Социальная природа познания.


Совокупным субъектом познания является всё человечество: познавательный процесс невозможен без преемственности в получении знаний. Познание – это наращивание информации, оно осуществляется на базе предшествующих знаний, а также включает и совершенно новые открытия. Соотношение нового и предыдущего знания можно выразить, примерно, как 20% - новое, а 80% - уже имеющееся знание.

Огромное значение в познании имеют крупные открытия, знаменующие поворотные моменты в научной и мировоззренческой картинах мира. Тогда меняется парадигма, происходит смена познавательных и методологических установок. Человечество делает «скачок» в познании. Как правило, одному человеку это просто не под силу, такие явления происходят в масштабе всей науки, всего человечества, и носят название научно-технических революций.

Познание невозможно без наработанной системы понятий. А система понятий формируется в научном познании посредством языка, и сам язык выступает как система понятий.

Естественный язык и его формирование – результат исторического, социального развития. Первый скачок в развитии был осуществлен тогда, когда человек начал обмениваться опытом, и не только образно, путем копирования действий, а путем общения с помощью речи, сначала устной, а затем письменной. Значит, познание невозможно без обмена опытом, без передачи информации, без общения, а это процесс социальный.

Причиной познания являлась, прежде всего, жизненная необходимость, интересы и потребности людей. Они удовлетворялись посредством трудовой деятельности, которую можно осуществлять только сообща, коллективно. Практика людей всегда социальна, а она – основная цель познания. Человек, конечно, познает и ради любопытства, реализует свою любознательность, но это не главная цель познания. Познание ради познания являлось бы бесплодной задачей.

Таким образом, социальность познавательного процесса не вызывает сомнения. И человек в познании выступает как социальный субъект, а не как автономный индивид.

 

IV.2. Объект и субъект познания, изменение их взаимодействия в ходе развития познания. Исторические типы рациональности. Познание как информационный процесс: понятие отражения.

Любое отношение человека с миром можно считать познавательным процессом (правда, в расширенном понимании). Почему? Потому что образуется взаимосвязь человека и вещи, человека и процесса и т.д. В любом случае человек действует как субъект, хотя уровень интенциональности у него может быть разным. Познание –взаимообусловленный процесс между тем, кто познает (субъектом познания) и тем, что познается (объектом познания). Следовательно, познание – это субъект-объектные отношения. Роль субъекта в познании первична. Связь субъекта и объекта проявляется не только в том, что объект оказывает влияние на субъект, а и в том, что субъект сам начинает познавательный процесс, инициатива идет, прежде всего, от субъекта. Гносеология еще с Декарта и Канта подчеркивала активную роль субъекта в познании: человек не только отражает мир, но и творит его. Знание как результат познания представляет собой субъективный образ той действительности, с которой взаимодействует субъект. Гносеология Канта, подчеркивая активность субъекта, его направленность на познание, вводит в познание, как изначальную заданность, априорные (существующие в сознании субъекта до всякого опыта) формы познания, которые позволяют субъекту начать и осуществлять познание. Эти априорные формы чувственности и рассудка способствуют переводу чувственного опыта в систему понятий.

Мир познается действительно субъектно и субъективно. Субъект конструирует свою собственную картину мира, исходя из ряда данностей: уровня собственных знаний и представлений, специфики объекта, способности и готовности к восприятию (человек может осваивать и усваивать только определенные знания, на определенном уровне и в определенных формах), мировоззренческих оснований, уровня развития науки в целом на данном историческом этапе и др.

Если речь идет о научном знании, то оно является ещё и концептуальным. Значит, результаты познания, новые теории должны определенным образом вписываться в уже существующие концепции. Если знание не согласуется с основополагающими теориями, не согласуется с постулатами, определяющими данную картину мира, то такой результат говорит либо о том, что:

а) знание неверно, и должно быть отброшено;

б) либо это, действительно, новое слово в науке, тогда оно требует пересмотра имеющихся постулатов, прежних мировоззренческих установок.

