Художественные традиции исламского мира.
Арабский язык – язык Корана приобрел большое значение во всех областях государственной и культурной жизни, играя объединяющую роль. Важное значение имел арабский язык науки. Ученные Халифата, среди которых было много не арабов, занимались обширной переводческой деятельностью; им принадлежит заслуга передачи научных знаний античности средневековой Европе.
Отдельные отрасли науки в Халифате – философия, медицина, астрономия, математика – достигли высокого развития и дали миру ряд трудов и изобретений, которыми гордится человечество.
Одной из наиболее самостоятельных областей культуры Халифата является литература, имевшая богатую традицию устной бедуинской поэзии. Арабская поэзия оказала большое влияние на всю последующую литературу Востока и на связанную с ней миниатюрную живопись. Национальные литературы активно переводились на арабский язык, и с 8 века до конца 10 века мусульманская культура становится фактически одноязычной.
В художественной культуре в соответствии с канонами ислама, запрещавшими изображение живых существ, отсутствует живопись. Одновременно более широкое распространение получает поэзия. В исламской традиции эта категория представителей искусства высоко ценилась и правители различного уровня содержали при дворах огромную армию поэтов, не жалели средств для приближения к себе наиболее известных из них. Поэтическая одаренность в мусульманском мире рассматривалась как дар Свыше, и человек имевший его пользовался большим уважением и высоким покровительством.
При этом нужно учитывать, что такое внимание со стороны «сильных мира» часто преследовало достаточно земные цели – прославление собственной особы. Показательно в этом отношение творчество великого персидского поэта Фирдоуси, создавшего поэму «Шах-намэ» («Книга Царей»), в которой он воспевал иранских царей – мифических и реальных.
Основным жанром средневековой арабской поэзии (7-8 века) стал панегирик как наиболее светский и легко превращаемый в политический инструмент. Здесь обращение к конкретным лицам чаще носит поучающий, увещевающий, а не восхваляющий характер. Поэты являлись религиозно-политическими лидерами, которые отстаивали интересы своей группы поэтической риторикой. Наиболее известные представители этого направления – Джахир, Ахталь, Фараздак сформировали идеалы правителя, государственного деятеля, военачальника.
Существенные изменения претерпела любовная лирика, новое направление получило название – лирики узритов. В ней господствует мотив предопределенности свыше, создаются различные любовные пары: Кайс – Лубна, Медлжнун – Лейли, Джамил – Бусайна. В данных произведениях страсть понимается как подвижничество, всепоглощающее стремление к недостижимому, бесконечные страдания на этом пути. Одним из известнейших представителей лирики узритов является Низами автор «Хамсэ», в которую входят пять поэм разного жанра – «Сокровищница тайн», «Лейли и Меджнун», «Хосров и Ширин», «Семь портретов» и «Искандернамэ».
В 9-10 веках в появляется арабская проза. Один из первых представителей данного направления иранец Ибн аль- Мукаффа, написавший «Калила и Димна». Великими прозаиками являются Джахиз, Ибн Кутайба, ат-Табари и аль-Масуди писавшие в историческом жанре. Вершиной этого стиля признается «Тысяча и одна ночь», написанная на основе устного народного творчества.
Широкую известность и популярность не только на Востоке, но и в мире получил жанр рубаи, представляющий стихотворный афоризм из четырех строк. Признанным мастером стиля рубаи был Омар Хайям – ученный, философ, поэт. Каждое четверостишие О.Хайяма это маленькое философское произведение:
Наши знанья о мире – догадки и бред,
Все исчезнет, умрет – и развеется след.
Существует не то, что нам кажется сущим,
Ничего достоверного в сущности нет.
Поэзия Омар Хайяма и другого великого поэта Низами Гянджеви стала вершиной гуманистической мусульманской литературы. Монгольское нашествие привело в упадок арабскую культуру.
Живопись. Станковой живописи – живописи на холсте в мусульманских странах практически не было. Ее место занимала миниатюрная живопись – иллюстрации к рукописным книгам. Объектом иллюстрации служат исторические и романтические произведения, в том числе «Шах-намэ» (книга царей) Фердоуси, «Хамсэ» Низами и другие.
