Понятие, предмет, источники международного частного права как подотрасли гражданского права
5.1.
Общие положения международного частного права
Гражданско-правовые отношения могут выходить за рамки одного государства, приобретая при этом международный характер. Иностранный элемент, осложняющий имущественные и личные неимущественные отношения, может проявляться в трех формах.
Субъекты правоотношения имеют различную государственную принадлежность, например, российское предприятие заключает договор с английской фирмой о продаже ей партии товаров, произведенной на этом предприятии. Иностранным элементом в данном правоотношении будет субъект — покупатель товара (английская фирма).
Объект правоотношения находится на территории иностранного государства, например, имущество, переходящее по наследству (недвижимость), находится за границей.
Юридический факт, с которым связано правоотношение, имеет место за границей, например, причинение вреда российскому гражданину произошло в результате дорожно-транспортного происшествия, случившегося на территории иностранного государства.
В силу достаточной специфики (конфликта различных правовых систем), регулирование таких отношений должно быть несколько иным, нежели внутригосударственных гражданско-правовых отношений. Единственная отрасль права, предназначенная для юридической регламентации гражданских (в широком смысле слова, т.е. цивилистических, частноправовых) отношений, возникающих в сфере международного общения — это международное частное право. На сегодняшний момент оно выделено в отдельную правовую отрасль, хотя традиционно рассматривалось как подотрасль гражданского права. Это нашло отражение и в правовом регулировании — международно-правовые нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения, содержатся в третьей части Гражданского кодекса. В дальнейшем в тексте мы будем употреблять термин «международное частное право», как наиболее привычный, традиционный. Однако в рамках курса «Гражданское право» нас будут интересовать не все отношения, являющиеся предметом правового регулирования международного частного права, а только те из них, которые имеют гражданско-правовой характер (по заключению и исполнению различных договоров, ответственности, вещные правоотношения и пр.).
Высшее образование в МИЭМП по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» дистанционно: 11900 руб. в семестр
5.2.
Источники международного частного права
Специфика источников международного частного права порождена его предметом регулирования. С одной стороны, источники МЧП имеют национально-правовой характер, с другой стороны, МЧП регулирует именно международные гражданские правоотношения, следовательно, международное право выступает самостоятельным источником этой отрасли права. Необходимо подчеркнуть различную природу названных источников. Внутригосударственное законодательство в области МЧП действует в пределах каждого отдельного государства и является результатом реализации нормотворческой функции государственных органов, которая воплощает интересы различных социальных слоев данного государства. Международные акты выступают результатом согласования воль различных государств, принимающих в них участие. По существу, международные нормативные акты в области МЧП регулируют правоотношения с участием юридических и физических лиц — субъектов внутреннего права, но обязательства по договору возлагаются на государства, участвующие в нем, которые несут ответственность за приведение своего внутреннего права в соответствие со своими международными обязательствами.
Охарактеризуем каждый из источников в отдельности.
5.2.1.
Международные договоры
Международные договоры представляют результат согласования воли нескольких государств. Российская Федерация участвует в международных договорах различного уровня. Согласно ст. 7 ГК РФ, нормы международного договора, соглашения имеют приоритет перед внутренним законодательством всегда, кроме случаев, когда из договора следует, что для его применения необходимо издать внутригосударственный акт. Для того, чтобы нормы международного акта стали обязательными к применению российскими субъектами, он должен стать частью российского законодательства. Для этого требуется совершить ряд действий:
1) прямая инкорпорация — принятие закона о введении договора в действие или о присоединении РФ к международному договору;
2) издание внутригосударственных актов на основе договора (в случае, если требуется приводить внутреннее законодательство в соответствие международной норме).
Только после выполнения указанных требований и после официальной публикации международный акт становится обязательным к применению на территории РФ.
Существуют их различные классификации.
Двусторонние (например, договор о правовой помощи по уголовным, семейным, гражданским делам с Албанией 1995 г.) и многосторонние (заключаются сразу между несколькими государствами).
