Культура итальянского Возрождения
Отличительной чертой культуры, эпохи Возрождения в Италии явилось осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека. Опорой этого процесса явилась античность, чем и вызван особый интерес к ней в данный период. Культура возрождения охватила многие города Италии, но центром ее была Флоренция.
Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства эпохи Возрождения Джорджо Вазари (1512-1574) в своем «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (ХYI в.) имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с XVIII в. эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха Возрождения человека, как эпоха гуманизма.
Основными чертами культуры Возрождения являются: антропоцентризм, гуманизм, модификация средневековой христианской традиции, особое отношение к античности - возрождение античных памятников искусства и античной философии, новое отношение к миру.
Хронология эпохи итальянского Возрождения (Ренессанса). Время, в которое указанные качества едва только проявляются, характеризуется как Предвозрождение (Проторенессанс) или в обозначении названиями столетий - дученто (ХIII в.) и треченто (ХIY в.) Отрезок времени, когда культурная традиция, отвечающая этим чертам, прослеживается четко, получило название раннего Возрождения (кватроченто (ХY в.), ставшее периодом расцвета идей и принципов итальянской возрожденческой культуры, а также кануном ее кризиса, принято называть Высоким Возрождением - чинквеченто (ХYI в.).
Во многом базисом для Возрождения явилась нарождавшаяся городская культура. Средневековые города были средоточием мастеров своего дела - людей, покинувших крестьянское хозяйство и полностью полагающих прожить, добывая себе хлеб своим ремеслом. Города Италии славились разнообразными ремеслами. Так, Флоренция была известна своим суконным производством. Конторы Барди, Перуцци обосновались во многих, торговавших с Флоренцией городах. Процветали во Флоренции и многие другие виды ремесленного мастерства. В основе развития итальянских городов лежали разные причины (транзитная торговля; крестовые походы). Городская культура создала новых людей.
Решающее влияние на духовные установки Возрождения оказала христианская традиция. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на самих себя. А модификация средневекового сознания накладывалась на пристальный интерес к античности, что и создавало уникальную и неповторимую культуру, которая была прерогативой верхов общества.
Новое мироощущение человека, определенный возможно, наивный оптимизм мышления нуждались в мировоззренческой опоре, обосновании, чем и выступила классическая древность. Из философских учений античности прежде всего платонизм и неоплатонизм оказались наиболее притягательными для возрожденцев. Ренессанс очистил их от догматического средневекового
влияния, равно как переосмыслил и античное содержание.
В эпоху Возрождения особое внимание уделяется законам искусства, так как именно художники ближе других стоят в решении мировоззренческих задач. В плане познания мира у художника все преимущества. Поэтому эпоха итальянского Возрождения носит отчетливо художественный характер.
ГУМАНИСТЫ. Гуманисты характеризуются как новый общественный слой, в котором отсутствует сословное деление и каждый занимает свое место лишь в силу личного образования и таланта; сама эпоха Возрождения оценивается как начало светской цивилизации нового времени.
Крупнейший представитель возрождения Данте Алигьери, перу которого принадлежат оригинальная лирическая автобиография «Новая жизнь», философский трактат «Пир» (оба произведения написаны на итальянском языке), трактат «О народном языке», «Божественная комедия», сонеты, канцоны и другие произведения.
В привычную средневековую форму видения мира Данте использует для изложения новых политических взглядов и моральных воззрений в «Божественной комедии». Вместо ангелов проводником поэта по аду и чистилищу выступает Вергилий, а по раю – любимая женщина. Помещая в различные круги ада и рая философов, политических деятелей, священников и влюбленных, поэт свои личные взгляды превращает в новое мировоззрение.
Другим крупным представителем гуманизма был Ф.Петрарака, прямо отождествлявший себя со святым Франциском, а своим духовным отцом считавший Августина («Моя тайна»). Ему же принадлежит «второй» классический образ возлюбленной (Лаура).
Гуманисты практически не затрагивают проблематику внешнего мира, главный предмет их интереса душа как непосредственное проявление божественного в человеке, самом совершенном творении Бога, и проявление души – человеческая деятельность. Сравнивая человека и природу они приходили к выводу – человек выше, из чего следовала возможность ее познания.
