ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ


ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ

 

Общая характеристика эпохи

Античное искусство в истории человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. В античной культуре впервые появляется одухотворенный человеческий образ, поставленный в центре.

Периодизация:

Греческое искусство

1. Архаический период (VII в. до н. э. – V в. до н. э.).

Центральное место занимает миф. Развивается устное народное творчество. Появляются эпические, архаические, героические поэмы. В этот же период появляется и архаическая лирика.

2. Классический (аттический) период (V в. до н. э. – IV в. до н. э.).

Развивается театр, драматургия. Сначала появляется трагедия, затем комедия. Развивается лирика. В IV веке появляется историческая проза, а затем и философская проза.

3. Эллинистический период (IV в. до н. э. - I в. до н. э.).

Развиваются малые жанры лирики, например, эпиграмма. Теряет значение высокая комедия, появляется новоаттическая комедия о семье, о доме. В самом конце периода возникают повесть и роман.

Римское искусство

1. Архаический период (VIII-VI до н.э.).

Развитие устного народного творчества.

2. Доклассический период (III-I вв. до н.э.).

Расцвет исторической прозы. Особую популярность приобретает лирика.

3. Классический период (I в. до н.э. – V в. н.э.).

Сосуществование многих жаров, среди них басня, эпос, роман, комедия.

 

Мифология

В родовом обществе мифология является универсальной, единой и единственной нерасчлененной формой общественного сознания, которая отражает действительность в чувственно-конкретных и персонифицированных образах.

Мифы о происхождении мира и первых богов называются космогоническими мифами. Согласно одному из таких мифов, из Хаоса появилась Гея – земля, Тартар – прародитель всех чудовищ, Уран – небо и Эрос. От Геи и Урана появились циклопы и гекатонхейры – первое поколение богов. Второе поколение: титаны и титаниды (старший титан – Океан, младший – Крон, Хронос). Крон хитростью низвергнул Урана в Тартар – усыпил его зельем. Уран проклял Крона, его должна была ожидать та же участь. Крон, чтобы этого избежать, проглотил пять младенцев своей жены Реи. Рея вместо ребенка дала Крону камень в пеленках. Зевса отправили на остов Крит. Когда он вырос, он усыпил Крона и заставил его выплюнуть сначала булыжник, потом Посейдона, Аида, Деметру, Гестию и Геру. Титаномахия – битва богов и титанов за власть над миром. В классической мифологии действует второе поколение олимпийцев. У древних греков – Зевс-громовержец, верховный бог; бог войны Арес; бог водной стихии Посейдон; богиня любви Афродита. У римлян этим богам соответствовали Юпитер, Марс, Нептун, Венера.

 

Театр. Музыка

Важное место в жизни древних римлян занимал театр. Греческая драма и театр возникли из сельских празднеств в честь бога виноделия Диониса, сопровождавшихся песнями, танцами и действами с участием ряженых. Позже из хора выделился особый исполнитель – актер. Импровизация сменилась точной фиксацией роли актера и хора. Главная задача греческого театра – катарсис, очищение от человеческих страстей Народный театр имел особенности организации – он состоял из трех частей:

· орхестры (сцены);

· мест для зрителей;

· скены (гримерной).

Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Греческие актеры носили на лице маски, сменяемые даже на протяжении исполнения одной роли. Чтобы увеличить рост, актеры трагедии использовали котурны – обувь на платформе. В эллинистическую эпоху искусство актера стало профессией.

Неотъемлемой частью драмы был хор. Древнегреческая драма напоминала оперу или ораторию. Актеров могло было быть только трое, а сначала вообще один – протагонист (первый отвечающий), который выделился из запевалы хора. Второй отвечающий – девтерагонист, его ввел Эсхил. Они могли конфликтовать. Софокл ввел третьего актера.

Истоки римской драмы и театра восходят к сельским праздникам сбора урожая. Постоянных театральных зданий в Риме вплоть до середины I в. до н. э. не было. В комедии действие происходило обычно на городской улице. Архитектура римского театра имела ряд особенностей, отличавших его от греческого. Места для зрителей были расположены в один или несколько ярусов в виде полукруга. Большой популярностью пользовались цирковые представления и гладиаторские бои, устраивавшиеся в Колизее.

Огромное значение в античности придавалось и музыке. Греки считали, что лад в музыке создает настроение человека. Пение и игра на музыкальных инструментах составляли значительную часть состязаний различных полисов. Музыка у греков была тесно связана с поэзией и пляской. Великие греческие трагики – Эсхил, Софокл, Еврипид – были не только гениальными драматургами, но и композиторами. Основные музыкальные инструменты древних греков являются лира, кифара, арфа.

