Особенности психофизиологического воздействия цвета на человека.


Цвет является ведущим, организующим пространство началом, способным вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию. Любое произведение прикладного искусства создает цветовую среду, которая оказывает влияние на душевное состояние человека, характер его мыслей, уровень работоспособности. Вопросами эмоционального воздействия цвета на человека интересовались многие практики и теоретики искусства – Леонардо да Винчи, И. Гёте, Э. Делакруа, М. Дерибере, К. Юон, И. Грабарь и др.

Физиологам давно известно о не зависящем от настроения субъекта физиологическом влиянии цвета. Заметим, что действие каждого цвета и специфика его внутреннего значения не зависят от отношения человека к нему. Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия. Таким образом, символическое значение цвета, его «психологический код» действительно объективны и не зависят от положения того или иного цвета в ряду индивидуальных предпочтений.

Психологическое воздействие цвета было замечено людьми в тот же момент, когда был замечен и сам цвет.

В первобытные времена и в древности окраска служила для выделения некоторых вещей из природной среды — тем самым на них акцентировалось внимание, им придавалось особое значение, ценность, духовный смысл. Окраска предметов, одежды, архитектуры всегда была рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, воины в боевом наряде вызывали возбуждение, страх; жрецы и культовые предметы: например, раззолоченные и убранные цветами жертвы — благоговение, восторг, экстаз; цари, одетые в золото и драгоценные камни — трепет и дрожь, чувство собственного ничтожества перед таким великолепием; пестрые циновки и яркое убранство жилища — чувство праздничности, переключения из режима труда на режим отдыха и семейных радостей. Иными словами, на эмпирическом уровне эмоциональное воздействие цвета было очень хорошо освоено и активно использовалось с древнейших времен.

В природе человека глубоко заложено стремление к ясности, радости, красоте. Отсюда любовь человека к красивым краскам, гармоничным сочетаниям, радующим человеческий глаз.

Сила и мощь, богатство дарований, глубина разума и верность эстетического чутья народа проистекают от того, что народ и природа составляют одно целое, одну истинную и разумную жизнь, поэтому народное искусство всегда правдиво и прекрасно.

Среди народных вышивок, глиняной утвари, народных домотканых ковров и других предметов материальной культуры народа нельзя найти образцов, которые бы не вызывали восхищение разнообразием цвета, рисунка и гармонией цветовых сочетаний.

Эстетика цвета органична всему творческому процессу и вытекает из тонкого осмысления людьми окружающей действительности, в первую очередь природы, являющейся неистощимой кладовой цветовых сочетаний.

Но научная проблема психологического воздействия цвета возникает в тот момент, когда распадается единство индивидуума и внешнего мира, возникает отчуждение человека от природы, общества и самого себя. Это происходит у истоков капиталистической культуры, в эпоху Возрождения. Когда человек жил в органическом единстве с природой, не было нужды задумываться об адекватности ощущений раздражениям, о преобразованиях сигналов в органах чувств и пр., так как не было сомнений в тождестве явления и его образа в душе. Теперь же, когда непосредственное ощущение цвета слабеет, усложняется и запутывается, возникает потребность выяснить и зафиксировать связи в системе «человек — цвет». В конце XVI в. Ломаццо пишет о «языке цветов» в светском обиходе, в XVII в. Роже де Пиль фиксирует установившиеся взгляды на эмоциональную выразительность различных цветов. И, наконец, в конце XVIII — начале XIX веков Гете обобщает проблему в своем «учении о цвете».

В конце XIX в. осознается актуальность проблемы психологического воздействия цвета для фабрично-заводского производства, торговли, рекламы, дизайна.

Швейцарский живописец прошлого века Ф. Ходлер, рассуждая о значении цвета, писал: «Цвет характеризует и дифференцирует предметы, он усиливает и подчеркивает, он чрезвычайно способствует декоративным эффектам. Цвет независимо от формы вызывает сильные музыкальные раздражения. Цвет влияет на мораль. В нем заключен элемент радости и веселья. Ощущения такого рода вызывают преимущественно светлые краски, свет. Темные же краски порождают меланхолию, печаль, ужас. Белый цвет считается эмблемой невинности, тогда как черный означает зло. Ярко-красный возбуждает жестокость и страстность, голубой нежные переживания, фиолетовый - печаль. Характерность красок усиливается их соединениями, они составляют гармонию, аккомпанируют друг другу или сталкиваются, порождая контрасты».

