Инновации и конкурентоспособность предприятия


Основными факторами, определяющими силу конкуренции в современной экономике, являются не только конечность потребностей (в том числе их носителей – потребителей) и ресурсов, но и уровень научно-технического развития, который ограничивает набор возможностей для трансформации сырья и ресурсов в экономические продукты и капитал. В своем фундаментальном труде «Конкуренция» М. Портер подчеркивает, что «за последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире».

Современная модель учета инновационно-технологических конкурентных преимуществ территорий базируется на ежегодных расчетах страновых рейтингов по индексу конкурентоспособного роста (ИКР), проводимых независимой организацией World Economic Forum. В данной модели основное внимание уделяется доходам от использования передовых технологий в структуре ВВП, а также уровню открытости и стабильности бизнес-среды и общества.

Ранговая зависимость между ИКР и уровнем технологического развития для 25 стран мира (рис. 3.1) подтверждает определяющее значение научно-технического прогресса и роста наукоемкости производства как главных конкурентных преимуществ страны. Научно-технический потенциал является одним из основных возобновляемых ресурсов, определяющих развитие экономики страны по мере исчерпания природных запасов. Уровень инновационной активности экономики и связанные с ним инновационно-технологические конкурентные преимущества определяются способностью экономики трансформировать знания в выпуск наукоемкой продукции, в повышение эффективности традиционных отраслей, т.е. способностью генерировать и расширенно воспроизводить инновационный процесс. Более чем скромное место России в приведенном рейтинге стран мира при сохранении достаточно высокого уровня научных исследований позволяет сделать вывод о низкой конкурентоспособности России по уровню развития инновационного сектора экономики.

 

Рис. 3.1. Зависимость между индексом конкурентоспособного роста

и индексом технологического развития 25 стран мира

за 2001 – 2003 гг. (стрелкой указано место России)

 

Согласно исследованиям экономистов Стэндфордского университета М. Боскина и Л. Лоу, вклад научно-технического прогресса (НТП) в темпах роста ВВП США с 1909 до 1979 гг. в среднем достигал 20 – 30%. По более оптимистичным оценкам, вклад результатов внедрения научных исследований в производство ответственен не менее чем за 50% экономического роста в США за последние 50 лет.

Таким образом, для стран существуют два основных источника конкурентных преимуществ:

– эксплуатация природного ресурсного потенциала территории и факторов производства;

– использование инновационного пути в виде присвоения монопольной ренты от инновационной (интеллектуальной) деятельности.

Необходимо отметить, что в последние годы наибольшие темпы экономического роста за счет инновационного фактора демонстрируют Китай и Индия (к группе стран с переходной экономикой можно отнести и Россию).

Таким образом, при осуществлении эффективной государственной социально-экономической политики необходимо разумное сочетание использования инновационно-технологических и ресурсно-факторных конкурентных преимуществ. При этом инновационная деятельность может быть направлена как на создание новых отраслей, так и на повышение конкурентоспособности и эффективности традиционных.

При разработке конкурентных инновационных стратегий в первую очередь необходимо обратить внимание на «наукоемкость» основных системообразующих отраслей национальной промышленности и развитие информационно-телекоммуникационных отраслей. Все отрасли, с точки зрения наукоемкости, разбиваются по классификации ОЭСР на три группы: ненаукоемкие (доля расходов на исследования и разработки (ИР) в совокупном объеме выпуска менее 3,5%), средней наукоемкости (тот же параметр от 3,5 до 8,5%), высоконаукоемкие (более 8,5%). Министерство торговли США относит к наукоемким отраслям те, где затраты на исследования и разработки составляют не менее 4,5% от объемов выпуска продукции. При этом к высоконаукоемким отраслям традиционно относят аэрокосмическую промышленность, производство вычислительной техники и микроэлектроники, отрасль «телекоммуникации и средства связи», фармацевтическую промышленность и биотехнологии, робототехнику, ИТ-сектор экономики.

На рис. 3.2 приведены данные, свидетельствующие о динамике доли высоконаукоемких отраслей (или отраслей высоких технологий) в мировом производстве с 1980 по 1997 гг. Из таблицы видно, что темпы роста производства наукоемкой продукции (14% к 1998 г.) более чем в два раза опережают темпы роста мирового промышленного производства, причем наивысшие величины получены для отраслей, связанных с конечным потреблением, из которых несомненным лидером является производство вычислительной техники.

 

Рис. 3.2. Доля отраслей высоких технологий в мировом

промышленном производстве

 

К концу XX века в ведущих странах мира конкурентные преимущества, связанные с развитием инновационной деятельности, были фактически реализованы в структуре промышленного производства, в котором наукоемкие отрасли заняли достойное место, интенсивно используя институты малого предпринимательства. Так, в Японии доля малых инновационных предприятий в промышленном производстве составляет 52% при занятости в них 79% всей рабочей силы. На фоне результатов развитых стран показатели России выглядят удручающе, хотя в конце 80-х годов соответствующие значения для СССР были близки к аналогичным для Германии, Великобритании, Франции (6 – 7%). Количественные оценки приведены в табл. 3.2.


Т а б л и ц а 3.2



Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 421;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.