Общие полицейские органы
С 1775 г. во главе уездной полиции стоял уездный исправник (капитан-исправник). При нем действовало полицейское управление – нижний земский суд. В 1782 г. с принятием Устава благочиния или полицейского в городах создаются управы благочиния или полицейские управы. В состав управ входили: городничий, два пристава (по уголовным и гражданским делам) и два ратмана – выборные от купечества и ремесленников города. Город подразделялся на части по 200 – 700 дворов во главе с частными приставами.
Части подразделялись на кварталы по 50 – 100 дворов. В каждом квартале полицейский надзор осуществляли квартальный надзиратель и его помощник – квартальный поручик. Ответственный за «порядок и благочиние» в части частный пристав назначался губернатором и имел в своем распоряжении двух полицейских сержантов, а в крупных городах полицейскую команду.
Квартальные надзиратели назначались управой благочиния. Квартальному надзирателю подчинялись квартальные поручики, избираемые сроком на три года из жителей города, и сторожа квартала. 3 июня 1837 г. увидело свет Положение, в соответствии с которым создавались новые полицейские единицы в сельской местности – станы, в результате деления уездов на станы. Во главе станов ставился становой пристав, назначаемый на службу из местных дворян губернским правлением. В помощь ему из государственных крестьян администрация избирала десятских, сотских, пятисотских и тысяцких. Существовала вотчинная полиция помещиков.
В губернских центрах создавались полицейские управы, состоявшие из назначаемых Сенатом полицмейстеров (или обер-комендантов) и избираемых на трехлетний срок приставов и ратманов.
Вся местная полиция подчинялась губернскому правлению во главе с генерал-губернатором или губернатором, а те, в свою очередь, в полицейской работе подчинялись министру внутренних дел, назначаемому императором.
Полицмейстер, в соответствии с Табелем о рангах, занимал 7-й класс (подполковник), частный пристав – 10-й класс (поручик), квартальный надзиратель – 11-й класс (подпоручик).
Функции полиции были обширные: исполнение законов и решений присутственных мест, наблюдение за охранением благочиния, добронравия и порядка, наблюдение за исполнением права о торговле, законов о паспортах, исправном состоянии путей сообщения, преследование запрещенных игр, предупреждение безнравственности, борьба с пьянством и т.д.
Специальная глава «Устава благочиния» определяет наказание за преступления и правонарушения. В частности приписывалось брать под стражу и отдавать под суд тех лиц, кто будет срывать развешанные по городу постановления управы благочиния; кто не будет выполнять принятые решения; кто будет взводить хулу на Бога, пресвятую Богородицу и святых угодников; создавать разного рода общества, товарищества и т.п. без соответствующего разрешения; кто будет играть в запрещенные игры; устраивать без разрешения лотереи; кто будет воровать, мошенничать, разносить заразу и совершать другие противозаконные действия.
Тюремная система
В XVIII в. управление тюрьмами было передано губернаторам. По «Учреждению об управлении губерниями» (1775) создавались смирительные дома, куда направлялись нищие, бродяги, не совершившие никаких преступлений, но по мнению властей, являющиеся лицами «невоздержанного жития». Одинаковое положение с ними имели работные дома. Ведал всеми этими учреждениями приказ общественного призрения. С 1801 г. все высшее управление тюрьмами было сосредоточено в департаменте полиции исполнительной. С созданием в 1826 г. III отделения Собственного Его Императорского Величества канцелярии его вторая экспедиция заведовала политическими тюрьмами: Алексеевским равелином, Петропавловской и Шлиссельбургской крепостями, Спасо-Евфимьевским монастырем и Щварцгольмским домом.
В ведении Синода находились монастырские тюрьмы, куда затачивались «преступники против веры», а также все, кто представлял опасность для существующего государственного строя.
Для военнослужащих под контролем военного министерства имелись военно-арестантские роты.
В 1832 г. был принят первый общегосударственный акт «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных», дополненный в 1842 г., регулирующий тюремную сферу.
Следовательно, до тюремной реформы 1879 г. единого руководства тюремными заведениями России не существовало. Различным было и положение, содержание, труд заключенных.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2385;