Славяне и Киевская Русь ( до XI вв.)
1. Киевская Русь возникла в конце первого тысячелетия н. э. в пределах Восточно – Европейской равнины.
Происхождение славян. Славянские племена выделились из индоевропейской общности народов в середине II тысячелетия до н. э. на территории к югу от Балтийского побережья.
Славянская колонизация Восточно-европейской равнины.
Приблизительно в V в. до н.э. балтославянские племена разделились на славян и балтов .Славяне сначала проживали по среднему течению рек Днепр и Одер. Затем участвовали в «Великом переселении народов» (III-VI вв. н.э.). Часть племен двинулась на восток – в направлении оз. Ильмень и среднего течения Днепра. Образовалась восточнославянская этническая общность. VII век стал «славянским веком»: восточные славяне начинают доминировать на пространстве от Карпат до верховьев Волги и от Финского залива до среднего течения Днепра. Автохтоны (коренные обитатели) лесной зоны (балтские и угро-финские племена) вели «присваивающее хозяйство» (охота, рыболовство), обитатели южных степей (ираноязычные кочевники) - примитивное скотоводство. Поэтому они растворялись в славянах. Славяне - пашенные земледельцы – принесли на Восток Европы культуру производящего хозяйства. Выделились еще южные и западные славяне. Т.е. три ветви славян.
Общественный строй восточных славян. Восточные славяне находились на стадии разложения первобытно – общинного строя. Управление.На смену общностям, основанным на кровно – родственных связях и коллективном имуществе, приходят «соседские» общины, основанные на территориально-хозяйственном единстве. Родоплеменные объединения перерастают в территориально – политические племенные союзы: поляне, древляне, ильменские словене, древляне, дреговичи и др. Всего 12-15 по разным источникам. Затем родовые общины распадаются, ее сменяет соседская (территориальная) община – вервь. Члены верви совместно вели хозяйство. Для решения вопросов собирался общий совет –вече. В случае военной опасности собиралось народное ополчение – все мужское население. Экономический и общекультурный прогресс повлек вычленение господствующего слоя – князей (из военных вождей), военно-служилой (дружина) и родовой знати («лучшие мужи»). Становление социальной дифференциации послужило основой формирования древнерусской государственности. Занятия.Основное занятие славян было земледелие подсечно-огневое и переложное. Сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху. Были огороды: репа, капуста. Было скотоводство: коровы, козы, свиньи. Бортничество. Охота: еда, кожа, меха. Куница выполняла роль денег. Развивались ремесла: кузнечное, гончарное дело, ткачество. Жили в полуземлянках и наземных помещениях. Топили по-черному. Были поселения и городища (укрепленные). Верования.Славяне были язычниками. Ярило- бог солнца, Перун – бог грома, Стрибог – покровитель ветра, Волос, покровитель скотоводства. Не было особого жреческого сословия, но были кудесники и волхвы. Соседи восточных славян.За западе западные славяне, балы. На севере – финноугрские племена – чудь, меря. Весь, мордва. Их постепенно мирно колонизировали. На востоке и юге жили скифосарматские ираноязычные племена. Из них в VI в. выделился Тюрский каганат, вVII распался. ВVI в. из Центральной Азии в современную Венгрию прокочевал аварский каганат – непрочное государство. Были разбиты Византией. В VII в. В Нижнем Поволжье было создано сильное государство – Хазарский Каганат. Столица – Итиль. Они подчинили восточных славян и мордву и собирали дань. В Среднем Поволжье было сильное государство с VII в. Волжская Булгария. На Юго-востоке были кочевники – печенеги, затем половцы. На юге была Византия, самое большое культурное влияние.