Становление республиканского сознания связано с отрицанием светской и церковной иерархии. Разрыв с прежней идеологией не переходит в богословскую критику, она (критика) направлена против моральных устоев общества. Дж. Боккаччо в «Декамероне» не просто высмеивает служителей церкви и простые человеческие пороки, но показывает ломку сословных преград: влюбленные пары – дворяне со служанками, аристократки с конюхами и т.д.
Разрушение сословных барьеров также связано с ростом национального самосознания. Данте писал на итальянском. Позже превосходство итальянского литературного языка обосновал П.Бембо, а французского – Ж.Дю Белле.
Италия, ставшая центром возрожденческой культуры, стимулировала аналогичные процессы в других европейских странах: Петрарку, Боккаччо и других итальянских авторов переводили в Германии, Англии, Франции и Чехии, на французский язык была переведена Библия и т.д.
На судьбу и творчество многих возрожденцев, повлияла личность Д.Савонаролы (1452-1.498). С одной стороны, Савонаролу трудно причислить к деятелям культуры Возрождения. Слишком разнятся его мысли и убеждения: общим стилем ренессансного мировоззрения. С другой, он является истинным представителем этой культуры. Савонарола, с детства отличавшийся глубокой религиозностью, в зрелые годы стал известным монахом. Сначала он пребывал в доминиканском монастыре в Болонье, затем в доминиканский монастырь св. Марка во Флоренции. Постепенно он приобретал многих почитателей и последователей. Его сочинения имели немалый успех. Он постоянно изобличал пороки аристократии и духовенства особенно папства, достигшие ко времени деятельности Савонаролы предела возможного. Объектами критики известного монаха были папы Сикст IV, Иннокентий VIII, IV Борджиа. Авторитет Савонаролы так вырос, что в 90-х годах он стал по сути правителем Флоренции и установил там жесткий монастырский режим.
Естественно, столь глубокая и ортодоксальная вера характеризует Савонаролу как деятеля средневековья. Истинная вера в Христа, неподкупность, порядочность, глубина мысли свидетельствовали о духовной наполненности его бытия и тем самым делали его истинным представителем культуры Возрождения. Сама его гибель (сначала его повесили, а затем сожгли) говорит о противоречивости и неоднородности культуры Возрождения, которая была не только светла и возвышенна, но и мрачна и низменна.
Само появление личности Савонаролы подтверждает тот факт, что культура Возрождения, не имея под собой народной основы, затронула лишь верхи общества. Общий стиль мышления новой эпохи, модификация религиозного сознания не встретили откликов в душах простого народа, а проповеди Савонаролы и его искренняя вера потрясли его. Именно широкое понимание народа помогло Савонароле, по сути, победить гуманистический энтузиазм флорентийцев. Идеи индивидуализма в полном объеме воскресли значительно позже, в XVIII в., а в XVI они были бы лишь достоянием умов великих мыслителей и художников.
С реформаторами его сближает только яростное обличение церкви и папства, однако новой церкви он не создал, новых религиозных принципов не выдвинул. Савонарола остается в истории ярким примером возрожденца. но только совсем иного типа, чем гуманисты Ф.Петрарка и Л.Валла или художники Леонардо да Винчи и Рафаэль.
Живопись. Живопись Возрождения начинается с росписи Джотто ди Бондомом церкви святого Франциска в Ассизи (после 1296 г.). В работах данного художника библейские сюжеты превращаются в нравственное действие, на первых порах проявляющееся в противостоянии двух сил («Поцелуй Иуды»). Основой живописи становится замысел – не случайно, что большинство работ Джотто закончено, а иногда и целиком выполнено его учениками. У Джотто мир теряет божественность, сцены из светской жизни заменяют иконы («Поцелуй Иуды», «Аллегория Доброго и Злого правления»).
Сандро Боттичелли - художник другого периода эпохи Возрождения, он острее других выразил духовное содержание позднего кватроченто. Образы, созданные Боттичелли поражают необычайной интимностью внутренних переживаний. Наряду с отчетливостью линий и рисунка, так чтимых художниками раннего Ренессанса, в творчестве Боттичелли присутствует, как ни у кого другого, глубочайший психологизм. Об этом ярко свидетельствуют картины "Весна" и "Рождение Венеры".
