Древнегреческая фил-ия.


1)Демокритвсе состоит из атомов, атомнеделим, мельчайшая частица, разная величина, форма, между атомами пространство, находятся в движении, круговорот атомов, чувственно не познаваемы. В основе челов.души атомы огня, они подвижны. Душа смертна, распадается на атомы. Фатализм- каждое событие и каждый поступок как реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.Детерминизм – концепция всеобщей обусловленности всех явлений, наличие причины. беспричинных явлений нет, за любой случайностью скрывается необходимость, за чудом – закон.

Учение о познании.Познание начинается с ощущения,* каждый предмет источает эйдосы (образы, идеи), *атомы душы так же истекают наружу (чувство взгляда), при соприкосновении души с эйдосами, возникает ощущение – основа личности человека. * Образуются сложные образы за счет наложения элементарных образов, их осмысления, образуется мышление.

2) Софисты.Возникает в условиях древнегреческой демократии, когда важную роль играет доказательство, аргументы. Свою правоту доказывали с помощью софизмов- логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Первичные-вторичные качества: различение качеств по степени их объективности встречается ещё у Демокрита, который разграничивал субъективное знание «по мнению», то есть существующее в форме ощущений, и знание «по истине», то есть умопостигаемое знание свойств атомов. Релятивизм, филос., учение, что всякое познание относительно, то есть зависит от случайных отдельных обстоятельств, при которых имело место и от сознания познающего субъекта. Протагор "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". В качестве критерия оценки окружаю­щей действительности, хорошего и плохого софисты выдви­нули субъективное мнение человека:*вне человеческого сознания ничего не существует, *нет ничего раз и навсегда данного, *что хорошо для человека сегодня,то и есть хорошее в действительности. *если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим то, зна­чит, оно является вредным и плохим в действительности; *объективное (истинное) познание недостижимо; *существует только мир мнения.

3) Сократ. "майевтика".Суть не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логиче­ским приемам, подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Убежден, что из физики не выведешь этическое, поэтому он начинает непосредственно с этического, нет ничего выше этического. Истинное познание призвано дать чело­веку верные направления для его повседневной жизни. Цен­ность всякого познания природных, людских и божественных явле­ний и отношений в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела.Сократ верил, что, если человек знает, что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Истина и нравственность для Сократа — совпадающие понятия.ИРОНИЯ - манера говорить, при которой говорящий притворяется незнающим несмотря на свое знание. Сократовская ирония состояла в том, что мудрый представлялся глупым перед невеждами, которые кажутся себе знающими и мудрыми, для того чтобы они могли из своих заключений узнать о своей глупости и направить свои усилия к истинной мудрости.

4) ЭПИКУР1) Проблема свободы. Эпикур развивает атомистику Демокрита. По Демокриту, атомы движутся прямолинейно, одинаково во всех направлениях. Их движение детерминировано. По Эпикуру, они могут отклоняться от прямолинейного движения в следствии самодвижения и случайных столкновений. Эпикур отрицал фатализм Демокрита: отклонение атомов есть физическое обоснование свободы человека. Человеческое поведение детерминировано, но в определенных границах оно свободно. Его основой является многопричинность. Концепция индетерминизма. Человек может менять свою деятельность, судьбу.2) Теория познания. Эпикур, как и Демокрит, является сенсуалистом. Только ощущения истинны, адекватны действительности. Ощущения - основа познания и критерий истины. Критерии истины - чувства удовольствия и неудовольствия, страдания. 3) Этика. Человек стремится к удовольствиям и избегает неудовольствия. Человек обречен на свободу выбора своих действий Все, что определяет положительные чувстванравственно. 4) Счастье человека — в получении удовольствия. Но удовлетворение телесных потребностей необходимо для душевной гармонии. Цель жизни – атараксия, спокойствие и безмятежность души. “Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно”. Вершина удовольствия - наслаждение духа (литература, искусство и т.д.), а не блага физиологические, это отсутствие физического страдания.

5)КИНИКИ– (злобные собаки) – отвергают соц.нормы, считают, что они мешают развитию личности

6)Скептики- СКЕПТИЦИЗМ м. греч. сомнение, доведенное до правила, до учения; искание истин путем сомнения, недоверия, даже к очевидным истинам. Скептос – рассматриваю, исследую с определенным сомнением.

 

 

7.ФИЛОСОФИЯ Платона и АРИСТОТЕЛЯ.

