Зачатки идеологических представлений


Реконструк­ция идеологических представлений членов первобытного человеческого стада - одна из самых сложных проблем того периода. Большую роль в ее решении играют неандертальские захоронения.

Первые обнаруженные костные остатки датируются ашельским и мустьерским временем и при­надлежат неандертальцам. Наиболее древние из них относятся ко времени около 100 тыс. лет назад. Сейчас известно более 20 таких находок, обстоятельства расположения которых, позволяют с уверенностью говорить о том, что это были пред­намеренные захоронения.

Почти все они обнаружены на периферии пещерных жилищ, в неглубоких ямах, вырытых в культурном слое или выдолбленных в каменном полу пещеры и засыпан­ных землей.

Вопрос о захоронении неандертальцев вызывает среди ученых много споров. Некоторые из них видят в захоронениях заботу об умер­ших, смерть которых, возможно, еще не осознавалась пол­ностью и воспринималась как временное явление; косвен­но об этом свидетельствуют позы погребенных. Опреде­ленную роль могли играть также санитарные соображе­ния и стремление предотвратить некрофагию — поедание мертвецов. Поэтому в неандертальских погребениях ви­дят одно из доказательств зарождения социальных связей. Другие ученые относят неандертальские захороне­ния к инстинктивным побуждениям: с одной стороны, из опрятности, и желания избавиться от мертвого тела, с другой — из привязанности к особям той же груп­пы и, следовательно, стремления удержать их тела при себе. Обе эти точки зрения не исключают друг друга.

Возникновение социальных связей и норм — доста­точное, но не единственное возможное объяснение моти­вов неандертальских погребений. Обращает на себя внимание тот факт, что кости захороненных, как правило, ориентированы по линии восток-запад, то есть, их положение как-то связано с движением солнца. Акаде­мик А.П. Окладников, раскопавший останки мальчика-не­андертальца в пещере Тешик-Таш (Узбекистан), обнару­жил, что вокруг него были уложены в определенном по­рядке рога горного козла, основного объекта охоты обитателей пещеры. Сопоставив это с солнечной ориента­цией костей, он выдвигает предположе­ние о зачатках солнечного культа. Многие другие ученые также считают вероятным, что в поздних неандерталь­ских погребениях отразилось зарождение примитивных религиозных представлений. Вероятно, тогда же появлялись и первые представления о загробном мире, хотя об этом можно только догадываться.

Археологические данные под­тверждают гипотезу о зарождении в коллективах неандер­тальцев зачатков религии. В пещере Базуа на северо-запа­де Италии найден напоминающий животное сталагмит, в который первобытные люди кидали комья глины: судя по сохранившимся отпечаткам ног, этими людьми были неандертальцы. Более интересная находка была обнару­жена в пещере Регурду на юго-западе Франции, где в мустьерских слоях обнаружено несколько искусственных со­оружений из камня, в которых были погребены кости бу­рого медведя. Эти открытия, дополняя ранее отмеченные находки в мустьерских гротах Петерсхеле и Драхенлох, позволяют думать, что неандертальцу были не чуж­ды элементы магии.

Однако знания о мозге неандертальца свидетельствуют, что у него еще не могло быть офор­мившихся отвлеченных представлений и что даже простейшие из этих представлений могли зародиться в луч­шем случае в позднемустьерское время.

 



Дата добавления: 2016-12-09; просмотров: 2045;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.