Леонардо да Винчи наиболее ярко воплотил в себе черты художника - ученного. Крупнейший живописец своего времени, он был также естествоиспытателем, математиком, механиком и инженером-изобретателем. Основные особенности искусства Леонардо да Винчи – интерес к психологическим решениям, стремление к лаконичности и обобщению, пространственное расположение и объемность форм. Его наиболее известные работы – «Мадонна Бенуа», «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря», знаменитый портрет Моны Лизы Джоконды и другие.
В работах другого мастера Рафаэля создан образ совершенного человека, наиболее ярко выражен гуманистический идеал совершенной гармонии человека и окружающего его мира. В своих картинах – «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница», «Мадонна среди зелени» и «Мадонна под балдахином» - Рафаэль создал новый образ мадонны – земной и реальной, но вместе с тем опоэтизированной. К выдающимся его работам относится роспись личных папских покоев в Ватикане.
Творчество третьего великого мастера Возрождения - Микеланджело Буонарроти отражает глубокое противоречие его времени. Воспевая могучего и прекрасного, сильного телом и духом человека, Микеланджело в своем искусстве воплотил тревогу и предчувствие кризиса гуманизма.
К его выдающимся работам относится – «Святое семейство», «Битва при Кашине», роспись плафона Сикстинской капеллы в Ватикане и многие др.
Архитектура. В конце 14 – начале 15 века оформляется стиль Ренессанса и в архитектуре, которая до того жила еще в основном старыми традициями. Как и в изобразительном искусстве, большую роль в обновлении архитектурных форм сыграло обращение к античности.
Несмотря на оппозиционность к готической культуре, Ренессанс в архитектуре перенял ряд черт, характерных для готической архитектуры и византийского церковного зодчества. В целом процесс развития архитектуры Возрождения шел от изменения внешних декоративных частей к переработке основных архитектурных форм.
Создание нового стиля облегчалось совершенством ремесленной строительной техники, подготовленным ранним средневековьем. Архитекторы Возрождения проектируя здания, в основном сами же осуществляли его в натуре. Кроме того, они не редко владели и другими, смежными с архитектурой специальностями: являлись скульпторами, декораторами, живописцами, что способствовало повышению художественного качества сооружений.
В период Ренессанса строились здания различного типа – городские дворцы, загородные виллы, ратуши, университеты, госпитали, воспитательные дома, рынки, культовые сооружения, погребальные склепы и другие.
Зарождение и закрепление основных принципов, идей и форм Возрождения в архитектуре связано с творчеством флорентийского мастера Филлипо Брунеллеско. К его известнейшим работам относятся: церковь Сан Лоренцо во Флоренции, капелла Пацци, сооруженная во дворе церкви Санта Кроче во Флоренции, центральная часть главного фасада палаццо Питти во Флоренции.
Особое место в истории итальянской архитектуры занимает Микеланджило (1475-1564 гг.), ставший предвозвестником зарождающегося нового стиля в архитектуре – барокко. Он начал заниматься архитектурой лишь во второй половине своей долгой жизни – с 1517 года. К этому времени он уже создал ряд работ в скульптуре и живописи, принесших ему известность. Наиболее известные работы Микельанджило в архитектуре связаны с церковью Сан Лоренцо во Флоренции – усыпальница, библиотека. Крупнейшим творением Микельанджило в области зодчества является собор святого Петра в Риме.
Скульптура. Новые явления в изобразительном искусстве проявились раньше всего в скульптуре. В начале 15 века большие заказы по украшению крупнейших зданий города, исходящих от самых богатых и влиятельных в городе цехов и купеческих гильдий, привлекают множество художников, из среды которых выдвигается ряд выдающихся мастеров.
Во главе этих мастеров, положивших начало расцвету Возрождения, стоял великий флорентийский скульптор Донателло, выступивший как подлинный новатор идейного содержания и художественных средств скульптуры. Созданные им образы являются первым воплощением гуманистического идеала всесторонне развитой личности и отмечены печатью яркой индивидуальности и богатой духовной жизни. Творчество его поражает разнообразием новшеств. Он возродил изображение наготы, положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник, попытался решить задачу свободно стоящей группы. Намеченные в творчестве Донателло проблемы надолго определили развитие европейской скульптуры.