Самобытная музыкальная культура существовала и в Риме. Сохранились описания древних триумфальных, свадебных, поминальных и застольных песен, исполнение которых сопровождалось игрой на музыкальном инструменте. Знатные, богатые римляне содержали оркестры из рабов.

 

Литература

Развитие лирической поэзии в VI–IV вв. до н. э. свидетельствует о внимании к человеку, миру его чувств и переживаний. Великая греческая поэтесса Сафо воспевает в стихах красоту и любовь.

Литература стремится отразить слабости и пороки человека: рождается особый прозаический жанр – басня. «Отец басни» Эзоп мудро и беспощадно обличает темные стороны человеческой души.

Эпическая поэзия возникает в X веке до нашей эры, творчество Гомера относится к рубежу IX и VIII века. Это первые письменные творения, с которых началась европейская литература. В античности эпос представляет собой бытовой рассказ о важном историческом событии. Предмет изображения – история народа на базе мифологического восприятия. В основе художественных древних эпосов лежит величественная героика. Герои эпосов олицетворяют собой целые народы (Ахилл, Одиссей). Герой олицетворяет как лучшее, так и худшее в своем народе.

«Илиада» Гомера охватывает незначительный период времени. Всего пятьдесят дней последнего года войны. «Илиада» - военно-героическая эпопея, где центральное место занимает рассказ о событиях. В «Одиссее» повествуется не о военных событиях, а о странствиях героя. На первый план выходит судьба Одиссея – прославление ума и силы воли. Героизм и патриотизм – не главные ценности, которые интересуют Гомера. Главное – проблема смысла человеческой жизни, проблема ценностей человеческой жизни. Тема человеческого долга: перед родиной, перед племенем, перед предками, перед умершими.

Дидактический эпос с точки зрения формы похож на гомеровский эпос. Отлична позиция автора: он довлеет над всем, он поучает. Гомер и Гесиод – два полюса в художественном взгляде на жизнь греков. Гесиод – автор поэм «Теогония» и «Труды и дни».

«Теогония» – это первая попытка осмысления всего сущего, осмысление происходящего и истории мира. У Гесиода впервые поставлена задача, которая мифологии не свойственна – задача объяснения окружающего мира, действия тех сил, с которыми сталкивается человек. Одна из центральных тем поэмы «Труды и дни» – тема богатства и бедности, которая решается с моральной точки зрения.

Римская литература проходит те же стадии развития, что и греческая, при этом заимствует очень многие черты и открытия греческой культуры. В Риме рано начинает развиваться проза: появляются эпистолярные жанры – письма, мемуары. Например, Записки Юлия Цезаря.

Лучшими комедиографами были Тит Макк Плавт и Публий Теренций Афр. Плавт работал в жанре моторной комедии. Главное действующее лицо, ведущее интригу – раб. Одна комедия так и называется «Раб-обманщик».

Особого внимания заслуживает творчество Вергилия, автора трех поэм: «Буколики», «Георгики», «Энеида». «Буколики» начинаются фразой: «Все покоряет любовь, и мы покоримся любви» - это отправной пункт для рассуждения. Автор показывает, как безрассудная страсть приводит к гибели. «Георгики» посвящена теме земледелия, автор повествует о том, как следует трудиться. «Энеида» - большая эпическая поэма о судьбе Энея, о судьбе Рима. Энею предназначено основать римское государство, которому будет принадлежать мир.

Публий Овидий Назон – автор поэмы «Метаморфозы». Жанр поэмы сам Овидий определил как «песнь вечная», «кармен перпетуум». Автора волнует проблема вечности. Жизнь вечна благодаря превращениям. Его герои сохраняют душу, но меняют материальную оболочку.

Особая роль отводится драматургии. В творчестве автора трагедий Эсхила центральной становится тема патриотического долга. Ему принадлежат трагедии «Прометей прикованный», «Фиванская трилогия», «Семеро против Фив», «Орестея». Вера в олимпийских богов у Эсхила поставлена под сомнение. Центр тяжести перенесен на героя, но герой не индивидуализирован. Персонажи Эсхила монументальны.

