Зрительные иллюзии в художественном проектировании изделий индустрии моды и красоты.
Костюм воспринимается на фигуре конкретного человека, сливаясь с его индивидуальным обликом и манерой поведения. Но не всегда фигура человека соответствует той форме модной одежды, которую хотелось бы носить. Чтобы подчеркивать привлекательные и замаскировать невыгодные формы и пропорции фигуры и приблизить конкретную фигуру к модному эталону или желаемому идеалу в моделировании одежды необходимо учитывать законы зрительного восприятия или зрительные иллюзии. Если проследить всю историю развития костюма, то мы увидим, как "сужали" талию с помощью очень широких юбок и туго затянутого корсета, завышали линию талии, чтобы ноги казались длиннее, украшали горловину огромным воротником "фреза", создавая иллюзию маленькой головки, увеличивали рост с помощью вертикальных декоративных отделок в костюме и т.п. Это был один из путей иллюзорного изменения пропорций фигуры человека.
Иллюзия - нечто кажущееся, обман, ошибочное восприятие предметов, явлений.
Под зрительной иллюзией следует понимать непосредственное зрительное впечатление, не совпадающее с общей совокупностью наших знаний о предмете, с другими видами его восприятия. Зрительные иллюзии существуют объективно и находят свое отражение в особом восприятии цвета, направления линий, углов, размеров, форм, площадей, в переоценке расстояний и т. д.
Иллюзии могут быть обусловлены разными причинами. Всего существует три типа иллюзий:
· физические, возникающие вследствие отражения или преломления лучей света, когда мы видим изменение направления предмета (ложка в стакане чая);
· физиологические, зависящие от устройства нашего глаза (разная чувствительность глаза для разных мест зрительного поля);
· психологические, к которым относятся восприятие, смысла целой фигуры, направление внимания, влияние прошлого опыта.
К костюму имеют отношение второй и третий типы иллюзий.
Первый путь использования иллюзий в одежде — фигура остается неизменной, со своими недостатками с точки зрения моды определенного отрезка времени, а изменяется зрительный образ: подчеркиваются вертикали для придания фигуре стройности, используются клетчатые и полосатые ткани, особое внимание отводится моделированию воротников и выреза горловины и т.д.
Второй путь использования зрительных иллюзий — создание модельной одежды в стиле «оп-арт», который требует геометрически точных сопряжений линий, полосок, клеток, а также превращения плоскости ткани в иллюзорное объемное пространство.
Таким образом, использовать зрительные иллюзии в одежде возможно не только для того, чтобы сделать фигуру более или менее идеальной, но и для достижения эстетически значительного и в то же время парадоксального восприятия художественного образа модели.
Рассмотрим зрительные иллюзии, которые важны для моделирования одежды:
При заполнении формы костюма полосками или линиями членения возникает особый ряд иллюзий, называемый иллюзией заполненного промежутка. Дело в том, что эта иллюзия двойственна и зависит от количества линий, расчленяющих поверхность.
При членении формы на части важны характер членения величины получаемых объемов, их соотношения.
Вопрос гармонии кривых очень важен, так как при затруднении восприятия может возникнуть оптический обман, т. е. переоценка или недооценка линий и формы в целом. Лучше всего воспринимаются плавные кривые; зигзагообразные кривые воспринимаются с большей затратой физиологической энергии, поэтому создается впечатление некоторой нечеткости формы.
Сами по себе линии имеют определенную направленность и этим уже создают эффект вертикальности, горизонтальности и диагональности. Вертикальные линии кажутся негнущимися, уходящими ввысь, горизонтальные производят впечатление основательности, стабильности, наклонные линии создают эффект динамики, асимметрии, зачастую зрительного уменьшения объема. Однако линии, скрещиваясь, могут ослабить действие основного эффекта, создать впечатление большой динамики или статики. Например, при скрещивании линий под прямым углом и делении отрезка на неравные части возникает асимметрия и ощущение движения, неустойчивости.
Прерывистые линии нарушают процесс плавного восприятия глазом и, естественно, создают впечатление увеличения фигуры.