Известным художником средневекового Востока является Камал ад-дин Бехзад. Учителем его был художник Пир Сеид Ахмед Тебрези. Бехзад писал сцены из придворной жизни, портреты, иллюстрации к исторической хронике и лирическим поэмам. Наибольшей известностью пользуются его иллюстрации к поэмам «Хосров и Ширин» и «Лейли и Меджнун».
В миниатюрной живописи творили и такие художники как Касим Али, оформивший «Историю непорочных имамов»; Султан Мухаммед – «Беседа Ануширована с совами», «Хамсэ»; Сенан-бей – портрет Мехмеда II.
Архитектура. Создание нового государства вызвало потребность в широком размахе строительства. Уже при Омейядах возводились новые поселения: Басра – 635 год, Фустат-642 год (Каир), Кайруан (Тунис) – 670 год и другие. А во время правления династии Аббасидов, 8-9 веках, строились города-резиденции: Багдад – 762 год, Самара – 836 год.
Одним из ранних культовых сооружений мусульманской культуры является мечеть Амра в Фустате (642-643 гг.), построенная арабским военачальником Амром ибн аль-Ассом. Несмотря на отсутствие росписи и скульптур, архитектура мечети, как и других культовых сооружений мусульман, оказывает сильное эмоциональное воздействие на посетителя. Оказавшись среди леса колон, человек теряет ощущение границ пространства и чувствует себя оторванным от внешнего мира.
Исключительную роль в искусстве исламской культуры стал играть орнамент. Основной причиной необычайного распространения орнамента были запреты ислама, приведшие к постепенному исчезновению фигурных изображений. Передавая лист, цветок и стебель крайне упрощенно, арабы достигают богатства и разнообразия, повторяя бессчетное количество раз какой-либо элемент растительного орнамента.
Гораздо большее распространение получает геометрический орнамент, образованный из сложно переплетающихся лент. И третий вид орнамента – так называемый эпиграфический фриз – декоративная надпись. В связи с исчезновением изобразительных сюжетов надписи приобретают важное значение как фактор воздействия на человека.
Требования ислама во многом определили характер и планировку ранних арабских мечетей: минарет для созыва на молитву, наличие бассейна для ритуального омовения перед молитвой. Однако соблюдение определенных религиозных канонов в архитектуре не означало однообразия и полного исчезновения национальных особенностей. Халифат охватывал народы, с различными традициями в искусстве, которые безусловно проявлялись на практике.
К наиболее известным памятникам мусульманской архитектуры относится мечеть Омейядов в Дамаске (705-715 гг.), перестроенная христианская базилика: в высоком зале просторно расставлены колонны с коринфскими капителями. В мечети Ибн Тулуна в Каире (876-879 гг.) вместо колонн – прямоугольные столбы, соединенные стрельчатыми арками. Арки и карнизы покрывает резной растительный орнамент.
Одним из ведущих центров мусульманского мира после распада Халифата становится Каир, основанный в 10 веке, но расцвет которого падает на 12-15 века. Каир, избежавший опустошительного нашествия монголов, сформировался как богатый город – сосредоточие культуры и экономический центр, намного превосходивший европейские столицы того времени.
Наиболее грандиозным архитектурным ансамблем Каира в данное время стал «Город мертвых» – гробницы Мамлюков. Усыпальницы имеют вид кубических сооружений, покрытых куполами шлемовидной формы. Купола украшены звездным орнаментом, резанным в камне. Кладка многих мавзолеев осуществлялась из чередующихся рядов черного и белого мрамора. Из строений «Мертвого города» наиболее знаменит мавзолей-усыпальница Каит-бея (1483 год), состоящая из мечети, школы и фонтана.
Чудом архитектуры мавританской Испании считается соборная мечеть города Кордова, заложенная в 785 году и достроенная в 9-10 веках. Открытый двор с фонтаном сравнительно невелик. Зато внутренний объем мечети разделен на множество пространственных фрагментов восемьюстами колоннами, которые попарно соединены подковообразными красно-белыми арками. Зал производит впечатление сказочного леса, где деревья из цветного мрамора, порфира и яшмы освещены тысячью подвесных серебряных лампад.
