Основные особенности марксистской философии
Марксизм как экономическая, социально-политическая, философская теория, идеология пролетариата возник в 40-е годы XIX века в Германии, в ответ на общественную потребность в теоретическом обосновании нового общественно-политического движения - рабочего движения. Основоположники марксизма Карл Маркс и Фридрих Энгельс были не только теоретиками, но и организаторами борьбы пролетариата за свои права.
Карл Генрих Маркс (1818-1883) родился в семье адвоката, после окончания Трирской гимназии учился на юридическом факультете Боннского и Берлинского университетов, где занимался в основном историей и философией. По окончании Берлинского университета получил диплом доктора философии. Работа в “Рейнской газете”, где Маркс был редактором, позволила ему изучить реальные процессы жизни и прийти к выводу о ведущей роли экономических отношений в общественной жизни. В 1843 году Маркс женился на подруге детства Женни фон Вестфален, которая стала ему верным помощником и соратником. Летом 1844 года в Париже состоялась историческая встреча Маркса и Энгельса, в которой выяснилось единство их взглядов и жизненных целей, и началась преданная, продолжавшаяся потом сорок лет дружба. Маркс за свои демократические взгляды и революционную деятельность всю жизнь был преследуемый властями, жил во Франции, Бельгии, Великобритании. Везде он занимался организацией социалистического, коммунистического движения и научной работой. Умер Маркс от тяжелой болезни в 1883 году и был похоронен в Лондоне.
Основные работы Карла Маркса: “К критике Гегелевской философии права”, “Экономическо-философские рукописи”, “Святое семейство”*, “Тезисы о Фейербахе”, “Немецкая идеология”*, “Нищета философии”, “Манифест коммунистической партии”*, “Классовая борьба во Франции”, “Капитал”, “Критика Готской программы”.
Фридрих Энгельс (1820-1895) родился в семье текстильного фабриканта, учился в школе, затем в гимназии. По настоянию отца вынужден был оставить гимназию за год до окончания и заняться изучением коммерческого дела. В 1838-44 гг. Работал в торговой конторе, отбывал воинскую повинность, попутно занимаясь самообразованием. В 1842-44 годах переходит с революционно-демократических к коммунистическим позициям. После встречи с К. Марксом Энгельс включается в активную деятельность по распространению нового мировоззрения. Вместе с Марксом они пишут ряд работ, обосновывающих коммунистическое движение. Энгельс сочетал научную работу, революционную деятельность и работу на предприятиях своей семьи. Благодаря последней он имел возможность помогать семье Маркса, которая очень часто терпела лишения. После смерти К. Маркса Энгельс продолжил гигантский труд по подготовке к изданию второго и третьего томов “Капитала”, написал ряд своих оригинальных сочинений, вел активную пропаганду Марксизма. Умер Энгельс в 1895 году. Согласно его воле, после кремации урна с его прахом была опущена в море у Истборна, любимого места отдыха Энгельса на южном берегу Англии.
Основные работы Ф. Энгельса: “Положение рабочего класса в Англии”, “Святое семейство”*, “Немецкая идеология”*, “Манифест Коммунистической партии”*, “Анти-Дюринг”, “Диалектика природы”, “Происхождение семьи, частной собственности и государства”, “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”.
Главная идея марксизма - идея революционного практического преобразования человеком мира. Из этой главной идеи следуют основные особенности марксистской философии.
Философия марксизма - это диалектический материализм. Революционная теория взяла на вооружение революционный диалектический метод, согласно которому все в мире подвержено изменению и развитию. В материалистической диалектике источником развития мира является не дух, идея (как было представлено в классическом идеализме), а сам мир, реальные противоречия, объективно существующие в нем. Саморазвитие мира является причиной развития познания, духа, а не наоборот. Таким образом, исключив идею творца, демиурга, а также мысль о внешнем первоисточнике развития мира и представив объективный мир (материю) как саморазвивающийся процесс, Маркс и Энгельс преодолели метафизический, механический характер материализма и создали новую историческую форму материализма - диалектический материализм.
Идея революционного изменения мира позволила по новому представить процесс познания. Активность субъекта в познании понимается не как теоретическая, но, прежде всего как практическая активность. Человек познает объект, включая его в сферу своей практической жизнедеятельности и в практике доказывает истинность посюсторонность своего познания. Раннее познание и практика рассматривались как два разноплановых, противоположных рода деятельности. Объединив их, введя категорию “практика” в гносеологию Маркс и Энгельс представили новую диалектико-материалистическую трактовку основных противоречий процесса познания (подробнее об этом в теме “Гносеологические проблемы в философии”).
