ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ композиции


ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

 

Территория нашей страны бога­та природными ландшафтами. Их раз­нообразие обусловлено зонально­стью – это зона тундры и лесотундры, лесная зона, включающая тайгу и сме­шанные леса, лесостепная и степная зоны, полупустыня и пустыня, субтро­пическая зона. Все это создает непо­вторимое природное своеобразие.

В современной ландшафтной ар­хитектуре принято выделять понятия природного и антропогенного ланд­шафта. По определению Л. С. Залесской, Е. М. Микулиной, природный ландшафт в географическом понима­нии – это однородный участок суши, окаймленный естественными грани­цами, в пределах которых природные компоненты (климат, рельеф, вода, почва, растительность, животный мир) образуют взаимосвязанное и взаимо­обусловленное единство, т. е. состоя­щий из взаимодействующих природных компонентов и формирующихся под влиянием природных процессов.

К природным ландшафтам отно­сятся ландшафты, образовавшиеся в ходе естественного развития природ­ной среды и не носящие следов дея­тельности человека.

Существуют пять основных ланд­шафтных компонентов: земная кора, воздух, вода, растительность и живот­ный мир. Сюда же можно отнести и человека в качестве шестого компонен­та, что в значительной степени оправдано растущим влиянием антропогенного вмешательства в структуру и динамику природных экологических систем.

Поверхность Земли имеет разно­образный рельеф. Этот рельеф соот­ветственно обтекается воздушными потоками, а также диктует и распре­деление воды. В результате складывается местная климатическая характеристика участка с определенным рас­тительным и животным миром. Так, упрощенно можно описать структуру любого естественного ландшафта. Но в любом ландшафте основой, «скелетом» является рельеф; его изменение неиз­бежно вызовет изменения во всех остальных компонентах.

Вместе с тем на Земле очень мало ландшафтов, не тронутых человеком. В процессе хозяйственной деятель­ности человек изменяет некоторые природные компоненты: растительность, почву, водный режим, фауну. Эти изменения нарушают сложившиеся в ландшафте связи и взаимодействия между природными компонентами.

Необходимость освоения территории и проникновение человека в природу вы­зывают изменение ландшафта, в ре­зультате чего возникают сети дорог и линий электропередач, заводы, поселки и пр.

Как утверждают Л. С. Залесская, Е. М. Микулина, антропогенные ланд­шафты существуют уже давно, как дав­но существует хозяйственная деятель­ность человека. Сначала они не играли почти никакой роли в общем формиро­вании ландшафтов земли, так как из­менения, внесенные человеком, проис­ходили на очень малых территориях и имели обратимый характер (напри­мер, раскорчеванное и распаханное поле с прекращением хозяйственной деятельности быстро зарастало и при­обретало прежние свойства),

С расширением масштабов человеческой деятельности результаты ее ста­ли в ряде случаев приобретать необ­ратимый характер. Эти постепенные изменения ландшафта охватывали все большие участки земли. Позднее к ним присоединились изменения, вызывае­мые промышленным производством, добычей полезных ископаемых. Насту­пила эпоха устойчивых ландшафтных преобразований.

Это привело к тому, что природ­ных ландшафтов в чистом виде на зем­ле уже не осталось, если применять этот термин в самом строгом его зна­чении. Все ландшафты земли сегодня, пусть в очень малой степени, но изменены вмешательством человека. Антропогенный ландшафт – это ландшафт, состоящий из взаимодействующих при­родных и антропогенных компонен­тов и формирующийся под влиянием деятельности человека.

Новые ландшафты создаются мно­гими аспектами современной цивилиза­ции – мы говорим о ландшафте про­мышленном, транспортном, о город­ском ландшафте, о ландшафте отдыха. На сегодняшний день все эти и другие типы ландшафта принято рассматри­вать как обособленные и специализиро­ванные. Однако город как спе­цифический тип антропогенного ланд­шафта еще относительно мало изучен.

Ландшафт и пейзаж

 

Понятия «ландшафт» и «пей­заж» когда-то были равнозначны. Вид местности по-немецки называется ландшафтом, а по-французски – пей­зажем. Позднее «ландшафт» стал и ге­ографическим термином, определяю­щим своеобразие природного облика обособленного географического райо­на, а пейзаж – термином живописи, как участок местности, охватываемый взглядом человека.

