Перспективы воспитания в России
Несмотря на обилие названий и подходов к воспитанию за рубежом, можно видеть две главные позиции: одна - консервативно-охранительная, отстаивающая управляемое формирование дисциплинированной личности, усвоившей социальные стандарты в поведении, другая - гуманистическо-либеральная, с приоритетом развития автономной личности в процессе воспитания и социализации. Анализ подходов и систем конкретных зарубежных школ 20 века показывает тенденцию к усилению гуманистической ориентации, хотя на массовой школе это сказывается только частично. Идеи педоцентризма, свободного воспитания, гуманизации и индивидуализации воспитания особенно глубоко реализовались в некоторых школах, называемых альтернативными или экспериментальными, что не одно и то же.
Наиболее известной из таких школ является Вальдорфская школа. Она основана Р.Штайнером в 10-е годы 20-го столетия. Ее философскую основу образует антропософия - учение о человеке и духовном познании мира. Воспитание, по Р.Штайнеру, - средство привести духовное в человеке к духовному началу Вселенной, средство раскрытия заложенных в человеке скрытых духовных сил. Антропософское воспитание исходит из природы ребенка, как оно ее понимает. Развитие человека проходит три семилетних цикла: 7, 14, 21 год. Каждой фазе свойственны особенности. Во время первой фазы ребенок учится с помощью подражания, во второй - с помощью предметно-образной деятельности, в третьей формируется абстрактное мышление. Главная задача школы - развитие физических, душевных и духовных сил ребенка. Эта цель находит реализацию во всех элементах школьной системы. Особенное значение придается экспрессивным методам обучения и воспитания, имеются в виду занятия искусством, художественным ремеслом, особой вальдорфской гимнастикой - эвритмией, сочетающей музыку, медитацию, слово, физические упражнения. Важную роль играет душевное и духовное общение детей друг с другом и учителями. Предполагается, что учитель разделяет антропософские взгляды и работает по призванию. Однако антропософия ученикам не преподается, не внедряется как мировоззрение. Результатом такого воспитания являются ученики, ориентированные на глубокое отношение к жизни, к миру, к окружающим, у них сильно развиты художественные способности и эстетические чувства. Однако отмечается, что это может затруднять адаптацию учащихся в обществе.
Приведем примеры других альтернативных школ. В Германии, Франции и других европейских странах работают школы, в основе которых лежат системы П.Петерсена, С.Френе и других реформаторов педагогики начала века. Для них характерна ориентация на гармоническое развитие всех способностей и сил ученика: эмоций, воли, ума, практических умений, коммуникативных свойств, нравственных качеств. Организацию учебно-воспитательного процесса и методы воздействия на учащихся можно охарактеризовать как ненавязчивые, мягкие, щадящие. Ученики объединяются в разновозрастные группы. Содержание и темп занятий индивидуализированы и часто определяются детьми по свободному выбору: игры, чтение, беседы с учителями, индивидуальная работа, технические и художественные занятия. В течение дня органично сочетаются игра, учеба, общение, отдых, труд. Оценок в баллах как правило нет, что снимает стресс. Одна из главных идей школы П.Петерсена (1884-1952) состоит в формировании ребенка в "школьной общине": в совместной деятельности и общении детей разного возраста.
Подобные черты характерны и для Ecole Moderne, современной школы и педагогического движения, основанного Селестеном Френе (1896-1966). Целью воспитания является развитие у учеников способности к взаимодействию, самоуправлению, кооперации, развитие индивидуальности, социальной компетенции, ответственности. Главное, что отличает такую школу, - это организация учебной деятельности по типу производственной, с разделением труда и взаимодействием. Учебный процесс организуется вокруг школьной типографии, которая выпускает журнал, его делают все и на всех стадиях, от создания текстов до распространения. Это не может состояться без самоуправления, ученических коллективных органов управления, собраний, поручений, обсуждений дел и принятия решений. Во всей этой деятельности сближается учебная и внеурочная работа детей и формируются названные выше качества учеников.
Одним из характерных признаков американских альтернативных школ является развитие самостоятельной деятельности учеников. Она проявляется в двух сферах: учебной и экспрессивной. Первая предполагает возможность самим выбирать себе учебный курс, планировать, определять свои возможности, цели, интересы, оценивать себя. Школа дает право на участие в заседаниях комитета по разработке и критике программ.
Экспрессивная область охватывает социально-нравственные вопросы жизни учащихся. Предоставляются условия для решения проблем в деловых и личных отношениях, спортивной жизни, в формах досуга, для обсуждения норм поведения. Это касается всей внеурочной деятельности, дается возможность разрабатывать общую школьную политику и стратегию, а также участвовать во внешкольных ассоциациях и мероприятиях. От учителя в этих условиях требуется быть демократичным: устанавливать отношения доверия, уважения, взаимопонимания, уметь выслушивать учащихся, сотрудничать с ними, прогнозировать их развитие и многое другое. Нетрудно видеть , что учебно-воспитательный процесс в таких школах строится на принципах, близких гуманистической психологии.
* * *
Анализ теоретических подходов и конкретных учебно-воспитательных систем школ западных стран позволяет провести параллель с развитием советской школы и поисками современной российской педагогики. Можно видеть элементы, сближающие систему А.С.Макаренко со школой С.Френе, П.Петерсена, Я.Корчака и других педагогов-реформаторов 20 столетия. Недирективный стиль формирования детей за рубежом сопоставим с "мягкой" педагогикой В.Сухомлинского и с последующим опытом педагогов-новаторов. Это свидетельствует о высоком уровне педагогической науки в России и большом мировом значении отечественных педагогов. Поиски современных педагогов частично осуществляются на путях, проложенных великими педагогами первой половины 20 века. Вместе с тем в педагогике есть стремление найти гармонию между принуждением и свободой в воспитании, обосновать подходы, сочетающие интересы ребенка и образовательные стандарты.
В настоящее время большинству отечественных теоретиков педагогов, философов, социологов, психологов кажется очень привлекательной гуманистическая педоцентристская модель с идеалом самостоятельной, критически мыслящей, творческой и вместе с тем высоко нравственной, адаптированной личности. И в этом с учеными можно согласиться. Однако в литературе можно видеть небезопасное стремление перенести в русскую школу западные модели. Более того в реальный процесс некоторых школ попадают западные программы или их отечественные аналоги, от которых за рубежом отказались или во всяком случае оценивают весьма критично их результаты("Половозрастное воспитание учащихся. Основы сексологии", "Твое здоровье").
Следует знать, что на западе (в США, Канаде) с 80 годов наметился поворот от "свободного воспитания" к традиционному, систематическому, классическому образованию, к более направленному и активному влиянию на нравственность и поведение учеников. Возможно, что наше стремление уйти от авторитарной системы к гуманистической педагогике оправдано, но путь в мировое педагогическое пространство, сближение с западом, поиск новых концепций должен быть тщательно взвешенным. Важно не повторить ошибок зарубежной школы и сохранить все лучшее в нашей науке и школе, сохранить национальное и культурное своеобразие отечественного образования и выработать концепции, адекватные русской действительности. Для будущих учителей размышления над путями развития педагогики 20 века актуально при определении своих взглядов на воспитание в российской школе 21 века.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 346;