Музыка в кино и телефильмах может быть реалистичной (в кадре) — звучат только те инструменты, которые зритель видит на экране, — и условной, закадровой.
Она может быть прозаической — усиливающей художественную роль изображения — или поэтической — выражающей настроение героя. Музыка выступает согласованно, в сопоставлении и противопоставлении с изобразительным рядом, объединяясь с речью и шумами создает звукозрительный образ.
Контрапункт – одновременное сочетание двух или более самостоятельных тем в музыке, а в звукозрительном образе противопоставление или сопоставление звука и изображения.
Шумы в аудиовизуальной программе.
Шумы, помимо иллюстрации звуковой предметности кадра, выполняют сюжетно-драматургическую функцию, активно участвуя в формировании атмосферы фильма.
Шумы делятся на виды:
- внутрикадровые (синхронные) - шумы, которые сопровождают видимое в кадре движение;
- закадровые (несинхронные) - шумы, источник которых находится вне кадра;
- фоновые - второплановые шумы, не требующие синхронности.
Закадровые и фоновые шумы характеризуются протяженностью звучания, в зависимости от драматургии являются сильным выразительным, художественным средством.
Характеристики всех шумов складываются из нескольких понятий:
- Тембр — характерная окраска звука, позволяющая отличить друг от друга два однотипных шума (конский топот по булыжной мостовой или по деревянному мосту).
- Ритм — периодическое чередование звуков по длительности звучания и пауз (стук колес на стыках рельс).
- Темп — скорость, с которой чередуются звуки (быстро и медленно идущий поезд).
Функции шумов разнообразны. Шумы могут указать время и место действия, в некоторых случаях более конкретны и образны, чем музыка (вой ветра, шум дождя, моря, колокольный звон и т. п.). С их помощью режиссер может создать звуковой подтекст кадра, более тонко обрисовать характер действующего лица. Шумы могут восприниматься «ушами» героев на экране, т.е. мы слышим, так как слышат действующие лица.
Пространство воспринимается как реальность в том случае, если оно обладает звучанием. Отсутствие некоторых видов шумов так же способно выполнять образную функцию, является сильнейшим драматургическим элементом.
Шумы отвечают за создание атмосферы внутри кадра. Атмосфера, наряду с другими выразительными средствами, способствует созданию целостного образа фильма.
Так же как и музыкальный лейтмотив в кино может существовать шумовой лейтмотив, лейтобраз, лейттема.
Шумы, подвергнувшись частотной, пространственной, временной (эхо) и проч. обработке, могут создать атмосферу фантастики, миража, сна, ассоциаций и т.д. Так же в образный звукоряд можно внести понятие «музыкальный шум», «шумо-музыка».
Дата добавления: 2017-02-13; просмотров: 1537;