Идейные искания в исторической науке, общественной мысли, философии
На рубеже веков происходит переворот в естествознании, что подорвало основы традиционных представлений о мире. Это обострило непримиримую борьбу материализма и идеализма. Большое влияние оказал марксизм, особое внимание уделявший экономическому базису общества, объективным общемировым закономерностям. Здесь выделялись исследования экономистов В. Ульянова, П. Струве, М. Туган-Барановскогои др.
Видным историком былВ.О. Ключевский, уделявший большое внимание исследованию социально-экономических отношений в истории России, проблеме урезания свобод в узловые моменты истории страны. Его главный труд – «Курс русской истории». Его учениками были видный историк культуры России П.Н. Милюкови будущий основатель советской исторической школы М.Н. Покровский.Особый взгляд на проблемы русской государственности имел С.А. Платонов. Видное положение в изучении обществознания занимал социолог М.М. Ковалевский, изучавший историю общины и родовых отношений, один из лидеров масонов России.
В философиигосподствовало направление, намеченное еще в 80-е годы предыдущего века Владимиром Соловьевым – усвоение религиозных идей. В начале ХХ века русские философы Розанов, братья Трубецкие, Булгаков, Флоренский, Франк вступают в духовную борьбу с безбожным материализмом. Общее в их взглядах:
- формула «Бог – общество – человек», где Бог занимает огромное место, очень близка русской душе;
- специфика «русского духа» - склонность к терпению и жертве;
- русский народ отличен от всех, т.к. он потерял ось времени, для него характерен культ справедливости, а не закона и права;
- поиск смысла (жизни, любви).
Николай Бердяевсчитает главной задачей человечества восстановление религиозного смысла жизни, а для этого необходимо познать источник мирового зла. Путь познания – вера в Христа. Русский народ способен на это, т.к. все понимает сердцем, а не разумом. Василий Розановсчитал, что русский народ легко подвергается чужому влиянию, а это приводит к крушению общественных устоев. Народу нужно внушать не идею греха, а идею созидания. Семен Франквидел главную задачу философа в понимании происходящего в России и попытке преодоления крайностей. Иван Ильинверил в «мессианство России»: путь России, указанный Богом – самопожертвование ради спасения других народов. Революция, привнесенная с Запада, поразила Россию, т.к. русский характер не сумел проявить достаточную волю. Но, именно испытания и лишения должны привести к возрождению Святой Руси в душе народа.
Т.о., мыслящая интеллигенция видела путь спасения России, но её взгляды были совершенно непонятны ни агрессивно настроенному «охлосу», ни слабовольному монарху.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 401;