К наиболее известным работам Донателло относятся – статуи Давида, Иоанна Евангелиста, св. Марка, св. Георгия, Гаттамелатты, бронзовая группа «Юдифь и Олоферн» и многие другие.
Одним из крупнейших скульпторов Флоренции третьей четверти 15 века был Андреа Вероккио. Славу ему принесла статуя Давида, исполненная во вкусе его времени. В отличии от Донателло, Вероккио придал своему Давиду победоносный и торжествующий вид и черты изящества и аристократизма.
Другое известное произведение Вероккио – конная статуя кондотьера Бартоло Коллеони в Венеции. Вероккио изобразил Коллеоне в образе неистового, охваченного пылом сражения военачальника.
Говоря о скульптуре (как и живописи и архитектуре) эпохи Возрождения не возможно не упомянуть имени Микельанджило. Уже первые работы молодого мастера – «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров» - принесли ему широкую известность во Флоренции. Но подлинная слава пришла к нему в Риме – статуя «Вакха», группа «Пьета». К выдающемся работам Микеланджило относится также мраморная статуя «Давида», которую специальная комиссия Флоренции решила установить перед городской ратушей.
Северное Возрождение.
Самобытный характер Северного Возрождения проявился, в первую очередь, в культуре Нидерландов и Германии. Городами, оказавшимися главными центрами этой культуры, были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле. Позднее лидером стал Амстердам.
Традиционный фактор влияния античной культуры для Северного Возрождения незначителен, он в ней воспринимается опосредованно. Судьбы лидеров Северного Возрождения крепко связаны с движением Реформации и Крестьянской войной. Соотвественно, одним из основных направлений в борьбе за «царство Божие на Земле» - борьба с папством за реформирование церкви.
Началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык. Лютеровская Библия создает эпоху, во-первых, в немецком языке: она становится основой немецкого единого литературного языка; во-вторых, она создает прецедент перевода Библии на современный литературный язык, и вскоре последуют переводы на английский, французский и др.
Идеи лютеранства объединяют наиболее прогрессивные круги Германии: в него оказываются вовлечены и такие мыслители-гуманисты, как - Филипп Меланхтон, художники, как Дюрер и Хольбейн, священники и идеологи народного движения, как Томас Мюнцер. Формирование лютеранства шло несколько десятилетий и включало весьма разнообразные философские, религиозные, мистические, утопические и этические идеи.
Т.Мюнцер выступал, в первую очередь, как утопист, призывающий к уравнительному разделу земли. Его религиозное мировоззрение носило пантеистический характер. Яркая личность, Мюнцер с головой окунулся в революционную деятельность, создав в Тюринго-Саксонском районе центр Крестьянской войны. Он попытался объединиться с чешскими повстанцами, но потерпел поражение от объединенных войск князей, попал в плен и в 1525 был предан мучительной смерти.
Наиболее выдающимся прозаиком Северного Возрождения стал Эразм Роттердамский (1469-1536). Его лучшая книга «Похвала глупости» вышла в свет в 1509 .
Живопись. Первым среди великих мастеров этого периода должен быть назван нидерландец Х.Босх (ок. 1450-60 – 1516 г.). В его картинах большей частью написанных еще на религиозные сюжеты, поражает соединение мрачных средневековых фантазий и элементов фольклора, мистической символики и точности реалистических деталей. И даже самые страшные аллегории выписаны с таким удивительным колоритом, что производят жизнеутверждающее впечатление. Никто из последующих мастеров живописи уже не будет рисовать столь фантастические, граничащие с безумием, образы.
Крупнейшим мастером Северного Возрождения в изобразительных искусствах был Альбрехт Дюрер (1471-1528). Дюрер оставил колоссальное наследие: картины, графические работы, статьи, переписку. Вершиной творчества Альбрехта Дюрера явилось грандиозное изображение четырех апостолов одно из самых ярких выражений возрожденческого гуманизма.
