Правовое регулирование смежных с авторскими прав


10.1.

Объекты смежных прав

 

Развитие музыки, театра, кино в современном мире невозможно представить без фонограммы, передачи по каналам телевидения и радио. Права исполнителей в данной области получили наименование смежных.

 

Смежные права в совокупности представляют собой правовые нормы, регулирующие отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, определение режима их использования, а также наделение исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций имущественными и неимущественными правами и защиту этих прав. По своей правовой природе смежные права сходны с авторскими правами, однако имеют самостоятельные объекты.

 

Объекты смежных прав (ст. 1304 ГК РФ).

 

Исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Под исполнением понимается представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т. п.). Постановка — это одна из форм исполнения. Кроме того, исполнением признается показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком). Важно подчеркнуть, что смежные права исполнителей начинают действовать, только если живое исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания.

 

Фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение. Экземпляром фонограммы признается любая ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все зафиксированные звуки или часть звуков.

 

Сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией. Под передачей организации эфирного и кабельного вещания следует понимать набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых в эфир непосредственно или иным образом, в том числе при кабельном вещании посредством кабеля. Передача представляет собой не любое сообщение, переданное в эфир или по кабелю, а лишь такое сообщение, которое создано самой этой организацией либо по ее заказу и за ее счет другой организацией. Таким образом, если кинофильм или звукозапись созданы не организацией эфирного или кабельного вещания и не по ее заказу, их передача в эфир или по кабелю не создает никаких смежных прав организации эфирного или кабельного вещания. В то же время, если организация эфирного или кабельного вещания сначала записала передачу на аудио- видео- носитель, а затем одновременно осуществила передачу этой записи, у нее возникают и фонограммные права на эту запись, и права на передачу. Кроме того, организация эфирного или кабельного вещания, заказавшая и оплатившая заказ на передачу, созданную другим лицом, приобретает первоначальное смежное право на эту передачу.

 

 

Базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов. База данных — это объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и пр.), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

 

Произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

10.2.

Субъекты смежных прав

 

Субъектами смежных прав являются исполнители, изготовители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания, изготовители баз данных, а также публикаторы произведений науки, литературы, искусства. Если автором произведения может быть только физическое лицо, чьим творческим трудом оно создано, то субъектами смежных прав наряду с физическими могут быть и юридические лица.

 

Исполнителями (ст. 1313 ГК РФ) являются граждане, чьим творческим трудом создано исполнение: актеры, музыканты, певцы, танцоры и иные лица, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальном инструменте или же иным образом исполняют произведения литературы или искусства (в том числе эстрадные, цирковые и кукольные номера). К числу исполнителей также следует относить режиссеров-постановщиков спектаклей и дирижеров.

 

Изготовителями фонограмм (ст. 1322 ГК РФ) называются лица, взявшие на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. В свою очередь, под записью понимается фиксация в материальной форме, например в форме кассеты или компакт-диска, позволяющая осуществлять неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение данных звуков.

 

Изготовителем фонограммы может быть как юридическое, так и физическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков. При отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на фонограмме и (или) содержащем ее футляре обычным образом.

 

Под организациями эфирного и кабельного вещания (ст. 1329 ГК РФ) понимаются юридические лица, осуществляющие сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач. Например, это могут быть радиостанции, телевизионные компании, как государственные, так и частные, ведущие передачи по каналам кабельного телевидения за дополнительную абонентскую плату. Установленные Гражданским кодексом смежные права на передачи в эфир и по кабелю для всеобщего сведения имеют лишь российские юридические лица, причем только на те передачи, которые осуществляются ими с помощью передатчиков, расположенных в России.

 

Изготовителем базы данных (ст. 1333 ГК РФ) признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. Это могут быть как граждане, так и юридические лица. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке.

 

Права на обнародованное произведение науки, литературы, искусства принадлежит публикатору. Публикатором, согласно ст. 1337 ГК РФ, признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние, либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом. В соответствии с прямым указанием закона им может быть только физическое лицо.

