Защита авторских прав


Защита авторских прав представляет собой комплекс мер по защите интересов правообладателей при их нарушении или оспаривании. Субъектами права на защиту являются авторы как создатели авторских произведений, наследники и иные правообладатели.

 

Нарушителем авторских прав может быть физическое или юридическое лицо, использующее произведение без соблюдения норм ГК РФ.

 

Незаконное использование произведений либо иное нарушение авторского права влечет за собой гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Гражданско-правовая ответственность устанавливается ГК РФ. Общие меры гражданской ответственности предусмотрены ст. 1064-1083 об общих положениях о возмещении вреда, ст. 11-16 о защите гражданских прав, ст. 150-152, 1099-1101 о возмещении морального вреда, ст. 396-406 об ответственности за нарушение обязательств. Гражданская ответственность за использование результата интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя предусмотрена ст. 1250-1254, 1299, 1301 и 1302.

 

Интеллектуальные права защищаются с учетом существа нарушенного права и последствий его нарушения.

 

Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется путем предъявления требования:

 

1) о признании права;

2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

3) о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

4) об изъятии материального носителя - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя;

6) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права;

7) о компенсации морального вреда.

 

Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применения в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав. В частности, публикация решения суда о допущенном нарушении (пп. 5 п. 1 ст. 1252) и пресечение действий, нарушающих исключительное право на результат интеллектуальной деятельности либо создающих угрозу нарушения такого права, осуществляются независимо от вины нарушителя и за его счет.

 

Оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации.

 

Если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, суд может в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ принять решение о ликвидации юридического лица по требованию прокурора. Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке.

 

Если нарушение третьими лицами исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, на использование которого выдана исключительная лицензия, затрагивает права лицензиата, полученные им на основании лицензионного договора, лицензиат может наряду с другими способами защищать свои права способами, предусмотренными ст. 1250, 1252 и 1253 ГК РФ.

 

Ответственность автора по договору об отчуждении исключительного права на произведение и по лицензионному договору ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне, если договором не предусмотрена меньшая сумма. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора авторского заказа, за которое автор несет ответственность, автор обязан возвратить заказчику аванс, а также уплатить ему неустойку, если она предусмотрена договором. При этом общий размер указанных выплат ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику.

 

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ (ст. 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

 

• в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда;

 

• в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

 

Суд может запретить ответчику или лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт либо иное использование, а также транспортировку, хранение или владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.

 

Суд может наложить арест на все экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.

 

Административная ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена ст. 7.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195.фз (ред от Q4.06.2011, с изм. и доп.)..

 

Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации либо на экземплярах произведений указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских прав, а равно иное нарушение авторских прав в целях получения дохода, влечет наложение административного штрафа:

 

• на граждан в размере от 1500 до 2000 руб. с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;

 

• на должностных лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб. с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;

 

• на юридических лиц - от 30 тыс. до 40 тыс. руб. с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

 

Присвоение авторства или принуждение к соавторству влечет наложение административного штрафа:

 

• на граждан в размере от 1500 до 2000 руб.;

 

• на должностных лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;

 

• на юридических лиц - от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

 

В соответствии с ч. 3 ст. 32.4 КоАП РФ конфискованные экземпляры контрафактных произведений или фонограмм могут быть переданы обладателю авторских или смежных прав по его просьбе.

 

Контрафактными являются экземпляры произведения, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских прав.

 

Уголовная ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а также за присвоение авторства, если эти действия причинили крупный ущерб, предусмотрена ст. 146 УК РФ.

 

Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

 

Незаконное использование объектов авторского права, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, причинившие крупный ущерб, наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

 

Деяния, предусмотренные ч. 2 ст. 146 УК РФ, наказываются лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, если они совершены:

 

• группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

 

• в особо крупном размере;

 

• лицом с использованием своего служебного положения.

 

Деяния признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений либо стоимость прав на использование объектов авторского права превышает 50 тыс. руб., а в особо крупном размере - 250 тыс. руб.

