Особенности развития СМИ на рубеже эпох
Рассказывая о журналистике, которая шагнула во 2 пол. XX века в эру «космизации», известный журналист 70-х годов В. В. Учёнова рассуждала о будущем так: «Гипотез, предположений, проектов на этот счет множество. Среди них и пророчества о полном закате эры печатного слова, о вытеснении прессы звуковой и образной информацией. Вероятно, более реалистичны идеи о различных вариантах комплексного взаимодействия современных журналистских способов связи, о новых вариантах их единства. Перспективы комплексного взаимодействия средств массовой информации просматриваются и дальше. Учёные провидят время,
когда будет налажено централизованное снабжение
телеинформацией каждого жителя по любой теме, по любому индивидуальному запросу. Каждый, кто захочет, сможет на домашнем телеэкране увидеть любой кинофильм, фотооттиск
книги из даль17 ей библиотеки, факсимильное воспроизведение н
любой газеты» . Прошло всего несколько десятилетий как были написаны эти слова, и мы видим, что многое осуществилось, появилась новая терминология, обозначающая современные явления в области СМИ.
Рыночные отношения, которые начали складываться в конце ХХ века в РФ, кардинально повлияли на формирование журналистики нового типа. В демократичном обществе, где провозглашается свобода, как ключевое понятие, и утверждаются новые принципы взаимоотношений общества и власти, средствам массовой информации отводится определённое место. Безусловно, те изменения, которые начали происходить в структуре СМИ, в формировании новых запросов аудитории, повлияли на внедрение новых форм деятельности журналистики. Изменились социальные
Ученова В. В. Беседы о журналистике. — М.: «Молодая гвардия», 1978. — 208 с.
и духовные ориентиры, что, в свою очередь, способствовало
появлению новых тенденций в области информации.
В декабре 1991 г. был принят новый Закон о СМИ, в ст. 3 которого сказано о недопустимость цензуры. «Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается». Это важное утверждение повлияло на появление множества различных газет и журналов.
Гласность, объявленная во время перестройки, и затем заявленная свобода слова привели к тому, что некоторые издания восприняли отсутствие цензуры как принцип вседозволенности. В целях увеличения прибыли такие СМИ стали публиковать материалы, основанные на непроверенных фактах, вымысле о различных потусторонних силах, НЛО, мистической тематике и т.д. Так называемая жёлтая пресса быстро завоёвывала читателя, становилась популярной среди определённой, не очень разборчивой аудитории. Особенно актуально это стало после многолетних запретов на информацию. Объяснить это можно и тем, что допущенный до недозволенного ранее читатель, а затем и зритель, потеряв информационные ориентиры, польстился
доступностью и сомнительным «блеском» бульварной прессы.
Среди наиболее популярных бульварных изданий можно назвать следующие: об интимной сфере («Ева», «Спид-Инфо», «Двое», «Женские дела», «Любовь, Любовь», «Он и она»), об аномальных явлениях («НЛО», «На грани возможного», «Нострадамус», «Не может быть», «Очень страшная газета», «Оракул», «Чертовщина», «Голос вселенной»), о криминальных событиях («Частный детектив», «Пресс-криминал», «Сыщики и воры») и т.д.
В целом установлено, что в 11891 году в Российской 9
Федерации издавалось 4863 газеты . Некоторые из них просуществовали недолго, но данный период был начальной ступенью формирования новых типов СМИ.
Печать Российской Федерации в 1991 году. Стат. сборник. М., 1992. С. 5.
Всегда в России особый интерес вызывали издания, в которых
обсуждалась политическая тематика, давалось серьёзное обоснование актуальным общественным событиям. Среди вновь появившихся на рынке СМИ можно отметить следующие: «Независимая газета», «Коммерсантъ», «Коммерсанть-Дейли», «Общая газета», «Новое время», «Сегодня» и др.
С 90-х годов начала появляться деловая пресса. Сегодня она представлена разветвленной сетью изданий, различных по формату, периодичности, тиражам, аудиторной ориентации, способу финансирования. От всех других типов изданий они отличаются преимущественной ориентацией на освещение деловой жизни, мира бизнеса, а также характером финансирования.
