Общая характеристика эпохи
Средневековье – один из самых продолжительных периодов в истории западноевропейской литературы, сопоставимый только с античностью. После крушения Римской империи на территории Западной Европы началось великое переселение народов, приведшее к созданию новых христианских государств, осваивающих освободившееся политическое и культурное пространство.
Принято считать, что средневековье уничтожило древнюю цивилизацию, философию, политику и юриспруденцию, и единственным ее заимствованием от погибшего древнего мира было христианство. Кроме того, существует устойчивое представление об этой эпохе как о мрачном периоде истории, в котором безраздельно властвовала церковь, подчинявшая своему влиянию все области человеческой деятельности. Однако для адекватной оценки культуры европейского средневековья необходимо учитывать, что разрыв культурной преемственности между античностью и средневековьем не был полным и катастрофичным, что влияние церкви на становление новой, христианской по своему духу цивилизации, в частности, на искусство имело не только отрицательное, но и положительное воздействие. Церковь руководила эстетической жизнью общества, все виды искусства – архитектура и живопись, скульптура и музыка были проникнуты религиозными идеями и сюжетами.
Источниками средневековой литературы являются:
· традиции национального фольклора,
· наследие античности,
· христианское мировоззрение.
Литература. Театр
Театр и литература культивировали специфические церковные жанры: мистерию, миракль, духовные стихи, парафразы псалмов и библейских сказаний. С другой стороны, под влиянием светской жизни в культуру средневековья проникали и далекие от религиозного аскетизма мотивы, основанные на традициях устного народного творчества и наследия античности. Выдающимся созданием средневековой народной культуры является эпос.
Наиболее древний из средневековых европейских эпосов – кельтский героический эпос, – включает ирландские саги о Кухулине, мифологические песни «Старшей Эдды» и англосаксонский эпос «Беовульф». Ирландский героический эпос складывался между III и IV веками, поэтому в нем сохранились черты родового строя – непререкаемый авторитет вождей, культ племенных богов (тотемов), элементы матриархата, некоторое варварство в поведении героев. Поэтическим творчеством занимались жрецы – друиды, – из которых впоследствии выделились профессиональные певцы: создатели и исполнители эпических песен назывались филидами, лирических – бардами.
Первый известный нам свод ирландских песен был создан племенем уладов и называется соответственно – Уладским циклом. Главным героем эпоса является Кухулин, племянник эпического короля Конхобара, сын его сестры Дехтире и бога света Луга. Еще в детстве он убил пса кузнеца Куланна, за что прослужил у него три года сторожем, отсюда его прозвище Ку Xулайн (пес Куланна). Кухулин – идеализированный герой, имеющий лишь три недостатка: «слишком молод, слишком смел, слишком прекрасен». Описание образа Кухулина изобилует сказочными элементами: от него исходит нестерпимый жар, глаза перемещаются, волосы источают кровь, он становится пяткой на копье и т.д.
Англосаксонский героический эпос называется «Беовульф». Англосаксы – это германские племена, жившие с V века на Британских островах. Певцы и исполнители их эпических песен назывались глеоманами или скопами. «Беовульф» не является «национальным» эпосом, т.к., хоть и написан на древнеанглийском языке – описанные в нем события происходят в Дании (первая часть поэмы), и в Южной Швеции (вторая часть), поэтому можно предположить, что в основу поэму легли древние общегерманские древние мифы.
Беовульф воплощает в себе идеальные черты эпического героя: физическую мощь, несокрушимое мужество, нравственность, способность противостоять любым опасностям, рискуя жизнью. С другой стороны – фатализм опровергается уверенностью, что сильный, не знающий страха, может противостоять смерти: «Судьба от смерти того спасает, кто сам бесстрашен». Имя Беовульф переводится как Пчелиный Волк, т.е. медведь. Поэтому Беовульф побеждает своих врагов врукопашную, не прибегая к помощи оружия. Но в этом языческом герое уже угадываются черты христианского культурного героя, например, Змееборца Георгия Победоносца. Видимо, более поздняя редакция переписчиков эпоса «подогнала» языческие представления к христианским стандартам.
