Коррупционные средства достижения политической власти
— покупку политической поддержки и лояльности (покупка голосов, фаворитизм, клиентелизм, кооптация, «патронажная политика»);
— манипулирование контрольными, надзорными, правоохранительными учреждениями для обеспечения собственной безнаказанности;
— покупку определенных решений органов власти;
— использование публичных средств для финансирования политических партий и избирательных кампаний, использование для этого частных средств в обмен на обещание создания преимуществ для бизнеса или доступа к публичным ресурсам в случае получения власти и др.
В этом случае политически коррупционные действия осуществляются не только субъектами, которые имеют политическую власть, но и теми, кто стремится ее получить (в т.ч. оппозицией). Это может осуществляться на этапе избирательных кампаний, а также для «кооптации» необходимых субъектов в существующую систему власти через покупку должностей и др.
Политически коррупционные действия могут содержать оба компонента и создают так называемый полный коррупционный цикл. Его суть заключается в том, что изъятые из-за применения коррупционных схем публичные и частные ресурсынаправляются на сохранение и/или расширение власти субъектов политической коррупции. Иными словами, полный цикл возникает тогда, когда власть служит целью получения богатства, а богатство — сохранению (расширению) властных полномочий. Следует отметить, что возможности создавать полный коррупционный цикл имеют субъекты, наделенные политической властью, тогда как лишенные ее могут использовать скорее вторую его составляющую.
С позиции состава участников коррупционных правоотношений выделяют транснациональную и внтуриосударственную коррупцию.
Транснациональная коррупция все чаще признается значительной глобальной проблемой. Технический прогресс и глобализация открывают широкие возможности для осуществления данного вида преступной деятельности. Серьезные социальные и экономические последствия коррупции усиливают потребность в эффективном правовом регулировании данного явления на всех уровнях международных отношений. Так, в преамбуле Конвенции Организации Объединенных Нация против коррупции объявлено, что «коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней»
Транснациональная коррупция определяется как разновидность коррупции, которая пересекает границы государств, включая в себя корпоративных и должностных субъектов, и использует сложные схемы для перекачивания национальных богатств от своих законных владельцев: граждан государства. Она имеет общую анатомию во всем мире и осуществляется через схожие схемы.
Транснациональная коррупция проявляется в виде подкупа иностранных должностных лиц с целью получения возможности вести или продолжать экономическую деятельность в какой-либо стране, либо получать какое-либо неосновательное преимущество. Данный вид незаконной деятельности имеет две сферы основного применения: международное экономическое сотрудничество и транснациональная организованная
Коррупция в международном экономическом сотрудничестве проявляется при создании предприятий с участием иностранного капитала, при реализации инвестиционных проектов и приватизации государственной собственности, при решении проблем раздела рынков для сбыта продукции и в других формах. Бороться с этими явлениями возможно только с помощью международного сотрудничества, особенно учитывая изощренность и гибкость транснациональных преступных организаций. Коррупция настолько укоренилась в денежных операциях стран, что она сплелась с финансовым сектором, что делает ее обнаружение еще более трудным. Одними из наиболее распространенных и признанных форм межгосударственного сотрудничества являются международные конвенции. В современном мире уже создан определенный механизм борьбы с транснациональной коррупцией, важно отметить ведущие конвенции против международной коррупции:
Конвенция Организации Экономического Сотрудничества и Развития по борьбе со взяточничеством должностных лиц иностранных государственных органов при проведении международных деловых операций, принята 21 ноября 1997 г. Данная конвенция объявляет преступлением дачу взяток иностранным государственным чиновникам при осуществлении коммерческой деятельности.
Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.значительное внимание уделяет мерам, которые необходимо принять на национальном уровне. Конвенция определяет 13 видов коррупционных преступлений. Конкретизация происходит по субъекту, в отношении национальных государственных должностных лиц, членов национальных государственных собраний, иностранных государственных должностных лиц и т.д. Несмотря на различие применяемых методов, цели Конвенций Совета Европы достаточно схожи с целью Межамериканской Конвенцией по борьбе с коррупцией Организации Американских Государств 1996 г. (Inter-AmericanConventionagainstCorruption) Это региональное соглашение требует, чтобы государства-члены приняли меры как против разрушительных действий коррупции на территориях, подчинённых их конституциям, так и действий, совершённых их соотечественниками и резидентами за границей Сфера применения конвенции охватывает коррупционные действия «государственных должностных лиц», «должностных лиц правительства», «государственных служащих», которые выбраны, назначены или избраны, «чтобы исполнять задачи и функции от имени или находясь на службе государства на любом уровне организации власти».
