Деятельность как способ Бытия Человека


Понятие «деятельности» является одной из стержневых категорий социальной философии. Оно сродни понятиям «движение», «активность», «поведение». Если движение является абсолютной характеристикой бытия мира, а активность — условием проявления и осуществления жизни, то поведение животных и деятельность людей является способом их бытия. Таким образом, деятельность — это способ бытия людей, форма осуществления их жизни; средство удовлетворения потребностей и интересов людей; инструмент освоения мира. Если способом бытия общества выступает суммарная деятельность людей, то способом бытия конкретной личности выступает конкретная деятельность, в рамках определенного культурного пространства и в интервале определенного времени. По содержанию деятельности и характеру ее осуществления можно судить о мере ответственности человека, его социальной ориентированности. Другими словами, в деятельности и через деятельность человек заявляет о своей самоценности, самовыражается и самоутверждается. Необходимыми атрибутами деятельности являются: * объект деятельности; * цель деятельности; * способ (метод, форма) деятельности; * средства деятельности; * результаты деятельности. Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены и находят свое выражение в поступке. Поступок — опредмеченная фор ма социальной активности

субъекта, предполагающая меру ответственности, заложенной в самом человеке, в его мировоззренческих ориентирах. Последнее принципиально отличает поступок человека от поведения животного или действия машины. Аксиологическая (ценностная) интерпретация поступка — это единственное, что не подлежит моделированию. По всем остальным параметрам деятельности, включая мыслительные операции, робот с компьютерным устройством может успешно заменить человека, демонстрируя качество, надежность, оптимальность. Поступок человека в его аксиологической интерпретации органически связан с нравственностью и мерой человеческого в человеке. Последнее обусловлено не только социальным, но и природным, родовым, духовным и космическим началами. При всей устремленности в будущее, человек несет в себе потенциал всех прошлых поколений. Эта возможность уникальная, неповторимая и не подлежит техническому моделированию. Таким образом, аксиологическая интерпретация поступка снимает надуманную проблему о том, что человек рано или поздно уступит свое место машине и станет ее заложником. Даже самая умная машина лишена способности творчества по канонам Добра, Разума и Красоты. Поступок, как единица деятельности, имеет свою обусловленность. Как правило, в качестве детерминации поступка выступают прямые или косвенные потребности и интересы субъекта деятельности. Единство потребности и интереса инициирует социальную активность на уровне индивида, группы или общества. Социальная активность реализуется через механизм деятельности. Механизм деятельности, будучи ориентированным на конкретный результат, предполагает осуществление целого ряда взаимосвязанных операций. Первый шаг подготовительного этапа связан с решением проблемы познания. Субъект деятельности заинтересован в получении исчерпывающего знания относительно объекта своей последующей деятельности, ибо от этого знания зависит степень осознания субъектом своих возможностей и способностей. Второй шаг состоит в обосновании смысла деятельности, опираясь на шкалу ценностей субъекта о мире и о себе. Третий шаг заключается в том. что смысл деятельности, подпитанный совокупным знанием

системы «субъект–объект», обеспечивает формирование идеального образа деятельности. Идеал деятельности является предпосылкой проекта деятельности. Проект деятельности прямо и непосредственно связан с творчеством. Творчество предполагает создание нового, не имеющего аналогов. Новизна как основной признак свидетельствует о том, что настоящее творчество связано с ломкой стереотипов, сложившихся норм, традиций, представлений. Искусство и смелость творца в отличии от дестроера (разрушителя) состоит не столько в ломке сложившихся представлений, сколько в предвидении социальной значимости нового, принятии всей меры ответственности за свое творчество, которое имеет свои этапы: * осмысление нестандартной, проблемной ситуации; * предварительный поиск ее решения и выбор из множества версий гипотезы; * проверка гипотезы и ее отбрасывание или подтверждение, используя при необходимости эмпирические и теоретические методы познания, а также опираясь на практику; * материализация решения в форме, доступной для понимания (текст, чертеж, макет, график, сигнальный экземпляр). Помимо заявленных этапов, творчество предполагает вдохновение, как определенный психологический настрой; способность к ассоциациям; веру в свои силы и надежду на искомый результат; интуицию, как озарение; определенный тип культуры с ориентацией на поиск нового; способность удивляться и сомневаться. Без этих компонентов или даже без одного из них вместо творчества можно получить его суррогат. Проект деятельности является непосредственным основанием для конкретизации цели деятельности, способа (метода) деятельности и выбора средств ее осуществления. На основе принятой цели, способа деятельности и средств ее обеспечения формулируются конкретные задачи и определяются сроки их выполнения. Задачи и установленное время являются отправной точкой для осуществления акта действия и получения искомого результата. Рассмотренный механизм деятельности характеризует не всякую, а только творческую деятельность. В границах репродуктивной деятельности с ориентиром неукоснительного соблюдения принятых стандартов, пропедевтика

деятельности ограничивается соотнесением знания в системе «субъект — объект» (я знаю что и как должен делать; я знаю свои возможности и способности делать это). Помимо основного деления на творческую и репродуктивную деятельность (получение известного результата известными средствами) существуют и другие классификации деятельности. В качестве основания деления принимаются или реальность бытия объекта, или реальность бытия субъекта. В первом случае возможно деление деятельности на материальную и духовную (деятельность как познание и преобразование; деятельность как познание и общение; деятельность как познание и освоение). Во втором случае возможно деление деятельности с учетом наличных форм общественного и индивидуального сознания (политическая деятельность, правовая, научная, эстетическая, нравственная, философская, религиозная). Рассмотрение проблемы деятельности позволяет сделать вывод о том, что деятельность человека, выступая необходимым условием обеспечения его жизни, является гарантом смысла человеческого бытия; способом его существования и осуществления.

 



Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 2104;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.