Субъектом познания могут выступать разные образования: человек (отдельный индивид); коллективы, и прежде всего, научные; социальные группы; общество в целом. В конечном итоге, все совокупное человечество.

Потенциальным объектом познавательной деятельности является любая реальность (физическая или идеальная), а действительными объектами познания выступают те, на которые направлен познавательный интерес и которые непосредственно вовлечены в познавательную деятельность.

Предмет познания – конкретные свойства, характеристики, функции, проблемы данного объекта или процесса.

Объект и субъект познания, а также отношения между ними изменялись в ходе исторического процесса познания. В доклассический и классический период (до 2-ой пол. 19 в.) объектом познания выступала природа со всеми её атрибутами и человеком как её частью. Объект обладал «активностью», воздействовал на субъект, а он, в свою очередь, отражал это воздействие и выражал его в совокупности представлений, гипотез, теорий. Как мы уже отметили, с Декарта, Канта начинается пересмотр этого отношения в сторону выявления первичной и активной роли субъекта в процессе познания. Первому периоду, в основном, соответствовала корреспондентная теория истинности знания, в дальнейшем в связи с изменением роли субъекта в познании и появляются конвенциальная, прагматическая и другие разновидности теории истинности. В неклассической науке объектом познания выступает уже не сама реальность как таковая (в чистом виде), а всё чаще, моделируемая реальность (мысленный эксперимент, теоретическая модель, компьютерная конструкция и т.д.) – некий срез действительности, задаваемый субъектом. В постнеклассический период развития знания (посл. треть 20 в. и по н.в.) объектами познания преимущественно становятся познавательные комплексы, в которые субъект познания включен имманентно, т.е. сам становится его частью, отношения из разряда объект-субъектных переходят в разряд субъект-субъектных, а знание становится человекомерным. И это касается не только гуманитарного, социального знания, но и естественнонаучного и технического.

В соответствии с этими реалиями познания современная эпистемология (теория познания в науке) выделяет различные исторические типы научной рациональности. Научная рациональность – это совокупность оснований, на которые опирается система достоверного знания. Она начинает формироваться с эпохи Нового времени и первый её тип получил название классического, который длился довольно долго, почти до конца 19 века. Для данного типа рациональности, как мы уже отметили выше, характерно акцентирование на объекте познания. Все, что относится к субъекту и средствам познания, оставалось как бы за его пределами. Часто раздельно рассматривался объект и условия его существования. Примером может служить понимание материи, пространства и времени в период классического естествознания. Пространство и время рассматривались как отдельные реальности, пустые вместилища, которые ни с ней, ни между собой никак не соотносились. Господствовал механицизм, в основе которого лежал редукционизм, и абсолютный детерминизм, для которого характерны жесткая причинно-следственная связь между действием и его результатом, а также тезис о том, что при одинаковых условиях наступают одинаковые явления, что знание начальных условий дает однозначную возможность прогнозирования дальнейшего развития. Абсолютный детерминизм ни при каких условиях не допускал индетерминизма, практически отвергал наличие и роль случайности и др.

Неклассический тип научной рациональности (с конца 19 в. – периода великих открытий в естествознании и до 60-70-х гг. 20 ст.) был прежде всего направлен на преодоление узости, крайностей и механицизма предыдущего периода. Данный тип рациональности, как мы уже отметили, изменяет отношения между объектом, субъектом и средствами познания, выявляется зависимость объекта от субъекта. Получение истинного знания становится возможным только при их тесной взаимосвязи и активной роли субъекта. Формирование квантовой механики утверждает принцип относительности и вероятностного детерминизма, так как явления в микромире характеризуются тем, что ни одно из них не может быть непосредственной причиной другого. Формируется в целом теоретико-вероятностный стиль мышления. Причинность рассматривается на основе динамических закономерностей, признающих не только необходимость, но и случайность. Идет отказ от природоцентристских воззрений на явления действительности, изживаются стереотипы механистического, объективного в ньютоновском смысле, описания природы. Выявляется тесная связь и новое понимание эмпирического и теоретического уровней познания, теоретического и прикладного направлений науки. Идет процесс сочетания дифференциации знания (складываются и формируются новые виды, отрасли науки) и его интеграции (взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов и форм знания).