Затем эти термины вошли в ланд­шафтную архитектуру. И здесь, к со­жалению, нет четкости и согласован­ности в их трактовках. Одни авторы эти понятия обобщают, взаимозаме­няют; другие рассматривают пейзаж лишь как часть ландшафта, т. е. ландшафт представляют как сумму пейзажей. Некоторые авторы пред­ставляют оба понятия лишь в созер­цательном аспекте: ландшафт – кар­тина большого пространства, пейзаж – малого (рис. 3.1).

Ландшафт географического района – это понятие о пространствах очень большой величины (ландшафт тундры, тайги, степи и т. д.).

Лесопарковый, парковый и садовый ландшафт – это местности с функционально-образной характеристикой; имеющие свой физико-биологический и эмоциональный облик. Эта среда, окружающая человека.

Пейзаж – это понятие зрительное, созерцательное, восприятие местности аналогично картине. _

Путем соединения нескольких простых схем в одной картине образуются сложные по структуре композиции 2, 3, 4-схемные (в среднем до 5). При этом вертикальные элементы в динамических пейзажах подчиняются общему направлению пространственных планов (рис. 3.2). При сопоставлении композиций натурных парковых пейзажей с изображенными обнаружились общие закономерности их построения: 1) цельность; 2) выявление главного и второстепенного элементов; 3) ограниченность элементов композиции; 4) структурность.

 

 


Рисунок 3.1 – Типы пейзажей по восприятию.

А – простой односюжетный пейзаж (мостик и обрамление деревьев);

Б – сложный двухсюжетный пейзаж: 1 – дорога, 2 – озеро,

В – панорамный пейзаж: 1 – старое дерево, 2 – деревья и водоем, 3 – дорога

 


Рисунок 3.2 – Анализ изображения пейзажа

 

 


Рисунок 3.3 – Типы пейзажей по восприятию

1 – односюжетный простой, 2 – двухсюжетный сложный,

3 – панорамный

 

Эти виды картин имеют общие композиционные черты или признаки и в то же время свои особенности как в построении (или структуре), так и восприятия.

Практика паркового проектиро­вания и строительства показывает, что основой его композиции является уме­лое использование условий местности пространственных особенностей, рельефа, водных поверхностей, раститель­ности (рис. 3.4). В связи с этим при проектировании необходимо тщательно изучать природные условия, видовые достоинства местности и знать декоративные и биологические особенно­сти растений.

Рельеф является одним из важней­ших факторов общей организации пей­зажа. Он замыкает пространство, под­разделяя его на отдельные замкнутые пейзажи, но он же и раскрывает про­странство. Даже незначительные не­ровности почвы создают дополнитель­ные возможности для обогащения пар­ковых ландшафтов, позволяя неболь­шими средствами достичь желаемых результатов.

Создание живописных ландшафтов в парковых насаждениях на ровной плоской местности – одна из сложных задач в ландшафтном искусстве.

Характерным примером удачного решения этой задачи может служить Тростянецкий парк, созданный в 60-х года XIX в. на ровной степной мест­ности. В этом парке умело были раз­мещены лесные массивы, рощи, груп­повые и одиночные посадки; частично изменен степной рельеф путем устрой­ства искусственных насыпных холмов; сооружена система трех озер пло­щадью 11 га. Все это позволило создать, несмотря на невыгодные природные условия, выдающееся произведение пейзажного искусства.

Таких примеров влияния характера местности и природных условий на, архитектуру и планировку парков мож­но привести очень много.


Рисунок 3.4 – Факторы, учитываемые в ландшафтных объектах: а – пространство, б – рельеф, в – водоемы, г – растительность

Вода и водные устройства явля­ются важнейшими компонентами при­родной среды. Вода занимает значи­тельное место в формировании парко­вой среды. Она снижает температуру воздуха, повышает его влажность и в целом существенно влияет на микро­климат. Важны также эстетическая ценность воды и ее физические свой­ства. Очень часто водные устройства (реки, ручьи, пруды, каналы и пр.) являются определяющими в формиро­вании планировочной структуры пар­ка, его композиционными осями, цен­трами и узлами. Такие сооружения, как бассейны, водопады, фонтаны, ча­сто являются центрами внутренних композиций парка. Особенно широко водные устройства и поверхности использовались в русских парках. Во­дослив устраивали на базе речек внутри парков и композицию парков ори­ентировали внутрь, или, наоборот, парки строили у воды с ориентацией на внешние акватории. Часто для устрой­ства купальных и декоративных водое­мов используют отработанные карьеры.