Возникновение Киевской Руси. Научная разработка древнерусской истории (с середины XVIII в.) связана с формированием «норманнской» и «антинорманнской» теорий. Первая основывалась на предположении о норманнском (норманны, варяги – выходцы из Скандинавии) происхождении Киевской государственности. Вторая отрицала иностранное происхождение государства, считая варяжского предводителя Рюрика фигурой мифической или славянским вождем. Слабостью обеих теорий является отождествление вопроса о возникновении государства с проблемой происхождения династии. Возникновение Древнерусского государства не могло быть следствием единичного акта. Славянская первооснова древнерусской государственности представляется очевидной. Варяжский элемент сыграл активную роль в формировании государственных институтов древней Руси (варяжское происхождение правящей династии, опиравшейся на древнерусскую знать - бояр, сформировавшихся в результате слияния варягов со славянской племенной верхушкой). Формирование государства. Государство - это единая система управления людьми. Законы (традиция). Охрана границ. Складывалась у славян постепенно. IX в. Развивается торговля. Выделяются купцы. Появляются города – Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Любеч, Новгород. Они хорошо укреплены. Было вмного врагов. Появились специальные воины – дружины. Их возглавляли князья. Норманы – Серверные люди – хорошие воины и отличные мореплаватели, имели много завоеваний и были наемниками. Название в Европе - Викинги. Наемных северян называли варягами. Одно из племен Роутси. Их часто нанимали славяне. Отсюда русы. Есть и другие гипотезы. Происхождение термина «Русь». Доминирует версия скандинавского происхождения («русь»: воин - гребец, дружина). Сохраняются аргументы в пользу славянской, балтской или ираноязычной этимологии. «Киевская Русь» - термин, принятый в научной литературе.
Периодизация истории Киевской Руси.
В 862 г. по летописям были приглашены Рюрик (основал и Новгород и возглавил крупное княжество), Трувор и Синеус. В начале IX в. князья Аскольд и Дир были приглашены для правления в Киев и освободили его от дани. И также создали сильное книжество. В 879 г.умер Рюрик. Новгородским князем стал его родственник Олег. До 912 г. В 882 г. с большим войском двинулся на юг. Подчинил Кривечей. Хитростью выманил и убил Аскольда и Дира. Объединил два княжества, разбил древлян. Столицей сделал Киев, объявив его Матерь русских городов. Это первое государство восточных славян – Древнерусское государство или Киевская Русь. Главой Руси был киевский великий князь. Он опирался и советовался с дружиной. Все племена, признававшие власть Киева заключали договор и платили дань. Сформировалось полюдье. В военное время поставлялось ополчение. Его возглавлял воевода. В годах сохранялось вече. Князья: 1. Присоединяли и защищали территории, 2. Поддерживали купечество. В 907 г. Олег и 2000 ладей и 80000 воинов осадили Царьград. Был подписан выгодный мир. В 911 г. был еще один поход войск и новый выгодный договор. По преданию Олег умер от укуса змеи из черепа коня.
Затем правил Игорь (912-945) – сын Рюрика. Он присоединил древлян. В 941 и 944 г. совершил походы на Византию. В 945 г. во время повторного сбора дани был убит древлянами. Ольга (945-957 гг.) – жена Игоря. Отомстила древлянам за смерть мужа. Но дань теперь стали собирать не сами князья, а специальные люди. Была проведена реформа. Установили размер дани – уроки, и места сбора – погосты. В 957 г. Ольга в Царьграде приняла христианство. Становится форпостом христианства и играет активную роль на международной арене. Ольга передала власть совершеннолетнему Святославу (945-972). Он был выдающимся полководцем и всю жизнь провел в походах и сражениях. Присоединил вятичей. 965 и 969 гг. большие походы – разгромил булгар и Хазарский каганат. Основал Тмутараканское княжество. Войны с Византией. В 972 г. был подкараулен и убит печенегами. Из его черепа хан Куря сделал чашу для пиров. Затем была борьба за власть между сыновьями Святослава. Победил Владимир Святославович (980-1015). Укрепил внутреннюю власть, воевал с Польшей и Бургарией. На юге построил оборонительные рубежи. Христианизация Руси. В период складывания государственности восточные славяне (как и варяги) исповедовали язычество.
С середины X в. на Русь проникает христианство. В 988 князь Владимир Святославович осуществил массовое крещение киевлян. Постепенно христианство становится религией большинства населения Руси. Принятие монотеистической веры сыграло исключительную роль в складывании единой древнерусской государственности, языка и культуры. Различия между западной (римско-католической) и восточной (византийско-православной) ветвями христианства наложили отпечаток самобытности на последующий ход отечественной истории. Взял в жену Византийского принесу. Церковь возглавлял митрополит. Округа возглавляли епископы. Духовенство делилось на черное и белое. Черное жило в монастырях.