Наиболее яркие события национальной истории, запечатленные в устной традиции, позже были обработаны образованными сказителями, которые во Франции назывались жонглерами, в Испании – хугларами, в Германии – шпильманами.
Ведущим жанром французского героического эпоса эпохи феодализма были «шансон де жест» («сhansons de gestе», песни о подвигах или деяниях). Жонглеры создали более или менее окончательный текст из разных сказаний. Chansons de geste исполнялись на ярмарках, в замках под аккомпанемент арфы или виолы. Объем поэм составлял от 1000 до 20 000 стихов. Самой совершенной поэмой французского героического эпоса является «Песнь о Роланде». Приблизительное время создания поэмы – 1100 год.
В «Песне о Роланде» присутствует откровенная контаминация эпох, автор прибегает к приему идеального эпического времени, приписывая Карлу Великому участие в крестовых походах XI века. Карл Великий изображен всемогущим, наделенным огромной физической и моральной силой. Достойным его соратником представляется граф Роланд – доблестный рыцарь, беззаветно преданный своему сюзерену и «милой Франции». Ролан готов возглавить опасное посольство или остаться во главе арьергардного отряда и подвергая себя опасности, выполнить свой патриотический долг:
Выдающимся памятником испанского героического эпоса является «Поэма о моем Сиде». Xуглары складывали песни об историческом прототипе главного героя поэмы – Родриго Руйе Диасе по прозвищу Компеадор (т.е. боец) еще при его жизни, но написана была поэма около 1140 года. В отличие от «Песни о Роланде», в которой тема любви практически отсутствовала, в «Поэме о Сиде» семейная тематика занимает важное место. Война в «Поэме о моем Сиде» изображается просто, без гиперболизма.
Гордость немецкой средневековой литературы составляет «Песнь о Нибелунгах». Время ее создания – приблизительно 1200 год. В «Песне о Нибелунгах» отсутствует характерный для национальных эпосов патриотический пафос. Зато в немецкой героической поэме, которая напоминает уже рыцарский роман, человек представляется как индивидуальная личность, борющейся за свои чувства и права.
«Песнь о Нибелунгах» изобилует сказочными волшебными мотивами, мрачными злодеяниями, убийствами, потоками крови. Действующие лица – страстные характеры, которые без колебания идут на преступления.
В эпоху развитого феодализма создавалась куртуазная литература, отвечавшая культурным запросам господствующего класса. Основными жанрово-родовыми формами, которые в ней культивировались, были лирика и роман, что отражало пробуждение личного начала в сознании средневекового человека. Своего наивысшего расцвета рыцарская лирика достигла в южной провинции Франции, древней Окситании, где к концу XI-XIII веков образовалось государство Прованс. Провансальские поэты-рыцари называли себя трубадурами (от глагола trobar, находить, открывать). Провансальские трубадуры разработали систему лирических жанров. Это канцона, альба, баллада, пастурелла, романс, тенцона, плач, сирвента.
Канцона – песня любовного или религиозного содержания с изысканной строфикой и рефренами. Она продолжала традицию народных майских обрядов, основным фоном служило описание природы.
Альба – это песня друга или оруженосца рыцаря, находящегося ночью в спальне своей возлюбленной, который песней дает ему понять, что наступает рассвет и пора покинуть свою Даму. В рефрене альбы обязательно было использование слова «рассвет». Часто встречается и антиальба, или серена, т.е. вечерняя песня, в рефрене которой используется слово «вечер»
Пастурелла – (пастушеская песнь). Сюжетом ее является любовный диалог рыцаря, встретившего красавицу-пастушку.
Тенцона, т.е. песня-спор, прения, восходит к соревнованию жонглеров. Предметом поэтического спора могли быть проблемы политические, философские, этические (например, о том, какой вид любви предпочтительнее), вопросы поэтической техники
Баллада (в точном переводе – танцевальная песнь). Первоначально так называлась песня, исполнявшаяся во время танца на народных гуляниях, вокруг майского деревца. Позднее термин «баллада» стал обозначать лирико-эпическое повествование с налетом таинственности и трагизма.