Постнеклассический тип рациональности начал складываться, примерно, с 60-70-х гг. 20 века, с появлением первых признаков информационного общества. Мы выше уже, в принципе, рассмотрели его особенности и отличия от предыдущего типа. Уточним еще раз его характеристики. Прежде всего, как мы отметили, идет усложнение самого объекта и методов его познания. Для данного периода характерно сочетание объективно-теоретического и ценностного подходов, усиливается тенденция к преодолению разрыва между естественнонаучным и гуманитарным знанием, наука активно аксиологизируется. Познание протекает не только в тесной связи и новом содержании его эмпирических и теоретических форм, но и эвристическому, интуитивному знанию все больше отводится места. Все более развивается тенденция к объединению частнонаучных картин мира в общенаучную, а последней – к объединению с философской картиной мира (например, к единству: «наука + философия + религия», как прозорливо считал В.Соловьев). Характерны преобладание идей универсального эволюционизма (о котором так же шла речь выше), где развитие рассматривается как имманентный атрибут всех форм реальности, использование синергетической методологии и ряд других особенностей.

Современная наука рассматривает познание как разновидность информационного процесса. С данной точки зрения, познание есть процесс получения, наращивания, хранения и переработки информации, полученной в результате взаимодействия с бытием. Но и само бытие есть взаимодействие разных объектов. Мир не может существовать без этого взаимодействия – это постулат, а любое взаимодействие является информационным процессом, обменом информацией. Специфика и результат этого обмена зависят от сложности и структуры объектов, уровня их взаимодействия и ряда других параметров. Человеческая деятельность и познание являются высшими формами данного процесса.

В философии процессы обмена информацией анализируются через понятие отражения. Отражение есть результат взаимодействия. Оно по своим характеристикам носит ступенчатый характер. Можно выделить следующие ступени отражения, на каждом уровне которых информационный процесс будет иметь свои особенности:

1). Отражение в неживой природе, результатом которого выступают простейшие следы, отпечатки, изменения формы, неподвижный оттиск (например, фотография). Это уровень механического отражения. Оно носит случайный характер, пассивно и здесь нет ни малейшей избирательности.

2). Отражение на уровне живого простейшего организма. Это более сложный информационный процесс, так как в нем уже присутствуют первые зачатки избирательности, активности.

3). Отражение на уровне примитивной нервной системы. Это простейшие психические реакции. На этой стадии уже идет первичная конструктивная деятельность, более сложная избирательность, которая может показаться разумной (например, уже лягушка ищет лучшее болото), но деятельность эта ещё исключительно инстинктивна.

4). Отражение на уровне развитой психики, наиболее близкое к человеку. Эта стадия характеризуется достаточно сложной чувственностью, на этом уровне происходит партнерская избирательность. Это уровень дрессировки. На этой стадии, считают ученые, можно говорить о «предметном мышлении» у высших животных.

5). И тем не менее, все эти сложные формы информационной деятельности нельзя назвать познанием в подлинном смысле этого слова. Оно свойственно все-таки только человеку. Познание – это отражение на уровне сознания. С биологической точки зрения сознание является функцией мозга, который способен воспринимать информацию и перерабатывать её в мысль. Отражение на уровне сознания и познания характеризуется следующими признаками: рациональностью, целеполаганием и целенаправленностью, предвидением результатов деятельности, абстрагированием (отражением мира в понятиях и идеях), созданием предварительных идеальных моделей, избирательностью, активным творчеством, ценностным видением мира и рядом других достаточно сложных характеристик.

IV.3. Уровни и формы познавательного процесса. Эмпиризм, сенсуализм и рационализм.

Познание – сложный процесс, результатом которого может быть как истинное (адекватное), так и неадекватное знание о мире (заблуждение).