В Гранаде находится знаменитый архитектурный ансамбль 14 века – дворец Альгамбра, окруженный красной крепостной стеной. Покои и помещения для пышных приемов сконцентрированы вокруг больших открытых дворов – Львиного и Миртового. Дворы заполнены как бы непринужденно расставленными колоннами. Со сводов спускаются «сталактиты»; стены, арки и карнизы украшены орнаментом из золотых, голубых и красных узоров. В оформлении интерьера использован разноцветный мрамор, мозаика, керамические изделия, крашенный алебастр. Все это отражается в воде фонтанов.
Изощренное убранство Альгамбры и построенного по ее образцу замка Альказар в Севильи соответствуют изнеженным, утонченным нравам верхушки мавританского общества, утратившего простоту и суровость первых мусульманских завоевателей.
В Средней Азии и Иране наряду с колонной мечетью развиваются четырехайванные (четырехпортальные) культовые ансамбли, архитектуру которых позднее стали повторять и в светском строительстве. Айваны – это сводчатые залы, открывающиеся во внутренний двор мечети или медресе. По бокам главного фасада здания высится минарет. Таковы мечеть в Гюльпайгане и Ардистане.
В данном же стиле построена площадь Регистан в Самарканде, образованная тремя медресе: Улугбека (1417-1420 гг.), Шир-дор и Тилля-кари.
Наиболее значительным зданием Самарканда является мечеть Биби-ханым (1404 год). По замыслу Тимура она должна была стать самым величественным строением на земле. Вход в мечеть – через арку, между двух восьмигранных минаретов.
Из ансамблевых построек 17 века наиболее интересна площадь Майдан-е-шах в Исфагане, размером 150 – 512 метров. Вокруг нее возведены: мечеть Масджиди-шах - с юга, мечеть Лутфулла - с востока, дворец Али-Капу - с запада и трибуны для музыкантов – с северной стороны. Площадь была вымощена; вокруг протекал большой канал, а само пространство использовалось для игры в конное поло, верховых и военных упражнений.
Игру в поло и парады можно было наблюдать прямо с балкона дворца Али-Капу, а сам дворец использовался для правительственных приемов, заседаний и суда.
В 16 веке при правлении Сулеймана Великолепного наивысшего расцвета достигает турецкая архитектура. Одним из выдающихся архитекторов Турции данного периода был Ходжи Синан. В решении культовых сооружений он внес ряд новых черт: ему удалось преодолеть расчлененность внутреннего пространства, используя лишь четыре колонны он открыл взору посетителя большое внутреннее пространство, освященное рядами окон.
Синан строил главным образом в Стамбуле. Сохранившиеся списки его работ насчитывают несколько сот различных сооружений: мечети, медресе, госпитали, караван-сараи, дворцы, бани, мосты, водопроводы. Наиболее известные его работы – это мечеть Сулеймана и мечеть Шах-заде в Стамбуле, мечеть Селима в Андрианополе.
Другим известным архитектором Турции был Мехмед Ага, создавший самую большую в Стамбуле мечеть Ахмеда с шестью минаретами. Особенно поражает в мечети Ахмеда посетителей – обилие света из окон расположенных в пяти этажах.
Несколько особняком в исламском мире стоит архитектура Индии. В Индии в качестве конструктивного приема использовалась постановка строения на платформе; в облицовке применялись сочетания разных сортов материала, ажурная резьба по мрамору. Согласно исконной индийской традиции зодчие большое внимание уделяли созданию искусственного пейзажа (оранжерей, водоемов), умению связать архитектуру с красотой природы.
К числу выдающихся произведений периода Делийского султаната (13 век) относится мечеть Куттуб ад-дина и минарет Кутб-минар. Индийские пластические традиции сочетаются в этих сооружениях со строгими геометрическими членениями исламской архитектуры.
Вершиной индийской мусульманской архитектуры и одним из самых знаменитых памятников мирового зодчества является мавзолей Тадж-Махал, построенный а Агре (резиденция Великих Моголов, расположенная в 250 км от Дели) императором Шахом Джеханом в память любимой жены.
Мавзолей, расположенный на платформе на берегу реки Джамны, сложен из белоснежного мрамора и перекрыт пятью куполами. Центральный купол значительно возвышается на остальными. Два здания из красного песчаника по сторонам, кипарисовый сад с водоемом, каналами и фонтанами завершают этот ансамбль.
Особенностью интерьера усыпальницы является акустический эффект: слово или музыкальная фраза, сказанная шепотом, значительно усиленные, звучат под сводом на протяжении 16 секунд.
