Борьба с пожарами в древности


Такое знакомое с детства явление – огонь. Как здорово наблюдать за игрой языков пламени костра или вслушиваться в потрескивание сгорающих поленьев. Магия огня погружает нас в мир внутренней гармонии, душевного покоя и оптимизма. Но вот танец огненного вихря при пожаре вызывает страх, растерянность и отчаяние. Огонь Солнца пробуждает и сохраняет жизнь, но в определенных условиях может сжигать и уничтожать ее.

С огнем связано большое количество священнодействий, эзотерических ритуалов, а также легенд и мифов. Фактически у всех народов мира ему назначено божественное происхождение. Ведь изначально огонь сходил с небес в виде молний или же появлялся из-под земли в виде расплавленной лавы. В народных легендах, различных религиях есть повествования о борьбе людей за огонь, о соперничестве с богами и зверями. Огню издавна поклонялись. Его почитали. Знания о нем передавались из поколения в поколение. Оберегать огонь когда-то было священной обязанностью каждого человека. В древней философии существует много учений о сущности и происхождении мира. И во всех этих теориях Огонь выступает одним из базовых элементов мироздания. Так, в работе древнегреческого ученого Гераклита Эфесского «О природе» он считается генетическим началом вселенной и выступает как одна из четырех субстанций бытия, тесно взаимодействуя с Водой, Воздухом и Землей. В соответствии с этим учением все явления природы и предметы рождаются из огня и, умирая, вновь превращаются в огонь. Древними греками почиталась богиня Гестия – покровительница неугасимого огня. В религиозных воззрениях древних иранцев в виде огня представлялось доброе божество Ахурамазда. В своем пламени оно уничтожало все злое и недостойное. Из Индии пришел один из самых главных святых ведической религии – бог огня Агни. В соответствии с китайской философией Вселенная состоит из пяти стихий (элементов): Земли, Воды, Огня, Дерева и Металла. Они находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, что может приводить к созиданию и к разрушению. Огонь здесь является символом силы, жизни и одухотворенности. Он стимулирует инициативу и активность человека. Но при избытке может приводить к раздражительности, вспыльчивости, разрушать гармонию жизни. В распространенном сегодня повсеместно учении фэн-шуй стихия Огня олицетворяет интеллектуальное богатство, а также страсть и стремительность. Огонь при этом считается самой непредсказуемой и неукротимой силой.

Поклонялись огню и древние славянские народы. Ему приписывались очистительные, лечебные свойства. И сегодня Огонь используется в обрядах, во время массовых гуляний: на Масленицу, на Троицу, в день Ивана-Купала.

Уже более тысячи лет накануне Пасхи православные христиане съезжаются в Иерусалим, чтобы стать свидетелем чуда. Они присутствуют при схождении Благодатного Огня на каменную плиту могилы Христа. Это таинство сопровождается удивительными явлениями и чудесами: огонь вспыхивает сам, первые минуты горения он не обжигает, происходят исцеления больных людей… История использования человеком огненных сил в магии и колдовстве насчитывает тысячелетия. Магия Огня возникла с появлением первых обрядов и ритуалов.

Известно, что маги и целители могут осознанно взаимодействовать с духами основных стихий. При этом ими совершаются ритуалы и манипуляции для освобождения сил, присутствующих в предметах и явлениях окружающего мира. Сила как бы стягивается к человеку со всего физического пространства. Ее воплощением может быть горящая свеча для Огня, сосуд с освященной жидкостью для Воды, четверговая соль для Земли, пустая емкость для Воздуха. Однако задействовать тонкие уровни, осознать истоки энергий, отнестись к физическому уровню стихии как к одному из отражений силы могут далеко не все маги. Для этого нужно перейти на более высокую ступень сознания, отказаться от эгоистических желаний и меркантильных целей в окружающем плотном мире.

Единственная стихия, не оскверненная злом, это Огонь. И именно с помощью Огня можно очищать все другие Божественные творения – освящать вещи и помещения, лечить людей, восстанавливать силу…. Поэтому он всегда присутствует в Храмах. Существует множество видов Огня – пламя свечи, лампы, костра, вулкана, печи. В магической системе природных сил ему соответствует руна Кеназ, а сторона света – Восток. Цвет Огня – красный. Основные свойства этой стихии – тепло и сухость. Соответствующие знаки Зодиака – Овен, Лев и Стрелец. Огонь – основа силы и власти, а также – духовности и интеллекта. Он может разрушать и уничтожать, сметать все на своем пути, а может примирять и успокаивать. Плотская любовь и секс – тоже его проявления.

