Рассказ о марианском терроре
Марий и Цинна вступили в город. Все встречали их со страхом. И прежде всего стало подвергаться разграблению имущество тех людей, которые, по мнению Мария и Цинны, были их противниками. Консулу Октавию1 они еще раньше послали клятвенное ручательство в его безопасности, однако друзья советовали ему скрыться. Но Октавий, объявив, что он как консул никогда не покинет город, прошел со знатнейшими лицами и с частью войска на холм Яникул и там сел в консульском одеянии на кресло, имея по сторонам ликторов с фасцами. Когда к Октавию устремился с несколькими всадниками Цензорин и когда снова друзья Октавия и стоявшие около него воины убеждали его бежать и даже привели ему коня, Октавий и тогда не двинулся с места и ожидал смерти. Цензорин отрубил ему голову и принес ее Цинне. Впервые голова консула была повешена на Форуме перед ораторской трибуной. Потом головы и всех прочих убитых стали вешать там же. И эта гнусность не прекратилась и стала применяться и позже в отношении всех тех, кто был убит их врагами. Тотчас же рассыпались во все стороны сыщики и стали искать врагов Мария и Цинны из числа сенаторов и так называемых всадников. Когда погибали всадники, дело этим и кончалось. Зато головы сенаторов все без исключения выставлялись перед ораторской трибуной. Во всем происходившем не было видно ни почтения к богам, ни боязни мести со стороны людей, ни страха перед мерзостью таких поступков.
Гай Юлий и Луций Юлий, родные братья, а также Ацилий Серран, Публий Лентул, Гай Нумиторий и Марк Бебий были убиты, захваченные на пути. Красс, преследуемый вместе с сыном, успел убить сына и сам был зарезан преследователями2. Оратор Марк Антоний3 укрылся в одном поместье. Хозяин радушно принял и спрятал его. Но так как он чаще обыкновенного посылал раба в харчевню купить там вина, то продавец спросил, почему он так часто к нему заходит. Раб сказал ему на ухо правду и, купив вина, вернулся домой. Продавец тотчас же побежал к Марию, чтобы сделать донос. Марий, услышав, подскочил от радости и бросился было сам расправиться с Антонием, но так как друзья его удержали, то был послан военный трибун с отрядом. Антоний, мастер говорить, зачаровал солдат длинною речью, возбудив к себе сожаление. Наконец трибун, не понимая, что происходит, сам вбежал в помещение, где находился Антоний, и нашел своих солдат слушающими его. Трибун убил Антония посреди его речи и голову его отослал Марию.
Корнута, спрятавшегося в одной хижине, рабы спасли при помощи хитрости. Они отыскали какой-то труп и положили его на костер. Когда пришли убийцы, они подожгли костер и сказали, что это горит их господин, который задушил себя. Так Корнут спасся благодаря своим рабам.
Квинт Анхарий поджидал Мария в то время, когда тот собирался принести жертву на Капитолии. Анхарий надеялся, что в храме ему удастся примириться с Марием. Но последний, начав жертвоприношение, приказал тут же, на Капитолии, умертвить Анхария, когда тот подходил к нему и собирался его приветствовать. Головы Анхария, Антония и всех прочих, кто был консулом или претором, были выставлены на Форуме. Никому не разрешалось предавать погребению убитых, тела их растерзали птицы и псы. Другие граждане были изгнаны, у третьих было конфисковано имущество, четвертых прогнали с занимаемых ими должностей. Все друзья Суллы предавались смерти, дома их отдавались на разрушение, имущество конфисковывалось, владельцы его объявлялись врагами отечества. Искали даже жену и детей Суллы, но они успели бежать. Вообще недостатка в многочисленных и разнообразных бедствиях не было.
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 1895;