Исламская культура оказала и продолжает оказывать огромное влияние на мировое развитие, она стала составной частью мировой культуры.
Ислам в новое и новейшее время
Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились важным переломным моментом в эволюции Ислама. Изменения в социально-экономических структурах стран Востока, становление нового класса - национальной буржуазии, развитие национально-освободительного движения, распространение идей марксизма - все это в совокупности не могло не повлечь за собой перемены во взглядах на роль Ислама в обществе, так и в самой исламской мотивации новых религий общественного бытия.
Процесс адаптации религиозно-философских и правовых норм ислама к новым историческим условиям, начавшимся в середине XIX века и продолжающийся и поныне, многие исследователи обозначают термином “мусульманская реформация”, хотя он принципиально отличен от реформации христианской. Отличие заключается, во-первых, в том, что эти процессы происходили в различные эпохи, в различных конкретно-исторических условиях. Во-вторых, “мусульманская реформация” выражалась прежде всего в пересмотре (или попытке пересмотра) религиозных мотиваций различных аспектов светской жизни и лишь в незначительной мере затрагивала собственно богословские вопросы. В-третьих, отсутствие в Исламе института церкви и духовенства, аналогичных христианским, наложило весьма существенный отпечаток на характер реформ в Исламе.
Существенные изменения претерпела мусульманская судебная система, сложившаяся в средневековье, и в определенной мере - сама система мусульманского права: происходило постепенное ограничение юрисдикции шариатских судов; к середине XIX века на территории Османской империи были окончательно разграничены сферы компетенции шариатских и светских судов (процесс этот начался значительно ранее). Одновременно с этим осуществляется кодификация норм мусульманского права (свод положений ханафисткого права - Манджалла - был составлен в 1869-1876 годах), в ряде стран вводятся уголовные кодексы и другие правовые документы, не предусматриваемые шариатом. Определенные изменения роли Ислама в общественной жизни (хотя и весьма ограниченные) произошли в связи с реформами Мухаммада Али в Египте и политикой танзимата в Османской империи.
Потребности социально-экономического развития ставили мусульманских богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого ряда традиционных положений Ислама. Однако этот процесс оказался весьма болезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в полемике по поводу допустимости (или греховности) создания в мусульманских странах банковской системы. Полемика разворачивалась, с одной стороны, вокруг положения о взимании ссудного процента (риба), а с другой - в связи с шариатским запретом на омертвение капитала. Наиболее ярко выраженную форму она приобрела в Египте, где муфти Мухаммад Абдо в 1899 году издал фатву, разъяснявшую, что банковские вклады и взимание с них процентов не являются ростовщичеством и, следовательно, не относятся к категории осуждаемого риба. Эта фатва способствовала приведению существовавшей системы в соответствие с интересами национальной буржуазии.
Расширение практики капиталистического предпринимательства в мусульманских странах влекло за собой не только пересмотр шариатских положений (как в случае с риба), но и оживление некоторых традиционных принципов, имевших широкое распространение в период мусульманского средневековья, например мушарака и кирад (принципы торгового сотрудничества). С другой стороны, не редко новые по содержанию явления воспринимались как продолжение и развитие мусульманской традиции: таковы, например, коммерческие объединения, действовавшие в различных частях мусульманского мира на религиозно-общинное основе (торговые дома и финансовые предприятия исмаилитов ходжа и бохра, меманов), воспринимавшиеся как продолжение средневековой традиции создания мусульманских торговых домов, но которые по сути свей имели уже капиталистический или полукапиталистичекий характер.
Важнейшую роль сыграли изменения, происходившие в сфере общественного сознания. Это касается прежде всего процесса становления национального самосознания и возникновения буржуазного национализма. В русле этого процесса получилось новое осмысленное традиционное положение Ислама о единстве всех мусульман. Джамал ал-дин ал-Афгани формулирует идею солидарности мусульман, вылившуюся затем в концепцию панисламизма и получившую широкое распространение по всему мусульманскому миру.
Параллельно с панисламизмом, направленным на объединение всех мусульман на конфессиональной основе, развивается и мусульманский национализм, сторонники которого выступают за обособление мусульманских общин от представителей других конфессий. Мусульманские религиозно-националистические идеи имели объективно двойственный характер: с одной стороны, они на определенном этапе способствовали развитию национально-освободительного движения, с другой - в конечном счете оказывались орудием в руках наиболее реакционных сил. В целом влияние национализма ощущалось в той или иной мере почти во всех направлениях мусульманской общественной мысли конца XIX начала XX века.