К. Марксом и Ф. Энгельсом впервые было предпринято материалистическое объяснение истории, согласно которому действительные причины исторического развития лежат не в сфере духа, государства, права, морали, но в сфере реальной практической жизнедеятельности людей. Если у Гегеля история представлена как процесс саморазвития и самопознания мирового духа, то в марксизме развитие общества - это естественно-исторический (то есть происходящим по объективным законам) процессе смены способов производства или общественно-экономических формаций. Еще в одной из ранних своих работ “К критике гегелевской философии права” К. Маркс приходит к выводу; что не государство определяет гражданское общество, а наоборот, гражданское общество (то есть совокупность живых человеческих индивидуумов их практическая деятельность) определяет государство, то есть экономика в конечном счете определяет политику.
Общественный прогресс, смысл и цель истории трактуется в марксизме как процесс присвоения человеком собственной подлинной человеческой сущности в результате предопределения всех форм отчуждения[89] этой сущности. Если Гегель уничтожение отчуждения трактует как духовный акт, осуществляемый философом - олицетворением универсального разума; Фейербах корень зла видит в религиозном отчуждении, то Маркс главным видом отчуждения считает отчуждение труда. Коммунистический идеал в марксизме - это уничтожение отчуждения, то есть превращение труда в процесс свободной, творческой самореализации человека. Уничтожением частной собственности К. Маркс считал необходимым, но не достаточным условием движения к коммунизму. С революционно-практической позиции трактуется и сущность самой философии. Философия, согласно Марксу, приходит в этот мир не для чистого созерцания, но для изменения, преобразования его. В знаменитом 11-ом тезисе, в “Тезисах о Фейербахе” Маркс пишет: “Философы лишь различным способом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его”[90].
2.2. Разработка идей марксизма в трудах
Г.В. Плеханова и В.И. Ленина
Марксизм как идеология рабочего класса совершенствовался в неразрывной связи с развитием международного коммунистического движения и быстро распространялся в Европе и во всем мире. Иосиф Дицген, Франц Меринт, Поль Лафарг, Август Бебель, Карл Каутский, Эдуард Бернштейн, Антонио Лабриора, Дмитрий Благоев и другие мыслители и деятели рабочего движения много сделали для развития и популяризации идей марксизма. В России первым известным марксистом был Г. В. Плеханов, а с В. И. Лениным связывают новый этап в развитии марксизма.
Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) родился в мелкопоместной дворянской семье, окончил военную гимназию в Воронеже, два года учился в горном институте в Петербурге, откуда вынужден был уйти, так как вступил на путь активной революционной борьбы. Первоначально участвовал в движении народников, но позже, стал убежденных марксистом, выступил с решительной критикой идеологии народничества. С 1880 по 1917 г. Жил в эмиграции, в Женеве создал первую российскую марксистскую организацию - группу “Освобождение труда”, перевел программные работы К. Маркса и Ф. Энгельса на русский язык, был активным участником II Интернационала, участвовал в создании газеты “Искра” во 2-м съезде РСДРП, однако разошелся с большевиками в вопросе о методах революционной борьбы и сроках социалистической революции. Умер Плеханов в России, не поддержав ни социалистическую революцию, ни контрреволюционное движение.
В своих трудах: “Социализм и политическая борьба”, “Наши разногласия”, “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю”, “О материалистическом понимании истории”, “К вопросу о роли личности в истории”, “Очерк по истории материализма”, “К шестидесятой годовщине смерти Гегеля”, “Н. Г. Чернышевский” и других Г.В. Плеханов выступил не только как популяризатор марксизма, но и как оригинальный философ, обосновавший ряд интересных идей в области истории, социологии, социальной психологии, эстетики, религии и атеизма.