Духами Огня считаются Саламандры. В древних трактатах они представлены в виде небольших ящериц или драконов, живущих в пламени. Они властвуют над вулканами, молниями и взрывами, вызывают в организме человека сильные духовные и эмоциональные токи. Полагают, что Саламандры активно способствуют врачеванию, усиливают и стимулируют ауру человека, содействуют проявлению высших духовных сил. Ритуалы магии Огня обычно проводятся возле открытого пламени – у костра, очага или свечи.

В обыденной жизни любой из нас много раз ощущал на себе воздействие этой стихии. Сидя у костра на зеленой лесной полянке, греясь у горячего камина в холодный зимний день, наблюдая живой огонек горящей свечи, можно неторопливо подумать о жизни, помечтать о счастливом будущем, откровенно побеседовать с друзьями и родственниками. И проблемы, неприятности, неудачи будто бы отступают, становятся менее значимыми. Душа очищается и успокаивается.

Стихия огня в представлениях людей всегда была двойственной. Она являет собой одно целое, но в то же время это полярная стихия, противоречивость которой обусловлена самой ее природой.

С одной стороны, пламя беззащитно, как правило, оно не появляется само по себе. Человеку пришлось долго трудиться, чтобы получить первую искру, ведь без огня не возможно продолжение жизни. Пламя согреет человека в холодные дни и позволит приготовить пищу, пламя очистит его душу и придаст уверенность в будущем. Пламя – это и огонь любви, разгорающийся между людьми. С другой же стороны – огонь является огромной уничтожающей стихией, которая истребляет все на своем пути. Пламя очень быстро может покинуть пределы, отведенные для него, оно не любит рамок и препятствий. Огонь – это свободная стихия, удержать которую непросто, но еще трудней остановить ее.

Древние славяне считали огонь и солнце родственно связанными – через отцовско-сыновние отношения Сварога и Дажь-бога, божеств огня и солнца. С другой стороны, стихия огня осознавалась как опасная сила, несущая разрушение и смерть.

В языческих культах огонь выступал и как объект непосредственного поклонения, и как посредник между человеком и божеством. В архаичном сознании огонь одухотворялся, наделялся характеристиками живого существа: способностью есть, пить, спать. В древние времена огонь во время праздничных трапез кормили, бросая в него кусочки пищи и отливая часть напитков [62].

Отголоски этих представлений сохранялись и в довольно позднее время. Так, в Подольской губернии на ночь оставляли в печи горшок с водой и полено, чтобы для огня были пища и питье. Уважительное отношение к стихии огня и ее олицетворение очевидно в принятом на Вологодчине именовании огня «батюшкой». Когда гасили огонь на ночь, обращались к нему: «Спи, батюшка огонек».

Из древнерусских письменных источников известно, что язычники в святилищах своих богов возжигали костры и поддерживали постоянный огонь перед кумирами. В этом случае огонь являлся посредником, соединяющим человека с божеством и, соответственно, с иным миром. В христианской культуре аналогичным по значению можно назвать обрядовое зажигание свеч во время службы в храме и моления в доме и вне строения.

Представления о посреднической функции огня нашли отражение в погребальной обрядности древних славян в форме сожжения покойников: по мысли язычника, огонь переносит души умерших на тот свет. Отголоски языческих погребальных обрядов сохранялись в некоторых местах у русских еще в XX веке. Имеется в виду обычай «греть покойников», носящий поминальный характер и воспринимавшийся как форма общения с предками [17].

В южнорусских губерниях – Курской, Воронежской, Орловской, Тамбовской – обычай приурочивался к святочному периоду: к Рождеству, Новому году, Крещению или их канунам – к тому времени, когда, по народным представлениям, размывались границы между мирами и был возможен контакт с потусторонними существами.

В Тамбовской губернии, например, хозяин ранним утром, взяв горшок с огнем и куль соломы, отправлялся на огород; здесь он совершал три поклона на восток, затем зажигал солому с ладаном и приговаривал: «Ты, святой ладонок и серенький дымок, несись на небо, поклонись там моим родителям, расскажи им, как все мы здесь живем». Возжигать костры могли также на дворе около дома, а присутствовать при этом мог не только хозяин, но и все домочадцы, а иногда – и чужие люди. В некоторых местностях считали, что от зажженного огня на том свете согреваются «родители»-предки, в других – верили, что они незримо стоят рядом с живыми вокруг горящих костров. Подобные обряды в XIX – начале XX века бытовали также кое-где на Русском Севере и у других славянских народов.