Ближе всего к человеку находится предметный мир объектов, которые принимаются субъектом, прежде всего, через органы чувств. Поэтому первым уровнем познавательного процесса является чувственное познание. Чувственное познание дает человеку представление об окружающей действительности. Первоначальные пути этой деятельности: созерцание и наблюдение. Человек на этом уровне вчувствуется и вдумывается. Первая форма чувственного познания – ощущения. Под ощущениями гносеология понимает способность человека почувствовать предмет (увидеть, услышать, обонять, осязать) и определить отдельные качества и свойства объекта.

Самый большой объем чувственной информации дают зрение и осязание. Причем осязанием обладает вся поверхность человеческого тела.

Человеческая специфика такова, что уже на уровне ощущений, человек начинает применять некоторые обобщения, и эта особенность позволяет ему в дальнейшем воспринимать объект более объемно и целостно. Но более полное восприятие предмета происходит на уровне следующих форм чувственного познания: восприятий и представлений.

На уровне восприятий происходит формирование относительно целостного образа объекта, отдельные качества и свойства объединяются в единый образ предмета.

Представление – высшая форма чувственного познания. На уровне представлений с помощью памяти и воображения воссоздается образ предмета даже без непосредственного контакта с ним. На уровне представления наиболее полно подключается рациональное восприятие субъекта (моменты абстрагирования, моделирования, анализа, обобщения).

Таким образом, представление является переходной формой к рациональному уровню познания. Человек уже не только может представлять и понимать предмет в его конкретно-чувственной форме, но и включать его в систему знания, в систему общих понятий.

Второй уровень – рациональный (ум, абстрагирование, обобщение). Это естественное продолжение чувственного уровня познания. Существовали философские концепции (сенсуализм и эмпиризм), которые считали, что чувственного познания вполне достаточно для достижения истины. Представители этих концепций полагали, что разум и мышление участвуют только в упорядочивании чувств и опыта. Они считали, что ничего нет в разуме, чего не было бы в чувстве, а значит, чувственное познание ведет к истине и его вполне достаточно. Как известно, такую позицию в философии выдвигали сенсуалисты и эмпиристы (Демокрит, Эпикур, Ф.Бэкон, Дж.Локк, французские материалисты 18в., Юм, Фейербах и др.).

Другое направление – рационализм (от «рацио» – разум) абсолютизировало рационально-теоретическое познание и роль разума в процессе познания. В истории философии приверженцы рационализма (особенно эти направления имели место в философии Нового времени. Представителями рационализма были Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель и др.) считали, что истина доступна только на рациональном уровне, хотя в принципе и не отвергали чувственного познания. Рационалисты считали, что без врожденных идей, которыми наделен человек, или доопытных, априорных форм рассудка вообще познавательный процесс невозможен. Сам первоначальный акт познания начинается не с помощью чувств, а с помощью разума, поэтому разрабатывали дедуктивные методы познания (от общего к частному, от теории к конкретному объекту). Положительным моментом их концепций является то, что они впервые настоящим образом обратили внимание на активную созидательную роль мышления, субъекта в процессе познания. Мысль у рационалистов являлась явным доказательством бытия: «Я мыслю, следовательно, существую», - говорил Декарт. Но главная ошибка рационалистов заключалась в том, что они чувственному познанию не доверяли, считали его слишком субъективным, не дающим общего знания, которое возможно, полагали они, лишь на рациональном уровне. Рациональное познание начинается с обобщения информации в понятии. Понятие – это первая форма рационального мышления. Понятие – это обобщенная сущность объекта, выраженная специальным термином. Понятие – такой уровень абстрагирования, форма мыслительной деятельности, при которой наибольшую роль играют анализ и синтез (обобщение). Понятие включает такое содержание об объекте, в котором выделены главные сущностные его характеристики; второстепенные, несущностные признаки при этом отбрасываются. Понятие – это уже достаточно высокий уровень знаний об объекте. В философии наиболее общие понятия, высокой степени абстракции и обобщения, поэтому они называются – категориями. Понятия, как правило, взаимосвязаны между собой и в своем содержании в той или иной науке или концепции, теории дополняют друг друга, образуя тем самым систему знания в данной области. Кроме понятий различают следующие формы рационального познания:

Суждения – это такая форма рациональности, которая объединяет ряд понятий по правилам формальной логики в законченную мысль. В логике выделяется два типа суждений: аналитические и синтетические.