Деловые СМИ не ограничиваются лишь вопросами экономики и политики. Публикации в них могут быть и о культуре, и о туризме, и о спорте, - обо всём, что может оказать влияние на рынки, - труда, услуг, товаров или капитала.
В начале 90-х годов в результате демократических изменений в обществе, развития рыночных отношений меняется и роль средств массовой информации. Читателя, слушателя, зрителя уже не удовлетворяет информация «для всех». Массовые издания теряли свою уникальность, каждый потребитель информации стремился к удовлетворению своего личного интереса, своей индивидуальной потребности в информации. Информация превращается в товар, а покупатель выбирает то, что ему больше нравится, за что он готов платить деньги. Аудиторный фактор становится определяющим.
Все эти факторы привели к тому, что в регионах СМИ начали искать пути выживания в рыночных условиях, вырабатывать свою оптимальную модель вещания, учитывающую особенности определённого города или района. Местные новости интересуют обывателя больше, чем центральные.
Произошёл сдвиг от общефедеральной прессы к местной. Правда, региональная пресса уступала по содержанию и оформлению в результате отсутствия квалифицированных кадров, слабой материально-технической базы, экономических трудностей.
Актуальным становится процесс демассификации - движения от массовой системы вещания к индивидуальной, направленной на
каждого отдельного потребителя информации. Этому
способствовало развитие кабельных сетей и конкуренция между
ними, что, в свою очередь, актуализирует такое явление как
персонификация.
Персонификация - процесс олицетворения, «очеловечивания», т.е. придания субъекту индивидуальных черт, которые могут нравиться или, наоборот, вызывают неприятие, и потому запоминаются. Таким образом формируются личностные контакты аудитории с журналистом. Персонифицированная телеинформация становится привлекательна для аудитории, ведь потребитель желает знать, кто ему поведал о событии, что это за персона. Если появляется доверие по отношению к коммуникатору, то потребители информации становятся постоянными зрителями и почитателями определённого ведущего и конкретного канала. Можно сказать, что суждение о коммуникаторе пропорционально ценности его сообщения. Поэтому крупные телекомпания стремятся заполучить постоянных ведущих и репортёров, способных стать «лицом» канала, личность которых вызывает симпатию и доверие у зрителей.
«Знакомый человек в кадре служит для зрителя прежде всего ориентиром в пестром мире телевизионных передач, благодаря тому, что всякий раз его появление сопровождается интересной для
данного зрителя информацией. Более высок уровень
персонификации тогда, когда журналист выступает как участник экранного действия (острое интервью, репортаж-расследование и т. п.) и становится объектом сочувственной идентификации. Иначе говоря, зритель начинает сопереживать ему, как бы представляя себя на месте «положительного героя» документального драматического действия. Здесь очевидно сходство журналиста с героем театрального зрелища или произведения художественной литературы. И, наконец, третий, высший уровень персонификации - когда журналиста ждут на экране ради него самого, ждут как лидера мнения, истолкователя сложных проблем, как личность значительную в нравственном, духовном плане»19.
Можно согласиться с существующим мнением, что потребность в персонификации - это потребность человека быть самим собой. Именно эту одну из важнейших потребностей человека, особенно актуальную в изменившемся, ставшем более свободном обществе, и взяли на вооружение менеджеры СМИ.
Специфика
телевидения:
[электронный
ресурс].
Режим
доступа:
http://www.prezzo.ru/television/125-specifika-televideniya.html
XXI век в сфере СМИ ознаменован движением к
информационному обществу, что связано, прежде всего, с появлением инновационных технологий. Когда говорят о СМИ в условиях информационного общества, обычно имеют в виду, во- первых, дигитализацию - перевод всех СМИ в цифровую форму. Электронные версии есть у большинства печатных изданий. Цифровое радио позволяет увеличить количество частот, и его можно слушать через компьютер, подключившись к Интернету. Становится цифровым и телевидение. Можно сказать, что данный процесс интегрирует все СМИ, что упрощает доступ к информации. Таким образом, можно говорить о конвергенции СМИ - процессе слияния всех СМИ в единое пространство. Конвергенция одновременно происходит в разных сферах СМИ и на разных уровнях. Цифровой формат содержания позволяет осуществлять его распространение в различных формах независимо от конкретной индустрии СМИ и технологических платформ. «Важнейшей общей чертой к настоящему времени остается «привязка» новых СМИ к экрану - будь то экран телевизора,
компьютер20 ого монитора или экранное окошечко мобильного н
телефона» .
