Искусство контрапункта
Punctumcontrapunctum (нота против ноты). В этом старинном представлении отражена рациональная сторона искусства полифонии, что близко западному типу мышления. Августин говорил: “Взгляд души – это разум”, который способен творить. В XX веке появился афоризм А. Онеггера, что музыка – геометрия, движущаяся во времени.
Э. Курт в книге “Основы линеарного контрапункта: мелодическая полифония Баха” (1917 г.) пришел к мнению, что техника в контрапункте исходит из единства мелодических линий, которые не есть соединение, нанизывание отдельных тонов. Мелодическая линия (фаза) замкнута и непрерывна. В старинной нотации инстинктивно невмы “стремятся выразить рисунком линии подъем или спуск мелодического формования”.
“Комплекс голосов всегда представляется как единство” при обязательном сохранении индивидуальности голосов, происходит их попеременное выделение. Они и дополняют друг друга, и объединяются. Контраст голосов создается разными средствами: ритмическими (комплементарная ритмика), несовпадением вершин и спадов, цезур и каденций, штрихов, диатоники и хроматики.
В полифонии первостепенное значение имеет линеарность. Линии вступают в аккордовые отношения, совпадает это с сильными частями такта, а на слабых идет свободное развитие. “Контрапункт не исходит из аккорда, но достигает до аккорда”, мелодии стягиваются аккордами”, происходит вторичный процесс: “соединение линейных комплексов в созвучия”, “скрепление линеарно намеченного многоголосия в аккордовые массы”.
Виды полифонической техники
(система с XIII – XIVвв., полностью сложилась в эпоху Возрождения)
Виды контрапункта
Простой – сочетание мелодий без других вариантов их соединения.
Сложный – есть другие варианты соединения мелодий (подвижной контрапункт) или есть их первоначальное соединение и производное.
Вертикально-подвижнойконтрапункт – сдвиг мелодий по высоте на разные интервалы. Если голоса при этом поменялись местами – двойной.
Indexintervalis(Iv) - это сумма интервалов, на которые транспонировались мелодии. В полифонии - другая система отсчета интервалов: ч.1=0, секунда=1, терция=2 и т.д. Особое распространение имеет двойнойконтрапункт октавы,Iv=7(14 или 21). При нем происходит обращение интервалов. При вертикально-подвижном контрапункте голоса могут сближаться или удаляться друг от друга, это обозначается знаками + или – (Iv= – 7).
Горизонтально-подвижной контрапункт – сдвиг мелодий по времени их вступления.Вдвойне-подвижной контрапункт – когда используетсяи вертикально-подвижнойконтрапункт, и горизонтально-подвижной.
Обратимый контрапункт – зеркальный: восходящие и нисходящие ходы в мелодиях заменяются такими же, но в противоположную сторону.
Примеры использования контрапункта встречаются не только в полифонических жанрах, но и в сонатах, симфониях и других произведениях.
Схемы перестановок в трехголосии.
И. С. Бах, инвенция f-mol, № 9: первоначальное соединение в тактах. 3-4, производные - в 7-8 и далее.
Моцарт, симфония №41, кода: первоначальное соединение в тактах 384-387, производные в 387-391, 392-395, 396-399, 399-402.
Виды имитации
Простая – в другом голосе повторяется начальная одноголосная часть мелодии, далее идет свободное развитие.
Каноническая– непрерывная имитация (канон - конечный и бесконечный, каноническая секвенция).
Виды имитации:
1. В прямом движении.
2. В обращении.
3. В ритмическом увеличении.
4. В ритмическом уменьшении.
5. В возвратном движении (с конца).
6. Свободная.
7. Ритмическая (сохраняется ритм).
8. Сочетание разных видов.
9. Тональная (чаще в D) – с небольшими изменениями, чтобы не акцентировать D другой тональности.
10. Стреттная – досрочное проведение темы (время вступления - разное).
Пример имитаций (И. С. Бах. Органная фуга C-dur ).
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 3436;