Разделение Церкви в XI-XV вв.
Разделение Церкви или Великая схизма – раскол Христианской Церкви в 1054 г. на Римско-Католическую и Православную или, таким образом, Западную и Восточную соответственно.
Уже в IX в. назревал раскол между Константинопольской патриархией и Римским папством. Между ними усиливалась борьба за первенство в христианском мире, в частности из-за обоюдного желания контролировать епархии Юга Европы, в частности Италии и Балканского полуострова. В Риме появилась идея о верховенстве именно римской кафедры, Мол, каждый римский епископ (папа) – наследник самого апостола Петра.
Так, этому всему предшествовала внутриполитическая борьба в Восточной империи, в которой приняли участие церковные представители Рима и Константинополя. Ее содержание таково. Император Византии Михаил ІІІ боролся за власть со своей матерью Феодорой, которую поддержал Константинопольский патриарх Игнатий. В итоге: в 856 г. побеждает Михаил ІІІ и его дядя Варда, а Феодору и Игнатия низлагают. Фотий становится Константинопольским патриархом. Константинопольский собор 859 г. осудил игнатиан. Игнатий обращается за помощью к римскому папе Николаю І, который не признал назначения Фотия патриархом, осудил действия Михаила ІІІ и потребовал созыва нового собора. Такой собор состоялся в 861 г. и снова безуспешно для игнатиан и папы Николая І. В ответ на это папа Николай І созывает в 863 г. собор в Латеране, на котором низлагает и анафематствует Фотия. Раскол между Римом и Константинополем усилился.
Вскоре, в 867 г. императором становится Василий I Македонянин, который отстранил Фотия и восстановил Игнатия в должности Константинопольского патриарха. В этом же году в Константинополе проходит собор, на котором среди прочего осудили римское филиокве. Филиокве – догмат западного, римского христианства о том, что Святой Дух нисходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. Римляне предлагали добавить этот догмат к Никео-Цареградскому Символу веры. Представители же восточного христианства, Византии отвергли этот догмат.
В 869-870 гг. состоялся еще один Константинопольский собор. На этом соборе снова возник спор между Константинополем и Римом насчет филиокве. Собор официально низложил Фотия и восстановил Игнатия. В связи с этим, общение церковное общение между Римом и Константинополем было прервано почти на 10 лет. Однако Фотий был восстановлен в патриаршей должности Василием І Македонянином в 877-886 гг.
Общение между Римом и Константинополем было восстановлено в 879-880 гг. во время нового Константинопольского собора – Великого собора воссоединения.
С началом XI в. вражда между Римом и Константинополем усиливается. На Западе принимается филиокве, латинские церковные обряды вытесняют восточные. В свою очередь, новый Константинопольский патриарх Михаил I Керуларий унифицирует богослужение в подконтрольных Константинополю церквах, не признает верховенства римского папы. Так, Константинополь отвергал филиокве, пост по субботам, совершение евхаристии в Великий пост, бритье клириков, использование опресноков, вместо квасного хлеба при евхаристии и многое другое. Латинские церкви, отказавшиеся подчиниться, закрываются им. Римский кардинал Гумберт Сильвакандиаский пишет свой «Диалог» – сочинение против Константинопольской кафедры. В свою очередь, пресвитер Студийского монастыря Никита Стифат отвечает на это своим «Антидиалогом».
Обе стороны – Михаил I Керуларий и папа Лев ІХ – соглашаются на переговоры. В январе 1054 г. от папы в Константинополь направляется кардинал Гумберт Сильвакандиаский, епископ Петр Амальфитанский и диакон-кардинал Фридрих Лотарингский. Однако по ряду причин, в частности из-за смерти папы Льва ІХ, надменного поведения римских легатов, переговоры оказались неуспешными. Назначения нового папы пришлось ждать целый год.
Наконец, утром 16 июля 1054 г. эти трое римских легатов вошли в Собор Святой Софии. Там они официально, громогласно предали анафеме патриарха Михаила Керулария и всех, кто не подчинился римской кафедре. 20 июля Михаил Керуларий собрал собственный собор в составе самого патриарха, двух архиепископов, 12 митрополитов и 7 епископов. На нем за недостойное поведение в храме были отлучены от Церкви все три члена папской делегации. Кроме того, собор выразил сожаление по поводу включения некоторыми церквами филиокве в Символ веры.
В дальнейшем предпринимались безуспешные попытки церковного воссоединения между Римом и Константинополем, которые вели еще к большему расколу. Так, в 1274 г. состоялся ІІ-й Лионский собор, признаваемый Римом в качестве XIV-го Вселенского собора. Он был созван папой Григорием Х для заключения унии с Константинополем на всех условиях Рима. Тогдашний византийский император Михаил ІІІ со всем согласился. Условия, предложенные Григорием X и принятые Константинополем, были такими: 1) папа признавался главой христианского мира; 2) греки обязывались ввести в Символ веры филиокве; 3) они обязывались совершать литургию не с квасным хлебом, а с опресноками; 4) греки обязывались убрать из Евхаристии анафору; 5) греки признавали догмат о Чистилище (наряду с Адом и Раем).
Но решения собора не были признаны патриархом – Иосифом Галесиотом, и он был заменен на нового патриарха – Иоанна ХІ Векка. Впоследствии Иоанн Ангел и его сын, император Андроник ІІ Палеолог, отменили решения этого Лионского собора.
Другим важным примером в деле попыток межцерковного объединения стал Ферраро-Флорентийский собор 1439-1445 гг., созванный папой Евгением IV, принятый императором Иоанном VIII Палеологом. На этом соборе Восток также должен был принять все вышеуказанные римские догматы (чистилище, филиокве, верховенство Рима в христианском мире, римская богослужебная обрядовость). Все, кроме грузинской делегации и ряда видных представителей православия (например, Марк Эфесский), подписали заключительный документ (орос собора) – Флорентийская уния. В итоге Константинопольский патриарх Иосиф на все согласился и заключительный документ был подписан на всех условиях Рима. 6 июля 1439 г. кардинал Джулио Чезарини и митрополит Виссарион Никейский, вместо неожиданно умершего патриарха Иосифа, по-гречески и по-латыни провозгласили объединение Церквей. Уния была отвергнута практически всем духовенством и народом Византийской империи. Никакого практического воплощения она не получила. Испуганный император не провозгласил ее в самой Империи.
Так и состоялась в истории Церкви Велика схизма, не преодоленная официально и в наше время. Единственно чего удалось добиться – взаимной отмены анафемы 1054 г. во второй половине ХХ века (!), а именно в 1965 г. Это состоялось во время встречи папы Павла VI и Константинопольского патриарха Афиногора в последний день работы II-го Ватиканского собора 1962-1965 гг.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 454;