Выделение главного в снимке, достижение равновесия в кадре, советы и правила по созданию лаконичных и законченных композиций.
1. Важной стороной композиционного решения кадра является получение изобразительного акцента на главном объекте изображения, который должен доминировать, привлекать внимание зрителя прежде всего. Композиционный рисунок кадра берет свое начало от его смыслового центра. Смысловые и композиционные элементы кадра для фотографа далеко не равнозначны. Одни из них образуют центр сюжета; другие характеризуют обстановку, среду; третьи имеют значение изобразительное, необходимы для разработки рисунка кадра; четвертые вообще не нужны – попадая в кадр, они становятся лишь помехой и потому должны оставаться за его пределами. Главными элементами должны быть смысловые, именно смысловой центр композиции должен быть и зрительным. Рассмотрение кадра должно начинаться с сюжетно важной части изображения, и акцент, умело поставленный фотографом, - залог те только правильного прочтения зрителем содержания снимка, но также и композиционной стройности фотопроизведения. Как правило отсутствие композиционного центра говорит о том, что фотограф не только не справился с задачей создания определенной геометрией кадра, но и плохо разобрался в материале, в существе и смысле выбранного для съемки сюжета, мотива.
К фотосъемке приступают только тогда, когда найден конкретный сюжет. В сюжете, как правило, есть главное и второстепенное. Второстепенное не должно входить на первый план и заслонять главное.
Основные приемы выделения главного:
- тональная организация кадра. Если главный предмет светлый, то его необходимо расположить на темном фоне, и наоборот. В этом случае главный предмет хорошо выделяется и притягивает взгляд зрителя;
- сопоставление объекта и фона по степени резкости. Акцент создается с помощью выделения главного объекта резкостью, следовательно второстепенное надо увести в не резкость;
- крупность плана и масштаб изображения. Акцент создается за счет масштаба изображения более крупного. Если в кадре предмет самый крупный, зрителю становиться понятно, что он попал в кадр не случайно и автор хочет на него обратить внимание;
- свет, световой рисунок кадра – одно из важнейших фотографических средств выделения главного в кадре. Светлое пятно в кадре, прежде всего привлекает внимание зрителя. Если светлое пятно в кадре пришлось на ту часть кадра, которую автор считает главной, то в этом случае сюжетно важная деталь снимка выделяется наиболее отчетливо;
- линейное построение. Правильно построенная линейная композиция помогает сосредоточить внимание зрителя на предмете, ради которого сделан снимок. Например при использовании линейной перспективы снятой с высокой или низкой точек съемки различного направления, линии ведут вглубь кадра к главному объекту;
- контраст изображения. Сопоставление контрастного тонального рисунка с мягким тональным рисунком фона поможет выделить главное.
2. В хорошем разработанном по композиции снимке, где сюжет развивается в пространстве и фотограф убедительно выявил и передал пространственные характеристики объекта в целом, ясно различаются его основные глубинные зоны: зона основного объекта изображения, второй план и фон. Каждая из этих зон несет свою смысловую и изобразительную нагрузку. В некоторых кадрах второго плана изображения может и не быть, но фон в кадре есть всегда. В одних случаях он играет активную роль, а в других ему отводится скромное место.
Одна из важнейших функций фона – его способность стать именно «фоном для объекта», т.е. отойти в отдаление, стушеваться, занять подобающие место в композиции, выгодно оттенить главный объект съемки. Фон должен оставаться фоном, не спорить по значению с сюжетно важным материалом кадра.