Универсальные — государства-участники принадлежат к различным регионам, различным правовым системам. Например, к универсальным международным договорам относится Женевская Конвенция УНИДРУА 1983 г. «О представительстве при международной купле-продаже»). Региональные договоры действуют среди государств одного региона (например, Московская Конвенция о защите прав инвесторов, распространяющаяся на страны СНГ).
В современных условиях основная тяжесть по разработке международных договоров приходится на международные организации, которые планомерно занимаются кодификацией норм международного частного права в виде подготовки проектов универсальных международных договоров в области международного частного права.
Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), подготовившая ряд важнейших конвенций, к которым присоединилась Российская Федерация: Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров, Конвенцию ООН о морской перевозке грузов и т.д. Она была создана в 1966 г. в Венгрии, объединила 36 государств-участников.
Гаагская конференция по международному частному праву действует с 1893 г. с участием Российской империи. СССР не участвовал в этой организации. С 2000 г. Российская Федерация восстановила свое участие в работе конференции. Наиболее значительные документы, подготовленные этой организацией, обязательны и для России: Конвенция по вопросам гражданского процесса (1954 г.), Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам (1965 г.), Конвенция о сборе за границей доказательств по гражданским и торговым делам (1970 г.).
Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА) был создан в 1926 г., располагается в Риме. Им были подготовлены проекты конвенций по целому ряду вопросов международных предпринимательских отношений: о лизинге, факторинге и т.д. Участвует 58 государств.
Международные универсальные конвенции, в которых регулируются отношения в области международного частного права, разрабатываются также в рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирной морской организации (ИМО), Международной организации гражданской авиации и т.д.
Международная торгово-промышленная палата была создана в 1920 г. по инициативе Бельгии, Франции, США и ряда других стран как организация частных предпринимателей. Основной целью является организационное, правовое и техническое обеспечение внешнеторговой деятельности во всем мире. Сейчас ее подразделения созданы в более чем 130 странах мира. В РФ с 1993 г. действует Торгово-промышленная палата, представляющая интересы российских предпринимателей.
5.2.2.
Внутреннее законодательство
Внутреннее законодательство может включать два вида правовых норм.
Внутренние нормы принимаются законодательным органом конкретного государства и регулируют только внешнеэкономическую деятельность. В России отсутствует единый специальный закон, нормы международного характера содержатся в различных правовых актах. В законодательстве Российской Федерации, регулирующем отношения в сфере МЧП, следует выделить: Гражданский кодекс (раздел VI части третьей ГК РФ), Кодекс торгового мореплавания (глава XXVI), Федеральный закон 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже» и ряд других актов. Специальные законы, подзаконные акты, ведомственные инструкции, ненормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации также являются источниками российского МЧП.
Нормы международного характера при присоединении государства к международному договору входят в правовую систему государства.
Высшее образование в МИЭМП после профильного колледжа по 9 специальностям дистанционно: 11900 руб. в семестр, 3,5 года
5.2.3.
Международные обычаи
Международные обычаи отличаются от международных договоров тем, что носят неписаный характер. Сложность природы международного обычая заключается в том, что определить четкую временную границу признания его юридически обязательным можно только эмпирическим путем. Это находит отражение в правоприменительной практике: в решениях международных судебных и арбитражных органов, в резолюциях международных организаций. Такие документы выступают в качестве подтверждения существования международного обычая в целом или наличия его отдельных элементов.
Обычаи — это правила, выработанные участниками международных отношений практическим путем, в результате систематически повторяющегося и однообразного поведения в сходных обстоятельствах. Таким образом, использование обычая систематически повторяется и, кроме того, гарантируется возможностью применения принуждения в случае его нарушения. Как правило, обычаи не фиксируются в официальной письменной форме, поскольку являются наиболее древней формой существования права. В обычае содержатся наиболее важные правила поведения участников международных частных отношений, выдержавшие испытание временем, признаваемые всеми или многими участниками гражданских правоотношений международного характера.