Аналитические суждения представляют собой знание, заключенное в самих понятиях данного суждения. Синтетические суждения привлекают еще и дополнительный материал извне.

Умозаключения – это уже система суждений, в котором новое знание выводится из предварительных суждений. Умозаключение – это приближение к теории, определенный фрагмент теории. Следовательно, теория – уже система, состоящая из нескольких умозаключений. Существенный признак теории – центральная идея, дополненная обоснованиями. Простота теории, ясность ее посылок и подтверждающих аргументов являются характеристиками теории. Теория может выступать в виде гипотез и в виде доказательных концепций. Гипотеза отличается собственно от теории-концепции тем, что она – предположительное знание, которое со временем может утвердиться как теория или будет отброшено как заблуждение. Теория в концептуальном плане покоится на доказательных аргументах, подтверждена логически и в практике использования. Наука, научные знания, в отличие от обыденных, как правило, концептуальны и существуют как система теорий и гипотез. Научное знание парадигмально. Парадигма – это устоявшаяся модель, образец, определенная мировоззренческая установка, от которой отталкиваются в решении исследовательских задач. Это научные и философские постулаты, по образцу которых формируется та или иная картина мира. Парадигмы меняются нечасто, в моменты крупных исторических изменений научных или мировоззренческих установок, на переломе эпох или крупных общественных изменений. Смена парадигм, как правило, связана с научно-техническими революциями.

 

IV.4. Проблема источников знания, его способов и границ: скептицизм и агностицизм.

 

Все люди от природы стремятся к познанию. Теория познания и «общая метафизика», рассматривая проблемы бытия и познания, действительно образуют основу всей философии. Можно привести высказывание замечательного русского философа Н.О. Лосского о познании и его месте в жизни человека: «В душе каждого человека пылает фаустовская надежда бесконечности жизни. Но если мое Я не может расшириться и отождествиться с другими Я, то все же у меня есть средство выйти из границ своей индивидуальности, хотя бы отчасти: оно заключается в знании таких книжных червей, как Вагнер, к которым относятся слова Мефистофеля: «Кто хочет что-нибудь живое изучить, всегда его сперва он убивает. Потом на части разбивает, хоть связи жизненной – увы! там не открыть».

Мы говорим о таком знании, какое дает поэт, постигающий вплоть до глубочайших изгибов внутреннюю жизнь мира, все то, что кроется в самых темных тайнах души всякого существа. Если нам скажут, что такого знания, постигающего действительную жизнь, нет, что знание имеет только символический характер, что мы понимаем не саму вещь, а лишь действие её на нас, или если нам скажут, что познаваемый нами мир есть только мир наших представлений, мир явлений, разыгрывающихся по законам нашего ума, то этого рода знания нас не удовлетворят, нам душно в узкой сфере Я, мы хотим выйти в безбрежное море действительности, как она существует независимо от свойств нашего Я» (Н.Лосский. Обоснование интуитивизма. СПб,1906, с.1-3).

Это высказывание Н.Лосского приводится не только из-за его прекрасного языка в такой сложной проблеме, как познание, но и как имеющее значение относительно сразу трех вопросов гносеологии.

Теория познания, как уже говорилось, называется гносеологией (от греч. познание, узнавание). Точнее сказать, гносеология – это знание о знании.

Н.Лосский уточняет свое понимание гносеологии: «Гносеология или теория познания, есть наука о свойствах истины». (Н.Лосский. Обоснование интуитивизма. СПб, 1906, с.19).