В зависимости от режима питаю­щего поверхностного стока водоемы бывают проточные, бессточные и с за­медленным стоком. Реки, ручьи, водо­хранилища на реках, пруды на малых реках относятся к проточным водое­мам. Пруды, устраиваемые в балках, оврагах, понижениях местности, а так­же пруды-копани на ровных местах относятся к бессточным водоемам. Питание водоемов водой бывает дождевое, снеговое, ледниковое, подземное. Питание водой рек обычно смешанное.

Дождевые и талые воды, стекающие по земной поверхности называются стоком.

Для обеспечения парков города во­доемами необходимы максимальный учет и сохранение всех его водных ре­сурсов.

Наиболее распространенными вод­ными устройствами парка являются пруды и озера. Форма водоемов опре­деляется рельефом, а контур водного зеркала соответствует рисунку горизонтали, на которой находится уровень воды.

Форма водоемов бывает компакт­ной, изогнутой, вытянутой, сложной. Водоем выглядит живописно, если у него криволинейные берега с бухтами и полуостровами. Глубина простран­ства усиливается островами. Особое декоративное достоинство внутренних водоемов – отражение в зеркале воды пейзажных картин. Особое настрое­ние в парках создает движущаяся во­да – речки, ручьи, водопады – пороги, каскады, тип обработки берегов и на­бережных (рис. 3.5). При создании насаждений у водоемов надо помнить о соответствии условиям их произрас­тания. На участках с высоким стоянием подземных грунтовых вод высаживают такие деревья и кустарники, которые переносят длительное затопление.

 


Рисунок 3.5 – Сквер, ориентированный на водную поверхность

 

Особое место занимают приемы композиции зеленых насаждений в пейзажах у водоемов – это сплошные береговые массивы, кулисы, поляны.

Архитектурные сооружения водое­мов подчинены гидротехническим тре­бованиям. Это плотины, мосты, водо­сливы.

Зеленые насаждения – основа пар­ковых композиций.Создание архитек­турно-художественного облика терри­тории при помощи растений является одной из основных задач ландшафтной архитектуры. Издали мы видим озеле­ненный участок или его отдельные части в целом и только по мере при­ближения начинаем различать отдель­ные детали. Четко видимые издали общие контуры называются силуэтом. Решение силуэта – одна из важней­ших задач проектирования посадок. Силуэт посадок помогает понять огра­ниченность пространства. Например, он может быть выражен в форме сплош­ного зеленого массива с рыхлыми или геометрически правильными очертаниями. В других случаях силуэт построен, на контрасте между каким-либо возвышающимся сооружением и окружаю­щей его более низкой растительно­стью – пространство растекается от объекта. Открытый центр с высокими насаждениями по краям представляет собой третий прием – пространство объединяется и т. д.

При решении силуэта основными этапами являются изучение рельефа территории данного объекта с точек, откуда он виден целиком или частично, чтобы всесторонне использовать все разнообразные возможности примене­ния растительности различной высоты и формы. Эта форма может быть естественной и искусственной (стри­женые деревья и кустарники) и явля­ется фактурой пространственной сре­ды.

Посадки растений бывают следую­щих видов: аллейные и рядовые по­садки из деревьев с раскидистой кро­ной различных естественных форм, из деревьев, кронам которых стрижкой придана четкая геометрическая форма; из высоких свободно растущих кустар­ников, из стриженых высоких кустар­ников, из высоких и низких кустарни­ков свободно растущих и стриженых, с различными комбинациями деревьев и кустарников с газонами, цветника­ми, скульптурами, вазами и прочими декоративными элементами, размещен­ными в интервалах между древесными растениями и полосами кустарника. Распространены групповые посадки из деревьев или кустарников одинако­вой или различной формы (например, плакучая рябина на фоне нескольких экземпляров серебристой ели); оди­ночные посадки деревьев или кустар­ников различной формы; посадки цве­тущих травянистых растений, вклю­чающих только низко- или высокорос­лые растения (декоративно-листвен­ные растения); групповые посадки цветущих травянистых растений различных форм и кустарников; стриженный газон или высокий травостой; посадки вьющихся растений.