Эти поэтичные рассуждения художника о влиянии цвета на настроение и даже самочувствие человека вполне подтверждаются учеными. Многими опытами доказано, что все спектральные цвета в большей или меньшей степени вызывают физиологические реакции человека.

В XX веке проблемой воздействия цвета на человека занимаются физиологи, психологи, медики, исследования этой проблемы приобретают экспериментальный характер наравне с исследованиями по физике или химии, т. е. проблема приобретает научную основу. Человек стал рассматриваться как комплекс ряда функциональных систем: кровеносной, пищеварительной, дыхательной и т. д. Воздействуя на организм цветом, при помощи приборов фиксируют реакции отдельных систем. Так было определено, что:

- красный цвет возбуждает деятельность большинства систем, активизирует все функции человеческого организма, повышает энергию, имеет согревающий и возбуждающий эффект; на короткое время способен повысить работоспособность человека, но скоро вызывает усталость и раздражение; нередко вызывает головную боль и учащение пульса, поднимает артериальное давление. Возможно поэтому в испанской корриде используется красный плащ, который скорее возбуждает матадора, а не быка (как считают многие), так как все животные (кроме человекообразных обезьян) — дальтоники.

- оранжевый цвет действует тонизирующе, полезен для пищеварения, вызывает у зрителя те же реакции, что и красный, но в меньшей степени;

- желтый цвет является оптимальным в отношении физиологического воздействия: он тонизирует и не вызывает утомления; взбадривает и вызывает чувство тепла, веселое настроение, способствует умственным занятиям, так же как и золотистый, оранжевый или розовый повышает аппетит.

- зеленый - цвет растительности, так же, как и желтый, оказывает благотворное физиологическое воздействие, он успокаивает, на непродолжительное время повышает работоспособность, снижает артериальное давление. является оптимальным для зрения - еще в древности на Востоке считалось, что продолжительный взгляд на зелень листвы или на изумруд (крупную бирюзу способствует отдыху уставших глаз;

- голубой цвет замедляет пульс и успокаивает, снижает давление, снимает напряжение, выравнивает дыхание, вызывает доверие;

- синий цвет успокаивает, снижает работоспособность, затормаживает физиологические функции человеческого организма, обычно голубой и синий цвет применяется при лечении людей, страдающих заболеваниями нервной системы и органов дыхания;

- фиолетовый цвет благотворно действует на легкие и сердце, повышает их выносливость, но соединяет в себе эффект красного и синего, двух противоположностей, и тем самым оказывает угнетающее воздействие на нервную систему;

- черный цвет давит на человека, вызывает угнетенное состояние, ассоциируется с мраком, темнотой, холодом, к чему люди испытывают непреодолимый страх.

- однообразный серый цвет, как и черный, может вызывать угнетение.

 

В соответствии с этими выводами цвет стали широко использовать в производственной среде — как средство оптимизации производственного процесса и в медицине — как средство терапии.

В истории существует немало примеров, подтверждающих влияние цвета на психику человека. Когда некий фабрикант окрасил стены производственного помещения в «немаркий» черный цвет, это породило эпидемию нервных заболеваний среди работниц. На одном заводе в Чикаго рабочие отказались обедать в новой столовой, потому что сверкающее белизной помещение напоминало им больницу. Оказалось, нерационально красить кабины самолетов в «радостный» желтый цвет, так как он ухудшает работу вестибулярного аппарата и пассажиров укачивает.

Чем же объясняется столь сильное влияние цвета на психику человека? Влияние цвета на человека является результатом сложного взаимодействия целого ряда причин. Нужно хорошо помнить, что цвета воздействуют неодинаково на всех людей, что связано с их социальной и национальной принадлежностью, условиями, в которых воспринимается цвет.