 

Для охраны авторского права от авторов и иных правообладателей не требуется выполнения каких-либо формальностей. Отсутствие установленных каким-либо нормативным документом формальностей приводит к нарушению прав авторов недобросовестными хозяйствующими субъектами. Типичным нарушением авторских прав является использование объектов авторского права с целью получения выгоды без разрешения автора и без выплаты автору вознаграждения. В издательской деятельности таким правонарушением является выпуск контрафактных изданий, контрафактное включение в издание отдельных произведений, фрагментов или частей произведений.

 

Мировая практика решения проблемы охраны авторского права привела к созданию системы организаций, которые представляют имущественные интересы авторов на основании полномочий, полученных по договору с автором.

 

В Российской Федерации авторы и иные обладатели авторских прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда ГК РФ допускается использование объектов авторских прав без согласия их обладателей, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе. Создание таких организаций не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских прав другими юридическими лицами и гражданами и предполагает соблюдение следующих условий:

 

• организации создаются непосредственно обладателями авторских прав и действуют только в пределах полученных от них полномочий;

 

• возможно создание отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, организаций в интересах разных категорий обладателей прав, а также одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами;

 

• организации не вправе использовать в коммерческих целях объекты авторских прав, исключительные права на которые переданы им в управление;

 

• полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются организации непосредственно обладателями авторских прав добровольно на основе письменных договоров. Договор может быть заключен с правообладателями, являющимися членами такой организации, с правообладателями, не являющимися ее членами, а также с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе; организации вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе. Аккредитованная организация также вправе от имени неопределенного круга правообладателей предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация.

 

Организации по коллективному управлению имущественными правами авторов осуществляют следующие действия:

 

• заключают с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав на соответствующие способы использования объектов авторских прав на условиях простой (неисключительной) лицензии;

 

• собирают предусмотренное лицензиями вознаграждение, а также вознаграждение в случае безлицензионного использования; распределяют и выплачивают собранное вознаграждение обладателям авторских прав. Распределение и выплата вознаграждения должны производиться регулярно в сроки, предусмотренные уставом организации, и пропорционально фактическому использованию соответствующих объектов авторских прав, определяемому на основе сведений и документов, получаемых от пользователей, а также других данных об использовании объектов авторских прав, в том числе сведений статистического характера;

 

• удерживают из вознаграждения суммы на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения, а также суммы, которые направляются в специальные фонды, создаваемые этой организацией с согласия и в интересах представляемых ею правообладателей, в размерах и в порядке, которые предусмотрены уставом организации;

 

• формируют реестры, содержащие сведения о правообладателях, о правах, переданных ей в управление, а также об объектах авторских прав. Сведения, содержащиеся в таких реестрах, предоставляются всем заинтересованным лицам в порядке, установленном организацией, за исключением сведений, которые в соответствии с законом не могут разглашаться без согласия правообладателя;

 

• размещают в общедоступной информационной системе информацию о правах, переданных ей в управление, включая наименование объекта авторских прав, имя автора или иного правообладателя. Законом установлены и обязанности организаций по коллективному управлению, такие как предоставление правообладателю отчетов, содержащих сведения об использовании его прав, в том числе о размере собранного вознаграждения и об удержанных из него суммах и др.

 

Организации по управлению правами на коллективной основе должны пройти государственную аккредитацию. В области авторского права можно получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности по управлению правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (ст 1293 ГК РФ).

 

Аккредитованная организация обязана принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. Если иное не установлено законом, аккредитованная организация не может отказать в приеме в члены этой организации правообладателю, имеющему право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения.

 

Аккредитованные организации осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которому она обязана ежегодно представлять отчет о своей деятельности, а также публиковать его в общероссийском средстве массовой информации.

 

ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

5.1.Понятие, сущность, цели и основные этапы планирования

В современных динамически изменяющихся условиях важное значение приобретает способность оценивать сложившуюся ситуацию на рынке, прогнозировать дальнейшую ее трансформацию с учетом макро- и микроэкономических показателей и планировать возможности развития, позволяющие обеспечить экономическую устойчивость, конкурентоспособность и эффективность функционирования издательства.