Романсами вначале назывались песни на романском языке, в дальнейшем – стихи любовного содержания, предназначенные для пения.
Плач происходит от известного одноименного жанра устного народного творчества и выражает скорбь по поводу смерти какой-либо известной, обычно знатной, личности.
Сирвента – (от провансалького sirventes – «служащий») – чаще всего была посвящена обсуждению политических или социальных вопросов.
Параллельно с рыцарской поэзией в Европе возник и получил огромное распространение рыцарский или куртуазный роман. Термин roman вначале обозначал любое произведение, написанное на романском языке. Позже оформилась его современная характеристика: произведение эпического рода, крупной формы, обладающее развитой сюжетной структурой, а также главным героем, проживающим на наших глазах значительную часть своей жизни
Первые европейские романы, появившиеся в XII-начале XIII века, писались в стихах (до 30-50 тысяч 8-мисложных стихов) на героические, сказочные, позже и на бытовые темы. С середины XIII века романы стали создаваться в прозе. Основные признаки рыцарского романа: возвышенная героика, тема любви, сказочная фантастика, экзотика, национальный и исторический маскарад, авантюрный характер сюжета, исключительный герой, действующий в исключительных обстоятельствах ради достижения своего собственного, личного счастья, а не общенационального благополучия. Именно последний признак существенно отличает рыцарский роман от породившей его героической поэмы.
Рыцарские романы принято делить на три основных цикла: античный, бретонский и византийско-восточный. Сюжетами романов античного цикла были в основном «беллетризованные» биографии крупных деятелей древности. Наиболее известен «Роман об Александре Македонском», основанный на легендарных и исторических данных. Авторы придали Александру черты идеального рыцаря вне реального времени и реального пространств. В соответствии с рыцарским кодексом, Александр учится воинскому искусству и отправляется в странствие – завоевать мир и познать его. В описании его странствий используются сказочные мотивы: он посещает страны, где живут люди с песьими головами, где вместо деревьев каждую весну вырастают прекрасные девушки, а каждую осень вновь уходят под землю, он поднимается в небо в деревянной клетке, возносимой орлами, в стеклянной бочке спускается на морское дно, посещает земной рай.
Романы бретонского цикла основаны на кельтских преданиях. Это, прежде всего, романы Артуровского цикла, или иначе – Круглого стола, центральной фигурой которого является король бриттов Артур, легендарный герой, в V-VI веках защищавший Англию от англосаксов. Артур изображается идеальным монархом, напоминающим Карла Великого. В своей резиденции Карлион, находящейся в центре Вселенной, он окружает себя благородными рыцарями, которые собираются за заказанным им специально большим круглым столом и рассказывают о своих подвигах.
Жемчужиной бретонского куртуазного цикла является французский «Роман о Тристане и Изольде», созданный в середине XII века. Главный герой испытывает мучительную раздвоенность из-за того, что одновременно любит Изольду и желает сохранить верность своему сеньору – королю Марку. В этом романе впервые описывается конфликт чувства и долга, который станет основным в трагедиях французских классицистов XVII века.
Структура и сюжеты романов византийско-восточного цикла заимствованы из позднегреческих романов – это «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Повесть о любви Херея и Каллирои» Харитона, «Эфиопская повесть о Габрокоме и Антии» Ксенофонта Эфесского и др. Основной темой этих романов является преодоление разлученными влюбленными превратностей судьбы, сюжетную линию составляют необыкновенные приключения с непременным счастливым концом. Источниками романов этого цикла были, кроме визатийских романов, персидские и арабские сказки, рассказы путешественников.
От романов античного и бретонского цикла эти романы отличает близость к реальной жизни: зачастую они содержат антиаристократические и антирыцарские тенденции. В соответствии с этим сюжетными мотивами становятся
· любовь представителей разных религий, например язычника и христианки («Флуар и Бланшефлер»)
· пародия на образцовые рыцарские романы, например, Кретьена де Труа («Мул без узды» Пайена де Мезьера).