В вопросе о познаваемости мира есть пессимисты и оптимисты (пессимистическая и оптимистическая гносеология). Первых хорошо иллюстрируют слова Фауста («Фауст» Гете): «Природа для меня загадка. Я на познании ставлю крест».

Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира. Пример такого оптимизма являет собой Гегель: «У скрытой и замкнутой вначале сущности Вселенной нет силы, которая могла бы противостоять дерзновению познания, она должна раскрыться перед ним, показать ему свои богатства и свои глубины и дать ему насладиться ими». (Гегель. Соч. М., 1956.Т.1Х, с.5). Пессимистическую позицию в познании, сомнение в возможности человека получить истинные знания высказывали скептики и агностики. Скептицизм не тождественен агностицизму. Он не отрицает принципиальной познаваемости мира, но выражает сомнение в достоверности знания, тогда как агностики в сущности отрицают познаваемость мира. Агностицизм (от греч. А – не, гносис – знание) – это не просто бездоказательный отказ от познания. Агностицизм порожден в муках познания, поиска исти­ны. Вспомним великого И.Канта, который стал агностиком лишь после того, как глубоко «вспахал» поле мыслей о познаваемости мира. И все-таки наука развивается, и мы так или иначе познаем мир, получаем более или менее истинные знания. Так в чем же суть агностицизма?

Суть кантовского (и юмовского тоже) агностицизма состоит в следующем: то, что вещи являют для нас, и то, что они представляет сами по себе – феномены и ноумены (в кантовском обозначении), – они принципиально различны. И сколько бы мы ни проникали вглубь явлений, наше знание все же будет отличаться от вещей, каковы они в сути сами по себе. В итоге, Кант приходит к заключению: мир в его глобальном значении – это непознаваемая «вещь-в-себе». Познание, по Канту, это априорная (доопытная) способность нашего рассудка обрабатывать данные опыта и переводить их в систему понятий и теорий. Именно так возможна наука. Но таким образом мы «работаем» только с миром явлений. Мир сущностей для познания недоступен. Как только мы приближаемся к нему, он от нас «убегает». Сущность всегда закрыта, она – «вещь-в-себе». Если же наш разум захочет в познании пойти дальше, он попадает в мир противоречий (антиномий), и тогда мы можем только мыслить и предполагать, не имея точного и однозначного ответа. Тогда мы так же попадаем в мир «вещей-в-себе», в том числе, философских вопросов и проблем, которые не имеют однозначного решения (бесконечность, бог, свобода, нравственность, бессмертие и т.д.). Можно констатировать, что источник агностицизма – разрыв в бытии между жаждущим познания человеком и сущностью и сложностью бытия; признание, по выражению русского философа П.Флоренского, «непроницаемости бытия для истины». Трагизм познания И.Кант видел в том, что «на долю человека, его разума выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему собственной природой, но в то же время он не может ответить на них, ибо они превосходят его возможности».

Итак, Кант ограничил познание только миром явлений, поставив ему преграду – «вещь-в-себе». И вряд ли бы он согласился считать себя агностиком. Точнее применить к его позиции термин «гносеологический релятивизм» – абсолютизация изменчивости, текучести явлений и событий бытия и сознания. Примером крайнего релятивизма может служить (еще с античности) учение Кратила, считавшего, что в мире все изменяется столь быстро, что нет абсолютно ничего устойчивого. Кратил советовал во избежание заблуждения молчать и лишь в случае самой крайней необходимости указывать пальцем: тут уж ни в чем не ошибешься! Полный релятивизм в теории познания – это одна из форм проявления «пресыщенного мышления», для которого характерны крайности: если уж истина, то она обязательно должна быть абсолютной, а если она не абсолютна, то она и не истина. Поскольку нет раз и навсегда данной истины, то она истолковывается агностически в ряде гносеологических концепций. В действительности же, путь движения познания действительно не прямая линия: а представляет собой причудливую кривую, на отрезках которой возможны заблуждения. Далеко не одно и то же утверждения: «знание содержит момент относительного» и «знание только относительно». В итоге о релятивизме и агностицизме можно сказать словами Ксенофана (из «Диалогов» Платона»): «Пусть даже кто-нибудъ правду изрек бы, как мог бы узнать он: Правду иль ложь он сказал? Лишь призраки людям доступны».