 

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в определении целей развития издательства, выборе наилучших способов их достижения на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска изданий, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых качественных и количественных результатов.

 

Главными целями планирования являются: получение максимальной прибыли, прирост капитала, удовлетворение требований инвесторов, развитие издательства, повышение конкурентоспособности и ценности издательства на рынке издательской продукции.

 

План - это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.

 

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:

 

• выявление проблем и определение предполагаемых возможностей развития издательства;

 

• обоснование стратегий и целей, которые планирует осуществить издательство в предстоящий период, проектирование желаемого будущего для издательства;

 

• планирование основных путей достижения поставленных целей, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

 

• определение потребности в объемах и структуре необходимых ресурсов и сроков их поступления;

 

• внедрение разработанных мероприятий и контроль их выполнения.

 

Рыночные условия диктуют характер и целенаправленность планирования в издательствах. Необходимо учитывать влияние внешних факторов: конкурентов, потребителей, предстоящих научно-технических, социально-экономических, организационных, экологических, политических и других изменений. Стратегический план, отражающий основные цели, становится главным ориентиром для планирования текущей операционной деятельности издательства. В свою очередь, результаты текущей операционной деятельности используются для корректировки перспективных планов с учетом изменившейся рыночной конъюнктуры.

 

Планирование представляет собой конкретизацию целей развития издательства и каждого его подразделения в отдельности на определенный период, постановку задач и выбор средств их достижения, определение необходимых материальных, финансовых и трудовых ресурсов для достижения поставленных целей и решения задач. В процессе планирования осуществляют координацию деятельности отдельных структурных подразделений издательства. Для этого необходимо знать перспективы конъюнктуры рынка, тенденции потребительского спроса, возможности наиболее эффективного применения имеющихся ресурсов.

 

Планирование осуществляется в виде взаимосвязанной совокупности перспективных и текущих планов. Планируется текущая (операционная), инвестиционная и финансовая деятельность издательства. Основная цель планирования - быть действенным инструментом достижения целей издательства, т. е. своевременно выявлять средства, альтернативы, возможности и риски и разрабатывать соответствующие мероприятия. Из главной цели вытекает ряд частных целей:

 

• согласованность целей более низкого порядка с целями более высокого порядка;

• раннее предупреждение для принятия своевременных решений;

• координация планов;

• подготовка и принятие решений;

• информирование и мотивация сотрудников;

• определение основных методов контроля.

 

Планирование, являясь функцией управления, осуществляется в пять этапов (рис. 5.1 Рис 5.1. Основные этапы планирования и контроля в издательстве). На первом этапе прогнозируются внутренние и внешние факторы с целью оценки рыночной ситуации и имеющихся ресурсов, определяются цели издательства, осуществляется постановка и структурирование проблем. Прогноз дает возможность обоснованного подхода к планированию.

 

На втором этапе разрабатываются варианты развития издательства, сравниваются и оцениваются альтернативные варианты с различных позиций (эффективности, используемых ресурсов, социаль-нотэкономической, культурной значимости и т. п.). Затем принимается окончательное решение по выбранному варианту.

 

На третьем этапе разрабатывается программа действий по реализации плана, устанавливается временная последовательность и очередность решения производственных задач, реализуются плановые задания и анализируются полученные результаты.

 

На четвертом этапе (этап контроля) сравниваются фактические и плановые показатели деятельности издательства, анализируются причины отклонений от плана и принимаются меры по корректировке деятельности издательства.

 

На пятом этапе подводятся итоги и оцениваются результаты деятельности и распределения ресурсов (финансовых, материальных, трудовых).

 

5.2.Классификация планов, принципы и методы планирования

Издательства в процессе планирования используют внутреннюю и внешнюю информацию и нормативную базу.

 

Качество планов во многом определяется надежностью информации. Сбор информации и процесс планирования тесно взаимосвязаны. Информация представляет собой сообщения или сведения о состоянии дел или состоянии объекта. Информация может быть внутренней, относящейся к данной системе, и внешней, поступающей в систему извне.