Мало кому известна в России «Гражданско-правовая конвенция против коррупции», принятая Советом Европы в 1999 г.. В соответствии с данной Конвенцией, лица, понесшие ущерб в результате акта коррупции, имеют право на полную его компенсацию (ст. 1 и ч. 1 ст. 3). Компенсируется материальный ущерб, потеря доходов и нематериальные потери. Ответчиком может выступать лицо, совершившее акт коррупции, санкционировавшее его или не принявшее разумных шагов для его предотвращения (п. i части 1 ст. 4), а также государство, чье должностное лицо виновно в совершении коррупционного акта (ст. 5).
Значительное внимание проблеме коррупции уделяет Организация Объединённых Наций. В рамках Глобальной программы ООН по борьбе с коррупцией оказывается помощь странам в её выявлении, предупреждении и пресечении. Согласно программе, цель любой национальной программы состоит в том, чтобы, во-первых, повысить риск и издержки коррумпированности; во-вторых, создать такую атмосферу неподкупности, которая изменила бы правила игры и поведение её участников, в-третьих, обеспечить, в конечном счете, соблюдение законности. В частности, в рамках программы разрабатываются механизмы, содействующие большей прозрачности и отчётности в области государственных закупок и международных коммерческих сделок.
Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. явилась ответным шагом мирового сообщества на глобализацию организованной преступности и коррупции. Конвенция ООН даёт понятие уголовно наказуемой коррупции. В ней также предусмотрено требование криминализировать акты коррупции, то есть получение и передачу взятки, и предпринять иные законодательные, административные меры для предупреждения и выявления коррупции среди публичных должностных лиц для обеспечения эффективной борьбы с коррупцией на основе единых стандартов для внутренних законов.
Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (UNCAC) была принята Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция № A/RES/58/4 от 31 октября2003 года). Конвенция представляет собой многосторонний международно-правовой документ, отражающий природу коррупции, предлагающий разнообразные меры борьбы с этим явлением. Конвенция призвана усилить антикоррупционное сотрудничество на международном уровне. В Конвенции акцентируется внимание на том, что коррупция подрывает развитие, ослабляет демократию, борьбу с организованной преступностью, терроризмом и другими угрозами всеобщей безопасности.
Меры против распространения коррупции принимают и такие специализированные организации как Всемирная Торговая Организация (ВТО), Международная Торговая Палата (МТП). ВТО занимается вопросами обеспечения прозрачности, открытости и соблюдения должных процедур государственных поставок, для создания условий прозрачности и открытости международного сотрудничества в области снабжения. В рамках МТП действует свод юридически необязательных Правил этики делового поведения 1996 г. Поскольку эти правила призывают организации международного публичного права типа Всемирного банка принимать меры по борьбе с коррупцией, они в основном обращены и касаются поведения участников корпораций. Стоит упомянуть о неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Трансперенси Интернэшнл. Главнейшая задача ТИ – формирование антикоррупционной среды, которая исключала бы возможность существования и распространения коррупции. Важнейшим направлением по реализации этой идеи является формирование антикоррупционных коалиций, которые должны не только принимать международные акты, противостоящие взяточничеству, но и воплощать в жизнь их содержание, устанавливая критерии законного и нравственного поведения[1].
Различное восприятие коррупции побудило А. Дж. Хайденхаймера предложить классификацию коррупции как “белой”, “серой” и “черной”. В основе классификации – отношение общественного мнения в целом и элиты, в частности. А. Дж. Хайденхаймер отнес к “белой” коррупции те деяния, которые не воспринимаются ни общественным мнением, ни элитами в качестве незаконной, хотя формально они таковыми являются. По мнению исследователя, это говорит о том, что данная форма коррупции стала частью национальной культуры (обычаем, нормой). К “черной” коррупции относятся деяния, в отношении которых наличествует единодушное осуждение. Наконец, к “серой” коррупции он относит те действия, относительно которых нет единодушного мнения.
Развивая указанный подход Проф. В.М. Баранов, по глубине поражения правосознания выделяет следующий виды коррупции:
По глубине поражения правосознания:
«Светлая» коррупция— коррупционное поведение должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, не сопряженное с нарушением обязанностей по службе, которое зачастую проявляется в виде взятки-благодарности за оказанную услугу.