Неотъемлемо от достижений этой эпохи творчество Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553). В его живописи отчетливо прослеживаются готические мотивы. Его мадонны и другие библейские героини - явные горожанки и современницы художника. Они несколько излишне хрупки, но зато наряжены в роскошные модные платья, у них сложные ренессансные прически и великолепный цвет лица, говорящий не столько о природном здоровье, сколько о выхоленности («Распятие» (1508 г.).
Х. Хольбейн Младший работал как иллюстратор, создав очень разные, но убедительные иллюстрации к Библии и к «Похвале глупости". Им создан также цикл гравюр «Пляски смерти», перекликающийся с творчеством Дюрера.
АРХИТЕКТУРА. В области архитектуры собственно возрожденческие планировочные и пластические принципы начинают проявляться в Аугсбурге, Нюрнберге, Галле. Они сливаются с традициями готики, что придает германской архитектуре данного периода изощренность и вычурность. Сюда может быть отнесен самый грандиозный собор католического мира в Кельне (начатый в 1248 , совершенствуемый, реставрируемый и ремонтируемый до сего дня), собор в Ульме (1377-1529), а также ряд замковых и дворцовых сооружений.
МУЗЫКА. Интересна и музыка времен Северного Возрождения. В XVI в., с богатый фольклор, в первую очередь вокальный. Многообразие музыкальных форм в Германии XVI в. поражает: на масленицу ставились балеты, оперы. Нельзя не назвать таких имен, как КЛауман, Хофхаймер, Г.Изак, это композиторы, сочинявшие светскую и церковную музыку, в первую очередь для органа. К ним примыкает выдающийся нидерландский мастер 0.Лассо.
Но настоящую революцию в немецкой музыке делает Г.Шютц (в другом варианте - Шюц). Он выдвинулся несколько позднее и может вместе с Питером Брейгелем считаться последним персонажем Северного Возрождения. Шютцем написана первая немецкая опера «Дафна» и первый немецкий балет «Орфей и Эвридика».
Век Северного Возрождения был недолог, начавшаяся Тридцатилетняя война надолго задержала развитие немецкой культуры.
ЛЕКЦИЯ 11.
РЕФОРМАЦИЯ
Реформация является по форме и содержанию проявлением крайнего нравственного негодования и возмущения идеологией и практикой римско-католической церкви, противопоставлением ей своего понимания христианского учения о Боге и человеке. Она по своей сущности стала первым решительным выступлением поднимающейся буржуазии против средневековых феодальных порядков. Посредством преобразования христианской религии, изменения сознания и внутреннего мироощущения человека она дала мощный толчок развитию новых, капиталистических общественных отношений.
Непосредственным зримым результатом Реформации явилось отпадение от католицизма третьей разновидности христианского вероисповедания - протестантизма, ограничение всевластия римско-католической церкви во главе с папой и вообще ограничение притязаний любой церкви на власть и могущество. Крупнейшими протестантскими конфессиями стали лютеранство, кальвинизм, англиканство и целый ряд протестантстких сект - баптисты, методисты, адвентисты и др.
Хронологически Реформация совпадает с последним периодом эпохи Возрождения и представляет собой как бы завершение этого времени. Но в противовес возрожденческому возвеличиванию и обожествлению человека Реформация противопоставила идею полной его ничтожности перед лицом Бога, оптимистическому и жизнерадостному мироощущению, способности наслаждаться красотой природы и радостями жизни–суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины. Превознесение могущества человеческого разума и силы познания наталкивается на протестантское презрение к «умствованию» и абсолютное доверие к вере, доходящее до ненависти к науке, ярчайшим примером которого явилось сожжение Кальвином испанского ученого М.Сервета.
Да и сами деятели Реформации были в основном выходцами из народа, развившими свои способности упорным трудом и целеустремленностью, фанатически твердые в своей вере и являвшие полную противоположность гуманистам Возрождения, прекрасно образованным аристократам, знатокам философии, поэзии и свободных искусств.
Рост городов, обусловленный развитием общественного производства на основе товарно-денежных отношений, развитие торговых связей и коммуникаций, городской культуры, появление свободных от феодальной зависимости сословий подрывало основы феодализма.