 

Совокупность всех документов, содержащих необходимые для управления, планирования и нормального функционирования системы данные, образует информационную базу. Информация, необходимая для планирования, собирается на основе предварительно составленного перечня для каждой подсистемы планирования. Перечень составляется путем формирования информационных блоков для каждой подсистемы на основе тщательно проведенного анализа содержания задач планирования, совокупности данных, используемых в процессе планирования.

 

Первичным звеном информационной базы является массив данных, т. е. упорядоченная совокупность однородных по структуре и способу получения показателей, относящихся к определенному этапу работ. Массивы классифицируются на нормативно-справочные, текущей информации и информационные (поисковые).

 

От правильной организации информационной базы зависят эффективность и оперативность плановых решений. Наибольшую сложность в формировании информационной базы представляет нормативная база.

 

Нормативная база - это нормы и нормативы, методические документы для их расчета, а в условиях «информационной революции» - массивы норм и программы для формирования этих норм, рекомендации по организации и ведению нормативного хозяйства.

 

Под нормами понимают максимально допустимую величину абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и финансовых ресурсов для изготовления единицы продукции (выполнения работ или оказания услуг установленного качества в условиях планируемого периода), например, нормы расходования бумаги на технологические нужды производства.

 

Под нормативами понимают показатели, характеризующие относительную величину (степень) использования средств и предметов груда, их расходования на единицу площади или веса, а также величины, используемые при расчете норм, или поэлементные составляющие норм (например, нормативное время для подготовки 1 учетно-издательского листа).

 

Нормативные показатели должны быть обоснованными, т. е. реальными для выполнения в конкретных условиях производства. Нормативная информация должна быть комплексной, т. е. составлять основу для проведения всех видов плановых расчетов (планирование затрат сырья и материалов, использование оборудования, затрат труда и т. д.). Состав нормативной базы должен отвечать требованиям разработки показателей краткосрочного (текущего), среднесрочного и долгосрочного планов издательства. При этом нормы, используемые для расчета текущего плана, как правило, должны быть сопоставимы с идентичными нормами долгосрочного и среднесрочного планов издательств.

 

Среди норм и нормативов, действующих в издательствах, можно выделить: 1) материальные нормативы; 2) нормы и нормативы труда; 3) календарно-плановые нормативы и др.

 

Материальные нормативы характеризуют величину расхода основных производственных ресурсов на изготовление продукции (выполнение работ, оказание услуг).

 

Нормы и нормативы труда характеризуют величину затрат труда на осуществление трудовой деятельности человека. К ним относятся нормы выработки, нормы обслуживания и нормативы численности.

 

Календарно-плановые нормативы - показатели, характеризующие относительную величину (степень) использования средств и предметов труда, их расходования на единицу площади или веса. На основе календарно-плановых нормативов планируется загрузка персонала и оборудования, использование основных средств, рассчитываются оборотные средства издательства, разрабатываются графики ритмичной работы и оперативные планы.

 

Издательства планируют следующие виды деятельности: текущую, инвестиционную и финансовую.

 

Текущей деятельностью считается основная деятельность издательства, преследующая (или не преследующая) извлечение прибыли в качестве главной цели, в соответствии с выпуском и продажей издательской продукции.

 

Инвестиционной деятельностью считается деятельность издательства, связанная с приобретением зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, с проведением научно-исследовательских и технологических разработок; с финансовыми вложениями (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т. п.).

 

Финансовой деятельностью считается деятельность издательства, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, погашение заемных средств и т. п.).

 

Система планов издательства может быть классифицирована по следующим признакам:

 

1) по содержанию: стратегические, оперативные, сбытовые, финансовые, инвестиционные, маркетинговые, программные и другие;

2) по уровню управления (в зависимости от числа линейных звеньев): общеиздательский план, планы отделов и структурных подразделений;

3) по срокам: оперативные, текущие, среднесрочные, долгосрочные, стратегические;

4) по времени охвата: краткосрочные (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочные (от 1 до 3 лет) и долгосрочные или стратегические (от 3 до 10 лет);

5) по сфере применения: групповые и индивидуальные;

6) по сферам деятельности: операционные, финансовые, инвестиционные;

7) по стадиям разработки: предварительные (проекты планов) и окончательные;

8) по видам продукции, работ, услуг;

9) по степени точности: уточненные и укрупненные. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов.

