ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.


В данном разделе речь пойдет о становлении социально-политического знания - от древности до первой половины XIX века, то есть, до возникновения социальных наук. Прежде чем приступить к изложению темы, необходимо сделать существенное замечание.

Следует отличать философское осмысление политики от собственно научного, политологического. До тех пор, пока политология не оформилась как научная дисциплина в ХХ веке, политическая мысль существовала либо в рамках других наук, прежде всего социологии, либо в пространстве социально-философского знания.

С другой стороны, даже сегодня строго научное понимание политики при всех своих очевидных достоинствах страдает весьма существенным недостатком: оно серьезно сужает сам предмет исследования, зачастую представляя политику, как нечто самостоятельное, независимое и суверенно-субстанциональное. Это неизбежная плата классической науки за строгую предметность, точность и определенность.

Достаточно часто в современной политической науке прикладной аспект заслоняет теоретический - и подменяет его собой. Более того, политология как строгая, позитивная наука (О.Конт), опирающаяся исключительно на эмпирические факты и ставящая своей целью выработку точных законов политического действия и взаимодействия, упускает из вида свои собственные предпосылки и основания, выводит за рамки эвристической деятельности самого познающего субъекта (ученого) - так или иначе ангажированного, включенного в то или иное социальное пространство, рассматривающего политику с той или иной позиции. Такой подход, конечно, обедняет реальное многообразие общественных отношений и связей. Поэтому строго научное рассмотрение политики практически всегда нуждается в дополнении политико-философским анализом.

Вкратце наметим основные черты рассматриваемых ниже политико-философских течений.

Во-первых, в рамках политической мысли прошлого политика никогда не выступала в качестве самостоятельной области мира, космоса, природы, бытия в целом.

Во-вторых, в различных текстах мыслителей прошлого постоянно присутствует рефлексия над основаниями, как политической сферы, так и общества в целом. Цель ученых-теоретиков - не столько описать, что и как есть, сколько рассмотреть - почему это существует именно так, и как же именно должно быть. В целом, перефразируя И.Канта, можно сформулировать общий для всех мыслителей вопрос: как возможна политика, как возможно государство, как возможно общество?

В-третьих, практически для всех рассматриваемых направлений политической мысли характерна специфическая терминология, часто не совпадающая с современной научной. Различные мыслители часто оперируют одними и теми же дефинициями, вкладывая в них различное значение.

Более-менее строгий терминологический аппарат появляется в рамках политического знания не так давно, однако и сегодня, следует отметить, что не существует четких, общепринятых определений даже таких понятий как "общество", "гражданское общество", "государство", "демократия".

Объясняется это, с одной стороны, сложностью и неоднозначностью тех явлений, которые данные понятия описывают. С другой стороны, сложность возникает из-за того, что целый ряд понятий и определений используется как в науке о политике, так и в повседневной жизни, наполняющей эти понятия совсем с другим содержанием.

В историческом плане имеется и еще одна сложность - это временнОй изменчивый характер любого понятийного аппарата в рамках той или иной политико-философской системы. Сама структура связей и взаимоопределений понятий и категорий изменяется от эпохи к эпохе.

 

1. Политические учения Античности:



Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 387;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.