В этот период религиозно-обновленческие процессы в Исламе были связаны в первую очередь с проблемой освоения научно-технических достижений Запада. Сторонники реформаторского направления высказывались за модернизацию установлении Ислама, тормозивших процесс внедрения достижений Запада. Им противостояли традиционалисты, выступавшие за возрождение норм и ценностей раннего Ислама, противясь нововведениям западного образца.
По мере развития национального самосознания и национально-освободительного движения все более отчетливо стала проявляться политизация Ислама (хотя на протяжении всей истории Ислам никогда не был оторван от политики), выражавшаяся в широком использовании исламских лозунгов в политической борьбе. Религиозно-политические движения, возникавшие в шиитской среде (например, бабизм), вели к отпочкованию “сектантских” общин, в суннитском же Исламе они в большинстве своем не сопровождались пересмотром положений догматики.
Антиколониальные выступления нередко сопровождались обращением к мессианским идеям, объявлением их лидеров махди. Для рассматриваемого периода характерна также активизация участия в политической борьбе суфийских братств; на базе некоторых из них возникают мощные новые исламские религиозно-политические движения, как, например, движение сануситов в Северной Африке. С братством кадирийа тесно связано антиколониальное движение в Алжире в середине XIX века под руководством Абд аль-Кадира, принявшего титул аль-муминина.
В конце XIX и особенно в начале XX века большой размах по всему мусульманскому миру приобретает движение за реформацию Ислама, представители которого вступают в острую полемику и с мусульманскими традиционалистами, и со сторонниками светских концепций общественного развития. Одновременно начинает складываться и международное исламское движение, основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 году была создана первая международная мусульманская организация Всемирный исламский конгресс.
Качественно новый этап в истории Ислама - вторая половина XX века. Освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости, создание мировой системы социализма, углубление кризисных явлений в капиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы перед представителями мусульманской общественной мысли. Это отразилось прежде всего в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого “третьего пути”, отличного как от капиталистического, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным ценностям Ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно приемлемом для стран распространения Ислама. На его основе создаются концепции “исламского государства”, “исламского правления”, исламской экономики”, “исламского социализма” и т.д., нередко существенно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но имеющие общую социальную природу - буржуазную либо мелкобуржуазную.
Концепции “исламского государства” подразумевают воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника власти), осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов, регулирования экономики в соответствии с предписанными шариата и т.д. В целом эти концепции представляют собой модернизацию политической и социально-экономической доктрин классического Ислама с учетом специфики развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде, носящие название “исламизации”, осуществляются как “сверху” - путем законодательного введения тех или иных норм (например в Пакистане - введение ушра и закята, исламизация банковской системы, в Иране - провозглашение “исламского правления”), так и “снизу” - в результате давления религиозно-политических организаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют “Братья-мусульмане”.
Под “исламизацией” подразумевается и процесс расширения числа последователей Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров, создаваемых преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.
Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает 1 миллиарда человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения - свыше 80 процентов населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других; в ряде стран последователей Ислама насчитывается от половины до 80 процентов жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии - почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау, Камерун, Буркина Фасо, Сьерра-Леоне и др.).
Наиболее крупным по абсолютной численности мусульманские общины - в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш; значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Австралии, на островах Фиджи.
В 28 афро-азиатских государствах Ислам признан государственной (или официальной) религией, Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых странах слово “исламский” включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.
Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманские партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат-и-ислами в Индии и Пакистане.
В ряде стран распространены религиозно-политических организации (в том числе и находящиеся вне закона, например “Братья-мусульмане”, Партия исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные учебные заведения (коранические школы, медресе, мусульманские университеты), исламские общества, миссионерские организации, коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).
Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во второй половине 70-х - начале 80-х годов делались попытки возрождения некоторых норм шариата, ранее упраздненных на практике: таково, например, введение определенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовные преступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри), аравийских монархиях.
В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных делах стали играть международные мусульманские организации, действующие как на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее значительная из них - Организация исламской конференции, созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства, а также Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в ней главами государств и правительств.
