Маленькие поправки в устройство большой страны


Следующим шагом в реформе федеративного государства может стать создание конфедерации1

Д. Аяцков, губернатор Саратовской области

Когда в России была принята новая — «ельцинская» — Конституция, было провозглашено, что на территории России существуют 89 равноправных субъектов Федерации. На самом деле равенства, даже формального, не получилось: у кого-то появился устав, у кого-то — своя конституция, у кого-то — президент, у кого-то — глава администрации. Разнобой оправдать можно: нужно было держать ситуацию под контролем, а времени катастрофически не хватало, власть оказалась на обочине, и ее мог подобрать любой. Недавно депутаты

голосовали за принятие в третьем чтении закона о гарантиях первому Президенту России. Это означает, что на эпохе Ельцина поставлена точка. И уже второй президент России в рамках той Конституция, что мы приняли в 1993 г., сделал много. Первое — реформировал Совет Федерации. Второе — сформировал профессиональную Думу. Третье — реально оттеснил олигархов от управления страной. Четвертое — вернул людям веру в будущее государства. Посмотрите, как уверенно отстаиваются интересы России на всем пространстве страны — от страны восходящего солнца до страны заходящего солнца. А результаты внутренней политики? Уже даже понятия такого — сепаратизм — нет.

Путин сцементировал регионы тем, что заставил главенствовать федеральные законы над региональными. Он хочет работать в правовом поле. И разделение России на федеральные округа тоже помогает это поле формировать. Полпреды президента на территориях обязаны проводить политику Кремля. И в Якутии, и в Саратовской области она должна быть единой.

Много говорилось о том, что новая вертикаль власти отбирает у губернаторов их полномочия. У меня никто пока ничего не отобрал. Я добровольно снял с себя полномочия члена Совета Федерации, но прекрасно понимаю, что президент дал мне дополнительную возможность иметь в своем распоряжении политика федерального уровня, делегировать в верхнюю палату парламента человека, который на постоянной основе будет работать над законами. Я еще в 1995 г. в служебной записке первому президенту об этом говорил: исполнительная власть не должна творить правила, по которым живет общество. Другое дело, что на самом верхнем уровне я тоже должен отстаивать интересы своего региона, и хорошо, что для этого теперь есть Госсовет. Этот орган только создан, и его деятельность надо наполнить реальным содержанием. И именно здесь должны приниматься политические решения — например такие, какие сейчас готовятся по Земельному кодексу. Пока неясно, узаконят ли оборот земли, не уверен, что наш, саратовский, закон о земле не будет отменен.

Утверждения, что закон будто бы не соответствует федеральным нормам, ничего не стоят. Мы доказали в судах высших инстанций, что он не противоречит Конституции. А законодатели имеют право принять федеральный закон с оговоркой и дать нескольким областям возможность для эксперимента. Если такой оговорки не сделают, мы приведем свое законодательство в соответствие с федеральным, но при этом надо не забывать, что этот закон Саратовской области обратной силы не имеет.

Федерализм1

Вячеслав Тюнькин, врач (г. Коркино, Челябинской области)

Исторически сложилось так, что вокруг Руси объединилось множество национальных групп, народов, государств. Поэтому и считаю наиболее подходящей и приемлемой для российского самосознания идею «России как собирательницы народов или создания Евроазиатской конфедерации».

Основание — природный славянский интернационализм, исторические традиции, тяготение к России основной массы населения бывших союзных республик, структура экономики, родственные связи и сила привычки. Пришло, пришло время «собирать камни».

Русский шовинизм... Это реально?2

Ярулла Насифуллин (Набережные Челны)

Разве можно говорить всерьез о национальной идее в России без учета национальной идеи татар, которые по своей численности занимают второе место в России?

<...> мне и кажется, что нужна идея создания Конфедерации народов России. Не надо бояться этим ослабить Россию. Разве из-за самостоятельности штатов США слабое государство?