Иллюзия переоценки острого угла в костюме возникает при различных вставках, косоугольном крое деталей, острых деталях воротника, карманов и т. д. Эта иллюзия основана на том, что обычно небольшие расстояния, заключенные между сторонами острых углов, переоцениваются, кажутся большими, чем они есть в действительности. Большие расстояния между сторонами тупых углов недооцениваются. При этом замечается изменение в направлении сторон угла; кажется, что острый угол стал больше. Если изменить направление вершин угла, мы получим обратную иллюзию. Следовательно, если мы хотим избежать в костюме такой иллюзии, нам следует умышленно несколько свести эти линии в середине, сделать их непараллельными.
Треугольный вырез горловины делает плечи более широкими, а бедра узкими в результате переоценки острого угла. Довольно часто в практике встречаются асимметричные фигуры, в которых, например, левое плечо может быть выше правого или одно бедро выше другого. Этот дефект может быть скорректирован костюмом, если поместить на нем в области более высокого бедра полосу; этой полосой может быть линия кроя, отделка, шарф, пояс и т. д.
Одним из важнейших видов иллюзий, применяемых в моделировании одежды,контраста и подравнивания, т. е. усиление по противоположности, поскольку контрасты активно действуют на нашу психику. От соседства с контрастным предмет кажется еще более своеобразным: маленький рядом с большим кажется еще меньше; круг, находящийся ближе к вершине угла, кажется еще больше, чем такой же круг, помещенный дальше от вершины; одна и та же голова смотрится меньше в большом головном уборе.
Шея, воротник и рукав — это тоже взаимодействующие между собой величины. Если рукав широкий, рука кажется тоньше, при широком клеше юбки талия кажется тоньше; бедра выступают еще сильнее, если талия сильно стянута.
В общем плане можно сказать, что иллюзия подравнивания возникает всегда, когда, давая сходную форму, повторяющую и несколько преувеличивающую особенность фигуры, мы оттеняем эту особенность. Иными словами, полная фигура будет казаться еще более полной в широком платье, и наоборот.
Ослаблять или усиливать действие контраста подравнивания можно с помощью внутренних конструктивных и силуэтных линий.
Однако иллюзия подравнивания имеет также определенные пределы, при нарушении которых может возникнуть обратное явление.
Иллюзию незамкнутого контура применяют в тех случаях, когда необходимо увеличить размеры какой-либо части, площади или линии фигуры. Например, короткая шея при высоком декольте будет казаться еще короче, углубленный вырез горловины создает видимость стройности.
Наряду с перечисленными видами иллюзий большое значение имеют направленность внимания, расстановка акцентов и доминант. Это создается направлением линий, ритмом деталей и отделкой, контуром деталей изделия. Бывают случаи, когда линии платья сходятся в одной точке на фигуре или точка пересечения линий располагается за пределами фигуры.
Если линии сходятся высоко над головой, создается впечатление большой высоты; чем ниже располагается точка пересечения линий, тем короче и шире кажется фигура.
Расположение акцентов или выделяющихся светлых деталей по краям фигуры делает ее более широкой, и наоборот, темные перчатки, обувь, шляпа увеличивают ее высоту.
Расстановка акцентов должна производиться также с учетом отвлечения внимания от невыгодных частей фигуры. Например, на платье для фигуры с широкой грудью, около линии талии или ниже надо поместить какое-либо украшение, пятно, ввести линию. На платье для женщины с маленькой головкой и большими ногами следует выделять точки, расположенные посередине фигуры.
Все эти приемы зачастую сводятся к тому, чтобы придать фигуре некоторую динамичность, облегчить ее.
Перечисленные виды иллюзий преимущественно рассматривались на плоскости, при исследовании объемных форм возникают дополнительные трудности их оценки, так как фигура рассматривается в объеме, при этом линии и формы иначе воспринимаются в перспективе. В этом случае линии, изгибаясь по поверхности выраженного объема, как бы зрительно увеличивают путь прохождения глазом и подчеркивается объем, т. е. происходит переоценка объема. Отсюда для форм больших объемов не рекомендуют чередования ярких плоскостей, применения крупного полосатого рисунка, светлых тонов.
1. Иллюзия переоценки вертикали.Вертикальное кажется больше равновеликого ему горизонтального. Иногда эта иллюзия очень значительна и может приближаться к разнице в 1/3.
2. Иллюзия заполненного пространства. Иногда заполненное декором или деталями костюма пространство кажется больше, чем равное ему незаполненное. Нужно избегать нагромождения деталей на той части фигуры, видимые размеры которой опасно увеличивать.