Международный обычай признается как источник права в российском законодательстве — ст. 5 и п. 6 ст. 1211 ГК РФ. В России он применяется в нескольких случаях:
если это указано в соглашении сторон;
если это указано в законе, который применяется в данном случае;
если это указано в международном договоре.
В международном частном праве наиболее важную роль играют международные торговые обычаи, имеющие унифицированный характер, хотя не исключается и применение правовых обычаев, существующих в различных государствах. Наиболее известный орган, занимающийся их разработкой — Международная торговая палата в Париже. Здесь были разработаны Варшавско-Оксфордские Правила по сделкам на условиях СИФ, Йорк-Антверпенские Правила об общей аварии (последняя редакция — 2004 г.), Международные Правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС), Унифицированные Правила по документарным аккредитивам и инкассо и др.
Высшее образование в МИЭМП по 9 специальностям дистанционно: 11900 руб. в семестр. Последняя возможность получить диплом специалиста!
5.2.4.
Судебная и арбитражная практика
Под судебной и арбитражной практикой, выступающей источником права, понимают решения судов, которые имеют правотворческий характер, — формулируют новые нормы права. Этот источник характерен для стран англо-саксонской правовой семьи, где официальным источником права является судебный прецедент. Судебный прецедент — это решение вышестоящего суда, имеющее императивное, решающее значение для нижестоящих судов при разрешении аналогичных дел в дальнейшем. Никакое решение суда не становится прецедентом автоматически; оно должно получить статус прецедента в установленном законом порядке. Наибольшее количество прецедентов в английском праве, что в значительной степени усложняет судебную процедуру. В настоящее время кроме этого действует региональная система прецедентного права — европейское прецедентное право, сложившееся в рамках Европейского Союза (ЕС) и выработанное Европейским Судом. Решения этого Суда обязательны для государств — членов ЕС, их национальных судов и административных органов, физических и юридических лиц. Судебные органы стран-членов ЕС не вправе принимать решения, противоречащие решениям Европейского Суда, которые имеют решающее значение и обязательно должны применяться по аналогии.
В российском законодательстве судебная и арбитражная практика формально юридически не считается источником права. Отечественный законодатель расценивает ее в качестве основного средства для толкования, определения и применения правовых норм.
5.3.
Методы правового регулирования гражданско-правовых отношений с иностранным элементом
Правовое регулирование гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом, может осуществляться различными методами. В основном они обусловлены спецификой правовых норм, регулирующих эту группу отношений.
Нормы, решающие, какой из коллидирующих, «сталкивающихся» законов (правопорядков) подлежит применению, называются коллизионными. Предупреждая столкновение законов, коллизионные нормы определяют подлежащее применению (применимое) право, т.е. носят по существу бланкетный (отсылочный) характер. В тоже время, существует достаточно много правовых норм (в основном они содержатся в международных договорах и унифицированных правилах), определенно устанавливающих правило поведения, не отсылая к другой правовой системе. Такие нормы носят название материально-правовых. Соответственно выделяют два метода правового регулирования: коллизионный и материально-правовой. Каждый из методов регулирования имеет свои достоинства и недостатки. Так, коллизионное регулирование является более гибким, позволяет учесть интересы всех участников правоотношения. В то же время, последствием отсылки к праву другой страны может быть применение нормы, имеющей внутренний характер, предназначенной для регулирования внутригосударственных отношений. На практике оба эти метода применяются в совокупности, дополняя друг друга.
5.3.1.
Метод коллизионного регулирования
Метод коллизионного регулирования осуществляется коллизионными нормами. Основная задача этих норм — указать, право какого государства будет применяться. Суд или иной правоприменительный орган, встречаясь при разрешении споров и рассмотрении иных дел с отношением, осложненным иностранным элементом, оказывается перед необходимостью ответить на вопрос: праву какого государства следует подчинить такое правоотношение — страны суда либо страны, к которой относится этот иностранный элемент.
Особенность регулирования отражается на структуре нормы, имеющей два элемента.
Объем отражает предмет регулируемых отношений (например, составление доверенности, форма сделки, договор купли-продажи и пр.).