Свойства фона:
- закон зрительного восприятия (труды Леонардо Да Винчи). Глаз человека, рассматривающего изображение, привлекает, прежде всего места наивысших яркостей и энергичных контрастов. Следовательно, самые высокие яркости и контрасты изображения должны возникнуть на главном объекте изображения, фон не должен быть по рисунку менее контрастным, чем объект, что важно еще и для передачи расстояния между ними, для создания иллюзии воздуха, разделяющей их воздушной среды;
- другой закон гласи, что темную фигуру следует размещать на светлом фоне, а светлую на темном. Если же она и светла и темна, то темную часть надо ставить на светлые участи фона и наоборот тональность фона оттеняет фигуру;
- целостность произведения можно обеспечить за счет единства и взаимосвязи изобразительного решения фигуры и фона;
- зависимость вида фона от точки съемки. При павильонной съемке фотограф сам определяет фон, есть определенная свобода. При репортажной фотосъемки, фотограф преследует и ищет выразительный момент и одновременно решает композиционные задачи, поэтому при работе с фоном вне павильона на первый план еще и выходит точка съемки. От ее положения зависит вид фона, или объект проецируется на фон неба, или на фон земли, что фотограф обязательно должен учитывать при съемки;
- допустимо во многих случаях смягчение оптического рисунка фона, увод его в нерезкость;
- если движение в кадре происходит вдоль картинной плоскости, может быть использован прием съемки «с проводкой», дающий специфическую смазку фона, - фотограф панорамирует движение объекта, движет аппарат с той же угловой скоростью, что и у объекта съемки. Смазанность рисунка фона лишает его конкретности, деталировки, он меньше останавливает на себе внимание зрителя, фигура начинает доминировать в кадре. И тем не менее фон не теряет своей характеризующей силы, помогает разработке сюжета еще и тем, что подчеркивает движение, насыщает кадр динамикой;
- фон призван связать воедино все части картины, изображаемые на ней фигуры, группы, объекты. Каждый из этих элементов легче согласуется с относительно спокойным по деталировке и контрастам фоном, чем непосредственно один с другим;
- особенно важны тональность и цветность фона в картине возникает единый доминирующий тон, который становиться основой ее колористического решения. С черным фоном прекрасно согласуется любой хроматический цвет.
3. Выразительность и завершенность снимка тесно связаны с понятием композиционного равновесия. Под равновесием подразумевается такое соотношение правой и левой частей кадра, его верха и низа, которое дает ощущение гармонии, устойчивости и композиционной стройности. Композиционное равновесие не означает, что в каждой части снимка всегда помещается равное количество компонентов, что уравновешивающие друг друга предметы должны занимать равные или примерно равные площади, что предметы на картинной плоскости должны располагаться строго симметрично. По этому признаку композиции бывают:
- симметричными (равенство левой и правой части);
- ассиметричными (разные левая и правая часть);
- диссимметричными (Диссимметрия – это композиция, которая имеет нюансы, т.е. схожее строение, но не совсем. Она возникает при частичном нарушении симметрии, и заменяются подобием).
Равновесие не следует понимать как элемент только конструктивный, декоративный, дающий внешний, чисто изобразительный эффект. Как и все другие изобразительные средства и приемы в фотоискусстве, оно должно быть использовано для развития сюжета и играть смысловую роль.
Способы создания уравновешенных композиций:
а) создания симметричных композиций, помогает в равновесии кадра, т.е. правая и левая части снимка или верх и низ полностью повторяют друг друга. Симметрия возникает чаще всего при использовании центральной точки съемки, когда оптическая ось объектива, направленного на предмет изображения, совпадает с центральной осью объекта. Строгость симметричных композиций часто оборачивается излишней сухостью, статичностью и монотонностью.
В фотоискусстве существуют понятия: разомкнутая и замкнутая композиция.
Если линейное построение выводит взгляд зрителя за пределы картинной плоскости, то такая композиция называется разомкнутой. Разомкнутые композиции оставляют у зрителя впечатление, что действие или какое-либо событие развивается и за пределами кадра.
Если же взгляд удерживается в пределах картинной плоскости, то композиция называется замкнутой.
б) размещение главного объекта в центре кадра. Став центром кадра, фигуры и предметы приобретают особую устойчивость, а весь линейный рисунок снимка приводится к устойчивому равновесию. Построение кадра с центральной композицией – один из художественных приемов решения темы. Однако просто размещение объекта в геометрическом центре кадра часто приводит к образованию примитивного линейного рисунка. Устойчивость центральной композиции ограничивает ее применение при съемки сюжетов, связанных с движением. Быстро движущийся объект, зафиксированный в центре кадра, теряет свою динамику, движение тормозится.