 

Наряду с исполнителями, производителями фонограмм и организациями эфирного и кабельного вещания и другими указанными выше лицами, смежными правами могут воспользоваться их правопреемники или наследники. Срок охраны указанных прав не исчисляется с момента фиксации (записи) этих передач, в частности, потому, что до момента фактического сообщения передачи в эфир или по кабелю эти «передачи» как передачи не существуют и не охраняются. Это относится только к имущественным правам наследников и правопреемников первоначальных носителей смежных прав.

 

Под правопреемниками в данном случае имеются в виду лица, получившие смежные права в порядке общего правопреемства. Смысл законодательного закрепления этой правовой нормы состоит в том, что она устанавливает срок, в течение которого наследники и правопреемники пользуются перешедшими к ним смежными правами.

 

Что касается объема прав, переходящих к наследникам и правопреемникам, то он не определен. В частности, к наследникам и правопреемникам переходят права на самостоятельное использование объектов смежных прав, т. е. права на совершение положительных действий: право разрешать использование исполнений, постановок, фонограмм, а также право на получение вознаграждения.

Дистанционное обучение для инвалидов по доступным ценам

10.3.

Содержание и виды смежных прав

 

Закон говорит о нескольких категориях смежных прав:

 

1) права исполнителей на их исполнения и постановки (исполнительские права);

 

2) права производителей фонограмм на их фонограммы (фонограммные права);

 

3) права организаций эфирного и кабельного вещания на их передачи в эфир;

 

4) права изготовителей базы данных;

 

5) права публикатора на произведение науки, литературы, искусства.

 

Указанные категории смежных прав отличаются друг от друга по субъектам, содержанию, срокам охраны и др. Следовательно, нельзя объединять их в один правовой институт. Именно поэтому Гражданский кодекс РФ правомерно употребляет выражение «смежные права» во множественном числе.

 

Исполнительские права обычно возникают независимо от того, осуществлена ли запись исполнения (постановки). Последняя может представлять собой фонограмму (если исполнение (постановка) воспринимается посредством слуха) или аудиовидеозапись (в остальных случаях).

 

Исполнительские права обычно возникают с момента исполнения (постановки), но в некоторых случаях — с момента записи или даже с момента опубликования (передачи) этой записи.

 

Фонограммные права действуют в отношении звукозаписей и являются результатом деятельности производителей (изготовителей) фонограмм. Эти права возникают, как правило, с момента звукозаписи, но иногда с момента ее опубликования.

 

Права организаций эфирного и кабельного вещания действуют с момента осуществления передачи произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой. Предварительная запись передачи не является условием возникновения права, поскольку она произведена до фактического сообщения передачи в эфир или по кабелю и результаты ее не доведены до всеобщего сведения.

 

Сфера действия смежных прав распространяется на объекты в зависимости от нескольких принципов:

 

1) принципа гражданства владельца прав;

 

2) принципа места первого обнародования или опубликования объекта смежных прав.

 

Иными словами, в отличие от авторского права, возможность приобретать смежные права подчинена принципу территориальности или национальности (гражданства).

 

Так, права исполнителя признаются за ним, если:

 

исполнитель является гражданином РФ;

 

исполнение, постановка впервые имели место на территории РФ;

 

исполнение, постановка записаны на фонограмму, охраняемую на территории РФ;

 

исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую на территории РФ;

 

в иных случаях, установленных международными договорами РФ (ст. 1321 ГК РФ).

 

Права изготовителя фонограммы (ст. 1328 ГК РФ) признаются за ним, если:

 

изготовитель фонограммы является гражданином РФ или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории РФ;

 

фонограмма впервые обнародована на территории РФ или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории РФ.

 

в иных случаях, установленных международными договорами РФ.

 

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней, если организация имеет официальное местонахождение на территории РФ и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории РФ.