Католическая церковь оказалась неспособной ответить на вызов времени - выразить в религиозной, доступной народу форме культуры исторические потребности прогрессивного общественного развития, возглавить процесс исторического преобразования феодальных общественных отношений. И это, несмотря на тысячелетнюю традицию духовного попечительства, огромный авторитет в глазах массы верующих, опору на силу светской власти и суровые расправы со всеми отклонениями и ересями.
Вероисповедальные различия католицизма и протестантизма, несмотря на их существенность для необразованных масс были непонятны. Люди пошли за основным лозунгом Реформации - Католицизм следует отвергнуть потому, что он безнравственен, а следовательно, и безбожен! И этот нравственный протест против «безбожной» церкви встретил отклик в сердцах тысяч верующих, причем принадлежащих к различным сословиям. Так как римско-католическая церковь была международным центром всей феодальной Западной Европы, объединившей ее в одно большое политическое целое под своей властью.
Первый удар по теократическим притязаниям римского папы, претендовавшего на высшую власть от Бога, абсолютную непогрешимость и право на утверждение или низложение светских и церковных властей, был нанесен в XIV в., когда папство почти на семьдесят лет попало в зависимость от французского короля («авиньонское пленение пап»).
Вторым ударом стала деятельность чешского профессора и богослова Я.Гуса, выступившего за ограничение и упрощение католического богослужения, ведение его на национальном языке и фактически за создание национальных церквей, независимых от Рима. За это он был вероломно, вопреки выданной ему германским императором охранной грамоте, схвачен и сожжен как еретик в 1415 г.
Католическая церковь, обладая огромными богатствами и достигнув небывалой власти над странами Западной Европы (европейские короли короновались римским папой почти до XIV в.; церковь владела 1/3 земель в странах Западной Европы), оказалась тем не менее к концу XIV в. в печальном положении. Для укрепления своей власти и преследования неугодных католическая церковь создала в XIII в. и - учреждение для расследования и наказания виновных в ересях и прегрешениях перед церковью. На самом деле инквизиция явилась орудием борьбы церковной номенклатуры, «князей церкви», со своими врагами, которая выразилась в самой невероятной и дикой форме жестокости, ибо оправдательных приговоров инквизиция не знала. В то же время инквизиционные репрессии стали также и средством обогащения католической церкви: имущество осужденных переходило в ее собственность. Жесточайшие пытки, сжигание на костре заживо творились именем учителя любви и милосердия И. Христа и оправдывались софистическими и лицемерными уверениями, что сжигая тело без пролития крови, церковь спасает душу грешника!
Проповедуя бедность и смирение, церковь непристойно богатела, наживаясь на всем, чем можно: помимо положенной ей со всех доходов «десятины» она стала брать плату за рождение, крещение, венчание, исповеди, отпевания и другие обряды.
Высшие чины католической церкви жили в неслыханной роскоши, предавались разгулу шумной светской жизни, очень далекой от христианского идеала. И им было с кого брать пример: в конце XV в. папским престолом путем подкупа и интриг овладел Р.Борджиа (папа Александр VI), про разложение высших эшелонов церковной иерархии достигло предела. Александр VI проводил время в пирах и увеселениях, устраивал вместе с другими приближенными кардиналами оргии, а в деле укрепления своих позиций не брезговал никакими средствами, применяя против своих соперников яд или кинжал.
Своему сыну Чезаре он в восемнадцать лет присвоил звание кардинала и в дальнейшем всячески помогал, ему в его преступных авантюрах. Его собственная дочь была любовницей его и Чезаре, и родила папе Александру VI сына, а себе братика.
Ярким обличителем безнравственности духовенства и лично римского папы, властолюбия и алчности всей католической церкви стал современник Александра VI монах Дж. Савонарола. Он впервые высказал предположение, что папа вовсе не христианин (закончил жизнь на костре).
Крупнейшие кардиналы и епископы были богатыми земельными собственниками, не занимались жизнью своих епархий, часто не знали даже богословия. Высшие церковные должности продавались и покупались, так же как и низшие, которые в основном служили источником извлечения дохода.