Как верно заметил Аристотель: «Кто ясно хочет познавать, тот должен прежде основательно сомневаться». Это верно. Так же верен и тезис античных философов: «подвергай все сомнению». Но это лишь исходный пункт философского осмысления. Сомнение – это катализатор, ускоритель, побудитель в познании, а не его тормоз, не его тупик. Агностики и скептики, как правило, апеллируют к эмпиризму, чистому опыту, утверждая: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувстве». Здесь явно прослеживается преувеличение значения эмпирического опыта, чувствования. Как же быть тогда с логикой, законами мышления и, вообще, с теоретическим уровнем тех же естественных наук, особенно математики? Разве все их достижения связаны исключительно лишь с опытом, и всё ли можно прочувствовать в математике, теоретической физике и другом подобном знании? Вряд ли. Здесь главный творец – человек, его разум! Там он находит идеи, возникающие часто интуитивно, спонтанно.

И другая, противоположная этой, крайность: ощущения (чувства) – не источник знания, а источник заблуждения. Только разум способен дать истинную картину мира. А здесь, очевидно, заблуждение другого порядка. Полагая так, логически напрашивается вопрос: а где же разум возьмет «материал» для познания, для поиска истины? И далее: а что же, как не бытие, не природа ставят перед нами вопросы? По поводу чего мы мыслим? Если нет природы, бытия, реальности, а есть только разум, то по поводу чего же он размышляет?

Ещё нeсколько слов следует сказать об априоризме. Безусловно, есть очевидные истины. Они тысячелетиями проверены на практике и постольку достоверны. Априорных истин не так уж и много и вряд ли они покрывают собой всю проблематику природы, общества и человека. К ним относятся, прежде всего, математические априории – аксиомы. Но и они, в конечном счете, относительны. Вспомним геометрию Эвклида и геометрию Лобачевского, где проявляется относительность даже математических истин – априорий.

Несколько слов о видах и формах познания. Есть познание житейское и познание научное. Сущность научного познания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущим, в достоверном обобщении фактов, в убеждении в том, что за случайностью следует видеть необходимость, закономерность; за единичным – общее и т.д., и на этой основе выстраивать предвидение различных явлений. Предсказательность через познание закономерностей – важная особенность научного познания. Житейское познание основывается на личном опыте, оно сугубо индивидуально, часто хаотично, поверхностно, несистемно, субъективно и ограничено. В силу этого, конечно, оно не может претендовать на общезначимость.

Kрoме житейского и научного познания есть еще и практическое знание. Цель ученых – открытие закономерности общего принципа «узнавания» новой идеи. Цель инженера – создание новой вещи: прибора, устройства и т.д. на основе ужe полностью известных, зафиксированных принципов. Известный ученый-практик У.Митчел писал: «Ученые – люди совсем oсобого склада. У них вечный зуд понять что-то, что до сих пор было непонятно. Инженеры же хотят создать то, чего ещё никогда не было. Вот в чем разница». (У.Митчел. Брат мой – враг мой. Киев, 1958. с.285).

Художественное освоение мира – это ещё одна форма познания. Здесь много своих особенностей. В искусстве, в отличие от науки, допускается вымысел. Если в науке главное – отойти от единичного, индивидуального и удержать общее в форме понятий, то в искусстве все конкретизировано в образах, персоналиях, видах, здесь важна индивидуальность, авторское видение мира. Вглядываясь в произведение искусства, мы можем познать и понять, как другой человек видит и воспринимает мир. И наше представление о мире будет полнее и богаче.

