Художественные принадлежности
КИСТИ. Художники, работающие масляными красками, пользуются преимущественно щетинными кистями из белой свиной щетины.
Для корпусной живописи применяют плоские щетинные кисти (рис. 8). Эти же кисти, но меньшего размера, хороши для живописи света и теней. Для проработки деталей употребляют круглые и плоские колонковые кисти, выделываемые из волоса колонка (рис. 9); ими же прописывают контуры и рисуют.
Рис. 8. Щетинные кисти
Плоские кисти не должны быть тонкими и жидкими у основания (черепка), так как они мало упруги и плохо кроют. Черенок кисти не должен быть слишком тонким и острым, иначе он будет гнуться и своими острыми краями может порезать волос кисти у её основания (в месте зажима черенком).
Кисти бывают с длинным, половинным и коротким волосом. Концы щетины должны быть натуральными, заостренными, но ни в коем случае не обрезанными. Щетину надо подбирать таким образом, что все щетинки лежали параллельно друг другу, а не торчали в разные стороны. Хорошие кисти сохраняют свою форму и после мытья в воде (рис. 10), плохие же топорщатся (рис. 11), применять их в живописи не следует.
Рис. 9. Колонковые кисти
Кисти нужно держать в чистоте, после работы обязательно мыть теплой водой с мылом и давать им просохнуть. Кисти с засохшей масляной краской, хотя и отмываются в керосине, но при этом теряют свои качества и форму.
Если кисть не была вовремя отмыта, ее ставят на некоторое время в скипидар и затем отмывают в мыльном растворе. Если кистями работают ежедневно, без перерыва, то их можно оставлять, не отмывая, до следующего дня. Но при этом их надо ставить в специальный стакан со скипидаром, имеющий вставную металлическую сетку. Скипидар наливают в стакан так, чтобы он покрывал сетку. Тогда краска отмывается от кистей и осаждается на дно через сетку. Кисти можно держать в скипидаре без вреда для них несколько дней.
Необходимо помнить, что кисти подвержены порче молью, поедающей волос. Поэтому их надо хранить, пересыпая нафталином или же заклеивая концы легко растворимым в воде вишневым или сливовым клеем. Для сохранения формы кистей концы их по окончании работы следует обертывать мягкой бумагой.
Рис. 10. Хорошие кисти
Рис. 11. Кисть с неправильно расположенными волосками
ПАЛИТРА. Необходимой принадлежностью художника при работе масляными красками является палитра. Ее делают из прочного и легкого дерева — ореха, груши или клена. Бывают палитры также из клееной березовой фанеры, но они тяжелы и неудобны в работе.
Хорошая палитра должна быть удобной и легкой, более толстой около большого пальца и постепенно утончающейся к левому верхнему краю. В правый нижний край больших палитр вставляют кусок свинца, служащий противовесом. Такие палитры не утомляют руки, лежат на ней без поддержки и не режут пальцы. При выполнении этюдов и небольших работ лучше всего пользоваться овальным (рис. 12) и прямоугольными (рис. 13) палитрами, при выполнении больших работ — палитрами, изображенными на рис. 14
Рис. 12. Овальная палитра
Рис. 13. Прямоугольная палитра
Рис. 14. Большая палитра
Чтобы палитра не вытягивала масло из красок, её хорошо пропитывают вареной льняной олифой и дают постоять 2—3 дня; затем оставшуюся олифу снимают, а палитру вытирают.
Палитру надо содержать в чистоте. После работы следует снять с неё все смеси красок шпателем и насухо протереть её мягкой тряпкой. Нельзя мыть палитру скипидаром или керосином, так как они растворяют масло, которым пропитана палитра, и она начинает вытягивать масло из красок. Не следует скоблить ее ножом, так как при этом повреждается поверхность.
Если надо очистить палитру с сильно засохшими красками, положите на её поверхность пропитанный керосином лист бумаги и подожгите его, следя за тем, чтобы не загорелось дерево; затвердевшие краски от огня размягчаются и довольно легко снимаются шпателем.
Металлические чашечки для разжижителей и лаков, прикрепляемые к краям палитры, также следует держать в чистоте. По окончании работы их тщательно протирают, иначе они будут служить постоянным источником загрязнения красок. Разжижители наливают каждый раз свежие.
Значительно облегчает работу правильное расположение красок на палитре. Их кладут на верхний край, оставляя всю остальную поверхность свободной для составления смесей. Каждая краска должна иметь свое определенное место. Обычно в правом краю кладут белила, а за ними сначала красные, затем желтые, зеленые, синие, коричневые и черные краски (рис. 15). Но можно располагать их иначе: в центре края палитры — белила, справа желтые и красные краски, а слева — зеленые, синие и черные (рис. 16).
Рис. 15. Расположение красок на палитре
Рис. 16. Иное расположение красок
При работе масляными красками необходимо уметь правильно держать палитру и кисти (рис. 17).
