Гармоничные сочетания ахроматических цветов.


Как мы уже выяснили ахроматическими мы называем оттенки серого, которые располагаются от белого к черному. Как можно добиться гармоничного сочетания между этими цветами. Тут уместно разделить процесс на гармонизацию собственно цветов, то есть выстраивания некоего ряда сочетаемых по тому или иному принципу цветов, который будет использоваться в композиции, и соотношение площадей на которых данные цвета будут располагаться.

Для гармонизации ахроматических цветов используют ступенчатую серую шкалу, или если композиция монохромная, то шкалу из оттенков определенного тона. Ступеней в шкале может быть разное количество важно, чтобы ступени делили отрезок от черного к белому на равные части, то есть шкала должна быть равно ступенчатой.

Далее из данной шкалы выбирают нужное количество оттенков, то есть композиция может состоять из двух, трех и более оттенков серого. Композиции из трех оттенков считаются наиболее гармоничными. При чем надо понимать, что даже когда композиция состоит из большого количества оттенков, часто на этапе эскиза и композиционных поисков, стараются свести к трем оттенкам, например, пейзаж часто разбивают на три пятна, передний средний и дальний планы, которые стараются гармонично связать между собой по средствам тональных отношений. А потом внутри данных пятен разрабатывать более тонкие градации при этом стараются не нарушать целостность трех основных пятен и отношений между ними.

Оттенки для композиции из серой шкалы выбирают либо с включением черного, белого и одного или нескольких серых, или только черный и белый, такая гармоническая схема называется полной.

Если выбирают белый и светлые оттенки серого, то такая схема называется светло-серой.

Черный и темные оттенки серого,темно-серой.

Когда оттенки берутся из середины шкалы, то тогда это средне-серая гармоническая схема.

Конечно, все данные схемы достаточно условны, например сочетание цветов может быть средне-серым, но при этом быть достаточно темной. Да и утверждение что композиция, разбитая на три тона является наиболее гармоничной тоже не бесспорно, есть разные мнения на этот счет.

Иногда серую шкалу составляют так, что можно разделить ее на темные оттенки и светлые, например, ели ступеней будет на пример десять то можно четко провести границу между темным и светлым.

Считается, что если выбирают оттенки, расположенные на серой шкале через равные промежутки то такая схеме наиболее гармонична, то есть она воспринимается как наиболее спокойная. Если промежутки между выбранными оттенками не равны, то получается более экспрессивная гармония.

Если приходится на практике использовать серую, или монохромную шкалу для гармонизации, то желательно иметь достаточно большую шкалу с как можно большим количеством ступеней, чтобы иметь больше места для маневра.

Например, в офорте есть такой инструмент как шкала травления, это разновидность серой шкалы, которая используется для получения определенных оттенков, при травлении офортной доски. Так вот офортисты стараются делать больше оттенков на шкале травления чем, будут использовать при травлении, и это делается для того чтобы иметь возможность более гибко и широко корректировать процесс травления, то есть светлотные отношения.

Что касается соотношения распределения выбранных оттенков на композиции, то тут тоже могут быть разные подходы.

Например, в композиции из трех оттенков можно пойти таким путем делим площадь композиции, таким образом, один оттенок занимает 50%, второй 32%, последний18%. Получаем соотношение близкое к золотому сечению, которое будет восприниматься как очень спокойная композиция.

Или другой пример, когда предлагается композицию из четырех тонов делить, таким образом, 1/6 белый, 1/6 черный, 2/6 первый серый, 2/6 второй серый, такое распределение позволяет получить достаточно спокойную сбалансированную композицию.

В принципе в данном случае можно использовать любые гармоничные сочетания чисел, которые предлагают как математика, так и геометрия, о чем мы, наверное, поговорим, когда-нибудь более подробно, в соответствующей статье.

Еще хочется сказать, что на самом деле гармонизация оттенков серого это первый этап при гармонизации хроматических цветов, то есть художники, перед тем как преступить к созданию цветной композиции часто создают чёрно-белый эскиз. Многие фотографы тоже без эскиза не обходятся, и часто эскиз бывает не один. Есть целая технология поэтапного решения все возможных художественных задач, от композиционных поисков, в том числе гармонизация, до детальной проработки всей композиции в монохромном или ахроматическом варианте, а потом уже переходят к созданию цветной композиции, как завершающий этап работы. Причем подобные во многом сходные подходы существуют как в традиционных художественных технологиях, так и в цифровых, и фотография тоже таких подходов не гнушается и эффективно использует, особенно в ретуши и коллажировании.



Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 195;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.