Один и тот же человек будет различно относиться к цвету предметов: книги, платья, здания и пр. Цвета могут расцениваться с различных точек зрения: красный цвет на плоскости стены может быть нехорош для платья. Из всего сказанного можно сделать вывод, что эмоциональное действие цвета имеет две главные причины: непосредственно физиологическую (возбуждающее или успокаивающее действие) и ассоциации, которые связаны с жизненным опытом, воспоминаниями и связанными с ними эмоциями и образами. Естественно, что цветовые ассоциации не у всех людей одинаковы. Во многом это зависит от расовой и этнической принадлежности, от культурных традиций, рода деятельности, возраста и, наконец, от темперамента каждого человека.

Цветовые ассоциации зависят и от объективных свойств цвета. Так, чем более насыщен цвет, тем более определенные и устойчивые реакции он порождает у человека. Малонасыщенные, сложные цвета вызывают более разнообразные и неустойчивые ассоциации.

Цветовые ассоциации могут быть физиологическими и эмоциональными. К физиологическим относятся температурные (теплые или холодные), акустические (громкие или тихие), весовые (тяжелые или легкие). К эмоциональным ассоциациям относятся позитивные (радостные, приятные, веселые), негативные (грустные, трагические, печальные) и нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные).

Если физиологические цветовые ассоциации являются более устойчивыми - одни и те же цвета вызывают одинаковые реакции у большинства людей независимо от места их проживания, образа жизни, темперамента, то эмоциональные воздействия цветов и их сочетаний различаются гораздо чаще. Эти ассоциации касались, прежде всего, характерных свойств и качеств предмета. В связи с этим постепенно в сознании людей вырабатывалось отношение к цвету как к носителю вполне определенного содержания, играющего роль знака, символа. Так, различные цвета использовались в формировании предметных атрибутов не только материальной, но и духовной культуры - в ритуалах первобытной магии, в погребальных обрядах и др.

Большинство людей одинаково реагируют на один и тот же цвет, иногда особая реакция человека на определенный цвет обусловлена ранними ассоциациями, но затем забытыми. Существуют и некоторые отклонения от нормы (так, дальтоники не могут верно воспринимать цвет). Реакция на цвет у людей колеблется от цветовой слепоты до сверхчувствительности. Бывает, что чувство цвета также сильно обострено, как и чувство запаха, вкуса или слуха. Люди с повышенной чувствительностью к цвету являются прекрасными колористами. По сведениям ученых цветовая чувствительность людей меняется даже у тех, кто обладает нормальным цветовым зрением, что зависит от возраста, состояния здоровья, образа жизни и трудовой деятельности. У каждого человека имеется любимый цвет или цветовое сочетание. Но склонность к тому или иному цвету меняется — с годами, как правило, любимыми цветами становятся пастельные тона.

Некоторые ассоциации, вызываемые определенным цветом, могут влиять на эмоциональное состояние человека, но чаще человеческое восприятие цвета неосознанно, т. е. без приобретенного условно-символического отношения к нему. Дети, которые не осведомлены о цветовой символике и имеют небольшой ассоциативный опыт, одинаково относятся к различным цветам.

Обычно отношение к цвету такое же, как и к музыке, которая сама по себе минорная (грустная) или мажорная (веселая).

Цвет, как и музыка, может влиять на настроение человека.

Цвета и цветовые сочетания по-разному воздействуют на человека: теплые цвета (желтый, оранжевый, красный) — энергичные, возбуждающие; холодные (фиолетовый, синий, голубой или нейтральный зеленый) — сдержанные и спокойные, успокаивающие.

Эффект колористического предпочтения убывает в такой последовательности: 1) красный; 2) синий; 3) фиолетовый; 4) зеленый; 5) оранжевый; 6) желтый; 7) черный.

Красный цвет наиболее популярен у детей и женщин, синий — у мужчин. Женщины более чувствительны к цвету, чем мужчины. Чистым цветам люди отдают больше предпочтения, чем оттенкам, на небольшой площади. А на больших пространствах оттенки или различные цветовые переходы дают больший эффект.

Цвет вызывает у человека различные чувства: сильное возбуждение, спокойствие, равнодушие, ощущение холода или тепла и т. д., что воздействует на физиологию и психику.

Пытаясь объяснить эти явления с психологической и физиологической точек зрения, ученые определили, что человеческий глаз различает 130—250 цветовых тонов и 5—10 миллионов смешанных. Художники наделяют вещи цветовой символикой.