Свою деятельность, направленную на осуществление исламской солидарности, ОИК проводит через Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и целый ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.). Для деятельности ОИК характерна двойственность политических решений: с одной стороны, выдвигаются антиимпериалистические лозунги, принимаются решения, направленные против международного империализма и сионизма, с другой - нередко звучат антикоммунистические призывы, получают поддержку реакционные силы в странах распространения.
Среди неправительственных мусульманских международных организаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 году в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация, Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих организаций реакционные, антикоммунистические элементы играют значительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены преимущественно на пропаганду и распространение Ислама, организацию международных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различных странах.
ЛЕКЦИЯ 13.
Тема: Культура древней Руси
Дохристианская Русь
Исторические моменты развития Руси VI – Xв
Итак, в V – VI веках начинается грандиозное расселения славян с их праславянской родины на юг, за Дунай, на Балканский полуостров, на территории отвоёванные у Византийской империи. Вторым немаловажным событием, которое привело к основанию Русского государства, стала постройка на Днепре города Киева. Киев, по приданию, был построен тремя братьями Кием, Щекем, и Хоривем в честь старшего брата Кия. Нужно отметить, что в силу своего географического положения (Киев находился на пути торговых караванов шедших по Днепру в Византию, и был трудно досягаем для вражеских набегов) этот древнерусский город стал центром консолидации славянских племён. Таким образом “Строитель крепости на Днепре становился одним из руководителей общеславянского движения на Балканы”(2,36). Неудивительно, что подобные походы на юг, а также беспрерывная борьба со степняками – кочевниками привела к созданию союза славянских племён названного Русью.
Первые данные о Руси и о Россах появились в VI – VII веке н.э.[1] хотя некоторые тогдашние источники упоминают “мужей – россов” и значительно раньше (Иордан 370 годы). В те далёкие времена Русь занимала следующую территорию : Киев, Чернигов, река Рось и Поросье, Переславль Русский, Северная Земля, Курск (где располагались княжества: Киевское, Переяславское, Черниговское, Северское).
V век у славянских племён, образовавших Русское государство, протекал как период военной демократии. Крупные производственные и родовые коллективы заменялись территориальными или соседскими общинами (объединявшими в себе малые индивидуальные семьи). Законы в тот период у них были суровые, так например мать имела право убить новорожденную дочь, если семья становилась слишком большой, или дети имели право убить своих престарелых родителей, если те состарившись не приносили пользу семье. Но, не смотря на это славянин уходя из дома оставлял еду на столе а дверь открытой, дабы странник мог поесть и отдохнуть. В это же время появляются и укрепляются такие интересные образования как дружины – объединение свободных воинов профессионалов поклявшихся князю в верности на поле брани. Этот процесс стимулируют многочисленные набеги степняков и кочевников. Постепенно князь – глава такой дружины – опираясь на неё сосредотачивает в своих руках власть и начинает игнорировать некоторые законы и обычаи. Князья также заключали между собой различные союзы, или выбирали главного князя – командира над остальными. Это было одной из предпосылок создания единого государства. Также в этот период идёт образование городов. Вначале строились так называемые городища – убежища, куда во время вражеских набегов стекались окрестные жители, в мирное время такие города обычно пустовали. Вскоре в этих городишках стали селиться князья с дружинами, а им требовались одежда, оружие, продукты питания и многое другое. Так возле городов постепенно стали образовываться посады, места где проживали различные купцы и ремесленники. Это также послужило толчком для появления единого государства. Но вообще росичи жили очень бедно. Одежда их состояла из шкур или грубого полотна, орудий труда было мало, а жили славяне в основном в земляках и норах. И поэтому образование единого государства, и соответственно усиление торговли было очень полезно для них.
Но давайте вернёмся к появлению Руси. Первым Русским князем по преданию был варяг Рюрик. Его с братьями Синеусом и Трувором[2] пригласили на Русь княжить. Вначале Рюрик построил город Новгород и поселился в нём, но затем переехал в стольный Киев. Так полностью завершилось образование русского государства. С этого момента Русь начинает быстро развиваться, русские купцы всё чаще наведываются в другие страны. По этому с этим временем связанно появление в русском языке таких исконно не русских слов, как топор (в русском языке секира) или собака (в русском языке пёс).