Творчество Софокла – вклад в создание идеала гармонической личности (человек прекрасный и физически и умственно). Его трагедии характеризует внимание к судьбе отдельного человека. Герои Софокла – «люди, какими они должны быть» (Аристотель). В связи с трагедиями Софокла Аристотель вводит понятие «трагический герой» (воплощает существенные для развития общества стремления, всегда действует на благо общества, но может ошибиться в своем трагическом неведении, благие цели трагического героя могут приводить и его, и других к гибели). «Аякс», «Филоктет», «Электра» - трагедии троянского цикла. «Антигона», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» - трагедии фиванского цикла.

Еврипид – последний крупный трагик. В его произведениях ощутимы следы кризиса традиционного мифологического миросозерцания. Он автор трагедий «Медея», «Андромаха», «Электра», «Орест». В трагедиях Еврипида меняется характер конфликта. До него конфликт всегда был обусловлен взаимодействием субъективных стремлений героя и объективных закономерностей, то есть волей богов. Герой противоречит воле богов, разрушает гармонию, за что он и наказывается. Герои Еврипида тоже страдают и гибнут. Но объективной закономерности не существует. Значит, страдания и гибель героев бессмысленны, беспросветны. Конфликт в трагедиях Еврипида представляет собой столкновение субъективных равных волей людей, или столкновение человека с самим собой. Произведения Еврипида стали называть «психологическими трагедиями» или «патетическими драмами». Еврипид разрушает жанр классической трагедии.

Комедия – это вторая отрасль греческой драмы. Античная комедия – остро политическая, философская, отчасти идеологическая. Силен элемент карнавального действа. Сюжет древнеаттической комедии носит фантастический характер. Автор предлагает утопические выходы из сложившейся ситуации. Мастер комедии Аристофан. «Лягушки» представляю собой литературно-критическую полемику с Еврипидом.

Живопись

Расцвет греческой живописи связан с возникновением искусства светотени. Первым включил в свою палитру полутона Аполлодор Афинский, за что получил прозвище Тенеписец.

Вазопись изначально была примитивна - преобладал геометрический орнамент. В VII-VI вв. до н.э. на вазах пишутся сцены из легенд и мифов, особой популярностью пользовались подвиги Геракла, Троянская война.

Кроме Апполодора Тенеписца известны и другие живописцы: Зевкеис, Паррасий, Тиманф. Их творчество отмечено эмоциональностью, реализмом. Однако монументальная живопись не получила такого масштабного развития, как вазопись.

Наиболее распространенными формами ваз были: амфора (для хранения вина и масла) — изящный сосуд с округлой емкостью, высокой горловиной и двумя ручками; кратер (в нем к столу подавалось вино) — сосуд с емкостью в форме перевернутого колокола и двумя ручками в нижней его части; килик — сосуд для питья вина в виде плоской чаши на высокой ножке; гидрия (для хранения воды) — высокий сосуд с тремя ручками.

Литературные источники подтверждают, что IV в. до н.э. ознаменован ярким расцветом живописи. Художники создают станковые картины разных жанров: натюрморты, баталии, портреты, исторические картины. В IV же в. в Сикионе появляется академия живописи со своими правилами преподавания, твердой теорией живописи с использованием перспективы. Другая школа возникла в Фивах, где создавались патриотические картины.

В эпоху эллинизма в Александрии и в Пергаме возникает искусство реалистической живописи, которое получило свое развитие в портрете, пейзаже, карикатуре.

Правление императора Нерона, одного из самых жестоких правителей в римской истории, стало периодом расцвета портретного искусства. Эволюцию его образа можно проследить в целой серии портретов. Поздние портреты представляют Нерона сложной, противоречивой натурой.

Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности.

Для живописи эпохи республики характерны портреты, очень близкие к оригиналу. Они передают все мельчайшие особенности человеческого лица, дополнительно наделяя его чертами старости, конца жизни. Ведущим героем портрета был пожилой волевой патриций, обладавший по римским законам «правом жизни и смерти» всех своих домочадцев.

В середине I в. в изобразительном искусстве стал формироваться жанр натюрморта (от франц. «мертвая натура»), показывающий неодушевленные предметы. Римляне изображали и мясные лавки, в которых висят туши убитых животных, и символические произведения: например, золотой стол на фоне алой драпировки.

Искусство времени правления императора Траяна привержено идеалу кажущейся простоты: здесь появляются величие и мощь, прежде отсутствующие в художественных произведениях.