3. Иллюзия переоценки острого угла.Расстояние между сторонами острого угла кажется большим, чем есть на самом деле. Расстояние между сторонами тупого угла недооценивается.
4. Иллюзия контраста.Рассмотрим контраст форм, размеров и пластического рисунка. Маленькая форма рядом с большой кажется еще меньше, большая форма в окружении маленьких кажется еще больше. В моделировании контраст используется весьма широко и действие его достаточно очевидно. Например, в большом головном уборе голова будет казаться меньше, чем в маленьком; если вырез воротника широк, то тонкая шея будет казаться еще тоньше; худая рука
в просторном рукаве — еще худее, широкие бедра при сильно стянутой талии
будут еще шире.
5. Иллюзия подравнивания (иллюзия «крученого шнура»).Эффект заключается в том, что шнур, скрученный из двух полосок разных цветов (к примеру, черной и белой), помещенный на полосатую или клетчатую ткань, дает интересный оптический эффект изменения плоскости ткани: прямые линии приобретают вид изогнутых, сдвинутых, сломанных, спиральных. Используя иллюзию «крученого шнура» на полосатых или клетчатых тканях, можно создать
интересные творческие модели в стиле «оп-арт».
6. Иллюзия подравнивания — ассимиляция(употребление, слияние). Иллюзия заключается в том, что «подобное уничтожается подобным», когда линии, размеры, формы повторяются. Например, квадратный вырез горловины повторяет квадратный подбородок, узкое лицо делается уже при узком вырезе горловины.
7. Иллюзия замкнутого и незамкнутого контура.Эта иллюзия заключается в том, что фигура с замкнутым контуром кажется меньше, чем фигура с незамкнутым контуром. Иллюзия незамкнутого контура применяется тогда, когда нужно изменить размеры чего-либо. Если шея короткая, то нельзя делать воротник «под горло», если плечи широкие — не нужно подчеркивать их ширину такой же формой выреза горловины или воротника.
8. Иллюзия полосатой ткани.Выбор расположения полос (вертикальное или горизонтальное) на полосатой ткани с целью придать стройность полной фигуре зависит от ширины и частоты полос, от их ритмичности. При сложном расположении полос (например, под углом) нужно учитывать, что если углы, образуемые встречными полосами, направлены острием вверх, то это сокращает ширину бедер полной фигуры. Углы полос, расположенных острием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, даже несмотря на наличие вертикальной вставки посередине.
9. Иллюзия сокращения объема при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями. Эта иллюзия создается тем, что левая половина — из белой ткани, правая половина — из черной, левый рукав — из черной, правый рукав — из белой, т.е. используется прием асимметрии.
10. Иллюзия расчленения формы.Форма одежды читается нечетко, если заполнена активным, достаточно крупным рисунком или декором.
11. Иллюзия трехмерного пространства. Иногда предлагаются модели с иллюзией пространственного решения рисунка, намеренно прорывающего плоскость двухмерного решения, в виде монокомпозиции, крупнораппортной ткани или трикотажного полотна. Кроме пространственной иллюзии присутствует иллюзия расчленения формы.
12. Иллюзия пространственностипри постепенном сокращении, сжатии, уменьшении рисунка ткани в моделях, например, в стиле «оп-арт»
13. Иллюзия психологического отвлечения.Чтобы скрыть определенный недостаток фигуры, внимание направляют на другое место в одежде или целенаправленно подчеркивают достоинства внешности человека. Например, при «фундаментальном» низе фигуры, композиционным отвлекающим акцентом может быть оформление шеи, плечевого пояса, лица с помощью украшений, декора, дополнений.
Учеными доказано, что форма предмета, в том числе и костюма, воспринимается по его геометрическому силуэту или выделяемым наиболее понятным простым геометрическим ее элементам. Глаз как бы соединяет в пространстве невидимые или реальные точки, «строя» геометрические конфигурации. Любой сложный силуэт костюма может быть представлен как совокупность геометрических форм, число которых в природе весьма ограничено: это сочетание прямоугольников, трапеций, овалов, треугольников. Благодаря этому костюм воспринимается по ассоциации то остродинамичным, то спокойным, то веселым и радостным. Силуэты костюмов, построенных на основе прямоугольников, кажутся более статичными, а силуэты, построенные на основе остроугольных неравнобедренных треугольников, кажутся очень острыми и праздничными. Большое значение имеют характер расчленения этих форм и тональные отношения.
