Психоанализ в социологии 10 глава
Этнометодолог должен изучать, по мнению представителей этого па-правления, прежде всего обстоятельства действия и мышления. В этом случае для него важной становится практическая адекватность действия и методов его изучения. Что же касается практической организации людей, непосредственно осуществляющих социальную деятельность, то она не интерпретируется как результат этой деятельности, а видится к качестве таковой. Для конкретной группы действующих лиц объяснимость их. деятельности и есть наблюдаемое условие ее осуществления. Как пишет Ливингстон, «объяснимость практического действия есть явление практического действия. Она исследуется этпометодологически как упорядочивающий феномен и как результат этой упорядоченности»1. Поэтому объективность объяснения (и его предмета) есть в первую очередь его характеристика как чего-либо описываемого, наблюдаемого, анализируемого в ходе практического осуществления этого процесса.
Таким образом, для этнометодологии социальная реальность лишена объективных характеристик. В качестве объективных свойств присутствуют значения собственных суждений, которые (значения) мы приписываем этой реальности. Социальная и культурная реальность, следовательно, конструируется в процессе взаимодействия на основе речевой коммуникации. Поскольку сама коммуникация отражает единичные акты деятельности, попятно, что реальность повседневной жизни этнометодологи рассматривают как поток уникальных, неповторимых ситуаций.
Этнометодология, таким образом, раскрывает механизмы социальной коммуникации между людьми и методы социологического исследования, связанного с корректным языковым описанием повседневных социаль-
' Livingston E. Making Sense of Ethnoinclhodology. P. 124.
Глава 27. Феноменологическая социология и этнометодология 509
пых взаимодействий индивидов. Здесь большая роль придается мастерству обычного языка, с помощью которого производится истолкование эмпирических ситуаций повседневной социальной жизни. Этим и должна заниматься, по мнению Гарфинкеля, социология.
Суть дела в том, что реальные социальные проблемы могут быть обнаружены благодаря анализу социальных речевых коммуникаций. Отталкиваясь от формальных структур языкового общения, повседневного разговора, можно выявлять социальные противоречия. Такой вывод базируется на следующей гипотезе Гарфинкеля: давая рациональные объяснения своим действиям, люди делают эти действия рациональными, внося тем самым в социальную жизнь понятность, объенимость и упорядоченность.
В этом смысле этнометодология выступила против социологической традиции позитивизма и неопозитивизма, их принципов объективности, естественно-научного характера рациональности суждений, обоснованности доказательств. В соответствии с этнометодологией, социальный мир создается и исследуется в ходе осуществления процедур описания и объяснения этого мира, что снимает вопросы о его объективности или субъективности. Решающее значение приобретает здравый смысл, поскольку он означает обыденные толкования реальности на основе веры в объективный характер окружающего пас мира.
В итоге мы имеем дело с достаточно субъективистским истолкованием социальной действительности, которая, по существу, отождествляется с се восприятием. Но несмотря на то, что объективное содержание социальной реальности в этпометодологии редуцируется к представлению о ней социолога, все лее конкретные исследования обыденного сознания, общения, морали дают положительные результаты. Эта прибавка знания посредством этпометодологических исследований и обусловила известную популярность рассмотренной парадигмы.
Вопросы и задания
1. Что такое феноменологическая социология? Раскройте существо этого понятия.
2. Почему философские концепции Э. Гуссерля и М. Шелера пришло считать основ
ными теоретическими исючниками феноменологической социологии?
3. Что означает гуссерлевское понятие жизненного мира?
4. Охарактеризуйте суть феноменологического подхода Шелера к пониманию обще
ства.
5. Проанализируйте основные виды знания, выделенные Шелером. Насколько его
классификация ак гуальна сегодня и применима в современной социологии знания?
6. Почему основоположником феноменологической социологии считают А. Шюца?
Проанализируйте ее основные положения.
7. Как анализирует повседневную социальную реальность и жизненный мир Шюц?
Почему этот мир рассматривается им как интерсубъективный?
Часть II. Современный этап
8. Что означает проблема повседневного знания и его социализации в феноменологи
ческой социологии Шюца?
9. Раскройте существо концепции «возвращающегося домой» и покажите ее совре
менное значение.
10. Чго означает «социальное конструирование реальности» в социологической кон
цепции П. Бергера и Т. Лукмана? Почему эта концепция считается одной из наибо
лее значимых в современной социологии?
11. Как Бергер и Лукман раскрывают проблему социализации личности и почему они
подчеркивают особую роль знания в этом процессе?
12. Дайге общую характеристику этнометодологии как социологической парадигмы
второй половины XX в.
13. Раскройте основные понятия и принципы этномеюдологии.
Литература
Баразгова Е.С. Американская социология. Традиции и современность. Екатеринбург; Бишкек, 1997.
Бауман 3. Мыслить социологически. М., 1996. Гл. 2—5.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М, 1995.
Бергер П. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М., 1996.
Волков Ю Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология: история и современность. М.; Ростов н/Д„ 1999.
Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб.. 1996.
Ионин Л.Г. Альфред Шюц и социология повседневности // Современная американская социология. М., 1994.
История социологии. Минск, 1993.
История теоретической социологии: В 4 т. М., 1998. Т. 3.
Капитонов Э.А. Социология XX века. История и технология. Ростов н/Д., 1996.
Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1998.
Руткевич Е.Д. Питер Людвиг Бергер. Томас Лукман // Современная американская социология. М., 1994.
Сакс Г., Гарфинкель Г. О формальных структурах практических действий // Хресгома-шя но современной западной социологии второй половины XX века. Екатеринбург, 1996.
Шюц А. Структура повседневного мышления // Социол. исслед. 1988. № 2.
Шюц А. Возвращающийся домой // Социол. исслед.1995. №2.
Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996.
Глава 28
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1998;