Таким образом, согласно сознанию наших предков место огня было между двумя мирами. Эти архаичные представления об огне как границе между миром живых и миром мертвых воплотились в образе огненной реки или моря в русских сказках, где они разделяют тридесятое царство и царство сказочного героя, которому, чтобы не погибнуть, необходимо перепрыгнуть на волшебном коне через бушующее пламя. Близкие представления долгое время бытовали у украинцев, белорусов и поляков, что видно из обычая класть в печь после приготовления еды одно или два полена, по которым, соответственно поверьям, на том свете можно перейти через огненную реку или канаву с кипящей смолой.

Пограничную символику в традиционной культуре имела и печь как объект, связанный с огнем. По поверьям, через печную трубу осуществлялось сообщение с внешним миром, в том числе и с «тем светом» [61]. Она являлась особым «выходом» из дома, предназначенным в основном для сверхъестественных существ и для контактов с ними: по поверьям, через нее в дом проникают несущие смертельную опасность огненный змей и черт, а из него вылетают наружу ведьма, душа умершего, болезнь. При приближении грозы трубу закрывали, чтобы черт или другая нечистая сила не могли туда спрятаться и гром не ударил в избу. Через трубу обычно звали пропавший в лесу скот, чтобы хозяин леса услышал и отпустил животных. Когда кто-нибудь уходил из дома, печь закрывали заслонкой, чтобы в пути не было никаких неприятностей. В поминальные дни, приуроченные к установившимся в традиции календарным датам, было принято отворять печную трубу, чтобы через нее могли проникнуть души умерших.

Огонь и пламя в определенные моменты раздваиваются на жар и свет. Свет – это жизнь и свобода, это радость и любовь. Жар представляет собой тепло и очищение, восстановление и перемену. Но стоит только этим силам объединиться, как они начинают разрушать. Это и есть тот самый вечный огонь, имеющий не только природное происхождение, но и горящий в сердцах каждого человека.

Пожары на Руси были издавна одним из самых тяжких бедствий.
В летописях они упоминаются и как одно из мощных орудий борьбы с врагами. По несколько раз выгорали города Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород. В 1194 г. отмечены огромные пожары в Ладоге и Руссе. Так было не только на Руси. В течение первого периода средних веков на значительной части Европы из-за постоянных войн полыхали пожары. Их быстрому распространению способствовало и то обстоятельство, что при строительстве домов применялись легкосгораемые материалы: древесина, солома, камыш. К тому же строились они очень тесно.

 

 

Пожары возникали по разным причинам: от неосторожного обращения с огнем; в результате природных явлений (засуха, удары молнии); вследствие поджогов. Устрашающими последствиями становились набеги половцев, печенегов, соседних князей в период междоусобных войн: в тот период огонь являлся одним из главных тактических приемов завоевания городов и уничтожения противника.

Борьба людей с пожарами в Древней Руси была явно неравной. В тот далекий период разрушительное действие «четвертой стихии» воспринималось как божья кара, губительное, но непобедимое зло; как мистическое, непонятное и поэтому страшное явление. Единственными «средствами» борьбы с огнем были в древние времена молитва, крестные ходы, бросание пасхальных яиц через пожарище и «тушение» пожара молоком только что отелившейся коровы.

Со временем у людей, постепенно освобождающихся от суеверий, стало возникать чувство естественного протеста, необходимости борьбы с этим явлением. Но на этот период развития общества единственными инструментами активной борьбы с пожарами были ведра, багры, кошма, что в условиях горения плотно застроенных деревянных строений (даже вблизи воды) лишь подчеркивало беспомощность человека перед огненной стихией.

Прогрессивным и даже знаменательным событием в развитии системы защиты населения от стихийных бедствий и военных опасностей следует считать предупредительные и оборонительные меры, проводимые великим князем Киевской Руси Олегом. При нем стали строиться трудносгораемые наземные здания: каркасные, обмазанные глиной с двух сторон, мазанки, в 907 г. из Византии были завезены ручные пожарные насосы, которые поставлялись на вооружение отрядов специально выделенных из состава княжеских дружин для борьбы с огнем. Города для защиты от военных и пожарных бедствий были защищены оборонительными стенами, деревянные конструкции которых были пропитаны огнестойким составом – квасцами, что снижало опасность населения и территорий от огненного уничтожения при набегах на них воинственных степняков.

Владимир I пытается осуществить и регламентировать новые меры пожарной безопасности. При нем в X веке положено начало огнестойкому строительству: возводятся каменные церковные и светские здания.
В «Судном Законе людем» – первом юридическом памятнике на Руси – Великий князь Владимир вводит статью, касающуюся ответственности за зажигательство. Она трактует «зажжение» не как «простое уничтожение имущества», а как деяние особо опасное для лиц и имущества, которое наказывается жестоко – смертной казнью путем сожжения виновного. Но к концу своего княжения с совета бояр и городских старцев Владимир установил наказание преступников только «денежною пенею, вирою» по старым обычаям «удовлетворить потерпевшего», т. е. возместить ему причиненный ущерб.

Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.) продолжил начинания своего отца.
В «Уставе Великого Князя Ярослава Владимировича (1036-1054) о церковных судах и земских делах...» есть фрагмент, касающийся ответственности за поджог, который затем целиком включается в сборник древнерусских законов – Русскую Правду. Этот период (до XIV века), который условно можно назвать периодом опустошительного действия огня, характеризуется накоплением опыта в борьбе с пожарами. И несмотря на ряд предпринятых решений в области пожарной безопасности, касающихся в основном мер борьбы с поджигателями, их было явно недостаточно для успешной борьбы с пожарами. У людей явно не хватало знаний для разработки технических и профилактических решений, над ними все еще довлели предрассудки и суеверия. Требовалось более сильное организационное начало в совершенствовании предупредительных мер и в непосредственной борьбе с пожарами.

Немецкий путешественник, ученый и дипломат Адам Олеарий, четырежды посетивший Москву в 30-40 годах ХVIII столетия, писал, что «жилые городские дома (за исключением бояр, богатых купцов, духовенства) построены из дерева. Крыши делают из теса, отчего бывают частые пожары, так что не проходит не только месяца, но даже и недели, чтобы не сгорало несколько домов, а иногда при сильном ветре, целых улиц».
Об этом же свидетельствует Антиохийский Патриарх Макарий, посетивший Москву примерно в то же время: «...дома во всей стране московиты строят из еловых бревен... Пожары у них беспрестанно...» [49].

К первым пожарно-профилактическим мероприятиям следует отнести возведение оборонительных каменных стен вокруг городов. Так, по повелению Великого Московского князя Дмитрия Ивановича (1350-1389) в короткий срок (1365-1367) Кремль был защищен двухкилометровой стеной, выполненной из белого камня.

Возведя стены Кремля, Дмитрий Донской существенно снизил опасность огненного уничтожения города от военных пожаров.

 

 

В XV веке начинают издаваться не только строгие законы, карающие за поджог, но принимаются и некоторые предупредительные меры. Так в 1434 г. в царствование Василия II Темного издаются указы о правилах пользования открытым огнем. На данном этапе развития общества эти меры – несомненный прогресс.

Организация пожарной службы на Руси связана с именем великого князя Московского и всея Руси Ивана III (1440-1505). Москва в то время представляла собой большой город. В ней насчитывалось свыше 40 тысяч деревянных строений. Даже небольшое загорание могло привести к серьезным последствиям. А причин для возникновения пожаров имелось достаточно: это и наличие печей без дымоходов, использование для освещения свечей, лампад, применение открытого огня ремесленниками вблизи жилья.

С 1453 по 1493 г. Москва полностью выгорала десять раз. В правление Великого князя Ивана III (1462-1505) к Москве окончательно присоединяются Ярославское, Тверское и Ростовское княжества, Новгородская республика. Иван III стал именоваться государем всея Руси.
И мощь Москвы как столицы государства во многом зависела от того, насколько в ней развивались торговля и ремесло, создавались и сберегались материальные ценности.

Вести борьбу с огненным смерчем в городе с неизменно возрастающим количеством пожаров (в условиях их интенсивного развития) прежними методами и средствами становилось невозможно. После опустошительного июльского пожара 1493 года Иван III издает первые на Руси правила, направленные на предупреждение возникновения пожаров: летом печей не топить, пищу варить на огородах, вдали от домов; не держать огня в домах; не заниматься стекольным производством в городе и др.

В Судебнике (сборнике законов Русского государства), изданном в 1497 г. и названным Судебником Ивана III, кроме указанных мер пожарной безопасности, предписываются суровые меры наказания поджигателям – смертная казнь.

Одним из знаменательных указаний князя явилось требование строительства каменных зданий.

В 1504 г. издается указ, устанавливающий ограничительные меры пользования в быту печами, свечами, лучинами; предписывающие заниматься вдали от строений гончарам, оружейникам, кузнецам. Указом учреждается создание пожарно-сторожевой команды, в обязанности которой входило вести наблюдение за соблюдением порядка в городе, в том числе за мерами пожарной безопасности. Эта охрана имела определенную организационную структуру. В каждой части стольного города ее возглавляли назначаемые государем из служилых значительных лиц «объезжие головы» (от слов Указа, в котором говорилось: «быть в объезде»). В помощь им выделялись ярыжные (низший служитель полиции, для рассылки и исполнения разных приказов по обеспечению общественного порядка. Ярыжники ставились от общин. В обязанности этих первых должностных лиц входили: надзор за выполнением жителями обнародованных Государем предупредительных мер и руководство борьбой со стихийными бедствиями, которая была обязанностью жителей города. Город разделялся на участки, на улицах устанавливались ворота, которые на ночь запирались. Горожане выставляли группу огорожей, которую возглавлял решетчатый приказчик, в основную обязанность которого вменялось не допускать в город пришлых людей [49].