 

Исключительное право изготовителя базы данных (ст. 1336 ГК РФ) действует на территории России в случаях, когда:

 

изготовитель базы данных является гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом;

 

изготовитель базы данных является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом при условии, что законодательством соответствующего иностранного государства предоставляется на его территории охрана исключительного права изготовителя базы данных, изготовителем которой является гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо;

 

в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

 

Исключительное право публикатора (ст. 1341 ГК РФ) распространяется на произведение, обнародованное:

 

на территории Российской Федерации, независимо от гражданства публикатора;

 

за пределами территории Российской Федерации гражданином Российской Федерации;

 

за пределами территории Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, при условии, что законодательством иностранного государства, в котором обнародовано произведение, предоставляется на его территории охрана исключительного права публикатора, являющегося гражданином Российской Федерации;

 

в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

 

Следует иметь в виду, что Российская Федерация ратифицировала Бернскую Конвенцию по охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Всемирную Конвенцию об авторском праве 1952 г. (в ред. 1971 г.), предусматривающие взаимную охрану обладателей авторских и смежных прав в странах-участницах обеих конвенций. Кроме того, в Законе об авторском праве нашли отражение основные положения этих конвенций, так что российские правообладатели в других странах-участницах и зарубежные правообладатели в России в одинаковой мере пользуются национальными режимами охраны своих смежных прав.

 

Бернская Конвенция вступила в силу для России 13 марта 1995 г. Конвенция обеспечивает иностранным фонограммам на территории РФ не национальный режим, а охрану от воспроизведения и импорта экземпляров фонограмм. Конвенция не распространяется на иностранные фонограммы, записанные до 13 марта 1995 г.

 

Если права исполнителя охраняются на основе принципа гражданства, то не имеет значения, на какой территории имело место исполнение (постановка). Если права охраняются на основе принципа места первого обнародования, то в этом случае не имеет значения гражданство исполнителя (постановщика). Им может быть гражданин РФ, иностранец, беженец или лицо без гражданства.

 

Первое обнародование дает возможность отделить охраняемые исполнения и постановки от неохраняемых. Вместе с тем указание на «первое» обнародование не означает, что охране подлежат только первые исполнения (постановки), последующие же не охраняются. Каждое исполнение (постановка) является самостоятельным объектом исполнительских прав и охраняется само по себе, даже если оно почти полностью повторяет предшествующее исполнение (постановку). Однако нельзя говорить о полном совпадении последующих исполнений (постановок) произведений.

 

Поскольку фонограмма представляет собой исключительно звуковую запись, то все сказанное касается только тех исполнений и постановок (или их частей), которые могут быть восприняты на слух.

 

Для возникновения смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Изготовитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах может использовать знак охраны смежных прав, помещаемый на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Данный знак состоит из трех элементов:

 

1) латинской буквы «P» в окружности;

 

2) имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;

 

3) года первого опубликования фонограммы.

 

Необходимо заметить, что проставление знака охраны смежных прав является правом, а не обязанностью владельцев смежных прав. Отсутствие этого знака не лишает их каких-либо принадлежащих им смежных прав.

 

Исполнителю принадлежат исключительные личные неимущественные и имущественные права. К личным неимущественным правам следует относить право на имя, право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя.

 

Исключительные имущественные права выражаются в праве на использование исполнения или постановки, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования данных объектов смежных прав. Реализуя исключительное право на использование исполнения или постановки, обладатель смежных прав может осуществлять сам или разрешать третьим лицам осуществление передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю исполнения либо постановки при условии, если они не были ранее переданы, либо сообщены, либо, если передача не идет в записи.

 

Запись ранее не записанных произведений допускается лишь с разрешения обладателя смежных прав; воспроизведение записи, а также ее передала в эфир либо по кабелю — в случае, если первоначально данная запись была произведена не для коммерческих целей. Однако при участии исполнителя на договорных началах в создании аудиовизуального произведения все его имущественные права переходят к изготовителю данного произведения.

 

Важным элементом имущественных прав исполнителя является его право сдавать или разрешать сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограммы, на которой записаны исполнение или постановка с участием данного исполнителя. Право сдачи в прокат обычно переходит к производителю фонограммы при заключении с исполнителем договора на запись фонограммы исполнения или постановки. При этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы.