«Серая» коррупция — коррупционное поведение должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, сопряженное с совершением правонарушений по службе».
"Черная" коррупцияформа коррупции, проявляющаяся в деятельности чиновника в интересах преступных формирований, вопреки интересам государственной или муниципальной службы и общества.
В зависимости от степени активности поведения участников коррупционных правоотношений выделяют "Активную коррупцию" (активный подкуп) и "Пассивную коррупцию" (пассивный подкуп).
Определения активного подкупа содержатся и в Конвенции ООН против коррупции (п. "а" ст. 21), и в Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (ст. 2):
активный подкуп это преднамеренное "обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом, прямо или косвенно, какого-либо неправомерного преимущества любому из публичных должностных лиц для самого этого лица или любого иного лица, с тем чтобы это публичное должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций".
Состав преступления сформулирован как усеченный – юридически завершен с момента обещания; предложение может быть как прямым, так и косвенным. Предметом подкупа является любое неправомерное преимущество; выгодоприобретателем – любое лицо. Характеризуя требуемые действия должностного лица, говорится об исполнении функций, а не о должностных полномочиях или служебном положении (т.е. может использоваться и личное влияние, обусловленное служебными функциями).
Уголовное законодательство большинства стран, имплементируя международно-правовые предписания, также рассматривает согласие на предложение взятки (само предложение) и требование ее как момент юридического завершения этого состава преступления; в качестве предмета взятки также рассматривается любое незаконное преимущество – привилегия либо выгода
Тождественные определения пассивного подкупа содержатся в Конвенции ООП против коррупции (п. "b" ст. 21) и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (ст. 3):
"Прямое или косвенное преднамеренное испрашивание или получение каким-либо из публичных должностных лиц какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица или же принятие предложения или обещания такого преимущества, с тем чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций".
Как и ранее рассмотренный, данный состав преступления относится к категории усеченных – окончен с момента испрашивания вознаграждения или принятия предложения; предметом преступления является любое незаконное преимущество (т.е. не ограничивается имущественными отношениями); способ испрашивания или принятия предложения может быть как прямой, так и косвенный; вместо реализации полномочий или служебных обязанностей говорится об осуществлении функций (которые охватывают и должностные полномочия, и служебные обязанности, и личные связи).
Наиболее коррумпированные сектора:
Торгово-промышленная палата (ТПП) провела опрос среди предпринимателей по вопросу наличия коррупции при ведении бизнеса в России. Собственники бизнеса назвали семь сфер, где чаще всего сталкиваются с коррупцией. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные опроса.
ТТП изучает антикоррупционные настроения бизнеса с 2016 года в рамках проекта «Бизнес-барометр коррупции». По оценкам исследователей, количество предпринимателей, которые постоянно сталкиваются с коррупцией, снижается.
Так, если в 2016 году на постоянную коррупцию жаловались 17% предпринимателей, то сейчас их число снизилось до 10%. Одновременно выросло (с 28 до 34%) число тех, что с коррупцией сталкивается редко. Но вместе с этим снизилось (с 21 до 18%) и число тех, кто никогда не сталкивался с проявлениями коррупции.
Самые коррупционные сферы:
1. Получение разрешений, лицензий — рост коррупционных проявлений
2. Контроль, надзор — снижение
3. Госзакупки — снижение
4. Сделки с недвижимостью, землей — рост
5. Уголовные и административные дела — без изменений
6. Санитарно-эпидемиологические нормы — снижение
7. Открытие, закрытие бизнеса — рост
По оценкам предпринимателей, размер взяток каждый год снижается. Если 2016 году со взятками на сумму больше 1 млн рублей встречались 3,7% бизнесменов, то в 2018 году уже 1,4%. О незаконных платежах на сумму от 25 до 150 тысяч рублей заявляли в 2016 году 18% предпринимателей, то сейчас — 14%. Снижение произошло и в категориях «до 3000 рублей» и «от 3000 до 25000 рублей» на 10 и 13 процентных пунктов соответственно.
В исследовании отмечается, что 39% предпринимателей уверены, что без коррупции их бизнес стал бы развиваться более успешно. Только 10% бизнесменов считают, что отсутствие коррупции снизило бы объем продаж.
Дата добавления: 2021-04-21; просмотров: 373;