Проблема единичного и общего в средневековой философии. Номинализм и реализм.


 

Вопрос был поставлен одним из ранних схоластов Порфирием, который опубликовал работу Аристотеля «Категории». Он поставил вопрос: категории – это понятия или слова, которые обозначают эти категории. Это спор о природе общих понятий (универсалий).

 

«Иван – человек». Иван существует, а человек? Þ Можно ли знать Бога с помощью мысли?

 

Можно ли знать Бога с помощью мысли? Можно ли с помощью логики обосновать Бога, его бытие и результаты его деяний, т.е. можно ли мыслью открыть то, что дает Библия? Ответ на этот вопрос разделил философов на: номиналистов и реалистов.

 

Реализм (Оптимизм).

Ответ: да, можно, т.к. универсалии реально существуют. Универсалии существовали до вещей в качестве идей Бога. Гипотетическая физика, химия, алхимия: качества, входящие в предметы, меняя их свойства. Возникают различные направления реализма (от крайних до умеренных).

Фома Аквинский. Три вида существования универсалий:

1. «До вещей» в божественном разуме.

2. «В самих вещах» как их сущность или форма.

3. «После вещей» в человеческом разуме как результат абстракции и обобщения.

 

Умеренная форма реализма: универсалии не существуют, но Бога познать можно.

 

Номинализм (пессимизм, нонреализм).

Абеляр, Оккам. Бога познать с помощью разума нельзя, а можно познать только с помощью откровения (Библия). Номинализм освобождает науку из-под власти богословия: наука и разум познают чувственный мир.

 

Вильям Оккам:Универсалии не могут существовать вне сознания. В таком случае они были бы единичными вещами, что противоречит их природе как общих сущностей.

 

Бритва Оккама (критика схоластического реализма):

1. Не следует умножать сущности без необходимости.

2. Без необходимости не следует говорить многое. То, что можно выразить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего (экономия мышления).

 

Пьер Абеляр. примирительная формула концептуализма: универсалии не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь отдельные вещи; однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в качестве понятий.

 

 

Социо-культурные предпосылки и характерные черты философии Нового времени.

 

Средневековье завершилось глубоким пессимизмом. Человек не смог найти пути к Богу. Разум, логика погружены во внешний предметный мир и не позволяют доказать бытие Бога. То же и религиозная практика. Все попытки достучаться до Бога натыкались на мертвую обездушенную природу. 14-й век – век уныния. Но это уныние привело к тому, что человек обратился на себя.

 



Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 415;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.