 

Однако закон в публичных интересах допускает ограничение прав исполнителя на воспроизведение записи исполнения или постановки в случаях, когда первоначальная запись была произведена с его согласия либо когда воспроизведение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи. Исключительные смежные права передаются пользователям исполнений и другим лицам на договорных началах.

 

Хотя изготовление аудиозаписи не представляет собой особой формы искусства, от качества фонограммы зависит рейтинг конкретного исполнителя. Для него важно, чтобы его голос на фонограмме звучал не хуже «живого» исполнения. Применение высококачественной фонограммы затрагивает также интересы ее изготовителя, в том числе в силу его конкуренции с другими производителями фонограмм. Этим объясняется предоставление производителю исключительных прав на использование его фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования.

 

Производитель фонограммы вправе осуществлять сам или разрешать другим лицам воспроизводить, перерабатывать фонограмму, а также продавать, сдавать в прокат или импортировать ее экземпляры.

 

В коммерческом плане интересы производителя наиболее остро затрагивает воспроизведение фонограммы, под которым понимается изготовление одного или более экземпляров фонограммы либо ее части на любом материальном носителе (подп. 5 п. 2 ст. 1324 ГК РФ). Экземпляр фонограммы — это ее копия на носителе, изготовленная как непосредственно, так и косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме. Незаконно произведенная запись не может рассматриваться как некоммерческая.

 

В случае сдачи фонограммы в прокат необходимо отметить, что это право не охватывает исполнения, зафиксированные в виде видеозаписи, оно не распространяется даже на их «звуковую дорожку», поскольку видеозапись не есть фонограмма. Значит, у исполнителей, чьи исполнения зафиксированы в виде видеозаписи, нет права на прокат фонограммы.

 

Фонограммы, произведенные и проданные с разрешения производителя, распространяются впоследствии без его согласия и без выплаты вознаграждения. Закон допускает использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия производителя и исполнителя, но с выплатой вознаграждения. Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между пользователем фонограммы и организацией, управляющей правами производителей фонограмм и исполнителей, за каждый вид ее использования. Пользователи должны предоставить организации, управляющей правами производителей и исполнителей фонограммы, точные сведения о количестве использований фонограммы, а также иные сведения, влияющие на размер и распределение вознаграждения.

 

Согласно ст. 1326 ГК РФ выплата вознаграждения исполнителям и производителям фонограмм за публичное исполнение и передачу в эфир и по кабелю исполнений и фонограмм должна производиться не отдельным исполнителям и производителям фонограмм непосредственно, а через организации, управляющие правами этих лиц на коллективной основе. Таким образом, отдельные исполнители и производители фонограмм не имеют права требовать вознаграждения от пользователей.

 

Если соглашением не предусмотрены иные условия, то вознаграждение распределяется поровну между производителем и исполнителем фонограммы. Поскольку продаже фонограммы уже предшествовало согласие и исполнителя, и производителя фонограммы, допускается ее публичное исполнение, передача в эфир и сообщение по кабелю.

 

Еще одно право для данного объекта — право исполнителей, производителей фонограмм сообщать запись исполнения или постановки, фонограммы для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения)

 

Права организации эфирного и кабельного вещания регламентируются ст. ст. 1329—1332 ГК РФ. Обладая исключительным правом, организация эфирного вещания может использовать его любым не противоречащим закону способом, а также распоряжаться им. Использованием сообщения радио- или телепередачи (вещания) считается:

 

1) запись сообщения радио- или телепередачи, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять ее неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

 

 

2) воспроизведение записи сообщения радио- или телепередачи, то есть изготовление одного и более экземпляра записи сообщения радио- или телепередачи либо ее части;

 

3) распространение сообщения радио- или телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио- или телепередачи;

 

4) ретрансляция, то есть сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации;

 

5) доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения;

 

6) публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.

 

Организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений, прав исполнителей, а в соответствующих случаях — обладателей прав на фонограмму и прав других организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения радио- и телепередач.