Планирование, по классификации Р.Л. Акоффа, может быть реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985..

Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития организации и чаще всего опирается на сложившиеся организационные формы и традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и поэтому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат.

 

Реактивное планирование начинают с перечня того, что нужно предусмотреть для предстоящих изменений. Затем разрабатывается проект выявления и устранения недостатков, производится оценка затрат и результатов по каждому проекту и устанавливаются нужные приоритеты. Далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование больших ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственному руководителю, который после корректировки направляет его на следующий уровень управления.

 

Передача проекта продолжается до тех пор, пока сводные планы не достигают высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор варианта, знаменующий завершение аналитического процесса разработки плана.

Инактивное планирование ориентируется на существующее положение издательства и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность текущей операционной деятельности. Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию организации.

 

Преактивноепланирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности издательств. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется в организациях по типу «сверху вниз». Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели издательства и его стратегия как целостная программа их достижения.

 

Основная трудность преактивного планирования вытекает из того, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому преактивное планирование эффективно для кратко- и среднесрочного планирования.

Интерактивноепланирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его достижения. Такое планирование сосредоточивается на повышении результативности со временем, его цель - максимизировать способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Обучение и адаптация являются ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного издательства нельзя решить раз и навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы создает новые, иногда и более трудные, чем решенные.

 

Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, позволяет повысить уровень индивидуального, организационного и общественного развития издательства.

 

В издательствах применяется следующая технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:

 

1) составление планов, принятие решений о будущих целях издательства и способах их достижения;

2) организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности издательства;

3) контроль и анализ конечных результатов, корректировка текущей деятельности для достижения запланированных показателей.

Общие принципы планирования впервые были сформулированы А. Файолем. Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: Дело, 1991.. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов организаций он предложил пять принципов:

 

• принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует требованиям рационального использования ограниченных ресурсов издательства;

 

• принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана развития издательства, т. е. все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений издательства на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;

 

• принцип непрерывности планов заключается в том, что процессы планирования, организации и управления производством, как трудовая деятельность, являются взаимосвязанными и должны осуществляться постоянно и без остановки;

 

• принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации деятельности издательства;

 

• принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, какую желает достичь издательство, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

 

В современной практике планирования, помимо рассмотренных классических, широкую известность имеют общеэкономические принципы:

 

• принцип комплексности. Результаты экономической деятельности издательства зависят от состояния и уровня использования производственных факторов: применяемой технологии, организации производственного процесса, использования трудовых ресурсов, мотивации труда и пр. Все эти факторы формируют комплексную систему показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к изменениям соответствующих показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений в конечных результатах деятельности издательства;

 

• принцип эффективности требует разработки такого варианта выпуска изданий, который при существующих ограниченных ресурсах обеспечивает получение наибольшего эффекта;

 

• принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив;

 

• принцип пропорциональности подразумевает сбалансированный учет ресурсов и целей издательства;

 

• принцип научности подразумевает учет последних достижений науки и техники и означает, что процесс планирования должен быть научно обоснован, должен формироваться на основе достоверной информации и научных методов;

 

• принцип детализации подразумевает учет степени глубины планирования;

 

• принцип единства предполагает комплексный, системный характер процесса планирования. Издательство представляет собой систему, процесс планирования также носит системный характер, поскольку все составляющие элементы здесь взаимосвязаны и взаимоувязаны и преследуют одну и ту же цель - ту, которая поставлена перед всей организацией;

 

• принцип непрерывности подразумевает не единовременное действие, а непрерывный, постоянный процесс планирования, при котором планы сменяют друг друга по схеме и логической увязке. Непрерывный характер планирован<



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 519;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.068 сек.