятельности и потому могут быть проанализированы в качестве самостоятельных образований. Это — нравственная культура и эстетическая культура.
Понятие «нравственная культура» характеризует степень осуществления ценностей, принципов и норм морали в различных видах, аспектах и направлениях деятельности человека.
В основе нравственной культуры лежит нравственная потребность, которая выражается в стремлении человека определить, кем является для него другой человек, определить свое место и роль среди других людей и в окружающем мире. На основе нравственной потребности складывается нравственное отношение, которое можно определить как отношение с точки зрения необходимости упорядочивания взаимосвязей человека с другими людьми и окружающим миром.
Главным вектором в формировании нравственной потребности и нравственного отношения является вектор «человек – человек». Именно он определяет и другое направление нравственной потребности и нравственного отношения — «человек – окружающий мир».
Удовлетворение нравственной потребности и реализация нравственного отношения к действительности осуществляется в деятельности человека.
Все эти аспекты формирования нравственной культуры находят отражение в ее структуре. Основными ее элементами являются знания и представления о нормах, ценностях и принципах морали, способность к нравственным суждениям (рациональный компонент), культура чувств, т. е. способность к сопереживанию и сочувствию (эмоциональный компонент), культура поведения и культура поступка (практический компонент). Нравственная культура заключается в единстве всех компонентов ее структуры. Ущербность одного из них делает невозможным проявление двух других. Так, отсутствие знаний о нормах и ценностях морали делает нравственные чувства безадресными, а поведение и поступки хаотичными и бессмысленными; низкий уровень развития нравственных чувств лишает знания о моральных ценностях действенности, а поведение и поступки — внутреннего стимула. И, наконец, сколь угодно богатые знания о морали и утонченные нравственные чувства также обесцениваются при отсутствии их внешнего проявления в виде поведения и поступка.
Таким образом, особенность нравственной культуры заключается в том, что она является таковой только при наличии всех ее основных компонентов — рационального, эмоционального и практического. Другой особенностью нравственной культуры является ее вездесущесть. Она проявляется в том, что нравственная культура присутствует во всех без исключения видах и сферах деятельности человека. Это объясняется тем, что во всех видах деятельности человека имеет место взаимодействие с другими людьми, которое требует знаний о нормах человеческих взаимоотношений, того или иного эмоционального отношения и выражается в конкретном поведении и поступках.
Эстетическая культура имеет своей основой эстетические потребности человека. Этимологический смысл словообразований «эстетика», «эстетический» и т. д. связан с греческим словом «эстезис», что означает ощущение, чувство. Им, разумеется, не исчерпывается богатство значений, связанных со ловом «эстезис», но, надо признать, он неизменно сохраняется во всех случаях словоупотребления, и в первую очередь в понятии «эстетическая потребность». Она проявляется в стремлении человека испытывать особого рода чувства, особого рода впечатления, которые связаны с восприятием таких свойств окружающего мира и отдельных вещей, как целостность, гармония, красота.
Учеными установлено, что эстетические впечатления становятся необходимыми уже на ранних этапах развития человеческого мозга. Они способствуют формированию эмоциональных центров мозга, которые являются стимуляторами умственной деятельности. Слабость эстетических впечатлений или постоянное подавление эмоциональности эстетического происхождения ведет к угасанию умственной деятельности, необратимой потере способности к ее совершенствованию или возникновению деструктивных, разрушительных или даже саморазрушительных эмоций и поведения. Связано это с самой природой эстетической эмоциональности. Как уже говорилось выше, она построена на восприятии таких свойств окружающего мира и отдельных вещей, как целостность, гармония, красота. Это придает эстетическим эмоциям большую интенсивность, силу. Поэтому, будучи ограничен или лишен вообще эстетических эмоций, человек лишается и мощного стимулятора деятельности мозга. Кроме того, впечатления от гармонии, целостности, красоты окружающего мира делают эти свойства и внутренними свойствами самого человека. Соответственно отсутствие или слабость такого рода впечатлений делает невозможным или нарушает чувство внутренней гармонии и гармонии с окружающим миром и служит основой деструктивного образа мыслей и поведения.
Связь между сложными эмоциями, обусловленными эстетическими впечатлениями, и активностью мозга, которая, в свою очередь, обусловливает и обеспечивает всю жизнедеятельность человека, позволяет психологам считать эстетическую потребность одной из основных человеческих потребностей.
На основе эстетической потребности складывается эстетическое отношение, которое можно определить как восприятие и оценка окружающего мира, его свойств и отдельных вещей с точки зрения понятий «целостность», «гармония», «красота».
Удовлетворение эстетической потребности и реализация эстетического отношения к действительности осуществляются в разнообразных видах деятельности человека.
Все эти аспекты формирования эстетической культуры находят отражение в ее структуре, элементами которой являются знания и представления об эстетических нормах и ценностях, способность к эстетическим суждениям (рациональный компонент), культура чувств, т. е. способность испытывать эмоции от восприятия таких свойств окружающего мира и отдельных его явлений, как красота, целостность, гармония (эмоциональный компонент), стремление и умение воплощать в своей деятельности эстетические ценности (практический компонент).
