Образование протестантской ветви христианства.


 

Протестантизм возник в XVI веке в Западной Европе в процессе Реформации, которая представляла собой религиозно-общественный протест против католицизма.

В этот период истории Римско-католической церкви она переживала глубокий духовный кризис. Сам институт папства был дискредитирован в мнении народов Западной Европы. Так, церковные должности покупались и продавались, клирики были заняты обогащением, стяжательством, целибат (безбрачие) не соблюдался ими, продавались индульгенции – грамоты об отпущении совершенных и даже еще не совершенных грехов.

Колоссальное значение имело становление в Западной Европе крупных национальных государств, стремившихся к внешнеполитической и внутриполитической, в частности церковной независимости от римской кафедры. В этих государствах имел место рост национального самосознания.

Также следует сказать и о стремительном развитии капиталистических отношений в Западной Европе. Новый класс предпринимателей не одобрялся католическим вероучением.

Предшественниками христианских реформаторов XVI века были, например, английский теолог Джон Уиклиф, чешский богослов Ян Гус. Так, Уиклиф выступал за независимость английской Церкви от Рима, против продажи индульгенций. Он перевел Библию на английский язык. По решению Констанцского церковного собора 1414 г. Ян Гус, разделявший взгляды Уиклифа, был осужден и сожжен на костре.

Началом протестантской Реформации следует считать 31 октября 1517 г., когда монах-августинец Мартин Лютер в немецком г. Виттенберг обнародовал свои 95 тезисов против продажи индульгенций. Их суть состояла в том, что грешник должен внутренне искренне раскаяться и только тогда он будет помилован и спасен Богом, и никакие финансовые/материальные пожертвования в пользу Церкви не могут ему помочь. Покупающие же индульгенции будут отправлены в Ад. Эти тезисы быстро распространились по Германии.

Так, Лютер сформулировал свою концепцию трех «только»: 1) оправдание/спасение человека только посредством веры (Sola Fide); 2) спасение обретается человеком только через благодать Божью (Sola Gratia); 3) вера должна опираться только на Священное Писание – Библию (Sola Scriptura).

Лютер, ведя в период 1518-1521 гг. дискуссии с католическими иерархами (с папой Львом Х), не нашел с ними общего языка. Итогом этого стало отлучение в 1520 г. Римом Лютера от Церкви. В свою очередь, и он предал анафеме Льва Х. Твердость своих убеждений Лютер продемонстрировал, представ и на имперском сейме в Вормсе в 1521 г. В том время ему уже активно покровительствовали многие германские князья.

По мере развития Реформации сформировалось радикально-народное крыло во главе с Томасом Мюнцером, который считал, что личная вера человека – выше Писания. Он призывал ниспровергнуть несправедливый социальный порядок на Земле, обобществить собственность и построить Царство Божье в этом мире. Разразилась Крестьянская война 1524-1525 гг. Лютер осудил Мюнцера и призвал светские власти германских земель поддержать его. Германские правители, принявшие учение Лютера, стали искоренять католицизм: богослужение стало осуществляться на немецком языке, распускались монашеские ордена, закрывались монастыри, из храмов удалялись изображения.

В 1530 г. было окончательно выработано Аугсбурское исповедание веры – целостная, систематизированная догматика лютеранства. Был отменен целибат, отменена обязательность постов, монашества. Были утверждены три лютеранских «только». Священными были признаны только два таинства – крещение и причастие (евхаристия).

Попытки императора Священной Римской империи германской нации Карла V повести наступление на лютеранство натолкнулись на сопротивление отдельных князей и имперских городов. Так, когда на имперском сейма в Шпрее 1529 г. Карл V попытался принудить всех к возвращению в католицизм, сторонники Лютера подали ему в ответ на это «Протестацию», указав, что в делах веры они подотчетны только самому Богу. Именно после этого и появились термины «протестантизм», «протестанты».

После отклонения Карлом V Аугсбурского исповедание веры разразились две Шмалькаденские религиозные войны (в целом в 1546-1555 гг.) между ним и лютеранскими землями Германии (Шмалькаденский союз), завершившиеся Аугсбурским религиозным миром 1555 г. Основное содержание этого мирного договора сводилось к принципу «чья власть, того и вера». Это означало, что правители германских земель Империи сами решают чему быть у них: католичеству или лютеранству.

Одновременно с германской развивалась и швейцарская Реформация. Она возглавлялась Ульрихом Цвингли. Он считал, что содержание Библии – выше любых церковных авторитетов. Одержав в 1523 г. победу на Цюрихских дебатах над католиками, он добился проведения Реформации и в Швейцарии. В 1531 г., в ходе Второй каппельской войны между Цвингли и немецкоязычными католическими кантонами Швейцарии, католики одержали вооруженную победу над силами Цвингли.

После этого центр швейцарской Реформации сместился во франкоговорящую часть страны. Новым глашатаем протестантизма стал Жан Кальвин, действовавший в Женеве. Он существенно систематизировал протестантское вероучение в «Наставлении в христианской вере». Основной догмой кальвинизма стала идея о предопределенности – Бог заранее предопределил одних людей к спасению после смерти и попаданию в Рай, а иных – к мукам в Аду. Поэтому никакие добрые дела и даже искренняя вера в Бога не спасет обреченных на погибель! Так, «очевидные грешники» не должны были даже допускаться в храмы и должны быть лишены Причастия.

Важной страницей в истории западноевропейской Реформации и Контрреформации стали Варфоломеевская ночь 1572 г., когда только за одну ночь католиками в одном только Париже было убито не менее 3000 тыс. протестантов-гугенотов. Таким образом, французская Реформация потерпела неудачу, ибо не смогла заручиться поддержкой государства.

Особенностью же английской Реформации стало ее утверждение «сверху», то есть волей государства, а не в итоге народных требований, внутригосударственных расколов, восстаний, идей таких людей Лютер, Мюнцер, Цвингли и Кальвин, то есть «снизу». Так, английский король Генрих VIII, получив отказ от папы Климента VII на его просьбу развестись с Екатериной Арагонской, в 1531-1534 гг., при помощи парламента, осуществил разрыв английской Церкви с Римом. Согласно «Акта о супрематии» от 1534 г., король становился «главой церкви». При приемнике Генриха VIII, Эдуарде VI, были приняты основы вероучение в некоторой степени на основе лютеранства и кальвинизма.

Капитальный вкладе в становление Англиканской церкви внесла Елизавета І. Был принят новый «Акт о супрематии» от 1558 г., объявлявший королеву «верховным правителем церкви», а также был принят «Акт о единообразии» от 1559 г., уставившим «английскую» форму богослужения, основанную на «Книге общих молитв» 1552 г. Англиканство объявлялось «средним путем» между католицизмом и протестантизмом. Однако в своем вероучении оно сохранило многое, сближающее его с католицизмом.



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 442;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.