Технологическая конвергенция предполагает также, что
важнейшей характеристикой современной коммуникации
становится интерактивность - возможность осуществлять обратную связь средства массовой информации со своей аудиторией в режиме on-line. Предполагается прямое участие читателей, слушателей, зрителей в информационном обмене при осуществлении того или иного журналистского проекта. Например, голосования в прямом радио- и телеэфире, различные конкурсы, игры, пресс-конференции в режиме реального времени в Интернете. Привлекательность интерактивности обоюдная: читатель, слушатель, зритель имеет возможность принять участие в процессе и даже как-то повлиять на ход передачи, а журналисту интерактивность помогает понять, что действительно интересует его аудиторию, совершенствовать свои репортажи, отслеживать эффективность. Интернет-сайты, которые появились у большинства
Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.
- 336 с.
средств массовой информации, дают возможность им использовать
интерактивность во всём объёме.
Все новые явления в информационной сфере, о которых мы говорим (демассификации, персонификации, дигитализация, конвергенция, интерактивность) так или иначе связаны с глобализацией в области масс-медиа. Но давайте разберёмся, что такое глобализация.
Можно сказать просто: глобализация - это процесс установления общих мировых стандартов во всех областях человеческой деятельности.
Чаще всего встречается следующее определение: глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.
Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов,
стандартизация законодательства, экономических и
технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение
количества общих для группы государств пробле21 , так и м
расширение числа и типов интегрирующихся субъектов .
В сфере СМИ глобализация проявляет себя в таких процессах как монополизация и концентрация.
Монополизация - это сосредоточение в одних руках определённых ресурсов. Если мы имеем в виду сферу массмедиа, то этими ресурсами являются средства массовой информации. Монополизация выражается в определённых формах концентрации капитала. За рубежом распространены концерны, газетные тресты,
пресс-синдикаты, в России - медиа-холдинги, издательские дома.
В США, Англии, Германии, Франции на рубеже 19-20 веков начали появляться первые монополии, которые в дальнейшем заняли главенствующие позиции в области издательского дела и радиовещания. Медиа-объединения базируются на платформе промышленно-финансовых групп, происходит слияние капитала,
Доллар без глобализации - деньги на ветер: [электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/54310/
который диверсифицирует свою деятельность и ищет приложения в
разных отраслях, в том числе и в СМИ. Такое приложение капиталов может происходить как ради извлечения прибыли, создания комфортных условий для ведения основного бизнеса, поддержания бизнес-среды, так и в целях политического и идеологического влияния на общество и власть, чаще того и другого одновременно.
После второй мировой войны в странах Запада наблюдалась тенденция объединения медийных корпораций с крупными
промышленными компаниями. Происходит переплетение
собственности, что ведёт к образованию гигантских
медиаконцернов, тесно связанных с иными областями экономики.
В 1983 г. вышло в свет первое издание монографии «Монополии СМИ» Б. Багдикяна, известного американского учёного, профессора школы журналистики в городе Бёркли. Американские издатели 1982 года снабдили книгу подзаголовком «Потрясающий отчёт о пятидесяти корпорациях, которые контролируют то, что видит, слышит и читает Америка». Главный из выводов состоит в том, что СМИ в США всё в большей степени превращаются в институт, подрывающий коренные принципы
демократии, функциониру22 ий в интересах узкой группы, а не ющ
широкой общественности .
Конкуренция, выход на международный рынок
информационных компаний способствуют слиянию и дальнейшему укрупнению медиаконцернов. Некоторые из них становились
значимыми на мировом уровне, приобретая статус
транснациональных вещательных корпораций (например, CNN, News Corporation, Walt Disney).
