Проблема соотношения веры и знания в схоластической философии (Августин, Ансельм, Ф.Аквинский, Д.Скотт, В.Оккам.)
Человек должен совершить сознательный выбор между добром и злом. (Этой проблемы нет у Сократа, для которого добро и истина - одно и тоже). Христианство – это вера, которая не исключает разума и коррелирует с ним.
Схоластика возникла из потребности католической церкви. Нужно было средствами размышления обосновывать кредо христианской веры, распутывать противоречия (в Св. Писании), обосновывать деяния Церкви и деятелей церкви. Схоластика преследует образовательные цели: те же священники должны уметь размышлять, чтобы словами защищаться. Главная проблема схоластики - обустроение человека в христианском мире. Этот мир – теоцентрический.
Возникла проблема языка. Язык религии оказался неадекватным философии. Поэтому они обратились к языку греческих философов. Язык Платона оказался слишком абстрактным. Аристотеля сначала запрещали, потом разрешили, а затем его канонизировали и называли просто «философом».
Особенность схоластики – авторитарное мышление (ссылка на авторитет).
Августин (354-430 г.г.)
Чтобы познавать, нужно верить.
Ансельм Кентерберийский.
Чтобы верить, нужно иметь разум. Онтологическое обоснование бытия Бога. Предположим, что какой-то безумец утверждает, что Бога нет - он все равно знает, о чем он говорит, он имеет понятие Бога, как некоего совершенного существа, которому он отказывает в существовании. Hо что мешает подумать о новом существе и приписать ему существование? Но это тавтология.
Фома Аквинский
Мир сакрального можно открывать двумя путями (для номиналистов этими путями открываются два различных мира):
1. Разум
2. Божественные откровения
Фома Аквинский пытается доказать, что Священное Писание является наукой. Он считает, что можно, исследуя телесный мир, логически доказать бытие Бога. Доказательство пятью путями:
1. Движение – приходит к первопричине, которая недвижима, но все движет.
2. Первичная производящая причина – субстанция несотворенная, кот. все соответствует.
3. Случайность и необходимость: выбирают ту субстанцию, которая необходима – это Бог.
4. Степени совершенства: есть некоторое существо, которое является причиной блага и всякого совершенства – Бог.
5. Все предметы в природе подчиняются некоторой целесообразности, но она подчиняется некой высшей цели – цели высшего существа
Фома Аквинский пытается ранжировать все в мире. Бог – ангелы – человек – живые организмы – неорганическая природа.
Дунт Скотт
Бунт против томизма. Нельзя полагать, что Бог – это разум. Это воля, деяния, преобразование и др. Разум – это лишь одно из воплощений Бога. Рационально нельзя познать Бога. Надо просто глубоко верить. Знания нужны лишь для ориентации человека в этом мире.
Вильям Оккам
Универсалии не могут существовать вне сознания. В таком случае они были бы единичными вещами, что противоречит их природе как общих сущностей.
Бритва Оккама (критика схоластического реализма):
1. Не следует умножать сущности без необходимости.
2. Без необходимости не следует говорить многое. То, что можно выразить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего (экономия мышления).
Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 350;