Привязка определяет конечный результат правового регулирования. Особенностью привязки является то, что она зависит от содержания объема, определенные привязки характерны для определенных отношений. Так, например, традиционно отношения собственности предполагают применение привязки lex rei sitae.
Она может формулироваться несколькими способами:
указывается право определенной страны (обычно той, где принята правовая норма);
указывается общий признак, определяющий применяемое право (формула прикрепления).
Формула прикрепления может определяться различными способами.
Lex personalis — закон гражданства, места нахождения, или места жительства, или национальности. По этой формуле, например, определяется национальность юридического лица, дееспособность гражданина.
Lex loci solutions — закон места исполнения обязательств.
Lex rei sitae — закон места нахождения вещи.
Lex loci actus — закон места совершения акта (сделки или деликта).
Lex loci activitis — закон места осуществления деятельности.
Lex flagi — закон флага (в мореплавании).
Как правило, текст коллизионных норм не содержит указания на санкцию, она устанавливается другими нормами. Также и гипотеза — если она и содержится, то входит в объем коллизионной нормы и не выделяется специально, а только уточняет условия применения нормы, т.е. ее объем.
Существуют различные формы коллизионных норм.
Нормы национального права и нормы международных договоров. Последние имеют более широкую сферу действия, т.к. применяются всеми участниками договора.
Диспозитивные и императивные нормы. Коллизионные нормы гражданско-правового характера, конечно, в основном имеют диспозитивный характер. Однако имеется и специфика: нормы международных договоров в основном имеют императивный характер, т.к. обязаны обеспечить единообразие, нормы национального права — в основном диспозитивные.
При применении права какой-либо страны, согласно ст. 1192 ГК РФ, суд может принять во внимание императивные нормы права другой страны, имеющей тесную связь с отношением, если согласно праву этой страны такие нормы должны регулировать соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. При этом суд должен учитывать назначение и характер таких норм, а также последствия их применения или неприменения.
Односторонние и двусторонние нормы. Односторонние нормы устанавливают применение одного права (обычно это право самого государства, принявшего норму). Двусторонние — допускают возможность применения как отечественного, так и иностранного права. Так, согласно ст. 1224 ГК РФ, о тношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства (это может быть как РФ, так и иностранное государство).
Однозначные и альтернативные (кумулятивные) нормы. Эта классификация указывает на число привязок в правовой норме. Так, однозначные нормы имеют только одну привязку. Однако встречаются и нормы с несколькими привязками — альтернативные (кумулятивные). Они имеют более сложный характер, но способствуют более гибкому правовому регулированию. Например, в соответствии со ст. 1221 ГК РФ, к требованию о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги, по выбору потерпевшего применяется:
право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности продавец или изготовитель товара либо иной причинитель вреда;
право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности потерпевший;
право страны, где была выполнена работа, оказана услуга, или право страны, где был приобретен товар.
5.3.2.
Метод материально-правового регулирования
Материально-правовой метод регулирования осуществляется материально-правовыми нормами. Материально-правовые нормы — это нормы, установленные государством в одностороннем порядке или путем заключения международного договора. Такие нормы также часто называют нормами прямого действия, а метод регулирования с их применением — методом прямого регулирования. По сравнению с коллизионным этот метод имеет ряд преимуществ.
Материально-правовые нормы непосредственно призваны регулировать отношения внешнеэкономического характера, т.е. имеют специальный характер.
Содержание правоотношения (права и обязанности участников) определены более четко, т.к. материально-правовые нормы известны заранее. При коллизионном методе сначала определяется применимое право, а затем в правовой системе этого государства ищется необходимая норма. При этом может возникнуть проблема обратной отсылки: если российское право отсылает к праву одного государства, а это право отсылает опять к российскому. Для того, чтобы минимизировать эту проблему, ст. 1190 ГК РФ предусматривает правило, согласно которому любая отсылка к иностранному праву должна рассматриваться как отсылка к материальному, а не к коллизионному праву соответствующей страны.
6.
Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 359;