Итак, существуют определенные свойства предметов, линий, форм, цветов и их сочетаний, которые необходимо знать. Поэтому, чтобы не впасть в серьезные ошибки при моделировании костюма, следует придерживаться некоторых практических советов, перечень которых приводится ниже.
Рассмотрим ряд примеров в костюме.
Линия кокетки смотрится лучше, если она делит блузку не на две равные части, а в отношении 1 : 3 : 4, или где-то между этими величинами. Жакет будет выглядеть лучше, если он имеет длину, неодинаковую с юбкой. Маленькой фигуре не подходит длинный приталенный жакет, ей больше пойдет короткий полуприталенный жакет. Женщина с такой фигурой не должна носить плотно облегающую одежду с горизонтальными отделками и безрукавные блузки, широкие рукава и пышную юбку.
Следует сохранять естественный центр внимания, который существует у человека выше середины тела (выше физического центра тяжести). Например, слишком пышная грудь и обилие драпировки на ней могут нарушить равновесие, так же как и при наличии слишком большой шляпы и обилии мехов выше линии талии. Костюм с небольшим простым лифом часто уравновешивается пышной юбкой с отделкой по краю (большая площадь). Небольшой акцент может потребоваться около шеи для уравновешивания большой плоскости юбки. Нижняя часть костюма должна быть более тяжелой путем применения более темных тонов. Например, обувь лучше иметь более темную, чтобы уравновесить платье. Широкополая шляпа может несколько уравновесить высокую фигуру с широкими бедрами или пышной юбкой.
Равновесие цвета достигается при соблюдении закона плоскостей. Большие плоскости должны быть спокойного цвета, в то время как контрастный цвет должен занимать меньшую плоскость.
Чем больше плоскость, тем спокойней должен быть ее цвет. Цветовой контраст может создаваться путем изменения оттенка, насыщенности, интенсивности (темное и светлое, спокойное и яркое). Равновесия можно добиться повторением цвета в той или иной степени.
При членении костюма и чередовании деталей следует соблюдать закон ритма. Форма и линии в костюме организованы ритмично, когда взгляд не задерживается на отдельных деталях, а как бы подсознательно соединяет точки в пространстве. Если есть точки, которые лежат в разных направлениях или далеко стоят друг от друга, взгляд перепрыгивает с одного места на другое; если же эти точки не слишком подчеркнуты (выделяются), взгляд спокойно переходит с одной из них на другую. Например, белые серьги, белый воротник, белые пуговицы, белый пояс, белая обувь и перчатки в сочетании с красным платьем создают слишком много точек внимания, и следовательно, модель лишена ритма, а отсюда возникают нежелательные иллюзии. Равномерное повторение элементов (кружева, манжеты, рюши, ряды пуговиц) способствует спокойному движению взгляда.
Взгляд должен сначала остановиться на наиболее важном элементе, а затем переходить к другим элементам и деталям в зависимости от степени их важности. Так, платье должно подчеркивать лицо, если оно овальное, свести к минимуму нежелательные черты и скрыть непропорциональные.
Повторение и резкий контраст являются элементами выделения: высокой и слишком худой девушке не рекомендуется носить слишком маленькие шляпки и гладкую прическу. Отделка, близко расположенная к лицу, обращает внимание на лицо.
Элементы треугольной формы способствуют выделению приятных черт и линий фигуры и скрывают нежелательные. Например, широкие бедра можно скрыть с помощью расширяющейся книзу юбки или широко развернутой линии плеч.
Тоненькой девушке маленького роста с плоской грудью и худыми руками лучше носить платье с красивым широким поясом и пышной юбкой. Расширить линию плеч и увеличить грудь можно благодаря применению маленького воротника и широкой, но мелкой кокетки. Покрой «принцесс» предусматривает расширение линии плеч с помощью рельефных линий и пышных рукавов из гофрированной ткани. Детали костюма должны учитывать размеры фигуры женщины, при этом аксессуары не должны быть слишком мелкими, так как иначе это сделает ее похожей на девочку.