В наиболее известных отечественных садах и парках (Павловском, парках г. Пушкина, петродворцовых парках и др.) основой парковых ком­позиций прежде всего являются сами зеленые насаждения. Особенно отчет­ливо это выражено в Павловском пар­ке. Но и в таких парках, как Петродворцовский нижний парк, в котором архитектурным центром являются зна­менитые фонтаны, дворец и другие архитектурные сооружения, роль зеле­ных насаждений также исключительно велика.

Подбор и размещение в нем расте­ний неразрывно связаны с объемным решением архитектурных и декоратив­ных сооружений.

Применение перечисленных прие­мов в различных сочетаниях дает бес­численное множество конкретных ре­шений и позволяет создать на каждом, даже небольшом участке, разнообраз­ные по форме композиции.

При проектировании озелененного объекта необходимо помнить, что соот­ношение открытых (газоны, луга) и закрытых (засаженных древесно-кустарниковой растительностью) про­странств влияет как на ветровой и температурно-радиационный режим объекта, так и на его композицию. Наиболее оптимальное решение полу­чается, если под лесные и парковые насаждения отводят меньше половины площади озеленяемой территории на севере и 70-80 % на юге.

Закрытые пространства характе­ризуются сомкнутостью полога от 1,0 до 0,6. Эстетические достоинства зеленого массива рассматриваются не с видовых точек, а в процессе движе­ния при выявлении отдельных экземп­ляров, и в ощущении изолированности в природной среде. Соотношение высо­ты пространства к его ширине пример­но 1:2.

Полуоткрытые пространства имеют сомкнутость полога от 0,5 до 0,2 с груп­повым или равномерным размещением деревьев. При создании определенной изоляции и затенения территории учас­ток лучше просматривается, пейзаж воспринимается многопланово. Замк­нутость исчезает при соотношении вы­соты к ширине 1:6.

Открытые пространства – это уча­стки, не занятые насаждениями: поля­ны, крупные цветники, спортплощадки, водоемы, граница которых находится далее 200 м.

Промежуточным типом простран­ства является ориентированное, т. е. вытянутое или ограниченное с одной, двух или трех сторон.

Поляны, газон.Почти на всех озелененных объ­ектах нужны открытые пространства большей или меньшей величины, на ко­торых густо растет трава. Травяни­стые покрытия подразделяются на га­зоны и луга (поляны, лужайки). Ос­новная разница между ними в том, что газоны регулярно подстригают и травостой на них густой, но не высокий, а луга скашивают один-два раза в год.

Декоративные газоны подразделяются на партерные и обыкновенные. Партерные газоны размещают на наиболее ответственных, парадных местах. Они всегда должны казаться ровными зелеными коврами.

Обыкновенные газоны – травостои большинства наших улиц, скверов, садов внутриквартального озеленения.

Луговой газон – это уже не газон, а луг. Это живописные парковые по­ляны свободной планировки, природ­ный луг с полевыми цветами.

Надо помнить, что газон хорош лишь в сочетании с древесно-кустарниковой растительностью, при правиль­ном соотношении между ними. Ком­позиции полян следует уделять особое внимание при проектировании крупных садов и парков. Соотношение между ними и древесными массивами опре­деляет художественный облик отдель­ных участков и парка в целом. Важно правильно определить место полян в плане. Не рекомендуется ровно раз­брасывать их по всей территории пар­ка, так как это нарушит облик его частей. В тенистых зонах, где преоб­ладают лесные ландшафты, большое количество полян нецелесообразно, здесь уместны лишь небольшие лесные лужайки. В солнечных зонах желатель­на концентрация ряда более крупных полян, может быть, соединяющихся между собой.

Принято считать, что по ширине наибольшими ландшафтными досто­инствами обладают поляны со средней шириной 80-120 м.

Величина полян зависит от их на­значения и величины озелененного объекта.

Если в большом парке уместны по­ляны в несколько гектаров, то в ма­леньком парке, в саду они будут не масштабны.

Величина поляны перед зданием обычно рекомендуется шириной не ме­нее самого здания, а длиной в 2-5 раз больше здания.