Подытоживая эту часть, приведем одну из типологизаций видов знания: а) рациональное (логическое) – чувственное (образное); б) дискурсивное – интуитивное; в) описательное – сущностное; г) эмпирическое – теоретическое; д) фундаментальное – прикладное; е) достоверное – вероятностное; ж) научное – вненаучное (обыденное, художественное, религиозное, мифологическое, философское, магико-оккультное, паранаучное); з) естественно-техническое – общественно-гуманитарное. Все они имеют свои особенности, специфику в отражении и понимании действительности, что создает богатство видения мира, его многоцветье, без которого жизнь была бы скучна и неинтересна.

 

IV.5. Проблема истины. Философия о критериях истинности знания: различные подходы к проблеме.

 

И все-таки главным вопросом для гносеологии является вопрос о критерии (или критериях) истинности знаний. Что же является критерием истины? – в истории философии нет однозначного ответа и единой позиции. Рассмотрим некоторые:

1. Марксистская концепция истины. Марксизм считает, что критерий истины – это практика. И это верно, так как истина ищется для того, чтобы применить её на практике. Что такое практика? По определению марксистской теории, практика – это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. Практика определяет: а) источник познания, его основу; б) сферу применения знаний, цель познания; в) является критерием, мерилом истины.

Итак, практика – это основа формирования и развития познания на всех его ступенях. Результаты научного творчества находят свое практическое применение в сфере материального производства, в технике. Каждая область научного знания, раскрывая различные закономерности, объясняя определенные явления, участвует в создании единой картины мира, в формировании мировоззрения.

С точки зрения марксистской гносеологии, истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного или интеллектуального его постижения. Характеризуется с точки зрения ее достоверности. Истина предметна, её необходимо не только постичь, но и можно осуществить. Это позволяет марксистской гносеологии ввести понятие объективной истины. Истина определяется как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Поэтому истина объективна, конкретна и исторична. Она отражает знания о миpe на его определенном, конкретно-историческом этапе, следовательно, в этом, и только в этом плане, она относительна.

Итак, истина не «лежит в вещах» и «не создается нами» произвольно. Истина есть характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъктом. Если есть истина, то должен быть и ее антипод – заблуждение. Заблуждение – это непреднамеренное искажение действительного состояния дела, неизбежный продукт познавательного процесса. Если искажение носит намеренный характер и содержит сознательную цель: ввести кого-то в заблуждение, тогда это квалифицируется как ложь, и такое положение уже приобретает нравственную характеристику, выходит в область этики науки. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются. До тех пор, пока человек стремится все вперед и вперед, говорил Гете, он блуждает. Но истина пробивает себе дорогу к свету, хотя возможны и заблуждения, но они менее болезненные, если имеют место в естественных науках и более опасны, если таковые наличествуют в общественном знании, так как негативно, а порой трагически сказываются на людях.

Марксизм вводит и понятие абсолютной истины. Абсолютная истина – это предел мечтаний человечества, но возможна ли она? По определению, абсолютная истина – такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается практикой. Истина конкретна. Это означает, что она основана на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, существенных свойствах, тенденциях его развития.

Марксистскую теорию истины можно считать разновидностью корреспондентной (корреспонденция = соответствие) теории истины. Истоки корреспондентной теории истины имеют место еще в античности. Платон и Аристотель определяли истину как соответствие знаний объекту. Данная теория истины может применяться, если речь идет о познании несложных объектов, простых общеизвестных фактов. Главный недостааток данной теории заключается в том, что очень трудно и не всегда возможно понять, соответствуют наши знания объекту или не соответствуют. Практика ведь также не является абсолютным критерием истинности. Далеко не все наши знания можно проверить на практике, подтвердить практикой. Критерий практики так же относителен, как относительны все наши знания.

2. Представители когерентной концепции истины считают: «Истинным является высказывание, следующее из других истинных высказываний». Критерием истинности здесь является согласованность с предыдущими теориями и концепциями. Если знание укладывается в систему существующей теории, логически ей не противоре<



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 930;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.029 сек.