Полная женщина должна стремиться носить такой костюм, который бы выделял ее наиболее приятные черты. Смягчающими линиями являются продольные и диагональные. Юбка, расширенная книзу, уравновешивает пышную грудь. Полной женщине следует избегать широких рукавов, кокеток, оборок, манжет. Пышные рукава, большие карманы зрительно расширяют бедра. Слишком затянутый широкий пояс подчеркивает полноту, рукав реглан образует диагонали, неблагоприятные для такой фигуры, а слишком маленькая шляпка и длинные спадающие волосы, обтягивающая юбка и обувь с перепонками увеличивают размеры лица и ног.
Фигура, изображенная на рис. 78, а, производит впечатление высокой благодаря прическе и шляпке, создается оптическая иллюзия большого роста благодаря отсутствию большого воротника и косынки, а также наличию удлиненного выреза горловины. Короткий жакет, узкий рукав, вертикальные линии, идущие непрерывно вверх и вниз от линии талии, способствуют образованию вертикальных плоскостей. Диагональные линии, отходящие от центральной линии, уменьшают ширину талии, а расширенная книзу юбка создает иллюзию устойчивости.
Женщинам с короткой шеей следует избегать воротников-стоек и очень широких воротников. Полной женщине больше подходит покрой «кардиган».
Женщине с очень полными бедрами следует избегать костюмов с приталенным жакетом и узкой юбкой. Ей больше может подойти короткий полуприталенный жакет, при этом длина юбки зрительно увеличит ее рост. Ей следует использовать тяжелые ткани, избегая легких ярких кричащих тонов, а также тканей жестких и блестящих.
Контрастная блузка и юбка сделают фигуру шире и короче. Тяжелые украшения, средней величины шляпка и длинная плоская сумочка сделают фигуру меньше благодаря иллюзии контраста.
Высокой тонкой женщине следует подчеркивать красивую тонкую талию и изящные пропорции, используя горизонтальные линиихорошо смотрятся широкая юбка и мягкий лиф.
Высокой тонкой фигуре не подходит покрой «принцесс», обтянутые платья, очень корокие или очень узкие рукава и узкие юбки. Продольные линии подчеркивают ее высоту. Женщине с такой фигурой лучше носить пышные юбки, отделанные сборкой и тесьмой, гофрированные воротники и банты, пелерины, костюмы, широкие двубортные пальто, использовать контрастные тона (по горизонтали), широкие пояса, вырез «лодочка», кокетки. Линия плеч должна быть расширенная, пройма глубокая, рукав, не доходящий до локтя, длиной 3/4.
В платье на фигуру с длинной и худой шеей лучше выполнить мягкий и высокий воротник. Если женщина изящна, она может использовать яркие цвета и смелые модели. Она может носить длинные перчатки и большие сумки. Если она очень высока, ей лучше носить более короткие юбки, туфли на низком каблуке и шляпы с полями.
Для женщин с впалой или плоской грудью рекомендуется использовать пышные юбки или болеро, пелерины и отделку в виде карманов с клапанами, оборок, жабо.
Если у женщины сутулая спина, надо особенно следить за осанкой. Платья необходимо иметь с такой спинкой, которая не обтягивала бы спину, а была бы собрана у пояса. Рекомендуется носить пелерины, небольшие мягкие воротники, баски, завязывающиеся на спинке. Плечевой шов должен начинаться от самой высокой точки плеча. Не рекомендуются обтягивающие свитеры и платья.
При широких плечах не следует носить узких юбок, плотно прилегающих воротников, широкополых шляп. Плечи следует уравновешивать широкими юбками и использовать V-образный вырез горловины. Однако надо делать еще поправку на моду. Узкая юбка при широких плечах может смотреться иногда очень остро и эффектно.
При моделировании на полную фигуру можно использовать один из двух совершенно разных методов: «французский» — подчеркивание достоинств фигуры человека; «русский» — скрывание недостатков фигуры. Например, если у женщины с полной фигурой тонкая талия, то французы подчеркивают ее кроем одежды или красивым поясом, привлекающим внимание. Сочетание тонкой фигуры и полных бедер является достаточно волнующим, как считают французы. Русская же полная женщина с тонкой талией наденет полосатое прямое платье. Неизвестно, что лучше!
На основании всего сказанного можно сделать вывод, что знание и использование зрительных иллюзий в моделировании одежды позволяет грамотно решать задачи проектирования.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
ДОМАШНЯЯ РАБОТА:эл.презентация памятка: Техника безопасности при эксплуатации измельчительного и резательного оборудования | | | Подходы к определению социальных технологий |
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 432;