 

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав, прав исполнителей, а также прав на фонограмму.

 

Исключительное право на базы данных (ст. 1334 ГК РФ) возникает у изготовителя, только если создание базы (включая обработку или представление соответствующих материалов) требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат. При отсутствии доказательств иного базой данных, создание которой требует существенных затрат, признается база данных, содержащая не менее десяти тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих содержание базы данных.

 

Лицо, правомерно пользующееся базой данных, вправе без разрешения правообладателя извлекать из такой базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в личных, научных, образовательных и иных некоммерческих целях в объеме, оправданном указанными целями, и в той мере, в которой такие действия не нарушают авторские права изготовителя базы данных и других лиц.

 

Использование материалов, извлеченных из базы данных, способом, предполагающим получение к ним доступа неограниченного круга лиц, должно сопровождаться указанием на базу данных, из которой эти материалы извлечены.

 

Помимо исключительного права, изготовителю базы данных принадлежит право указывать на экземплярах базы данных и (или) их упаковках свое имя или наименование.

 

Публикатору произведения науки, литературы, искусства принадлежат:

 

1) исключительное право публикатора на обнародованное им произведение (имеет имущественный характер)

 

2) право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения (личное неимущественное право).

 

Исключительное право публикатора включает в себя следующие правомочия (их содержание аналогично содержанию авторских правомочий):

 

1) воспроизведение произведения;

 

2) распространение произведения;

 

3) публичный показ произведения;

 

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

 

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

 

6) публичное исполнение произведения;

 

7) сообщение в эфир и по кабелю;

 

8) доведение до всеобщего сведения.

 

Смежные права в Российской Федерации имеют определенный срок действия в том их объеме, как они определены в законе.

 

Права исполнителя действуют в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет после первого исполнения или постановки. Исключение из этого правила составляют право на имя и на защиту исполнения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству. Эти права бессрочны.

 

Права изготовителя фонограммы действуют в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись, или в течение 50 лет после ее обнародования, если это произошло в течение 50 лет после осуществления записи.

 

Такой же срок действия прав определен для вещательных организаций, т. е. в течение 50 лет после осуществления первой передачи в эфир или по кабелю.

 

Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение пятнадцати лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования.

 

Права публикатора возникают в момент обнародования произведения и действуют в течение 25 лет.

 

По общему правилу сроки действия различных смежных прав исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имели место первое исполнение, обнародование, первое опубликование фонограммы либо первая передача.

 

Если исполнители не объединены в коллектив, каждый из них является носителем своих исполнительских прав. Но если исполнители составляют коллектив, носителем исполнительских прав всех его членов является руководитель такого коллектива.

 

Обычно коллективы исполнителей являются самостоятельными юридическими лицами, и члены коллектива работают в нем по трудовым договорам. Для членов коллектива все их исполнения в составе такого коллектива можно считать «служебными». Исключительные имущественные исполнительские права на все служебные исполнения, таким образом, переходят к работодателю — руководителю коллектива.

 

В случае, когда коллективы исполнителей не являются юридическими лицами, а создаются на время, на сезон, работники коллектива могут быть связаны с его руководителем гражданскими договорами подрядного типа или договором простого товарищества.

 

Таким образом, договор, предоставляющий пользователю исполнительские права и подписанный руководителем коллектива исполнителей, является правовым основанием для освобождения пользователя от ответственности в случае предъявления к нему претензий со стороны отдельных исполнителей по поводу нарушения их исполнительских прав. Однако это не исключает возможности предъявления отдельными исполнителями претензий к руководителю коллектива, если он нарушил условия договоров, заключенных им с отдельными исполнителями.

 

Для некоторых правообладателей течение срока действия смежных прав происходит несколько иначе: этот отсчет может начинаться лишь с 1 января года, следующего за годом реабилитации, если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно. На четыре года увеличивается также срок охраны смежных прав исполнителя, работавшего во время Великой Отечественной войны или участвовавшего в ней.

 

11.

Патентное право

11.1.