Социально-экономический строй. Древнерусское общество носило аграрной характер: сельский уклад (уклад - система общественных отношений определенного типа), подчиненный природному циклу и основанный на коллективном (общинном) общежитии, являлся основой общества, менталитета (мироощущения).
Общественно – политический строй. Превалирует мнение о Киевской Руси как раннефеодальном обществе. Феодализм - тип общественного устройства, характеризуемый аграрностью, сословным делением общества (сословие - общность с закрепленными наследуемыми правами и обязанностями), наличием крупной («феодальной) земельной собственности (феод - земли, пожалованные в наследственное владение за службу), зависимой от нее крестьянской собственностью, господством религии в духовной сфере, как правило, монархической формой правления.
Владимир по примеру отца отправил 12 детей в разные земли Руси проводить свою политику и укрепить единство державы. Но центральная власть была еще не сильна. Планировал передать власть Борису, он с Глебом были любимыми сыновьями. Это не нравилось старшим сыновьям Святополку и Ярославу. В 1015 г. Ярослав в Новгороде отказался платить дань Киеву. Владимир хотел послать войско, но умер. Должен был править Борис. Но Святополк подослал убийц к Борису и Глебу. Их позднее причислили к лику святых. А Святополка прозвали Окаянным. Затем он организовал убийство Святослава. Святополк правил (1015-1019). Он опирался на половцев и поляков. Боролся за власть с Ярославом. Святополк умер в 1019 г. Власть перешла к Ярославу Мудрому (1019-1054 гг.) Но окончательно он подавил усобицы и стал единоличным правителем в 1036 г. после смерти Мстислава, князя Тмутаракани. Затем правил мудро и тихо. Сложились четкие правила управления Древнерусским государством. Во внешней политике укреплял южные рубежи. В 1036 г. Разбил печенегов. Формируется древнерусская народность и единый древнерусский язык.
Социальная структура Киевской Руси (фрагментарно зафиксированная в древнейшем своде законов «Русская Правда») характеризуется делением по сословному принципу на слои лично свободных (привилегированную знать и непривилегированный люд) и лично зависимых (полностью – рабы – холопы (челядь), частично – смерды, закупы, рядовичи). Главной производительной силой древнерусского общества были «люди» - свободные крестьяне, основная часть населения, ведшие семейное хозяйство на общинной земле, и городской люд, связанный с ремеслом и торговлей. Правящая верхушка – князья, высшие слои – бояре (старшие дружинники). Они владельцы вотчины, наследного землевладения. Вотчины имели дружинники и церковь.
Земля была собственностью общины и делилась между всеми семьями, входившими в общину. Но платили дань в пользу государства. Т.о. государство утвердило право собственности на землю. В Древней Руси не сложились ключевые институты развитого феодализма: сеньориальная (частная) собственность на землю (княжеские домены начинают формироваться с X в., боярские вотчины - с XI в.); крепостное право (юридически оформленное прикрепление крестьян к земле и лично - к собственнику земли, формирующее «вотчинную юрисдикцию» - право феодала на внеэкономическое принуждение крепостного); рентные отношения (перераспределение прибавочного продукта от производителя собственнику земли).
Внутри привилегированного слоя складывались отношения сюзеренитета - вассалитета (вассал - обладающий неотъемлемыми правами - иммунитетами слуга, служащий сюзерену за пожалования): киевский князь - «первый среди равных» - выступал сюзереном по отношению к младшим рюриковичам и к дружинникам. По мере развития частнособственнических отношений в поздней Киевской Руси начинается формирование служилого слоя на «классической» основе земельных пожалований.
При господстве коллективной феодальной земельной собственности привилегированное сословие имело три основных источника существования: торговля, военная добыча и «полюдье». Элита «ходила по людям», которые поставляли продукцию производства и промыслов. В середине X в. княгиней Ольгой порядок сбора был зафиксирован по месту («погосты»), срокам, размерам. «Полюдье» трансформировалось из дани в налог, шедший на содержание двора, обеспечение государственных нужд. «Полюдье» стала ранней формой феодальной ренты, которая собиралась с лично свободных крестьян феодальной знатью в целом, властью.