Поляна должна раскрывать прост­ранство парка. Затененные поляны меньше радуют глаз. Значит, длинную ее ось выгоднее располагать примерно с востока на запад, чтобы северная сторона не затенялась в течение всего дня. На освещенной опушке поляны размещают светолюбивые породы, же­лательно с темными и компактными кронами, а на теневой стороне, свет­лые, ажурные и более теневыносливые породы.

Восприятие пейзажей поляны во многом зависит от трассировки доро­жек. Поляна может чувствоваться заранее, если дорожка ведет прямо к ней, упирается в нее. Восприятие мо­жет быть и внезапным, если дорожка подходит по касательной, и поляна внезапно раскрывается сбоку. Огром­ную роль в восприятии поляны играет декоративность ее опушек.

Парковые поляны имеют эстети­ческое назначение – вносить в пейза­жи пространство, свет, теплоту.

Поляны в ландшафте городского парка имеют большое композиционное и функциональное значение. Они необ­ходимы в композиции как открытые пространства, контрастирующие с мас­сивами насаждений, и используются для прогулок, игр и спорта.

В зависимости от использования по­ляны имеют газонный покров различ­ного состава. Газоны бывают: декора­тивными – трава определенного ассор­тимента, подвергающаяся регулярному уходу, стрижке и поливке; луговыми – трава не подстригается, а скашивается; «мавританскими» – газонные травы смешиваются с однолетними цветами; спортивными – устойчивые травы, хо­рошо выдерживающие вытаптывание.

Газоны отличаются друг от друга особым подбором семян растений (тра­восмесь), характером подготовки поч­вы и формами ухода.

Партеры. Партером называется декора­тивная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выпол­няемая из растений, инертных мате­риалов и воды. Партер может состоять из одного, двух, четырех и более эле­ментов.

Из окон зданий партер должен вос­приниматься целиком. Основным тре­бованием к партеру является едино­временное и полное его визуальное восприятие. Обычно партер бывает прямоугольной формы с отношением сторон 1:3 до 1:7.

В рисунке партера используют ра­стительные мотивы: стилизованные ветви, листья, цветы растений, ском­понованные в различных сочетаниях. Фоном для рисунка в большинстве случаев служит песок, щебень раз­личных инертных материалов.

Рисунок классических партеров до­вольно равномерно заполняет отве­денную ему площадь, не оставляя боль­ших свободных промежутков.

Неотъемлемой частью партеров являются периметральные рабатки (полосы), выполняющие не только защитную, но и декоративную роль.

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся партеры:

1. Кружевные, узорчатые или парте­ры – «вышивки»

2. Наборно-орнаментальные.

3. Английские.

4. Разрезные

5. Партеры около оранжерей.

6. Водные

Солитеры (одиночные посадки). Солитер – одиночное дерево, растущее на поляне, площадке, поле или в отдалении от массива зеленых насаждений. Солитер, высаженный на поляне или площадке, как правило, выполняет роль композиционного цен­тра. Он должен отличаться от окру­жающих деревьев своеобразием кроны, окраской листвы, эффектным цвете­нием или плодоношением. Солитер обычно высаживают в партерной части парков, садов, скверов или пейзажных частях парка на полянах и лужайках.

Расстояние солитера от зрителя должно быть не менее двух его высот. Форма дерева без заметного искаже­ния воспринимается с расстояния, равного трем его высотам.

При регулярной планировке соли­тер помещают или на оси перспективы, или, используя несколько солитеров, размещают их через равные проме­жутки. При определении видовой перс­пективы следует учитывать, что с юж­ной стороны под влиянием неравномер­ности освещения крона развивается сильнее, чем с северной, поэтому следу­ет избегать просмотра солитера с запа­да или востока.

Крупный солитер хорошо воспри­нимается с расстояния 300-400 м.

Одиночные посадки – деталь ком­позиции, ее резкий, выделяющийся штрих. И как деталь, посадки должны либо гармонично увязываться с окру­жающим пейзажем, либо создавать яркий, но оправданный контраст. Наи­более хорошо посадки выглядят на фо­не зелени газона, луга в качестве ком­позиционного центра. Тень от солитера не должна касаться кромки фоновых насаждений.