Монастыри, представляющие собой места чистого духовного покаяния, смирения и служения Богу, превращались в вертепы разврата и порока. Фактически католическая церковь с ее центром в Риме вернулась к исходной точке противостояния первоначального христианства целиком разложившейся и коррумпированной столице Римской империи времен Калигулы. Таким образом, внутреннее разложение католической церкви под воздействием обладания ею на протяжении многих веков безграничной властью и могуществом сделало ее абсолютно неспособной возгласить прогрессивные преобразования и породило внутри ее самой мощный нравственный протест, который отражал широкие общественные настроения, но для своей действенности нуждался в энергичном религиозном выражении, чем и стала Реформация.
Обычно начало Реформации связывают с событием 31 октября 1517 г., когда никому еще не известный местный монах, доктор теологии Мартин Лютер прибил к дверям церкви свои 95 тезисов с осуждением злоупотреблений продававших индульгенции (грамоты церкви об отпущении грехов). Отпущение грехов начало практиковаться католической церковью еще с XI в. как распространение монашеской практики на мирскую жизнь и осуществлялось первоначально в натуральной форме - за «богоугодные дела» - участие в крестовых походах, паломничества и т.д. Позже, с развитием торговли и денег, церковные грамоты по случаю отпущения грехов стали предоставлять за деньги, и постепенно эта торговля «священным товаром» приняла самые циничные формы. Запас «святости» и «накопленных» Церковью «добрых дел» святых и праведников обменивался по определенной таксе на совершаемые верующим прегрешения и даже на еще не совершенные.
Эта практика вызывала повсеместное возмущение и рассматривалась как яркое доказательство кризиса церкви, алчности и жадности ее служителей. Тем не менее критике подвергалось именно придание отпущению грехов грязной денежно-торгашеской формы, контрастирующей с чистотой и праведностью учения Христа, но не само право церкви осуждать и миловать, - накладывать (эпитафии (покаянные тяготы) и сатисфакции на верующих.
При таком состоянии дел всякий порядочный христианин был просто обязан со всей решимостью выступить против официальной католической церкви, чем бы ему это ни грозило. Именно это нравственное обязательство побудило МЛютера, тогда уже отлученного папой от церкви, явиться на рейхстаг в Вормсе в 1521 г. для изложения своей позиции. Пример Я.Гуса был еще свеж, и охранная грамота императора ничего не значила для папы. Однако М.Лютер отказался от вооруженной охраны его сторонников, ибо считал невозможным уклониться от выполнения долга честного христианина.
М.Лютер увидел в торгашеском духе церкви «сатанинскую выдумку» - стремление освободить человека от необходимости внутреннего покаяния, к чему постоянно и неустанно призывает Евангелие, фактически отменить главное требование Христа и условие человеческого спасения: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие!» Нельзя заменить полагающиеся человеку в силу его прирожденной греховности очищающие душу страдания, ибо это есть единственно достойный человека путь укрепления веры и нравственной чистоты, т.е. искренней готовности жить по-божески.
Фактически Лютер потребовал возврата к нравственным принципам первоначального христианства с присущей ему простотой, искренностью, погруженностью в веру. Человек не должен искать промежуточные инстанции спасения, уповая на них и наделяя их правом наказывать и прощать, ибо тем самым он изменяет Богу, умаляет его величие.
Именно это - обличение скрытого неблагочестия церкви во главе с римским папой перед лицом Бога, вытекающее из требования Лютера о необходимости для человека внутреннего личного покаяния, привлекло на его сторону всех недовольных всевластьем развращенного Рима. Накапливающееся нравственное негодование получило религиозное подкрепление, что способствовало быстрому развитию идей Реформации. Светская власть также нашла в лютеровском манифесте выражение своих политических интересов, что обеспечило Лютеру сохранение жизни и возможность развить свои воззрения.
Постоянно сверяя свои идеи со Священным Писанием, Лютер отвергает ложное деление общества на священничество и мирян, ибо ни о папстве, ни о священничестве в христианстве нет ни слова. Папа предстает в его изображении предводителем многотысячной армии титулованных ученых шарлатанов и мошенников, самозванных посредников между человеком и Богом, которые не помогают, а мешают его общению с Творцом.