1) Учение о ЧЕТЫРЕХ ПЕРВОНАЧАЛАХ 1. Материальная причина. Материя двояка. бесформенное и неопределенное вещество и«то, из чего вещь возникает и состоит». Материя непозна­ваема ,пассивна, безжизненна, вечна. «Из чего?»2. Формальная причина. Форма — то, что составляет «суть бытия» вещи. «форму никто не создает и не производит», существуют сама по себе и, будучи внесенными в ма­терию, творят вещи. К тому же в материю их в конечном счете вносит бог. «Что есть?». Материя и форма — два вечных начала. Материя – возможность. Форма - действительность. Они неотделимы. Отдается приоритет форме перед материей. Их соотношение подобно единству тела и души.3.Целевая причина. «Ради чего. Все процессы обладают целью. Развитие есть осуществление цели. человек – в отношении смысла жизни, который носит трансцендентный характер, хотя и реализуется человеком. Аристотелевское учение телеологично. Телеология – учение о целях. Душа, проецируя цели и ценности, движет телом. «Осуществление» цели и реализация формы есть энтелехия. Душа как единство формы и цели являет собой энтелехию. Неврозы – следствие потери смысла жизни 4. Движущая причина.«Откуда начало движения?». Движение понимается механистически, результат внешнего воздействия одного тела на другое. Выстраивается цепь причинно-следственных отношений. Она обрывается понятием Бога, вносящего в мир перводвижение.

2) БОГу Аристотеля лишен материального, он есть: 1. форма форм (действительность, Бытие), 2. цель целей (смысл жизни), 3. перводвигатель, 4. сущность сущностей. Он не изменяется, имеет идеальную – круглую, мандальную - форму.

УЧЕНИЕ О ДУШЕ

1. Определение души. Душой обла­дает только естественное, а не искусственное тело. Жизнь есть реализация возможностей и целей. Душа есть энтелехия тела.

2. Виды души. три вида. Виды души – одновременно ступени её развития.

а) Растительная душа.Объединяет человека и растение. Функции: пита­ние, рост, размножение, способность к закату. Способность к питанию, усвоению внешнего вещества — критерий растительной ду­ши. уровень бессознательного.

б) Животная душа.Функции: осязание, ощущения, чувства, восприятие, память, аффекты. Обладает способностью восприни­мать формы с помощью ощущений. Способность к ощущению влечет за собой удовольствие и неудовольствие, а тем самым желание приятного и стремление к нему. Животные обладают не только жи­вотной, но и растительной душой.

в) Разумная душа.Совсем немного существ обладает волей, способностью размышления. Люди обладают как животной, так и растительной ду­шой. Бог обладает лишь разумной душой. Разум в максиме развития – проявление божественного.В этом измерении он бессмертен, может быть отделен от тела, после смерти тела сливается со вселенским разумом.

Так обра­зуется лестница живых веществ.

3. Душа и тело. Душа неот­делима от тела. Она принадлежит телу. Душе не безразлично, в каком теле она пребывает. Аристотель отвергает учение о переселениях душ. Все живые тела — орудия души и существуют ради души.

4. Состояния души связаны с телом: негодование, страх, сострадание, радость, любовь. Душа ничего не испытывает без тела и не действует без него. Эмоции— функции не только души, но и тела. Если тело не придет в воз­буждение, то несчастье не вызовет эмоции.

5. Ум не соединен с телом. Если способность ощущения невозможна без тела, то ум существует отдельно от него, как вечное - отдельно от преходящего. Аристотель не находит доказательств того, что ум соединен с телом. Аристотель утверждает, что ум не имеет своего органа (хотя пифагореец Алкмеон задолго до Аристотеля нашел орган мышле­ния в мозге).

5) Принцип ОРГАНИЗАЦИИ. Организация – упорядоченное целое для решения определенной задачи. Все функции – телесные и психические – взаимосвязаны. Душа – функция, связанная с телом и его функциями. Др. уровни проявления П.О.: личность и общество, душа и тело, функции в душе и функции в теле.

4) ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ Начало познанияОЩУЩЕНИЯ, сенсорный опыт. А. сравнивает ощущения с оттиском навоске, оно пассивно.Сенсорное восприятие дает копию пред­метов, но такая копия не ма­териальна. «Чувственное» знание адекватно и объективно. Благодаря ему мы воспринимаем свойства тел. Мы познаемтолько форму предмета, но не материальный субстрат, не атомы (как полагал Демокрит). Хотя ощущениядают намзнание только единичного, в нем потенци­ально содержится и знание общего.

5) Учение о КАТАРСИСЕ. Трагедия посредством стра­ха и сострадания очищает душу от аффектов и неврозов.

6) ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕСТВО. Личность социальна.Люди от природы равны. А. защищал необходимость рабовладения. Раб понимался как «говорящее орудие труда».

Утверждается зависимостьчеловека от общества, первенство, главенство государства над индивидом.

Человек – «политическое животное». «Политика» - деятельность в осуществлении «Царства Божьего на земле». Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем свободным гражданам.

7) МОРАЛЬАристотель – один из родоначальников этики. а)Умеренность, принцип золотой середины. Роскошь, власть, богатства – и бедность – крайности, которых следует избегать.