Иностранный дипломат Амвросий Контарини, находившийся с посольством в Москве в 1476 г., писал, что «...все городские улицы запираются на рогатки и ходить ночью дозволено по крайней необходимости...» [3].

Это были важные предупредительные меры, направленные на защиту населения и территорий столицы от огненных бедствий. Но Иван III не ограничил свою деятельность только этими мерами, в его правление получили дальнейшее развитие и оборонительные меры.

В первые годы своего правления Иван III выезжает на московские пожары со своей стражей, в составе которой были отряды ведерников и топорников. Одни тушили пожар, вторые набирали в ведра воды и передавали их по цепочке к месту пожара от водоисточника и наоборот, третьи занимались разборкой заборов и соседних с горящим зданием строений, создавая разрывы препятствующие распространению огня.

В дальнейшем, вплоть до середины XVI в. издавались указы и распоряжения, запрещающие пользоваться летом банями, разводить костры и другие, по существу повторяя уже действующие правила. Указы подобного рода принимались многими городами Европы. Учитывая степень общественно-экономического развития государств того времени, имеется достаточно оснований считать эти документы как нормы права, хотя они и носили декларативный характер и их практическая ценность была невелика. Пожары полыхали по-прежнему. Необходимо было не только предупреждать возникновение пожаров, но и создавать такие условия, при которых было бы возможно с ними бороться. К этому времени в ряде государств уже был накоплен опыт борьбы с пожарами. Во Франции, например, имелась как королевская стража, в обязанность которой входило тушение пожаров, так и стража, составленная из ремесленников. Срок повинности граждан в ней составлял 2 месяца. В Англии борьба с пожарами до XIII в. целиком возлагалась на жителей, которые в соответствии с законом держали в домах инструменты для борьбы с огнем. Несмотря на некоторые отличия, общим было одно – борьба с пожарами на этом этапе развития цивилизации за рубежом возлагалась в основном на ремесленников, горожан и цеховые организации, которые не обладали способностью к совместным организованным действиям.

Таким образом, зачаточное состояние противопожарной службы объяснялось, прежде всего, неразвитостью древнерусского общества, находившегося в стадии длительного перехода от родоплеменных отношений к феодальным. При этом прoисходили периодические ослабления государственной власти, что объективно было обусловлено увеличением размеров страны и необходимостью поддержания военно-политического единства. Основные мероприятия по созданию противопожарной службы стали проводиться только в связи с формированием Русского централизованного государства, которое происходило достаточно долгий период – в течение XIV-XVII вв.

Основная техника для борьбы с огнем ведра, топоры, ломы, бердыши, рогатины, багры, заступы, крючья, лестницы. Важнейшей заботой каждого города было водоснабжение. Поэтому не случайно, что подавляющее большинство городов воздвигалось на берегах рек. Большое количество воды, необходимое для целей пожаротушения, заставляло людей искать способы ее доставки от источника в городские кварталы.

На Руси самотечные водопроводы появляются в XI-XII вв. (Новгород), в странах Западной Европы в XII в. Большое распространение получают и гидротехнические сооружения, с помощью которых вода подавалась в города. Главным способом борьбы с огнем был снос ближайших к пожару строений. Для спасения не загоревшихся построек их закрывали войлочными или брезентовыми щитами, которые поливали водой.

Сохранилось свидетельство А. Олеария о борьбе с пожаром: «При подобных несчастьях снаряжаются стрельцы и особая стража, которые должны действовать против огня, но огонь там никогда не тушат водой, а прекращают распространение его тем, что ломают близстоящие строения для того, чтобы огонь, потеряв силу, потух сам собою. Для этой же цели каждый солдат и ночной сторож должны носить при себе топор» [49].

Впрочем, допускались и исключения из правил, о чем сохранилось свидетельство секретаря римского посольства Лизека: «Чтоб не дать огню распространиться дома ломают вокруг, а если кто заплатит, чтоб сохранить дом, то стрельцы ставят щиты из бычьей кожи, беспрерывно поливая их водою, и тем заграждают дом от огня».



Дата добавления: 2019-09-30; просмотров: 529;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.016 сек.