Особенностью древнерусского (восточноевропейского), «бессинтезного» феодализма (в отличие от «синтезного» западноевропейского, воспринявшего римскую традицию) была замедленность формирования частной собственности, сохранение массива государственных земель, что создавало перспективу длительного роста феодализма «вширь». Раннерусский феодализм - «государственный феодализм», что демонстрирует этатизм (повышенную роль государства) уже на ранней стадии становления государственности.
Политический строй. Киевский князь, получавший трон по праву династического наследования, являлся олицетворением государства, верховным правителем, судьей, главой дипломатии, вооруженных сил, распорядителем казны.
Ограничители княжеской власти: Русь считалась владением всего рода Рюриковичей, киевский князь был связан отношениями сюзеренитета – вассалитета со служилыми князьями; боярским советом; «рядовыми» («ряд» - договор) соглашениями, заключаемыми с рядом территорий; вечевым строем; традиционным порядком наследования княжеского стола, который должен был переходить к старшему в роду Рюриковичей; институтом феодальных «снем» - съездов, решающих вопросы династических и вассальных отношений.
Киевская Русь - ранняя ограниченная монархия (источником власти является институт монархического правления).
Ярослав Мудрый – расцвет древнерусского государства.
Формирование территориального единства. В 882г. преемник Рюрика Олег захватывает Киев, ставший столицей, положив конец противостоянию северного и южного центров формирования древнерусской государственности. В течение IX - X вв. киевские князья подчиняют племенные княжества. В правление Владимира Святого завершается замена «туземных» княжений служилыми князьями - наместниками из дома Рюриковичей. К концу X в. Киевская Русь делилась на волости во главе с князьями - вассалами великого князя. Местное правление (представители князя, гарнизоны, возглавляемые тысяцкими, сотниками, десятскими - в соответствии с «десятинной» системой управления) содержалось за счет кормлений - сборов с населения.
Начинает складываться система дворцово-вотчинного управления, в которой власть принадлежит вотчиннику. Служащие княжеского дворцового хозяйства (тиуны, старосты) становятся управителями соответствующих отраслей государства.
Города. За исключением Новгорода, древнерусские города, складывающиеся, в основном, как перевалочные пункты внешней торговли, не имели самоуправления, будучи резиденцией местных властей - опорой княжеской власти, и сыграв в этом качестве выдающуюся роль в складывании государства.
Внешняя политика. Киевская Русь, восточный форпост христианской Европы, была активным участником международных отношений.
Хазарское направление: в 964 - 965 гг. князь Святослав сокрушает Хазарский каганат, наиболее опасного соперника на протяжении IX - X вв..
Византийское направление: мирные торгово-культурных связи перемежались вооруженными конфликтами (походы руссов на рубеже IX - X вв., отношения союзничества и противоборства во времена Святослава, развитие отношений на основе религиозной общности к концу X в.).
Южное направление: отношения союзничества и вооруженной борьбы с печенегами, угрожавшими югу Руси, особенно, с конца X в.; с XI в. аналогичным образом - с кочевыми тюрками – половцами.
Западное направление: отражением разнообразных отношений явились династические связи (начиная с Ярослава Мудрого, женатого на дочери шведского короля).
4.
Устное народное творчество – былины – богатыри: Илья Муромец и др. Письменность важно. Кириллица 862 г. Писали устав. Книги из пергамена. Простолюдины использовали бересту. Литература. Летописи. 113 г. «Повесть временных лет». Монах Нестор. Жития – описания жизни святых. Развивается архитектура. Софийский собор в Киеве. Развиваются художественные ремесла. Быт и нравы.Большинство сельские жители. Жили большими семьями. Руководил всем глава семьи. Работали с 7 лет. Браки в 13-14 лет. Долго сохранялись языческие праздники. Были скоморохи и Шуты. Развивается военное дело: доспехи и вооружение. Бояре жили в хоромах. Зажиточные горожане в срубах. Ремесленники жили на окраинах – слобода, в деревянных избах и глинобитных домиках. Крестьяне жили в небольших домах и полуземлянках. Топились по черному. Освещались лучинами. Одежда. Мужчины рубаха, порты, лапти, онучи, зипун, кожух. Женщины – понёва. Богатые хорошо одевались. Были украшения.
Удельный период».
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 3452;