Плеханов, называя материалистическую диалектику “алгеброй прогресса”, применял этот метод к анализу современных ему общественных процессов мировой истории, отдельных сторон общественной жизни: - политике, религии, искусству. Например, в работе “К вопросу о роли личности в истории” Плеханов обращает внимание на диалектику общего и единичного в историческом процессе, утверждая, что за общеисторическими объективными закономерностями исследователь непременно должен видеть особенные причины исторического движения различных народов, специфические особенности действующих в истории лиц и различные исторические случайности, “благодаря которым события получают, наконец, свою индивидуальную физиономию”[91]. Подчеркивая решающую роль народа, народных масс в истории, Плеханов не отрицает роль исторических личностей. Великим, по Плеханову, становится тот человек, который уловил историческую закономерность и подчинил ей свою деятельность: “Великий человек является ... начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других... Он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд”[92]. Критикуя вульгарное истолкование марксизма в духе плоского экономизма, Плеханов обосновывал диалектику материальной и духовной сторон общественной жизни. “Движение человечества, - писал Плеханов, - никогда не совершается в плоскости одной экономики... Путь от одной точки поворота к другой всегда лежит через “надстройку”[93].
Высокую оценку Философии Плеханова дал в свое время Ленин, который писал: “...Нельзя считать сознательным, настоящим коммунизмом без того, чтобы изучать - именно изучать - все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма”[94].
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924) - родился в дворянской семье, после окончания Симбирской гимназии поступил на юридический факультет Казанского университета. За участие в революционном студенческом движении был арестован и отправлен в ссылку. С того времени становится профессиональным революционером, идеологом и лидером новой Российской социал-демократической рабочей партии, организатором социалистической революции в России, главой правительства Советского государства.
Активную политическую борьбу Ленин всегда сочетал с теоретической работой, развив все составные части марксизма: философию, политэкономию и научный коммунизм. В философии Ленин продолжает развивать диалектический материализм, пишет несколько работ по истории марксизма: “Три источника и три составные части марксизма”, “Исторические судьбы учения Карла Маркса”, “Карл Маркс”. В работе “Философские тетради” Ленин подчеркивает противоположность гегелевской идеалистической и марксовой материалистической диалектики, систематизирует основные принципы диалектического метода, подчеркивая центральное место принципа противоречия, обосновывает принцип единства диалектики, логики и теории познания, развивает учение об активности сознания.
В период реакции 1909 году Ленин написал свой главный философский труд “Материализм и эмпириокритицизм”, в котором критикуя одну из форм позитивизма (эмпириокритицизм или махизм), отстаивал и развивал новую историческую форму материализма - диалектический материализм. В этой работе Ленин показал продуктивность диалектического метод в анализе общественных процессов, в философской интерпретации новых открытий в естествознании, в трактовке гносеологических противоречий, в изучении историко-философского процесса.
Гносеологические проблемы являются центральными в “Материализме и эмпириокритицизме”. Ленин формулирует основные идеи теории отражения, трактуя процесс познания как отражение субъектом объективного мира. Образ, полученный в результате отражения, рассматривается как диалектическое единство объективного и субъективного; субъект не пассивно отражает внешний мир, но, включая объект в сферу своей практической деятельности “творит” его. Истина, согласно этой теории, трактуется не как готовый результат познания, но как процесс, источником которого является противоречие абсолютного и относительного моментов познания (подробнее об этом смотри в теме: Гносеологические проблемы в философии). Используя диалектико-материалистическую теорию познания, Ленин дает философский анализ “кризиса физики” на рубеже XIX-XX веков, показывая, что противоречия между старыми теориями и новыми открытиями в науке проистекают из попыток представить истину как абсолютный результат. Подсказывая выход из “кризиса” естествознания, Ленин формирует принцип неисчерпаемости материи, дает новое философское определение категории “материя” (подробнее об этом смотри в теме: “Онтологические проблемы в философии”).
В 1922 году была написана статья “О значении воинствующего материализма”, которую называют философским завещанием Ленина. В этой работе Ленин формулирует основные задачи философов-марксистов:
ü дальнейшая разработка материалистической философии и борьба с идеализмом;
ü пропаганда воинствующего атеизма, сочетающая с научными исследованиями в области религии;
ü союз философов и естествоиспытателей для философского обобщения новых открытий в науке и борьбе с идеализмом;
ü дальнейшее развитие материалистической диалектики.
Марксизм в XX веке
В послеоктябрьский период марксизм стал официальной идеологией Советского Союза, а позже и других стран Восточной Европы. В последнее время распространена точка зрения, что тоталитарный режим в этих странах приостановил философский процесс, философия превратилась в “служанку идеологии”, догматизмом был извращен революционный дух марксизма. Трудно согласиться с этой точкой зрения, т.к. вся история философии показывает, что философский процесс всегда не однозначный, всегда многоплановый. Да, в рамках “официальной” доктрины были положения, противоречащие диалектике марксизма, например, о непротиворечивом характере общественного прогресса в эпоху развитого социализма и коммунизма. Однако в целом философия развивалась в рамках диалектического и исторического материализма; с этих методологических позиций разрабатывалась теория отражения, философские проблемы современного естествознания, историко-философские исследования. Споры и дискуссии, проходившие в рамках марксистской философии, также говорят о сохранении динамического, творческого начала в философии.