Классическим солитёрным деревом считается дуб, береза, особенно ее пла­кучие формы, липа, лиственница, ель, ива и многие другие. Но такие деревья, как клен ясенелистный, наращивающий с возрастом неровную, неряшливой формы крону, для солитерных посадок не годятся, в исключительных случаях используют пестролистную форму.

Для кустарников для солитеров же­лательны красиво цветущие (сирень обыкновенная), необычного колорита (клен гиннала) или цветущие и коло­ритные (калина).

Аллеи. Аллеей называют прямолиней­ную дорогу с рядовой обсадкой.

Аллейные посадки деревьев и ку­старников размещают вдоль дорог и дорожек. Наиболее развитую систему аллей имеют парки и лесопарки.

В планировочной композиции парка выделяются основные и второстепен­ные аллеи.

Основные аллеи соединяют входы в парк с наиболее интересными объек­тами, расположенными на территории парка (центральной площадью, круп­ным архитектурным объектом, клубом, дворцом культуры, выставочным па­вильоном, памятником архитектуры), территорией, наиболее интересной в ландшафтном отношении, и т. д.

Внутренние и второстепенные аллеи устраивают внутри зон и предназна­чены они для равномерного распределе­ния посетителей парка на территории зоны. Рекомендуемая ширина аллей раз­ного назначения приведена в табл. 3.1.

По планировке аллеи бывают пря­молинейные и изогнутые в плане. Пря­молинейные аллеи устраивают преиму­щественно на равнинных участках. Начало и конец аллеи акцентируют или архитектурными сооружениями или посадкой наиболее декоративных деревьев и кустарников, иди другими элементами территории и устройствами, которые могут выполнять роль композиционных акцентов, замыкающих аллею или оформляющих вход в неё.

 

Таблица 3.1 – Рекомендуемая ширина аллей

 

Тип аллеи Ширина аллеи от оси дороги до оси деревьев, м В том числе ширина, м
пешеходной части газона с одной стороны общая ширина газона
Главная аллея 2,5
Прогулочные аллеи 3-4,5 1,5-3 0,75 1,5
Кольцевая аллея 2,5

 

Метрический ряд – равномерноепо­строение одних и тех же элементов аллеи, например обсадка аллеи расте­ниями одной породы с одинаковой вы­сотой и кроной. Сложный метрический ряд – чередование разных пород, на­пример посадка среди деревьев с ша­ровидной кроной деревьев с колоно-видной кроной. Ритмический ряд посадки – размещение растения с на­растанием или убыванием какого-либо признака. Например, по высоте штамба или окраске листвы (переход от темно-зеленой до серебристой окраски). При аллейных посадках наиболее часто встречаются метрические ряды.

На главных аллеях обычно возни­кают встречные потоки посетителей. Поэтому планировка таких аллей должна иметь сложный профиль: для главного потока отводится центральная, широкая аллея, а боковые узкие аллеи предназначены для встречных потоков. Разделительные полосы могут обра­зовываться чистыми газонами, газо­нами с посадками деревьев, цветни­ками. Для формирования изогнутой в плане аллеи могут использовать одно­типные и смешанные посадки.

В случае прокладки аллеи вдоль склона или у его подножия древесные и кустарниковые растения размещают так, чтобы закрыть склон. В связи с этим загущают посадки деревьев, около них высаживают живую изгородь. Со стороны пониженной части склона ал­лею формируют однотипными плотно-кронными деревьями с высоким штам­бом.

При планировке основных компо­зиционных осей парка большое значе­ние приобретают трассировка маршру­тов, насыщение их перспективами, жи­вописными пейзажами, причем должно быть предусмотрено последовательное обновление пейзажей, открывающихся зрителю из различных пунктов.

В ландшафтном искусстве садово-парковым аллеям и дорогам важное значение придавалось с давних пор. В садах XVIIIв. садово-парковые аллеи рассматривались в качестве важ­нейшего компонента всей планировки. За общее правило принималось поло­жение, что каждая аллея в парке обя­зательно должна завершаться интерес­ной перспективой, декоративным сооружением, скульптурой и т. п.

При устройстве перекрестков парковых дорог не следует делать их под слишком острым углом; такие углы легко вытаптываются и их трудно за­саживать растениями. Нежелательно также и перекрещивание дорог под прямым углом, так как это создает впечатление однообразия и монотонно­сти. Углы должны акцентироваться наиболее декоративными растениями.