<...> В XX в. наши отцы столкнулись с острейшим национальным вопросом еще в 17-м году. Но они его до конца так и не решили. И теперь мы, нынешнее поколение, вернулись к этой же проблеме. Если мы не хотим, чтобы наши дети и внуки вновь проливали кровь, нам сегодня надо быть честными до конца. И выработать такую идею, которая бы учитывала интересы и других наций.

Русский мотив дальнего Севера3

М. Николаев, президент Республики Саха (Якутия)

Идея должна впитать в себя требования реального федерализма, который в свою очередь складывается из государственно-политического, экономического и бюджетного федерализма, национальной и региональной политики.

Союз народов, а не «субъектов»1

Вадим Печенев, доктор философских наук, профессор (Москва)

По самой своей природе, вытекающей из национального характера русского народа, создавшего вместе с другими народами (и против других) великое и самое громадное в мире Российское государство, эта идея не может носить ни классового, ни сугубо экономического, ни чисто религиозного характера. Такая идея должна иметь духовно-нравственный характер и непременно вытекать из всей истории становления уникальнейшего в мировой практике государства.

<...> Нам бы следовало взять стратегический, принципиальный курс — курс на создание Российского государства как федерации всех ее народов, а не субъектов, тем более искусственно наструганных.

<...> Достичь такой цели нелегко, а тем более быстро — невозможно.

Это тот самый случай, когда именно медленное, острожное движение к цели не менее важно, чем ее достижение: ибо оно само по себе способно помочь консолидации общества, укреплению нашей государственности. Иными словами, формула: Россия — союз (федерация) равноправных народов могла бы стать той основной интегрирующей, консолидирующей общество идеей, которая, с одной стороны, опиралась бы на здоровый национально-государственный патриотизм, а с другой — была бы свободной от крайностей как национализма, так и космополитизма (одной из разновидностей которого и была ленинская идея «СССР»).

Антифедеральный субъект. Межнациональная рознь разжигается под предлогом заботы о Конституции2

Асеф Джафарли

Александр Аринин не первый год выступает за «эволюционное развитие Российского государства в территориальную федерацию, за реформу национальной политики, которая должна развивать экстерриториальный принцип решения национальных проблем путем развития национально-культурной автономии». Те же идеи он излагает в самом характерном печатном труде «Федерализм власти и власть федерализма». Укреплению российской государственности, по Аринину, препятствуют национальные проблемы, порожденные двухуровневым государственным устройством. Подписание же федеративных

договоров, согласно этим понятиям, положило начало «дезинтеграционным процессам в России». То есть причины межнациональной напряженности он видит в дурном устройстве государства. Конституция России, по его словам, содержит в скрытой форме призыв к этническому экстремизму. А будь страна поделена на однородные губернии, по Аринину, столкновений не случалось бы.

Такова в общих чертах его теория. А на практике на президентских выборах 1998 г. Аринин выступил под лозунгом: «Я единственный русский кандидат!» Предвыборную атмосферу в республике, где русские многочисленнее других наций, это явно не улучшило. Да и сами русские не были замечены в симпатиях к кандидату.

Историк по образованию, Александр Аринин в советские годы преподавал «научный атеизм». Работал и в отделе идеологии Башкирского обкома КПСС. Сейчас во всех интернетовских объективках скрупулезно указывает: «православный». Потом, как водится, стал демократом. Сменил не одну партию по мере того, как менялись политические методы, однако всегда старался держаться поближе к центристам из «партии власти» (сегодня, разумеется, выражает безоговорочную поддержку Владимиру Путину). А в конечном итоге сблизился с национал-патриотами: возглавил в Башкирии общественное объединение «Русь». Как раз к выборам 1998 г. Соответственно стали меняться и его речи. Если раньше вопросам либерализма и исконных русских традиций Аринин не уделял первоочередного внимания, сосредоточиваясь на «этнократии титульных наций», то теперь вдруг открыл, что «под либеральной маской в сегодняшней России прячется самый настоящий средневековый феодализм...»(ссылка)

Вроде бы пока эти игры, по крайней мере в Башкирии, остаются безобидными в силу своей бесплодности. Но стоит вспомнить, что с таких же внешне благих намерений начинались все кровопролитные конфликты последних лет на постсоветском пространстве. Там тоже на словах ставилась цель исправить неправильную систему федерализма. И там главные теоретики удалились под сень укромных институтов и денежных фондиков, оставив поверивших им простаков на руинах. К слову, около 30 тысяч беженцев приютил именно Башкортостан.