Как мы видим, структура эстетической культуры симметрична структуре нравственной культуры. Однако пропорции и соотношения между элементами внутри каждой из них разные. Так, в структуре эстетической культуры явное преобладание имеет эмоциональный компонент, в этом заключается особенность эстетической культуры.
Кроме того, в эстетической культуре присутствует такой элемент, как вкус. Его можно определить как синтез рационального и эмоционального компонента эстетической культуры, проявляющийся прежде всего в понимании и чувстве меры, границы, за пределами которой нарушаются целостность, гармония, красота, те или иные свойства превращаются в нечто иное или в свою противоположность.
Различия между нравственной культурой и эстетической можно усмотреть также и в направленности нравственного и эстетического отношений.
Нравственное отношение строится по схеме «человек – человек – окружающий мир», а эстетическое — по схеме «человек – окружающий мир – человек». Иными словами, в нравственном отношении главным является вектор «человек – человек», а вектор «человек – окружающий мир» — производным. А в эстетическом отношении главным является вектор «человек – окружающий мир», а вектор «человек – человек» производным.
Это обстоятельство не только не умаляет значения эстетической культуры для отношений между людьми, но, напротив, подчеркивает его, поскольку совершенно очевидно, что человек с развитым вкусом, с развитым чувством красоты и гармонии будет стремиться и свои отношения с другими людьми построить на этой основе. Видимо, в этой логике нужно понимать знаменитое высказывание одного из героев Ф. М. Достоевского «Красота спасет мир». Эта мысль была дополнена Н. Рерихом, который заметил: «Осознание красоты спасет мир». Речь идет о том, что недостаточно только видеть и осознавать красоту, необходимо также вносить красоту и гармонию в окружающий мир.
Отличия эстетической культуры от нравственной заключаются также в том, что в сфере эстетической культуры в меньшей мере, чем в нравственной, представлен мотив долженствования, обязательности, нормы, больше свободы, простора для выражения своей индивидуальности.
Отличия между нравственной и эстетической культурой вовсе не свидетельствуют о превосходстве одной из них над другой, но являются убедительным доказательством их взаимодополнительности и взаимообусловленности. Так, высокий уровень нравственной культуры невозможен без высокого уровня эстетической культуры, поскольку человек, нечувствительный к красоте и гармонии, не может привнести эти свойства и в человеческие отношения.
Однако высокий уровень эстетической культуры также невозможен без высокого уровня нравственной культуры, поскольку эстетическое чувство меры, эстетический вкус неразрывно связаны с дисциплиной, способностью к самоограничению, т. е. со свойствами, вырабатываемыми в сфере нравственной культуры.
Особенно важна нравственная культура для людей искусства. Совершенно блестяще сформулировал эту мысль Ф. Шиллер. Провозглашая искусство царством свободы, он считал тем не менее, что это не дает людям искусства права на разнузданность и попрание моральных норм: «Дитя природы, сбросив оковы, становится неистовым, питомец искусства — становится негодяем», — писал великий немецкий поэт и мыслитель[116].
Итак, анализ деятельностного среза структуры культуры позволяет нам обратить внимание на культурную составляющую всех видов и аспектов человеческой деятельности, т. е. на такие феномены, как культура мышления, культура общения, экономическая культура и т. д.
Кроме того, анализ деятельностного среза структуры культуры дает возможность определить место и значение, а также сходство и различие таких феноменов, как нравственная культура и эстетическая культура.
Общим как для нравственной культуры, так и для эстетической, является то, что они присутствуют в качестве обязательного компонента во всех видах человеческой деятельности, одухотворяя их и придавая им подлинно человеческий характер.
Сходство между нравственной культурой и эстетической проявляется также в их структуре, включающей в себя в качестве основных элементов рациональный (знания), эмоциональный (чувства) и практический компоненты.
Однако различия между нравственной и эстетической культурой заключаются в том, что пропорции между элементами внутри их структуры разные: в нравственной культуре все элементы равноценны и равновесны, а в структуре эстетической культуры эмоциональный компонент имеет явное преобладание.
Различия между нравственной культурой и эстетической можно усмотреть также в направленности нравственного и эстетического отношения. В нравственном отношении главным является вектор «человек – человек», а вектор «человек – окружающий мир» — производным. А в эстетическом отношении главным является вектор «человек – окружающий мир», а вектор «человек – человек» производным.
Различия между эстетической и нравственной культурой заключаются также в том, что в нравственной культуре в большей мере, чем в эстетической, представлен мотив долженствования, обязательности, нормы, а в эстетической – больше свободы, простора для выражения человеческой индивидуальности.
Как сходство, так и различия между эстетической и нравственной культурой являются убедительным доказательством их взаимодополнительности и взаимообусловленности.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 321;