Порода деревьев зависит от длины, ширины аллеи и ее назначения. На длинной широкой аллее могут расти мощные деревья с широкими кронами, на коротких и узких – уместнее де­ревья с узкими кронами. Для аллеи, ведущей к строгому архитектурному сооружению, больше подойдут строгие формы крон, в частности пирамидальных, а для аллеи ведущей к лугу или пруду, – раскидистые вплоть до плакучих форм.

Изогнутые в плане аллеи устраива­ют, как правило, при наличии рельефа. При этом надо стремиться к тому, чтобы на изломе аллеи создавались перспективы на застройку, памятник архитектуры, водное пространство, группу или одиночную посадку соли­тера и т. д. По мере движения по кри­волинейной аллее должна создаваться система пейзажных видов, разных по глубине, с определенной последова­тельностью их чередования.

По своей конструкции аллеи быва­ют открытые и закрытые. Под откры­тыми аллеями понимают аллеи, обса­женные высокоствольными деревьями, сквозь стволы которых просматрива­ется окружающая территория. При устройстве открытых аллей большое значение имеет создание системы раз­ных по глубине пейзажных видов.

Закрытые аллеи это аллеи, изоли­рующие посетителя от боковых видов и направляющие его внимание прямо по движению. Для их устройства могут высаживаться деревья в сочетании с живыми изгородями или деревья с низким штамбом, например ели или бук.

Возможны чередования отдельных открытых участков аллей с закрытыми.

Аллейные посадки могут создавать­ся как посадкой правильного ряда деревьев, т. е. высаженных на одном расстоянии друг от друга, так и обсад­кой пешеходных частей аллей группо­выми посадками с разрывами между ними. При этом при одинаковой ши­рине аллей правильные посадки де­ревьев зрительно удлиняют перспек­тиву, тогда как обсадка аллей группа­ми деревьев соответственно сокращает ее – прием укрупнения ритма.

Древесные породы при прямолиней­ном решении аллеи могут высаживать­ся как в один ряд с каждой стороны, так и в два ряда. При этом при посадке в два ряда с каждой стороны деревья могут располагаться как рядами, так и в шахматном порядке.

Аллеи бывают однородные или включают в себя посадки двух и более пород. При этом растения высаживают в определенных закономерных сочета­ниях, которые чередуются между со­бой. Эти чередования могут образовы­вать метрические и ритмические ряды.

Для загущенных тенистых аллей желательны теневыносливые деревья, такие, как липы или клен остролистый.

Из более светолюбивых пород можно применять березы, вяз, многие тополя и др. Хорошие хвойные аллеи дают все ели и лиственница. Минимальные рас­стояния в ряду при посадке деревьев в аллеях колеблются от 2,5 до 6 м. Расстояние аллейных деревьев от края дорожки зависит от состава дре­весных пород, назначения аллеи, ее ха­рактера и ширины дорожки. Когда не­обходимо создать очень сомкнутую ал­лею – зеленый тоннель,– деревья можно высаживать близко от дорожки, даже на расстоянии 0,5 м. Но в боль­шинстве случаев аллейные ряды вос­принимаются лучше, если они отодви­нуты от края дорожки и отделены от нее ровной полоской газона.

Рядовые посадки. Рядовые посадки деревьев – это посадки деревьев, высаженных в одну линию. Их применяют обычно при уличных посадках, на жилых терри­ториях и в парках, отделяя друг от друга площадки различного назначе­ния, а также по периметру объектов.

Рядовые посадки имеют большое санитарно-гигиеническое и архитектур­но-планировочное значение. Они смяг­чают солнечную радиацию на город­ских улицах, снижая температуру на 15-20 %, задерживают большое коли­чество пыли и газа и являются одним из средств борьбы с шумом.

На магистралях общегородского значения, как правило, должна пре­дусматриваться двухрядная посадка деревьев, на районных магистралях и улицах местного значения – одноряд­ная в сочетании с живыми изгородя­ми, на нежилых территориях вокруг площадок разного назначения – так­же однорядная посадка.