Марксистская философия за рубежом развивалась в двух основных направлениях. Первое – гуманистическая антропология, представители которой (Э. Пачи, К. Косик, А. Шафф, Э. Блох, югославские философы, объединившиеся вокруг журнала “Праксис”), основываясь на ранних работах К. Маркса, разрабатывали проблемы жизнедеятельности человека, отчуждения, гуманистического смысла истории. Второе - социальная философия, в рамках которой разрабатывались, в частности, проблемы активности субъекта в истории. Например, Антонио Грамши (основатель и руководитель коммунистической партии Италии) критиковал фаталистическую концепцию исторической необходимости, которая перекладывает ответственность с людей на плечи безликого исторического закона. Историю Грамши рассматривает как поле альтернатив и деятельность человека в этом поле весьма значимой, т.к. он своей энергией и активностью способствует осуществлению одних возможностей и неосуществлению других.
Марксизм оказал влияние на концепции Франкфуртской школы, на экзистенциализм и неофрейдизм XX века.
В путях преобразования общества марксисты стоят на противоположных позициях по отношению к просветительской традиции. Как Вы помните, просветители уповали на духовные способы преобразования общества (воспитание, образование, просвещенные монархи и т.п.). Марксисты же обосновывают необходимость революции (защита и отстаивание своих прав через классовую борьбу). Какой путь (способ) Вы считаете более продуктивным, эффективным и почему?
Проверьте себя. Ответьте на вопросы диктанта – теста:
1. Когда и где возник марксизм?
2. Интересы какого класса отражает марксистская идеология?
3. Назовите известных русских марксистов?
4. Назовите известного итальянского марксиста?
5. На какие направления в философии ХХ века оказал влияние марксизм?
6. Основной труд К. Маркса?
7. Автор труда «Диалектика природы»?
8. Автор работы «К вопросу о роли личности в истории»?
9. Автор работы «Материализм и эмпириокритицизм»?
10. Каким понятием обозначается превращение деятельности человека и ее результатов, в самостоятельную силу, враждебную человеку и господствующую над ним?
11. Г.Гегель рассматривал отчуждение как духовный познавательный процесс; Л.Фейербах – как религиозный; К.Маркс как – … ?
12. Как называется историческая форма материализма, разрабатываемая в марксизме?
13. Главная идея марксизма.
14. Основная функция философии по Марксу.
15. Какую категорию ввели марксисты в теорию познания?
16. Что является источником развития мира с точки зрения марксистской диалектики?
17. Какая сфера общественной жизни является главной, определяющей все остальные в марксистской концепции общества?
18. Какое философское направление критикует Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм»?
19. Какую из трех названных работ К.Маркс и Ф.Энгельс написали совместно:
Экономическо-философские рукописи;
Немецкая идеология
Анти-Дюринг
20. Кто создал первую российскую марксистскую организацию «Освобождение труда»
Прочтите фрагменты философского текста и выполните задания четырех уровней сложности.
Первый уровень - дать определение понятий и терминов, выделенных в тексте.
Второй уровень - ответить на вопрос: Какие философские проблемы отражены в данном тексте и как они решаются в различных философских системах.
Третий уровень - назвать философа - автора текста.
Четвертый уровень - определить первоисточник (название философского труда).
Вариант 1.
“Различие идей, то есть чистых понятий разума и категорий, или чистых рассудочных понятий как познаний совершенно разного рода происхождения и применения столь важно для основания науки, которая должна содержать систему всех этих априорных познаний, что без такого разграничения метафизика просто невозможна или самое большее представляет собой необоснованную, беспорядочную попытку соорудить карточный домик без знания материалов, которые употребляешь, и без знания из пригодности для той или иной цели”.
Задание 2.
“Сущность духа есть, поэтому с формальной стороны - свобода, абсолютная отрицательность понятия как тождества с собой. Соответственно этому формальному определению дух может абстрагироваться от всего внешнего, равно как и от своей собственной внешности, от своего наличного бытия, он в состоянии перенести бесконечное страдание отрицания своей индивидуальной непосредственности, то есть в этой отрицательности он может сократить свою утвердительность и тождественность себе. Эта возможность есть абстрактная для себя сущая в себе всеобщность”.