В России процесс монополизации и концентрации похож на тот, что пережили СМИ в развитых странах Запада: сильный поглощает слабого, за счёт чего крупные объединения добиваются финансового благополучия. Но, как свидетельствуют результаты некоторых исследований, особенностями российских процессов монополизации и концентрации явились, прежде всего, политические интересы их владельцев, потому в России
утверждается совершено особый вид концентрации -
«идеологический или политический», в результате чего складывается «политическая монополия» на СМИ партии власти.
Багдикян, Бен: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Ее костяк составляют государственные чиновники. Данное явление
достаточно тревожное, но пути решения данной проблемы до сих пор остаются неопределёнными.
Надо иметь в виду, что существуют как частные объединения СМИ, так и государственные.
По мнению Гарабовой М.И.: «¼частные монополии считаются оппонентами государственных СМИ, что гарантирует диалог «на равных» и многообразие мнений в гражданском обществе. Уменьшение количества образований, контролирующих поток информации в обществе - не самая актуальная проблема: в рыночных условиях ведущие игроки постоянно меняются, либо сливаются друг с другом, либо вытесняются и трансформируются, а наибольшую прибыль и популярность получают именно те СМИ, которые работают в интересах общества и своей целевой
аудитории23 представляя ,
продукт» .
наилучший
конкурентоспособный
В России государство создало свой медиа-холдинг ВГТРК в июле 1998 г. В настоящее время медиа-холдинг представлен тремя общенациональными телеканалами: «Россия 1», «Россия 2», «Россия К»; также в его составе телеканал для детей и юношества «Бибигон»; 89 региональных телерадиокомпаний; круглосуточный информационный канал «Россия 24»; телеканал «РТР-Планета»; русская версия телеканала «Евроньюс»; пять радиостанций - «Радио России», «Маяк», «Культура», «Вести ФМ», «Юность»; государственный Интернет-канал «Россия».
Издательский дом как форма медиа-объединения включает в свой состав ежедневную газету и ее дочерние издания, еженедельник, один или несколько журналов, издательство, часто имеет свои полиграфические предприятия. Пример - ИД «Коммерсантъ». Издательский дом выпускает: ежедневные газеты «Коммерсант», «Коммерсант в регионах», еженедельники
«Коммерсант-власть» и «Коммерсант-деньги», а также
автомобильный журнал «Автопилот», ежемесячный деловой журнал «Секрет Фирмы».
Гарабова, М. И. Дисс. исследование: Особенности функционирования российских СМИ в
условиях их монополизации и концентрации: 1996-2001 гг. /М.И. Гарабова/ Канд. дисс. ¼
филологич. наук. - М. - 2004.
В некоторых крупных российских городах создаются частные
медиа-холдинги. Например, в Екатеринбурге - ООО Медиа- холдинг «Уральский рабочий».
Ещё одной особенностью развития СМИ на рубеже эпох
является появление Интернет-журналистики - новой
разновидности журналистики, которая стала актуальна в связи с развитием и распространением Интернета.
С появлением и распространением Интернета стало возможным регулярное информационное вещание на широкую аудиторию. Так как особая техническая инфраструктура при этом не нужна, стало возможным создавать собственное СМИ любому пользователю персонального компьютера. В связи с этим, развивается так называемая блогосфера, которую иногда называют индивидуальной или гражданской журналистикой. Такое сосуществование блогосферы и профессиональной журналистики позволяет аудитории получать более полную информацию о происходящих событиях.
Контрольные вопросы:
1. При каких условиях система журналистики в рамках
отдельного государства считается сформировавшейся?
2. Перечислить составляющие части инфраструктуры СМИ.
3. Какую роль играют факторы формирования системы СМИ? 4. Назвать и охарактеризовать функции журналистики.
5. Проанализировать модели идеологического поведения СМИ.
6. Дать характеристику понятию «модель печатного издания».
7. Каковы факторы типологической структуры СМИ?
8. Охарактеризовать классификацию печатных и электронных
СМИ.
9. В чём заключается причина процессов демассификации и
персонификации?
10. Охарактеризовать понятия дигитализации,
конвергенции и интерактивности СМИ.
11. Обосновать процессы монополизации и концентрации
российских средств массовой информации.
ГЛАВА 2. Производство и выпуск средств массовой
Информации
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 409;