Приобретая символическую значимость, цвет, однако, не теряет прежних значений для характеристики природных объектов и восприятия их людьми. Отсюда многозначность цвета как одна из его особенностей.

Разное отношение у различных народов к одному и тому же цвету объясняется природными условиями, традициями, эстетическими и религиозными нормами.

Любопытно проследить цветовые предпочтения у людей разных возрастных групп. Маленькие дети любят красные, оранжевые, желтые цвета. Подростки и молодые люди предпочитают контрастные сочетания простых, ярких, чистых цветов. Причем по популярности они располагают цвета в таком порядке: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. Люди среднего и пожилого возраста обычно выбирают нюансные сочетания сложных, малонасыщенных цветов, а также ахроматические цвета.

Эмоциональное влияние цвета носит субъективный ха­рактер. Однако выявлены и некоторые общие закономерности. Данные, при­веденные в учебниках по цвету, представляют следующий ряд отношений между цветом и чувствами человека.

 

Таблица 1. Взаимосвязь цвета и чувств

Цвет Вызываемые чувства
Черный Горечь, одиночество, страх
Темно-серый Усталость, вялость, безысходность
Средне-серый Безмятежность, неопределенность
Светлый зеленый Легкость, нежность, уравновешенность, сентиментальность
Темный зеленый Удрученность, подавленность
Красный Тревога, беспокойство, волнение
Оранжевый Энергия, энтузиазм, подъем, бодрость,
Желтый Радость, бодрость, восторг
Голубой Возвышенность, устремленность ввысь
Синий Тишина, покой, серьезность
Фиолетовый Угнетенность, тоска.

 

Каждый цвет имеет многочисленные оттенки, например красный, который воспринимается обычно как символ жизненной силы, праздника, может быть зловещим, мрачным в зависимости от примеси к основному цветовому тону черного или белого цвета. Настроение, создаваемое цветом, может быть различно. Так, синийв своем чистом виде дает ощущение спокойствия, уравновешенности, завершенности; фиолетовый или пурпурный подчеркивает достоинство и возраст; зеленый — свежий, живительный цвет молодости. Красный среди теплых цветов — наиболее сильный, это цвет огня, производящий очень сильное впечатление. Желтый цвет заставляет подумать о свете, летнем тепле и веселье.

 

Считается, что абсолютно не влияют на состояние человека нейтральные природные малонасыщенные цвета. Белый цвет в большом количестве может вызывать состояние безысходности, невозможности что-либо изменить, исправить. В подавленном состоянии лучше избегать серого и черного. При перевозбуждении успокаивает коричневый. Отдохнуть помогают лимонный, желто-зеленый, сине-зеленый, зеленый, синий, лиловый, фиолетовый, белый.

Для бодрости можно использовать пурпурный, фиолетовый, розовый, оранжево-красный. Лучшими цветами для стимуляции жизнедеятельности организма, поднятия тонуса и аппетита является вся светлая теплая гамма: желтый, желто-оранжевый, оранжевый и розовый. Поднять низкое давление, поможет желтый цвет. Понижает высокое давление синий и зеленый. Возбуждающими цветами являются оранжевый, оранжево-красный, пурпурный. Помогают сосредоточиться – черный и синий, погрузиться в себя - зеленый и лиловый. Если необходимо «остыть», подойдут серовато-голубоватый и бирюзовый. Если в организме идут воспалительные явления - голубой, синий, зеленый.

 

Указанные отношения могут также служить отправной точкой для построения об­разной цветовой композиции.

Предпринималось также множество попыток исследований цветовых предпочтений и элементарных эстетических реакций на цвет. Здесь, правда, успехи науки пока невелики. В отношении предпочтений не удалось пойти дальше подтверждения давно известных фактов возрастных предпочтений — и то в самом общем виде; что же касается эстетических реакций, то обычными экспериментальными методами пока не удается вывести простую теоретическую закономерность.