Архитектура

Греки создают город, в котором складывается продуманная и ясная система архитектурных форм – ордер (от лат. ordo – «порядок», строй), которая потом становится основой греческой и новоевропейской архитектуры. Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы, на перекрестке которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Первые греческие ордера – дорический и ионический (названия связаны с местами их возникновения). Позднее появляется коринфский ордер, близкий к ионическому. В VII в. до н. э. завершается формирование основных типов храмов. Зодчие выбирали ордер для храмов в зависимости от пола, духа и олимпийского авторитета божества.

Центром архитектурного ансамбля Рима был форум (рыночная площадь). С одной стороны к нему примыкало внушительное здание государственного архива – Табуларий. На площади высились храмы, среди них круглый храм Весты. Здесь же возвышались колонны, к которым прикрепляли ростры – носы побежденных вражеских кораблей (ростральные колонны), и проходила «священная дорога», вдоль которой стояли лавки. Обширный форум был обнесен двухэтажной колоннадой.

Интересны постройки римских домов – «домусов». Это были прямоугольные сооружения, которые тянулись вдоль двора, а на улицу выходили глухими торцевыми стенами. Главным помещением был атриум (лат. atrium – «вход») с отверстием в центре крыши, под которым находился бассейн для сбора воды. В целом атриум выполнял функцию «мирового столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подземным миром. В атриуме стоял шкаф для хранения восковых масок предков и изображений добрых духов-покровителей – ларов и пенатов. Внутри дома были расписаны. Прекрасно сохранившиеся фрески показывают, какой была обычная жизненная среда римлянина.

Нерон решил придать Риму новый облик. По указу императора были тайно сожжены несколько городских кварталов, на месте которых император воздвиг знаменитый Золотой дом.

В 70-80-е гг. I в. н. э. был сооружен грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат. collosseo - «громадный»). Он был построен на месте разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому архитектурному типу зданий. Римский Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой стеной. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений. В солнечные дни над Колизеем натягивали огромный парусиновый навес – веларий.

Второй шедевр зодчества эпохи Флавиев – это знаменитая Триумфальная арка Тита. Арку воздвигли в честь правителя в 81 г., уже после его смерти. Она увековечила поход Тита в 70 г. на Иерусалим. В аттике был захоронен прах Тита. Так хоронили лишь людей с особой харизмой (греч. «божественный дар»), т. е. наделенных исключительными личными качествами. Другие граждане покоились вдоль дорог за городскими воротами Рима.

При Трояне Римская империя достигла пика своего могущества. Этот император почитался лучшим из всех в римской истории. Самым знаменитым памятником Трояна в Риме считается его форум.

В римской архитектуре III в. особой грандиозностью отличаются термы (бани) Каракаллы. Термы для римлян были чем-то вроде клуба, где древняя традиция ритуальных омовений постепенно обросла комплексами для развлечений и занятий палестрами и гимнасиями, библиотеками, помещениями для музыкальных занятий. Термы Каракаллы занимали колоссальную площадь с газонами, имели залы горячей, теплой и холодной воды.

 

Скульптура

В античной скульптуре периода архаики все еще распространены антропоморфные (похожие на человека) статуи богов. А персонажи статуй VII–VI вв. до н. э. уже не только боги, а также юноши – куросы и девушки – коры, участники религиозных процессий. Отдельные статуи напоминают колонны, – руки тесно прижаты к телу, ступни ног стоят на одном уровне. У мужских и женских фигур почти одинаковые пропорции: тонкие талии и широкие плечи, с той лишь разницей, что мужские статуи очень часто предстают обнаженными, а женские – в одеяниях. К концу VI – началу V в. до н. э. пропорции фигур становятся более естественными, а их движения более свободными. Формы тела становятся более крепкими, реальными, а с лиц исчезает улыбка.

В Древних Афинах работали скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет. Значительная часть их работ дошла до нас в римских мраморных копиях.

Дальнейшее развитие скульптуры связано с возрастанием интереса к внутреннему миру человека. На смену мужественности и суровости образов классики приходит скульптура, где авторам удается пластическими средствами передать тонкий и богатый душевный мир. Здесь великолепно показал себя знаменитый античный мастер Пракситель. Уроженец острова Парос Скопас передает накал эмоций, порой трагический надлом.

 

Вопросы для самоконтроля

1) Каковы основные этапы развития античного искусства?

2) Дайте определение понятию «мифология».

3) Назовите имена ведущих античных трагиков.

4) Что является центром архитектурного ансамбля Рима?

5) С именем какого живописца связано появление искусства светотени?

 


 

ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ

1. Общая характеристика эпохи.

2. Литература. Театр.

3. Живопись.

4. Архитектура. Скульптура.

 



Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1443;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.023 сек.