Почему возникла социология?
Введение в дисциплину «Социология». История становления и развития социологии.
В научный обиход понятие «социология» было введено в 1839 г. Огюстом Контом. Он сделал это с целью «иметь возможность обозначить одним словом ту дополнительную часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственных социальным явлениям».
К этому времени в Европе произошли те фундаментальные сдвиги в общественном сознании, обусловленные комплексом социально-политических, экономических, научно-технических и теоретических изменений, которые и способствовали появлению социологического знания.
Почему возникла социология?
К середине XIX в. потребности общественного, научного, цивилизационного, человеческого и т.д. развития требовали новых подходов к объяснению окружающего мира. Ведь шел процесс становления и укрепления прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного раба, гражданского общества вместо нормативного порядка феодального устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. И в ответ на эти потребности возникает социология.
Предпосылки возникновения социологии как науки можно условно разделить на две группы:
1. Исторические предпосылки:
Что же и когда произошло с обществом, что заставило людей усомниться в незыблемости их бытия, пробудило поиски принципиально новых факторов общественного развития, новых интерпретаций поведения человека, которые в итоге привели к зарождению и становлению социологии как самостоятельной науки?
· Великая Французская революция 1789 г. Революция, провозгласив идеалы всеобщей свободы и равенства, братства и счастья, устранила от власти помещиков-феодалов. Вместе с тем она разрушила средневековое сословно-монархическое устройство, социально значимые формы поведения, закрепленные в традициях. Непредвиденными последствиями тому стало утверждение не виданных ранее морально-этических норм – на смену ценностям Царства Божия приходили ценности благосостояния, жажды власти и славы, комфорта и удовольствий. В этих условиях поведение масс людей как богатых, так и бедных стало направляться страстями и вожделениями. В беспрецедентном масштабе вспыхивают социальные катаклизмы, распространяются деструктивные действия и хаос. Французская революция изначально подпитывалась теоретиками Просвещения их верой в силу человеческого разума, который-де способен устроить жизнь всех людей ко всеобщему благополучию. Эти радужные иллюзии сменяются как скепсисом, так и осознанием необходимости новых подходов к анализу общества.
· Промышленная революция. Индустриальная революция основывалась на передовых достижениях в естественных науках, внедряла новые машины и технологии. Но не только это. Вместе с техникой приходил и новый социальный порядок, радикально преобразовывавший все сферы общественной жизни. Его характерными особенностями стали: фабричная система хозяйствования, урбанизация, невиданные ранее взаимодействия больших групп людей, которые становятся повседневными. Строительство предприятий и разрастание городов вызвало огромные миграционные потоки. Множество крестьян покидали свои земельные наделы и отправлялись на фабрики, меняя при этом не только сферу сельскохозяйственной деятельности, но и уклад жизни, привычные образцы социального поведения. Возникает и быстро растет слой управленческой бюрократии, а с ним и рационализируются капиталистические производственные отношения. Но ещё в течение длительного периода времени это приводило к благополучию лишь небольшого числа собственников, в то время как подавляющее большинство людей подвергалось нещадной эксплуатации.
· Радикальные изменения в ментальности. Зашатались традиционные религиозные ценности. Первые социологи, многие из которых были выходцами из религиозных семей, полагали, что ими создаваемая новая наука могла бы выполнять функции религии, служить нравственным целям через утверждение в сознании людей четких жизненных ориентиров. Принципиально новую роль в жизни общества стали играть науки. Они институционализируются посредством повсеместного создания университетов и колледжей. Возникает представление, что с помощью наук люди могут контролировать мир и даже управлять им. Особую популярность приобретают естественные науки – физика, биология, химия. Благодаря открытиям ученых- естествоиспытателей расшатываются метафизические представления о мире. Отнюдь не случайно при своем зарождении социология строилась в противовес метафизики и по образу и подобию естественных наук. Мировосприятие, прежде всего у ученых становится иным. Лучшие мыслители того времени задались вопросами, почему приход идеалов всеобщей свободы и равенства был столь драматичен, почему прогресс науки и техники, зарождение просвещенного общества в противовес дикости и варварству сопровождаются столь грубыми межличностными раздорами? Вопросы озадачили ученых и тем, что на фоне выдающихся успехов в естествознании выявилась очевидная неспособность познания собственно человеческого общества, у которого обнаружились невиданные ранее несовершенства. Никто не мог дать вразумительных, аргументированных объяснений тому, что ещё принесет развитие фабричной системы, начавшаяся борьба за передел власти, изменения в образе жизни и поведении людей. Кроме того, обрело институционализацию право на религиозное и политическое несогласие.
Так возникла объективная потребность в обосновании принципиально новых подходов к изучению общества, его структур, социальных групп и его членов.
2. Научно-теоретические предпосылки:
· Естествознание перестает быть собирательной наукой. Великие научные открытия (основы теоретической механики, сформулированные Галилеем, законы Кеплера, закон сохранения энергии, открытие клетки, изобретение телескопа и микроскопа и др.) расширили мировоззренческий и ментальный горизонты общества, что непосредственно сказалось на философии того времени, сделавшей громадный шаг в осмыслении мира, общества и науки.
· Развитие философских попыток объяснения общественного устройства. Большую роль в становлении социологии сыграли философские теории, либо напрямую связанные с осмыслением успехов естествознания, либо изучающие социально-политическую организацию общества. Философские теории эпохи ранних буржуазных революций в Европе, учения Бэкона, Гоббса, Локка, Спинозы, Вико и др., являющиеся, с одной стороны, отражением развития капиталистических общественных отношений, а с другой — результатом успехов в науке о природе, стали теоретическим и мировоззренческим базисом более поздних социологических доктрин.
· Формирование идеи общества;
· Формирование идеи социального закона (закона прогресса).
Важнейшей интеллектуальной предпосылкой возникновения социологии как науки было представление о социальном детерминизме, т.е. о том, что в обществе господствуют не хаос и произвол, а пространственная и временная упорядоченность, причинно-следственные связи, обусловленность одних явлений и процессов другими. На этом представлении основывалась вера в то, что наука об обществе способна открывать, формулировать и изучать законы: универсальные, устойчивые и глубинные связи, зависимости и тенденции. В середине XVIII в. начала зреть рационалистическая теория прогресса. В основе этого прогресса лежат успехи человеческого разума, воплощаемые в развитии наук, техники, искусства.
Три основных закона социального развития:
1) социальное развитие существует, оно носит постоянный и универсальный характер.
2) в его основе лежит рост знания, прежде всего, научного, которое практически реализуется в развитии техники и промышленности.
3) общество в своем развитии совершенствуется, т.е. в нем действует закон прогресса.
· Формирование идеи метода.
В противовес теологическому, схоластическому и гуманистическому стандартам "учености" в результате научной революции в Европе сформировался новый эталон научности. Его основу составляла ориентация на создание "естественной" науки. "Естественное" при этом понималось как рациональное, основанное на разуме. Помимо рационализма и эмпиризма другими характерными чертами научной методологии этой эпохи стали следующие: антителеологизм, стремление к точному измерению изучаемых объектов, активность (тенденции к теоретическому и практическому конструированию объекта, тесная связь научной и практической методологии). Это был прообраз будущей социологии.
Таким образом, идея общества как особого естественного образования соединилась с идеей естественной науки, т.е. знания о неизменных естественных законах, прежде всего законе прогресса, знания, получаемого рациональными и эмпирическими методами и способного обеспечивать практическое усовершенствование социальных механизмов, опираясь на их естественные тенденции и подчиняясь им. Из соединения этих идей и родилась новая наука – социология.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 387;