Рис. 17. Как держать палитру
ШПАТЕЛЬ И МАСТЕХИН. Роговые или стальные шпатели (рис. 18) применяются для смешения красок, красящего вещества и масла и удаления с палитры красок. Здесь пригодны также мастехины, выделываемые из мягкой стали (рис. 19).
Рис. 18. Шпатель
Рис. 19. Мастехин
МУШТАБЕЛЬ. Легкая палочка с шариком на конце служит художнику опорой для руки, когда он пишет, держа кисть в вытянутой руке (рис. 20).
Рис. 20. Муштабель
ЭТЮДНИКИ. Наиболее удобен этюдник, по своему типу представляющий простой ящик. В него вставляются несколько хорошо обструганных дощечек или фанера, на которые с обеих сторон кнопками прикрепляется холст. Ящики для красок и ящики-этюдники лучше всего выделывать из хорошо просушенной и проолифленной березовой четырех или шестислойной фанеры, скрепляя отдельные части винтами.
Обычные этюдники различных конструкций не приспособлены для работы в зимних условиях, особенно на сильном морозе. Известный полярник-художник И. П. Рубан сконструировал этюдник, с которым можно легко писать и на сильном морозе (он изображен на рис. 21 в рабочем положении). Этюдник собран из пластин шестислойной авиационной фанеры; вкладыш сделан из дюраля и представляет собой ящичек для хранения туб с красками и палитру. Помимо дюралевого вкладыша с ящиком для красок и палитрой в этюдник вставляют несколько подрамников размером 60х32 см. На подрамник натягивают загрунтованные холсты (3—5 штук). По мере окончания работы и просыхания красок этюда верхний холст снимают, и можно писать на следующем холсте.
Рис. 21. Этюдник Рубана
На чертеже изображен этюдник в рабочем положении. На его открытой крышке укреплен с помощью двух вертушек-зажимов подрамник с холстом, которому можно придать любой угол наклона с помощью специального фиксатора наклона. В этюдник можно ставить подрамник с холстом, а также сырые холсты, на которых только что закончена работа. Крышка этюдника закрывается с помощью крючков на боковых стенках и петель на крышке.
При работе на морозе и сильном ветре этюдник ставят на землю (снег) и, чтобы сделать его более устойчивым, художник накидывает на левую ногу заплечный ремень этюдника, придерживая его таким образом.
СКЛАДНОЙ СТУЛ И ЗОНТ. Для работы с натуры вне дома художнику следует иметь складной стул и зонт. Складной стул можно сконструировать из полых дюралевых трубок или из бука. Зонт лучше обтягивать парусиной, которая хорошо защищает от прямых лучей солнца. Его делают так, чтобы верхняя часть штатива была подвижной — на шарнире с винтом. Это дает возможность свободно наклонять зонт под углом. Конец штатива острый, благодаря чему его легко втыкать в землю.
МОЛЬБЕРТЫ. Мольберты простейшей конструкции выполняют из березовых или липовых сухих планок (рис. 22).
Рис. 22. Мольберты
Рисунок и его значение в пейзажной живописи
Совершенное владение техникой рисунка имеет огромное значение в пейзажной живописи, являясь её первоосновой. Работа пейзажиста над этюдом или картиной начинается с рисунка. Очень верно сказал о значении рисунка в живописи А. А. Дейнека: «Моя работа над картиной всегда начинается с рисунка. Я делаю углем или карандашом первый набросок на бумаге, в котором графически выражаю идею задуманного произведения, держа все время в уме и композиционный строй и цветовую гамму произведения, над которым начинаю работать. Вот это графическое выражение идеи произведения я набрасываю на бумаге и одновременно нахожу в наброске композиционный строй. Затем делаю ряд последующих набросков, в которых устанавливаю и уточняю форму. С этого начинается моя работа над картиной». По справедливому мнению Дейнеки, «живописец должен в совершенство владеть рисунком. Ведь недостатки в рисунке всегда ведут к небрежному отношению к форме, а это в свою очередь приводит к крайне неряшливо и небрежно исполненной живописи» 1.
Совершенство владения рисунком может быть достигнуто лишь систематической, каждодневной работой над ним. При этом художник накапливает опыт, технические знания и приемы. Необходимо изучать технику рисунка мастеров прошлого и настоящего — это расширяет кругозор художника и помогает ему ознакомиться с разнообразными приемами рисунка, научиться владеть различными материалами, применяемыми в рисовании, узнать возможность этих материалов на деле.
Владение рисунком требует отличного знания свойств и особенностей отдельных материалов, посредством которых выполняется рисунок. Знание их необходимо для того, чтобы уметь извлечь из этих материалов все положительные качества, сделать их послушными руке художника. Твердый или мягкий графитовый карандаш, соус, сангина, простой и прессованный уголь, тушь, цветные мелки обладают разными свойствами, ценными для рисунка, и умение ими пользоваться в полной мере совершенно необходимо для художника.
1 — А. А. Дейнека. Учитесь рисовать. М., издательство Академии художеств СССР, 1961.
Дата добавления: 2017-01-08; просмотров: 2156;