Кушанская культура.
Длительный период относительного мира и благополучия, расцвет городов, интенсивные связи с основными центрами древнего мира привели к необычайному расцвету культуры кушанской эпохи. Ее характерной чертой является тесная связь с городами и распространение урбанизированной культуры в сельской местности. Раскопки сельских поселений кушанского времени в Бактрии показывают, что они уступают городам лишь размерами
и отсутствием ремесленных производств и монументальной архитектуры.
Весьма показательно распространение буддизма, который именно при кушанах в широких масштабах проникает в Бактрию и в некоторые другие области Средней Азии. Это объясняется не только тем покровительством, которое, как свидетельствует традиция, кушанские цари оказывали буддизму. Возросшая его популярность связана с ролью буддизма как идеологии.близкой и понятной в первую очередь городскому населению, численность которого в Кушанском государстве была весьма велика. Буддизм выработал новый взгляд на личность, проповедовал равенство людей, по крайней мере в духовной области. Утвердившийся при Канишке вариант буддизма значительно упростил «путь к спасению», иногда ограничивая его простыми дарами, совершаемыми подносителями. Все это способствовало превращению буддизма в подлинно массовую религию, популярную как у рядовых горожан, так и в среде городской верхушки.
Вместе с тем увлечение буддизмом не привело к вытеснению местных народных культов и зороастризма. Продолжали сооружаться монументальные храмы огня и небольшие домашние святилища, в которых центральное место занимал алтарь для возжигания священного пламени. Исключительной популярностью пользовались терракотовые фигурки духов-покровителей, в основном в образе женщин. Довольно много терракотовых изображений всадников на конях в полной упряжи — всадники были важнейшей частью кушанского войска.
В кушанской архитектуре, скульптуре и живописи определенное отражение и преломление нашли три художественные традиции. Прежде всего это весьма древние традиции бактрийской культуры с ее большими достижениями в области монументальной архитектуры. Вторым важнейшим компонентом было греческое искусство, глубокие корни которого в Бактрии определялись как значительным числом греко-македонских колонистов, так и проникновением эллинистических традиций в местную среду. Наконец, третьим компонентом было искусство Индии, пришедшее с
распространением буддизма, который принес готовые архитектурные решения культовых сооружений и определенные художественные традиции и эстетические концепции.
В кушанской архитектуре внешняя монументальная парадность дворцовых и храмовых комплексов сочеталась с пышностью внутреннего убранства. Живописные и скульптурные композиции последовательно и с большой детализацией развертывали на стенах храмов и дворцов религиозные сцены и групповые портреты членов царской семьи в окружении воинов и слуг. Именно такая скульптурная группа была открыта при раскопках раннекушанского дворца на городище Халчаян в Северной Бактрии. Стремление к передаче индивидуальных черт, в какой-то мере к психологическим характеристикам, было особенно заметно на ранних этапах кушанского искусства. Позднее официальные изображения кушанских владык в соответствии с требованиями династийного культа приобретают черты застывшей отрешенности, а воспроизведения буддийских персонажей несут неизменный штамп утонченного типа красоты. Наоборот, в изображениях лиц, сопровождающих официальных персон, виден тот жизненный реализм и индивидуальные черты, которые связаны с греческой традицией. Несомненно, развитие городов, торговли, а значит, в какой-то мере творческой инициативы способствовало утверждению этих черт кушанского искусства.
Парфянское царство
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 2212;