Создается впечатление, что и Башкортостан сейчас пытаются «обломать» на национальном вопросе. На его территории, кстати, военные действия не велись 80 с лишним лет, а уж что касается межнациональных противоречий, то они проявлялись в последний раз, вероятно, еще в эпоху монгольских завоеваний. И за все бурные постсоветские годы их не было — в отличие, допустим, от Северного Кавказа.

Сейчас Александр Аринин, судя по многим признакам, вновь собирается включиться в президентскую гонку. И опять, похоже, начинает агитацию преждевременно. Кстати, юристы, представлявшие республиканские инстанции на тяжбах без малого четырехлетней давности, вспоминают, что Аринин, выступая в суде, обращался к ним так, словно привычно читал лекцию от обкома: «Видно было, что ему хочется обозвать нас последними словами, как когда-то церковников и империалистов. Но удержался, вместо этого заявил так: "Я представитель народа, а вы... вы исполняете социальный заказ!"»

Действия, которые в статье УК именуются разжиганием межнациональной вражды, увы, готова поддержать значительная часть избирателей в любой точке России. Конечно, только до первой крови, но после нее уже теряют значение все прочие соображения.

Этнография земли Российской1

Разработана ли в России четкая и продуманная концепция национальной политики и в чем заключаются ее ключевые аспекты?

В течение четырех лет, с 1991 по 1995 г., возглавляемая мной организация — сначала она называлась «Сенежский форум», теперь «Ассамблея народов России» — отрабатывала со всеми ведущими специалистами нашей страны «Программу национального возрождения народов России», названную позднее «Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации». После того как она была готова, мы предложили ее власти. Власть сопротивлялась очень долго, прежде чем принять ее к рассмотрению. И только когда Михайлов стал министром по делам национальностей, а Зорин возглавил профильный комитет в Госдуме, в 1996 г. нам удалось, пробив многочисленные преграды, положить наш документ на стол Президенту. И тогда мы услышали возгласы: что вы, ни в коем случае нельзя принимать. Какая там национальная политика, кому она нужна, и так далее. Мне пришлось в период между первым и вторым турами президентских выборов каждую неделю давать телеграммы Ельцину: «Уважаемый Борис Николаевич, на фоне развала Советского Союза, трагедии в Чечне, неустроенности русского и других народов государства очень важно обозначить приоритеты национальной политики». И наконец 15 июня 1996 г. Ельцин подписал нашу концепцию. В бытность мою министром по делам

национальностей мы разработали программу правительства по ее реализации. Впервые тогда удалось ввести в госбюджет статью по финансированию национальной политики. Но сейчас, к сожалению, реализацией этой концепции никто не занимается, хотя на 80 процентов она и сегодня не утратила своей актуальности. Более того, статью по финансированию национальной политики из бюджета убрали — вот вам и подход. Национальная политика — это отношение к людям. В Саратовской области есть династия дорожников-армян. Кому плохо от хороших дорог, построенных мастерами? Поэтому Аяцков министром дорог области поставил Геворга Джлавяна.

Если бы это от меня зависело, я бы вместо двуглавого орла на гербе страны поместил бы многонациональный портрет российского народа и учебник этнографии народов России положил бы рядом с Конституцией Российской Федерации, когда Президент принимает клятву при вступлении в должность. «Многонациональность — наше богатство», — сказал недавно В.В. Путин в Казани. Таким должно быть отношение к народам единой страны. Государству и его руководителям надо четко представлять себе, с каким сложнейшим конгломератом культур, религий, укладов жизни, с каким социально-этническим многообразием они имеют дело, принимая те или иные решения. И все это наше общее достояние. Как и земля. Не сознавая всего этого, трудно будет добиться реализации намеченных целей.



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 311;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.