· противопоставление надуманных горестей аристократов суровой жизни простых крестьян, например, роман-сказка «Окассен и Николетт».
В XIII-XIV веках в Европе начинается бурный рост городов, в связи с чем развиваются торговые связи и обмен культурными ценностями. Горожане становятся серьезной социальной силой в борьбе с феодалами, они противопоставляют традиционной аристократической культуре новую, демократическую культуру. В литературе происходит грандиозный переворот: художественное творчество, ориентированное на отражение идеальных представлений о жизни, уступает место реалистическому ее изображению, более того, эстетика возвышенного и изящного высмеивается и пародируется. Городская литература в большей степени, чем рыцарская, опирается на устную народную традицию, но в отличие от эпических сказаний, использует бытовой язык, стих отделяется от музыки и появляется проза, почти не отличающаяся от разговорной речи.
Жанровая система городской литературы охватывает все три литературных рода: эпос, драму и лирику. Из эпических жанров наиболее популярны были фаблио (в Германии – шванки, в Италии – фацетии). Это короткие стихотворные или прозаические рассказы о случаях из жизни простых людей, обычно с парадоксальной и остроумной развязкой. Главным персонажем чаще всего является крестьянин, например, в известном фаблио «Крестьянин-лекарь» это молодой крестьянин, который рассмешил и, тем самым, спас принцессу, которая подавилась костью и которую безрезультатно лечили известные лекари. Когда же его обступили все больные города с требованием спасти и их – он обещал вылечить всех пеплом самого больного из них, после чего все разошлись.
В сатирических фаблио высмеиваются и священники (глупые, жадные, богохульники, развратники), и короли (слабые, жестокие), и рыцари (тупые, наивные, наглые). Жанровой разновидностью фаблио становится и басня, в которой действуют животные, за которыми угадываются человеческие персонажи. Эти средневековые басни и сюжетно связанные с ними сказки о животных образовали так называемых «животный эпос». Во Франции он назывался «Роман о Лисе». Главным его героем является лис Ренар (в немецком варианте – Рейнеке-Лис), который выразительно передает двойственную природу средневекового горожанина: с одной стороны это угнетаемый феодалами бесправный человек, с другой – он уже сам стал хищником, готовым поживиться за счет более слабых. В зависимости от этого меняется и тон анонимных авторов: они с сочувствием рассказывают о мужественной борьбе Ренара с волком Изенгримом (рыцарем), медведем Бреном (феодалом), львом Ноблем (королем), но осуждают его, когда он обижает слабых – зайцев, улиток, петуха Шантеклера и других.
В общественной жизни средневекового города огромную роль играл театр. Отвергнув традиции античного театра, средневековье создало новый, – опираясь на многовековой опыт драматургии церковного обряда и театрализованных импровизаций народного карнавала.
Церковь всегда понимала значение представления как формы пропаганды, поэтому первые опыты театральной драматургии средневековья являлись прямым продолжением церковного действа. Обычно внутри кафедрального собора, а позже – перед ним ставились мистерии - грандиозные инсценировки библейских сказаний. Вне стен собора, на кафедральной площади можно было собрать больше зрителей, однако постановка требовала и больше затрат: строился большой деревянный помост (Земля), сооружался некий купол, изображающий небо, под подмостками предполагался ад. Сюжетами мистерий были чаще всего грехопадение Адама («Игра об Адаме»), убийство Авеля Каином, благовещение пророков о пришествии Христа. Но при всей пышности и грандиозности мистерий, горожане хотели видеть на сцене и простых людей, подобных себе. Частично эти потребности удовлетворил миракль (чудо) – переходная ступень от религиозного театра к бытовому. Действующими лицами были простые горожане и крестьяне, попавшие в трудное положение и спасенные Христом, Богородицей или другими святыми.