Лютер отвергает и большинство таинств, составляющих католический культ и обрядность - святых и ангелов, культ богородицы, поклонение иконам и святым мощам, чистилище, - рассматривая их как разновидность некоей церковной магии.
Всякая попытка спасения путем умилостивления Бога - прямым ли подкупом, или пожертвованиями, или даже беззаветным служением церкви, монашеством и прочими проявлениями внешнего благочестия, оказывается у Лютера противной самой сущности христианства, ибо представляет попытку манипулировать Богом. Поэтому спасение спасение возможно лишь благодаря личной вере, открывающей человеку возможность непосредственного интимного общения с Богом, вдохновляющего его на воплощение в мирских делах, божественного замысла. Но чтобы не ошибиться в вопросах веры, необходимо постоянно сверять ее со Священным Писанием как подлинным критерием истинности христианского учения. Это означало, что в принципе каждый верующий может быть для себя и других священником, ибо никакого особого, сакрального (священного), круга деятельности не существует.
Эту концепцию Лютер дополнил учением о божественной предопределенности всего существующего и иллюзорности свободы воли человека. Стержнем христианского протестантского мировоззрения стало положение «все от Бога», освободившее человека от тщетных и суетных переживаний о ходе и исходе мирских дел и оставившее ему лишь одно: уповать на Бога и верить в свое спасение. Лютер довел эту мысль до утверждения, что спасение вообще не зависит от усилий человека, а целиком определяется одним только Богом.
По сути дела, здесь рождалась новая нравственная установка, проникнутая готовностью принять и перенести все трудности и испытания, ниспосланные человеку свыше, и отчаянным стремлением лишь к внутреннему очищению и духовной стойкости в вере. Подвиг, достоинство которого тем выше, чем более тяжкие испытания выпадают на долю человека, а в протестантизме является долгом перед Богом, ибо служит укреплению веры.
И если такое действие без надежды на успех, укрепляющее веру и возвышающее душу человека, вдруг оказывается действительно успешным - это является явным знаком божественного благоволения и возможностью спасения. Поэтому выполнение долга в рамках своей мирской профессии - высшая задача человека, посредством чего он убеждается в собственной угодности Богу. Поскольку отлично выполненная работа свидетельствует об упорстве и добросовестности работника, а стало быть, о прочности его веры, успешный результат может рассматриваться как внешняя примета спасения.
Вот логика лютеранской Реформации, заложившей прочные духовные основы нового типа работника и культуры труда, без которых оказывается невозможным никакое высокоэффективное производство.
Новое понимание религии как непосредственной личной связи человека с Богом, нанесло сильнейший удар по католической церкви, духовному и политическому оплоту феодализма.
Радикальным продолжателем Реформации стал Ж.Кальвин, основавший одно из самых мощных течений протестантизма. Кальвинизм еще более упростил христианский культ и богослужение, придав церкви республиканский характер (выборность руководства церкви), отделил ее от государства, хотя и оставил самостоятельной политической силой. Кальвин усилил учение о божественном предопределении, доведя его до абсолютного фатализма: удел одних людей еще до их рождения - спасение и небесное блаженство, а других - погибель и вечные муки, и ничто этого изменить не в силах, ни действия человека, ни его вера. Человек спасается не потому, что верит, а верит потому, что ему выпало на долю спасение. Однако божественное предопределение сокрыто от людей, и поэтому каждый христианин должен построить свою жизнь так, как если бы ему на роду было написано спасение. Кальвинизм проповедовал предельное ограничение своих жизненных потребностей, отказ от земных удовольствий, бережливость и упорный труд, совершенствование своего профессионального мастерства и изучение Библии.
Успех в дела, обогащение рассматривались как свидетельства возможной избранности к спасению, а праздность, лень, склонность к удовольствиям, ведущие человека к пороками бедности, считались верными симптомами его печальной участи. Непроизводительное потребление, растрата капитала и праздное времяпрепровождение понималось кальвинизмом как большой грех.
Критика кальвинизмом роскоши, праздности переходила у Кальвина в отрицание художественного творчества, литературы, искусства, запрет увеселений и развлечений, в строгую мелочную регламентацию личной жизни верующих и суровое преследование в<
Дата добавления: 2021-04-21; просмотров: 347;