Для озеленения городских улиц и магистралей, рядовые посадки следует высаживать, как правило, на газонных полосах. Для одного ряда деревьев газонная полоса должна быть не менее 8 м, для двух рядов – 13,4-14 м, для четырех – 21 м. Ширина газон­ных полос при посадке кустарников увеличивается на 1 м.

Для обеспечения возможности складирования зимой снега на газонах при уличных посадках минимальные расстояния древесных посадок до про­езжей части принимают согласно дан­ным табл. 3.2.

 

Таблица 3.2. – Минимальные расстояния древесных посадок до проезжей части

 

Ширина проезжей части, м Ширина газонной полосы, м Расстояние от проезжей части до оси дерева, м
для ½ проезжей части для всей ширины проезжей части
2,5
10,5 2,5-4
2,5 3-3,5
3,5-4

 

Размещение и подбор пород для ря­довых посадок производятся так же, как и для аллейных посадок, главным образом при помощи метрических ря­дов.

При размещении посадок деревьев и кустарников необходимо учитывать расположение наземных и подземных сооружений и коммуникаций. Допусти­мое приближение к ним зеленых на­саждений приведено в табл. 3.3.

 

Таблица3.3 – Допустимое приближение зеленых насаждений к коммуникациям

 

Наименование Наименьшее расстояние, м
до оси дерева до кустарника
От наружных стен зданий и сооружений 1,5
От подошвы или внутренней грани подпорных стенок
От оград высотой 2 м и выше
От края:    
проезжей части улиц С учетом технической полосы
тротуара 0,7
садовых дорожек 0,7
От головки рельса трамвая
От мачт, опор освещения и контактной сети
От подземных сетей:    
газопровода 1,5
канализации 1,5
теплопровода 2-4
водопровода
Водопроводная магистраль (водовод)
Дренаж
Водосток 0,5
Наружная грань общего коллектора 1,5
Кабель связи
Силовой кабель 3,5
Колодец подземных сетей

Живые изгороди. Живые изгороди – это свободнорастущие или формованные ку­старники (реже деревья), высаженные в один или более рядов, выполняющие декоративную, ограждающую и маски­ровочную функции.

Живые изгороди классифицируют по высоте, числу рядов в них, а также по системе ухода за ними, (стриженые или формированные, нестриженые).

Классификация живых изгородей по высоте приведена ниже

Живая изгородь Высота, м
Высокая…………………….. выше 2
Средняя…………………….. 1-2
Низкая……………………… 0-5-1
Бордюр…………………….. менее 0,5

Высокие изгороди применяют для полной изоляции пространства.

Средние по высоте изгороди исполь­зуют для ограждения территорий; не требующих полной изоляции прост­ранства.

Низкие живые изгороди и бордюры применяют для декоративного оформ­ления различных участков.

По конструкции изгороди подраз­деляются на одно-, двух- и много­рядные.

Однорядные изгороди применяют на участках, не требующих полной изоляции, или на участках, ограничен­ных по территории. Такие изгороди составляют из светолюбивых и красивоцветущих пород.

Двухрядные изгороди более непро­ницаемы, создают плотные стены. По породному составу различают однопородные изгороди или комбинированные из растений двух пород, посаженных в разных рядах.

При устройстве многорядных изгородей необходимо соблюдать условие: в одном ряду – одна порода.

На особо ответственных объектах, обеспеченных систематическим ухо­дом, применяют стриженые изгороди, которым путем систематической стрижки придают определенную форму (чаще всего прямоугольную или тра­пециевидную) (рис. 3.6).

 

 


Рисунок 3.6 – Конструкции живых изгородей

а – однорядная; б – двухрядная двухъярусная; в – пятирядная двухъярусная двухцветная; г – ярусная трехцветная фигурная с акцентами; д – ярусная двухцветная с акцентами; е – фигурная с двойным акцентом

Живые изгороди, как правило, устанавливают из кустарников, но мо­гут быть использованы и деревья вы­сотой около 3-3,5 м, имеющие ветвле­ние боковых побегов не выше 0,2-0,3 м от земли.

Живая изгородь должна быть гу­стой, иначе это будет не изгородь, а ряд кустарников. Расстояние между растениями зависит от биологических свойств породы и назначения живой изгороди. Междурядья делают в 30-50 см, а между ярусами до 70; в рядах расстояние между кустами 30-50 см.

Лучши



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 504;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.05 сек.