Глава 3. Гражданское право промышленно развитых стран
Гражданское право современных промышленно развитых стран (США, Западной Европы и др.) выступает отраслью права, направленной на регулирование отношений имущественного оборота, а также связанных с ними личных неимущественных отношений.
Гражданскому праву каждой отдельной страны присущи свои национальные черты, определяемые особенностями исторического развития, а также принадлежностью к одной из сложившихся в мире систем права, - системе «общего права» (именуемой также системой англо-саксонского, или англо-американского права), либо континентальной системе права, сложившейся в континентальной части Западной Европы на базе рецепции римского частного права.
Исторически сложившиеся различия национальных черт гражданского права отдельных стран в условиях нарастающей экономической взаимозависимости между участниками мирового сообщества государств постепенно уменьшаются в результате процессов унификации и гармонизации частного права.
§ 1. Гражданское право стран общего права и его источники
Система общего права (common law) возникла в Англии в результате деятельности судов и была впоследствии воспринята практически во всех странах, находившихся под властью или политическим влиянием английской короны. Несмотря на заметные различия, существующие в настоящее время между правовой системой Англии и национальными правовыми системами иных стран, охватываемых системой общего права, отпечаток, наложенный на последние моделями, подходами и концепциями английского права, поныне во многом определяет структуру источников права, организацию судебного процесса, систему доказательств и др.
В национальных системах права стран этой группы общее право отграничивают от статутного права. Статутным правом (statutory law) именуют совокупность норм, выражаемых в актах законодательных органов. Нормы гражданско-правового характера содержатся как в статутном, так и в общем праве.
Важнейшими актами английского статутного права признаются такие крупные законодательные акты, как Закон о собственности 1925г., Закон о купле-продаже товаров 1979г., Закон о несостоятельности 1980г., Закон о несовершеннолетних детях 1989, Закон о компаниях 2006г., Закон о регистрации недвижимости 2002г. и др.
Важная особенность статутного права США обусловлена федеративным устройством страны. Законодательство, относящееся к сфере частно-правовых отношений, здесь формируется в основном законодательными собраниями отдельных штатов. Федеральный Конгресс осуществляет нормотворчество в сфере гражданско-правового регулирования в довольно узких пределах, в частности, в сфере интеллектуальной собственности, защиты прав потребителей, торговли между штатами и внешней торговли, антимонополистического регулирования и др. Что касается таких важнейших областей нормотворчества, как регулирование отношений купли-продажи, деятельности предпринимательских корпораций, банковской и страховой деятельности, вексельного и чекового обращения, - то оно осуществляется легислатурами отдельных штатов.
Междуштатные различия в гражданско-правовом регулировании потребовали специальных усилий по их преодолению. Был выработан особый подход к унификации законодательства отдельных штатов, который не предусматривает ограничения нормотворческой компетенции законодательных органов отдельных штатов, а выражается в разработке проектов единообразных законов (uniform acts), предлагаемых каждому штату для самостоятельного включения в собственный правопорядок.
Такие проекты создаются специальным учреждением - Конференцией представителей штатов, функционирующей с конца XIX в. под эгидой Конгресса и Американского института права. Самым значительным из многочисленных единообразных законов выступает Единообразный торговый кодекс (Uniform Commercial Code); в числе других актов такого рода – Единообразный закон о партнерствах (Uniform Partnership Act), Единообразный закон о признании разводов (Uniform Divorce Recognition Act), Единообразный закон об анатомическом дарении (Uniform Anatomical Gifts Act) и др.
Общее право охватывает совокупность принципов и правил, относящихся к статусу лиц и правовому положению их имущества, которые сформулированы не законодателем, а вытекают исключительно из обычаев и обыкновений, сложившихся в незапамятно давние времена, либо из судебных постановлений и решений, основанных на таких обычаях и обыкновениях.