в) в кадрах, где с одной стороны находится объект съемки, а другой стороны пустой фон, равновесие достигается за счет заполнения пустого фона материалом важным по смыслу и изобразительным свойствам. Главный объект сопоставляется с уравновешивающим композицию элементом, а не пустым фоном. Хорошо, если новый компонент обладает активной характеризующей силой, и такой вариант композиции сообщает о главном персонаже или действии много дополнительных интересный сведений. Глаз человека чувствителен к перегрузкам верхней и нижней частей вертикального кадра.
г) в кадрах с движущимися объектами равновесие достигается за счет введения дополнительного некоторого свободного пространства по направлению происходящего в нем движения. Это пространство как бы оставляет место для продолжения движения. Зритель понимает, что движущийся объект будет проходить оставленное пространство в последующие моменты времени. Такое построение снимка не только делает композицию уравновешенной, но и придает кадру динамику. Даже значительные пространства, оставленные в кадре по направлению движения (или взгляда человека в портрете), не нарушают равновесия композиционного рисунка.
д) равновесие в кадре может быть достигнуто не только расположением предметов, но и введением в композицию элементов освещения, активного светотеневого рисунка, светового пятна. Наравне с фигурами и предметами элементы освещения участвуют в заполнении картинной плоскости. Так , например, можно ввести тональное или световое пятно.
е) равновесия в кадре можно достичь за счет смыслового значения объектов, находящихся в кадре. Сюжетно важные элементы композиции, привлекающие внимание зрителя в первую очередь, легко уравновешивают более громоздкие, но менее значимые компоненты картины.
Равновесие, устойчивость композиционного рисунка достигаются соответствующим расположение в кадре всех смысловых и изобразительных элементов.
ж) рисунок кадра приобретет устойчивость, если изобразительный материал равномерно распределяется по всему кадру. Однако нередко подобные снимки оказываются примитивными и производят впечатление композиционно незавершенных. Из-за перегруженной деталями картинной плоскости рисунок может стать запутанным, пестрить ненужными подробностями, которые располагаются по кадру хаотично. Возникает рыхлость композиционной формы. Хотя при это равномерно распределенный материал по всему полю кадра дает ощущение устойчивости и полного равновесия тональных масс. Если же элементы одинаково заполняющие кадр упорядочены, имеют какую-то систему, определенным образом чередуются, то эти элементы общего рисунка как бы повторяются в ритмической последовательности – возникает ритмическое начало. Оно необходимо, т.к. обильный материал, требующий упорядоченности, даст ритмический линейный рисунок. Такая композиция будет не только ритмична, интересна, но и уравновешена достаточно несложным способом.
Однако существуют и обратные решения композиции. В них равновесие сознательно нарушается фотографом в целях достижения определенного эффекта. Построение неуравновешенных композиций всегда должно быть обусловлено содержание. Равновесие сообщает снимку устойчивость. Следовательно, потеря равновесия, нарушение устойчивость есть движение. Неуравновешенная композиция должна помочь передачи движения, должна сделать снимок более динамичным, усилить внутрикадровое движение. Нарушение равновесия вносит в композицию элемент беспокойства, неустойчивости.
4. При рассматривании фотографии взгляд зрителя должен переходить с одного предмета на другой, полностью воспринимая изображение, но оставаясь при этом в границах снимка. Причем восприятие должно быть приятным, спокойным и не вызывать затруднений и особых зрительных усилий. В основном это достигается правильным расположением предметов относительно друг друга и их логической связью. Когда предметы расположены неудачно, взгляд может непроизвольно выйти за пределы снимка, а в итоге и вообще отвлечься от изображения.
Взгляд зрителя должен сначала остановиться на основном предмете, затем перейти на второстепенные детали и, наконец, вернуться к сюжетному центру. Сюжетно важные элементы изображения должны размещаться внутри кадра не хаотично, а образуя простые геометрические фигуры. Воображаемая линия, по которой следует взгляд при рассматривании фотографии, может образовывать треугольник, квадрат, круг или овал. Лучше помещать в кадр нечетное число привлекающих внимание деталей. Самое сильно впечатление создается, если это число равно трем. При этом второстепенные предметы и элементы не должны слишком отвлекать внимание от основного объекта.