Задание 3.
“Новая философия корениться в искренности любви, в истинности чувства. В любви, вообще в чувстве, всякий человек признает истинность новой философии. Новая философия в отношении своих основ есть не что иное, как сущность чувства, возведенная до сознания; она только подтверждает в уме и при помощи ума то, что исповедуется сердцем каждого настоящего человека, она есть возведенное к уму сердце. Сердцу не нужны абстрактные метафизические или теологические объекты, ему нужны подлинные, чувственные объекты и существа”.
Задание 4.
“Перенесемся мысленно в ту эпоху, когда на земле существовали только весьма отдаленные предки человека, - например, во вторичную эпоху. Спрашивается, как обстояло тогда дело с пространством, временем и с причинностью? чьими субъективными формами были они в то время? Субъективными формами ихтиозавров? И чей рассудок диктовал тогда свои законы природе? Рассудок археоптерикса? На эти вопросы философия Канта не может дать ответа. И она должна быть отвергнута, как совершенно несогласимая с современной наукой”.
Задание 5.
“Первая предпосылка всякой человеческой истории - это конечно существование живых человеческих индивидов... Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии - вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни, - шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самое свою материальную жизнь”.
Задание 6.
“В костюме арлекина из кусочков пестрой крикливой “новейшей” терминологии перед нами - субъективный идеалист, для которого внешний мир, природа, ее законы, все это символы нашего познания. Поток данного лишен разумности, порядка, законосообразности; наше познание вносит туда разум. Небесные тела - символы человеческого познания, и земля в том числе...
Итог: наши махисты, слепо веруя “новейшим” реакционным профессорам, повторяют ошибки кантовского и юмовского агностицизма в вопросе о причинности, не замечая ни того, в каком безусловном противоречии с марксизмом, то есть материализмом, находятся эти учения, ни того, как они катятся по наклонной плоскости к идеализму”.
Задание 7.
“Вот вечный круговорот, в котором движется материя, - круговорот, который завершает свой путь лишь в такие промежутки времени, для которых наш земной год еже не может служить достаточной единицей измерения; круговорот, в котором время наивысшего развития, время органической жизни и, тем более время жизни существ, сознающих себя и природу, отмеряно столь же скудно, как и то пространство, в пределах которого существует жизнь и самосознание; круговорот, в котором каждая конечная форма существования материи - безразлично, солнце или туманность, отдельное животное или животный вид, химическое соединение или разложение - одинаково переходящая и в котором ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся материи и законов ее движения и изменения”.
Задание 8.
“Но чтобы дух человека когда-нибудь совершенно отказался от метафизических исследований - это так же невероятно, как и то, чтобы мы когда-нибудь совсем перестали дышать из опасения вдыхать нечистый воздух. Всегда, более того, у каждого человека, в особенности у мыслящего, будет метафизика, и при отсутствии общего мерила у каждого на свой лад. То. что до сих пор считалось метафизикой, не может удовлетворять никакой пытливый ум, а совсем отказаться от метафизики невозможно, поэтому должен быть наконец сделан опыт критики чистого разума, а если такая критика уже имеется, то она должна быть исследована и подвергнута всеобщей проверке, так как нет других средств удовлетворить эту настоятельную потребность, которая есть нечто большее, чем простая любезность”.
Задание 9.
“Единство головы и сердца в его согласии с истинной заключается не в том, чтобы сгладить и затушевать разницу между тем и другим, но скорее, в том, чтобы существенный объект сердца превратить в существенный объект головы, таким образом, это единство сводится к тождеству объекта. Поэтому новая философия, превращается в существеннейший и высочайший объект ума, обосновывает разумное единство головы и сердца, мышления и жизни”.
Задание 10.
“Коготок увяз - всей птичке пропасть. А наши махисты все увязли в идеализме, то есть ослабленном утонченном фидеизме, увязли с того самого момента, как взяли “ощущение” не в качестве особого “элемента”. Ничье ощущение, ничья психика, ничей дух, ничья воля - к этому неизбежно скатится, если не признавать материалистической теории отражения сознанием человека объективно-реального внешнего мира”.
Дата добавления: 2016-10-18; просмотров: 5775;