Первая особенность общего права состоит, таким образом, в том, что оно включает судебную практику в круг источников права. Доктрина “stare decisis” позволяет суду в рамках судебного прецедента формулировать правовую норму, применяемую им для решения принятого к рассмотрению дела. Другая особенность проявляется в сохранении некоторых юридических конструкций, созданных ещё правом феодального периода, для регулирования ряда важных сфер общественных отношений, в частности, отношений собственности на недвижимость. Третья состоит в том, что гражданское право Англии и США (за исключением отдельных штатов) не кодифицировано, точнее в этих странах нет кодексов европейского типа (не относится к такому типу, в частности, и Единообразный торговый кодекс США).
Кроме того, в странах системы «общего права» не принято акцентировать деление права на публичное и частное. Такое деление, идущее от взглядов римских юристов, не привилось в Англии, не испытавшей рецепции римского права, и потому в существенно меньшей степени воспринявшей категории римского права. Наконец, и деление права на отрасли не имеет столь четкого выражения, как в континентальных правовых системах.
Что касается понятия прецедента, то достаточно полное представление о нем дают определения, считающиеся общепринятыми в англо-американской юридической доктрине. Одно из них звучит так: «Прецедент есть создание права судом посредством признания и применения новых норм в процессе отправления правосудия». Другое акцентирует внимание на обязательности прецедента (binding precedent): «прецедент, правилу которого должен следовать суд при постановлении решения». Более развернутое объяснение понятие прецедента указывает обычно на то, что прецедент – это судебное решение, содержащее правовой принцип, на которое оно опирается.
Понятие прецедента трактуется в странах «общего права» с позиций школы естественного права. Эти позиции не предполагают взгляда на судью как на творца права, - судья лишь формулирует норму, подлежащую применению в случае, когда таковая отсутствует в «писаном праве» (в нормативных актах и опубликованных прецедентах). То обстоятельство, что норма до него оставалась несформулированной, ничего не меняет в его положении, поскольку правом считается не только то, что закреплено в правовых актах, но и то, что отвечает порядку вещей, установленному в мире свыше. Отыскивая необходимую норму в таком порядке, судья не творит право, а исполняет свой долг по отправлению правосудия.
Идеи естественного права востребуются не только в странах common law. Нарастание интереса к естественноправовому пониманию права исследователи отмечают и в континентальной Западной Европе (Австрия, ФРГ, Италия и др.) как определенную реакцию на позитивизм с его взглядом на право как на нечто, обусловленное человеческим усмотрением. Не исключено, что и российское правоведение, которое уже оперирует суждениями о включении судебного прецедента в круг источников права, стоит перед перспективой обращения к естественному праву как к «извне предданному источнику правового смысла».
Для прецедентов характерна определенная иерархическая взаимосвязь, определяемая уровнем создающих их судов. В Англии с 1876г. до 2009г. высшей судебной инстанцией выступала Палата лордов (House of Lords, - Lords of Appeal in Ordinary). Однако в 2009г. её сменил в этом качестве Верховный суд (Supreme Court), учреждённый Законом о конституционной реформе 2005г. Затем следует Отделение по гражданским делам Апелляционного суда [Court of Appeal (Civil Division)], далее - Высокий суд [High Court of Justice] с тремя его отделениями - Отделением Суда Королевской скамьи, Отделением по семейным спорам и Отделением Суда лорда-канцлера (High Court, with divisions: Queen’s Bench, Family and Chancery). Наконец, первую инстанцию по гражданским делам составляют суды графств (County Courts), - их решения прецедентов не создают.
Суд не может отступить от созданного им ранее прецедента, изменить таковой можно лишь решением вышестоящего суда или законом (Act of Parliament).
Прецедентное право в настоящее время не является доминирующим источником права, - область его применения определяется расширением сферы применения законов и подзаконных (административных) актов. Тем не менее, трудно переоценить его роль в качестве средства толкования правовых актов, а также средства заполнения пробелов закона.
Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 351;