Объекты патентного права

Объектами патентного права являются изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

 

Для того, чтобы результат творческой деятельности признавался объектом патентного права, он должен обладать патентоспособностью.

 

Патентоспособность — это свойство новшества быть признанным изобретением, полезной моделью или промышленным образцом в правовом смысле. В юридическом смысле под изобретением или промышленным образцом понимается только решение, отвечающее всем легальным условиям патентоспособности и прошедшее установленную законом квалификацию. Органом, осуществляющим акт признания новшества в качестве изобретения, является федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее — Роспатент).

Скоро появится ребенок? Выход есть! Получи диплом в МИЭМП дистанционно

11.1.1.

Понятие, признаки, виды изобретений

 

В качестве изобретения, согласно ст. 1350 ГК РФ, охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств).

 

Изобретению в соответствии с вышеуказанной статьей предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

 

Изобретение является новым, если оно неизвестно из уровня техники. Уровень техники, служащий критерием новизны изобретения, включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения. В уровень техники включаются при условии их более раннего приоритета все поданные в Российской Федерации другими лицами заявки на изобретения и полезные модели, а также запатентованные в Российской Федерации изобретения и полезные модели.

 

Приоритет изобретения устанавливается по дате поступления в Роспатент заявки, содержащей заявление о выдаче патента, описание, формулу и чертежи, если в описании на них имеется ссылка. Приоритет может также устанавливаться по дате подачи первой заявки в государстве — участнике Парижской Конвенции по охране промышленной собственности (так называемый конвенционный приоритет), если заявка на изобретение поступила в Роспатент в течение 12 месяцев с указанной даты.

 

Изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники. За рубежом для оценки творческого характера деятельности изобретателя, для отграничения ее от обычной инженерной деятельности установлен критерий неочевидности (изобретательского шага). Ключевым в данном критерии является определение термина «специалист».

 

Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности.

 

Законодательство не считает изобретениями (п. 5 ст. 1350 ГК РФ):

 

1) открытия;

 

2) научные теории и математические методы;

 

3) решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;

 

4) правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;

 

5) программы для ЭВМ;

 

6) решения, заключающиеся только в представлении информации.

 

Однако возможность отнесения указанных объектов к изобретениям исключается только в случае, если заявка на выдачу патента на изобретение касается указанных объектов как таковых.

 

Закон не признает патентоспособными изобретениями:

 

1) сорта растений, породы животных и биологические способы их получения, за исключением микробиологических способов и продуктов, полученных такими способами;

 

2) топологии интегральных микросхем.

11.1.2.

Понятие, признаки, виды полезных моделей

 

В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. Условиями патентоспособности полезной модели являются ее новизна и промышленная применимость. В отличие от изобретения полезная модель не должна иметь изобретательский уровень.

 

Не предоставляется правовая охрана в качестве полезных моделей:

 

решениям, касающимся только внешнего вида изделий и направленным на удовлетворение эстетических потребностей;

 

топологиям интегральных микросхем.

 

Примером полезной модели, запатентованной в Корее, может быть конструкция зажигалки, скомбинированной с открывалкой для пивных бутылок. Не имея изобретательского уровня, данное новшество обладает промышленной применимостью и может приносить прибыль обладателю охранного документа на него.

Дистанционное обучение для инвалидов по доступным ценам

11.1.3.

Понятие, признаки, виды промышленных образцов

 

Промышленные образцы служат средством повышения потребительских качеств изделий и их конкурентоспособности. Сегодня для того, чтобы изделие было конкурентоспособным, недостаточно его соответствия достижениям науки и техники, надежности, долговечности и экономичности. Необходимо, чтобы оно удовлетворяло запросы потребителей с точки зрения красоты и выразительности формы, цвета, изящества отделки, эргономики (т.е. простоты и удобства пользования), упаковки и требований моды. Эта задача решается с помощью художественного конструирования (дизайна) и охраны промышленных образцов.

 

Содержание промышленного образца составляет не техническое, как у изобретения или полезной модели, а художественно-конструкторское решение изделия. Данное ре



Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 360;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.084 сек.