Тесно связана как с проблемой психологического воздействия цвета, его систематикой и классификацией и проблема цветовой символики. Мы уже упоминали о том, что у истоков культуры цвет был равноценен слову, т. е. служил символом различных вещей и понятий. Наиболее устойчивыми цветовыми символами оказались самые простые, т. е. основные, цвета. Роль цветовой символики в обществе пропорциональна доле мифологизма в его мышлении. По мере возрастания доли рационализма убывает и роль символики. В наше время цветовая символика сохраняет свои позиции в геральдике, функциональной окраске производственных объектов и транспортной сигнализации. В более сложных случаях (в искусстве, например) обращение с цветом допускает такой же произвол, как и обращение со словом. Впрочем, подлинные ценности создает лишь тот художник, который не отрывается от корней традиции и науки.

Цвет объекта предметной среды, в частности костюма, в определенных условиях приобретает значение символа. Цветовая символика изначально была тесно связана с отражением жизненных процессов. Практический опыт еще на самых ранних стадиях развития человека подсказывал ему связь между предметами природы и их цветом, например цвета съедобных плодов и т. д.

 

Таким образом для создания у зрителя нужного настроения при восприятии проектируемого изделия можно использовать определенные цветовые приемы. Например, чтобы создать возвышенное настроение, чаще всего в композиции используется белый цвет, а также сине-зеленый и фиолетовый. Если нужно вызвать созерцательный настрой, применяются спокойные нейтральные цвета без резких контрастов: голубой, сиреневый, серый. А вот для ощущения веселья лучшими цветами будут желтый, оранжевый, красный, кроме того, возможны активные контрасты.

 

Символика цвета. Любое изменение оттенка –добавление ли светлоты (увеличение количества белого цвета), уменьшение насыщенности (увеличение примеси серого) или увеличение яркости (чистоты)цвета изменяет смысл посылаемого сигнала.

 

Таблица. «Цветовые шкалы и их имиджевые характеристики».

Название цветовой шкалы Характеристики цветовых оттенков Сигнал – образ.
Яркая Цвета – спектра, с максимальной насыщенностью;   Теплая гамма: смелый, отчетливый, полный жизни; чистый Холодная гамма: острый, привлекающий внимание, пронзительный, жизнелюбивый. Решаемая задача: сигнал для динамичной и энергичной аудитории; Возраст – молодежь;
Сильная Насыщенность уходит в сторону затемнения /относительно яркой гаммы/ Смещение со спектральной окружности на окружность большего радиуса. Сильный, крепкий, стойкий, самостоятельный, независимый, задающий практические ощущения. Обращение к аудитории «опытных экспериментаторов»
Сияющая Высокий показатель насыщенности с увеличением светлоты цветов. Смещение со спектральной окружности на окружность меньшего радиуса. Сладкий, яркий, прозрачный, живой, веселый, ясный. Обращение к детской аудитории; язык «мира детства».
Пастельная Увеличение светлоты, уменьшение насыщенности. Свежий, мечтательный, нежный, мягкий. Женская аудитория
Высветленная пастель Приближение к белому, с сохранением оттенка; максимально близкие к центру круга. Мягкий, деликатный, нежный, успокаивающий. Свобода и беспредельное пространство.
Приглушенная Средне - затемненные слабонасыщенные цвета Закрытый, элегантный. Изысканный, спокойный, старомодный. Обращение к «преуспевающим».
Темная Темные слабонасыщенные цвета; Дальняя от центра окружность Создают атмосферу стабильности; уверенное достоинство; строгий; тяжелый. Обращение к «приверженцам»
Мрачная Близкие к черному с едва различимым цветовым тоном. Аскетичный; точный, четкий, меткий. Мрачная меланхолия; Цвета «независимых» и тех, кто «сам по себе».

 

Воспринимая тот или иной цвет, человек одновременно оценивает его как минимум по пяти направлениям:

· «спокойствие» – влияние светлоты, независимо от насыщенности и тона (чем светлее, тем спокойнее);

· «демонстративность, зрелищность» – влияние насьпщенности цвета;

· «сила, мощь» – с уменьшением светлоты и увеличением насыщенности цвет кажется сильнее;

· «теплота, наполненность – чем краснее тон, тем теплее цвет;

· «элегантность» – влияние синего (синий цвет наиболее привлекателен для эстетических ощущений).

Предпочтение цвета зависит от эмоционального состояния человека, его личностных и физических особенностей. Это значит, что следует учитывать гормональный статус человека, его темперамент, характер, ценностные установки, отношение к внешнему миру.



Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 221;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.019 сек.