Религия древних россов
“В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия”(1,42). Она проявлялась в фольклоре (райское дерево Вырий, дуб, берёза), в мотивах северной вышивки, в скульптуре, в зодчестве (коньки на крышах домов), в узелковой письменности славян. Язычество – это прежде всего форма освоения человеком природы, говорит в своей статье Чернышёва. Она же выделяет три этапа в развитии языческой культуры на Руси (цитаты были взяты у книжника XII века):
1. сначала славяне “клали требы упырям и берегыням”
2. затем “начали трапезу ставити Роду и Роженицам”
3. начали поклоняться “проклятому Перуну и Хорсу и Мокши и Вилам”
Давайте кратко рассмотрим этих богов, их функции и предназначения в языческой культуре древних славян.
Упыри – злые духи (вампиры, оборотни, ожившие мертвецы), подстерегают и нападают на людей по ночам, сосут у них кровь и причиняют прочие неприятности.
Берегыни– добрые духи, помогающие людям и ведущие постоянную борьбу со злыми духами.
Род и Роженицы – божества плодородия (появление подобных божеств говорит о переходе древних славян от кочевой жизни к оседлой). Род – творец вселенной, повелитель дождей, неба, огня и подземного царства. Вместе с ним 2 роженицы – богини плодородия. Каждый год 9 сентября отмечался праздник День Рода и Рожениц (праздник урожая). У Рода были помощники Ярило и Купала. Ярило – молодой юноша на белом коне, бог весны. Купала – “плодотворящее божество лета”, праздник отмечался 24 июня.
Время шло, и на смену старым богам приходили новые:
Сварог – властитель неба и вселенной.
Сварожич (сын Сварога) – бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела.
Волос (Велес) – покровитель скота и скотоводов, праздник отмечался в начале января (2 и 6 числа). К празднику выпекали печенья в виде зверей и надевали звериные маски и шкуры. Надо отметить, что несмотря на кажущуюся незначительность Велес являлся одним из центральных богов у славян (например русские князья клялись его именем).
Перун – вначале повелитель грома и молний, покровитель воинов, а затем и главный бог (то, что главным божеством становиться бог воинов говорит о том, кто приходит к власти в древней Руси). Праздник его отмечался 20 июля. Каждый четверг считался его днём, по этому все работы старались начинать в четверг.
Но перечисленные языческие боги отнюдь не все существовавшие в то время на Руси, а тем более у славян. Практически каждое племя поклонялась своим богам, или возвышало одних над другими. Такое разноверие продолжалось вплоть до прихода к власти князя Владимира. Он, в 980 году, захватив Киев, провёл свою религиозную реформу, возвысив над другими языческими богами шестерых: Перуна, Симогола (крылатый пёс, охраняющий посевы), Джадьбога (Сын Сварога олицетворяющий солнце), Стрибога (бог ветра, бури, урагана), Мокши (покровительница женщин и рукоделия) и Хорса (божество в виде белого коня).
Но Русь не приняла этой реформы, несмотря на то, что в столице ежегодно проходили пышные праздники в честь этих богов, и пятерым из них были поставлены огромные идолы возле града Киева, вне столицы люди продолжали молиться своим богам. Руси нужна была единая религия, и князь Владимир остановил свой выбор на византийском православии. Итак, в 988 году князь Владимир крестил Русь византийским крестом.
Киевская Русь
Исторические реформы князя Владимира и дальнейшее развитие Киевской Руси
Приход к власти князя Владимира на Руси ознаменовал собой новый этап в развитии государства. В 988 году князь Владимир тайно принимает крещение, 1 августа 990 года происходит крещение киевлян, а уже 8/9 сентября того же года крестят жителей непокорного Новгорода. Но это далеко не все реформы князя Владимира, не мене важной его заслугой было создание первого Русского сборника законов Русской Правды[3]. Этот сборник во первых отменял и запрещал некоторые старые законы и обычаи такие, как: кровная месть, многожёнство, человеческие жертвоприношения, сжигание жён с мёртвыми мужьями. Следующие князья также реформировали и дополняли законодательство, причём нужно заметить, что русские законы не копировали слепо Византийские. Так в русских законах не было такого наказания, как смертная казнь или членовредительство, вместо них были введены штрафы. Также нужно заметить, что именно при Владимире появ
Дата добавления: 2021-04-21; просмотров: 424;