Самым популярным жанром средневекового театра был фарс (от лат. farcio – начинаю). Вначале это были вставные эпизоды в мистериях и мираклях, затем фарс выделился в самостоятельный жанр, который можно определить как фаблио, представленное в лицах. В этих бытовых комедийных сценках было много грубых сценических эффектов, брани, драк, переодеваний, путаницы.
Одним из наиболее интересных литературных и культурных явлений средневековой городской жизни была лирическая поэзия. В Англии и Шотландии бурное развитие получил жанр народной баллады. Наибольшей известностью пользовались баллады о благородном разбойнике Робин Гуде. Они существовали с XIV века, но в XVI веке были объединены в поэму «Деяния Робин Гуда» в восьми частях. Защитник бедных, гроза богатых, Робин Гуд олицетворяет собой демократический бунт.
Во Франции средневековая поэзия представлена необычайно ярким художественным явлением – поэзией вагантов (от лат. vagantes – бродячие). Поэзию вагантов отличает независимость и свобода суждений, смешение высокого и низкого, прекрасного и безобразного, трагического и смешного. Они пародировали Библию, Евангелие, жанры рыцарской лирики.
В поэзии вагантов значительное место занимала любовная тема, но их концепция любви принципиально отличалась от куртуазной. Прекрасную Даму заменяет веселая вакханка, трактирная служанка, уличная торговка, а любовь представляется не как вечное служение, а как праздник души и тела. Ваганты не были озабочены проблемами авторских прав, поэтому сохранилось немного их имен, известны однако имена Архиппита, Рютбефа, Ганса Сакса, но наиболее талантливым из них был, несомненно Франсуа Вийон. В возрасте двадцати пяти лет он пишет свое «Малое завещание». Здесь впервые появляется тема смерти, которая пройдет через все его творчество. С одной стороны, Вийон, несомненно, – поэт средневековья, поскольку он придерживался в своем творчестве фиксированных жанровых форм, с другой стороны – он взрывает эти жанры изнутри. Стихи его настолько полны человекоцентристским пафосом, любовью к жизни, что его можно считать, как и Данте Алигьери, первым поэтом Возрождения.
«Божественная Комедия» Данте характеризуется масштабностью своего поэтического содержания и широтой отражения в нем явлений действительной жизни, исторических преданий, политической борьбы современности и культурных традиций.
Фабула поэмы соответствует традиции средневековых описаний хождений в загробный мир и видений посмертных человеческих судеб. Система католического учения о потусторонней жизни грешников, кающихся и угодных богу праведников обусловила членение поэмы на три части, посвященные рассказу об аде, чистилище и рае. В центре их - образ живого человека, наделенного живым и многообразным миром чувств и отношений - любовью, ненавистью, страхом, состраданием, мятежными предчувствиями, радостями и скорбями и прежде всего неустанным, пытливым и патетическим исканием истины, лежавшей за пределами средневекового уклада понятий и представлений. Личностное начало возвысилась над схемами средневековой мысли, и живое, поэтическое осознание действительности подчинило себе эстетические нормы, продиктованные традициями средневековой литературы.
Живопись
Многие франкские монастыри имели скриптории (книгописные мастерские), в которых монахи переписывали древние рукописи и составляли новые, как церковного, так и светского содержания. Рукописи помещали в оклады из слоновой кости или благородных металлов со вставками из драгоценных камней. В оформлении книг, помимо сложного орнамента, часто использовали мотивы христианского искусства – венки, кресты, фигурки ангелов и птиц.
В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры – книжной иллюстрации. Школ миниатюры не было, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях (например, книгописная мастерская в Ахене).
Каролингские храмы снаружи были украшены очень скромно, зато внутри блистали настенными росписями – фресками. Например, в церкви св. Иоанна Крестителя в городе Мюстере (современная Швейцария) находятся старейшие из известных фресок. Искусство империи Отгонов сыграло огромную роль в становлении романского стиля.
Росписи романского периода имели назидательный характер; движения, жесты и лица персонажей были выразительными; изображения – плоскостными. Как правило, на сводах и стенах храма изображали библейские сюжеты. На западной стене располагались сцены Страшного суда.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1795;