Правило контраста. Глаз человека, рассматривающего картину привлекают, прежде всего места наивысших яркостей энергетических контрастов. Следовательно, самые высокие яркости и контрасты должны возникнуть на главном объекте изображения. Если главный объект светлый, то его лучше располагать на темном фоне и, наоборот, темный объект – на светлом фоне.
Правило трети. Одно из самых распространенных правил композиции. Снимок делится на равные части двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. При этом получается четыре точки пересечения линий. Эти четыре точки являются наиболее выигрышными для размещения сюжетно важных элементов композиции. Располагая важные части снимка вдоль любой из четырех линий, дает основу для гармоничного построения кадра. Линию горизонта на пейзажном снимке часто располагают в нижней или верхней трети кадра. Если совместить линию горизонта с нижней линией деления кадра, то небо окажется важной частью снимка, создавая впечатление простора. Если же линию горизонта совместить с верхней линией деления кадра, то сюжетным центром, как правило, должно быть то, что находиться на земле.
В большинстве случаев следует избегать деления кадра активными линиями на две равные как по горизонтали, так и по вертикали.
Закон целостности, или неделимости. Заключается в том, что на снимке должен быть один сюжетный центр. Все остальные элементы композиции должны зрительно или логически быть связанными с ним. В целостном снимке все должно быть гармонично и лаконично, т.е. из него нельзя ничего убрать и добавить к нему тоже. Иначе возможно измениться содержание или нарушится композиционная целостность.
5. Практические советы венгерского фотомастера Иено Дуловича по построению фотографического кадра:
- при линейном построении кадра прямые линии (очертания зданий или улиц), по возможности не должны быть параллельными краям снимка. Прямые линии производят лучшее впечатление, когда они проходят по диагонали или примерно в этом направлении, причем надо следить за тем, чтобы они не разрезали снимок, чтобы сохранялась связь между отдельными его частями;
- изогнутые линии на снимке прямоугольного или квадратного формата выглядят лучше, чем прямые. Такие линии должны как можно чаще появляться в снимках. Особенно красиво, когда линия имеет форму буквы S. Лучше когда один конец этой линии начинается в каком-нибудь углу снимка;
- линии, берущие свое начало углах изображения или вблизи них, обычно называются линиями, вводящими в кадр.Они в значительно степени увеличивают иллюзию глубины пространства. Такие линии часто используют для привлечения взгляда зрителя к определенной точке на снимке;
- при размещении объектов на снимке главный объект не рекомендуется размещать в центре кадра, только в исключительных случаях;
- перегруженный композиционными элементами кадр всегда производит плохое впечатление;
- при использовании различного чередования и соотношения светов и теней на снимке следует учитывать то, что каждый снимок слагается из светлых и темных участков разной величины. Большое количество мелких участков и пятен делает снимок неспокойным, трудным для восприятия. Глаз при взгляде на такое изображение, как правило, испытывает слишком большое напряжение. И лишь в случае, если мелкие пятна одного происхождения похожи друг на друга, это не мешает восприятию. Глаз подчиняется тогда их ритму;
- при тональном решении снимка его светлые части должны находиться вблизи центра, а более темные - вокруг них ближе к краям. За счет этого получается законченное впечатление, когда по краям снимка большие светлые участки, кадр может казаться незавершенным;
- количественные соотношения между светлыми и темными поверхностями устанавливается правилом: большая часть снимка должна быть заполнена промежуточными тонами. Они должны окружать светлые тона, а блики должны появляться только в некоторых местах и на относительно маленьком пространстве. Так, сильнее подчеркиваются света: то что появляется редко, больше бросается в глаза. Точно также не должен занимать много места глубоко-черный тон;
- если на снимке имеются удлиненные световые участки и пятна, их лучше располагать по возможности диагонально;
- чем равномернее и спокойнее фон, тем лучше воспринимается снимок. Надо избегать такого фона, который заполнен слишком большим количеством деталей или навязчиво резок, так как это будет отвлекать внимание от главного.
Литература:
Л.П. Дыко «Основы композиции в фотографии» 1988г. М.: Высшая школа
Мусорин, Привалов «Фотография» 2003г. М.: Владос
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Отмирание верхушек побегов (неинфекционное) | | | Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий Землетрясений |
Дата добавления: 2021-02-19; просмотров: 539;