б) Аристотель основы нравственности искал в социуме. Только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным.

Платон.

Теория идей:Платон является основателем идеализма. Главными поло­жениями его идеалистического учения являются следующие:*материальные вещи изменчивы, непостоянны и со вре­менем прекращают свое существование;*окружающий мир ("мир вещей") также временен и из­менчив и в действительности не существует как само­стоятельная субстанция;*реально существуют лишь чистые идеи (эйдосы); *чистые идеи истинны, вечны и постоянны; *любая существующая вещь является всего лишь матери­альным отображением первоначальной идеи данной вещи. учение о триаде,согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:"единого";"ума";"души".

"Единое ":*является основой всякого бытия; *не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.); *есть ничто; *выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; *первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств. «Ум»* происходит от "единого";*разделен с "единым",*противоположен "единому";*является сущностью всех вещей;*есть обобщение всего живого на Земле."Душа":*подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое - ничто" и "ум - все живое",связывает между собой все вещи и все явления;• также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушев­ленном) подходе душу могут иметь также вещи и нежи­вая природа; •душа человека (вещи) есть часть мировой души; *душа бессмертна; .Учение о познании: материальный мир является всего лишь ото­бражением "мира идей", предмет познания - "чистые идеи"; ;•"чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря выс­шей духовной деятельности; Проблема государстваПлатон выделяет 7 типов государства: идеальное «государство будущего» которого пока не существует монархия- справедливая власть одного человека;тирания — несправедливая власть одного человека;аристократия - справедливая власть меньшинства;олигархия — несправедливая власть меньшинства;демократия — справедливая власть большинства;тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия. Также Платон выдвигает собственный план государствен­ного устройства(соц. классы),согласно данному плану:• все население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники;

*философы и воины не должны иметь частной собственности; *жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят, вместе отдыхают;*не существует брака, все жены и дети общие; *допускается и приветствуется труд рабов.

 

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

1.Античная философия досократовского периода. Поиск

Первоначала бытия.

Античная философия возникла в греческих городах-государствах

(«полисах») на рубежеУ111-У1 вв. до н.э. ). Испытав период блестящего

расцвета в У1-У вв. до н.э. она продолжала развиваться в эпоху

Александра Македонского и Римской империи вплоть доначалаУ1 в. н.э.

 

Периоды античной философии:

1) натуралистический (проблемы космоса и поиска первоначала

бытия) – милетскаяшкола, пифагорейцы, элеаты, физики-эклектики.

2) гуманистический или классический (софисты, Сократ)– пытались

определить сущность и человека, рассматривались вопросы счастья,

свободы, морали.

3) период большого синтеза Платона и Аристотеля – открытие

идеального бытия, формулировка основных философских проблем,

построение первых крупных метафизических систем.

4) эллинистические школы эпохи завоеваний Александра

Македонсткого и до конца языческой эры – кинизм, эпикуреизм,

стоицизм, скептицизм.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА.Главная проблема – поиск первоначала, архэ («архетипы» К.Г.Юнга). Оно – основа возникновения, существования, движения, все превращается в него.

Первый милетский философ Фалесполагал, что все существующее возникло из влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Сама Земля держится на поверхности воды, окруженная со всех сторон океаном.

Для Фалесаэто вода. Вещества - бесконечное разнообразие различных агрегатных состояний воды. Первоначало это разумное, одухотворенное. Поэтому, «мир полон богов», духов (Фалес). Фалес: «Познай самого себя».Познавая себя, психику, мы познаем мир.

Для Анаксимена первоначалом является воздух. Анаксименпервовеществом называет воздух. Именно воздуху свойственен процесс разрежения и сгущения, благодаря которым из него образуется все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, он в зависимости от степени сгущения последовательно превращается в воду, землю, камни. По своей физической природе воздух – род пара или темного облака и сродни пустоте. Воздух для Анаксимена не только первоначало, но и источник жизни и психических явлений, сама душа для него – «дыхание», дуновение воздуха.

(Он подобен эфиру в физике вплоть до нач. 20 века).

Для Ферекида это первоначало – земля.

Согласно ГЕРАКЛИТУ первоначалом является огонь (для древних – это вещество).Огонь изменчив, подвижен, одухотворен.Все состоит из него, рождается, и все (Космос) сгорает в огне. («Огонь» синонимичен современному понятию «энергия». W = mc – там, где масса, там «энергия», там «психея».) Мировой пожар подобен мировому суду, являясь нравственным, духовным событием. Создается эсхатология– учение о концемира, света.

*Обожествление огня. Везде разум, жизнь, психея. Это учение - гилозоизм(«везде жизнь»). Оно тождественно др. учению – панпсихизму («везде психика»).

*Душа человека - искорка Мирового Огня. Она должна развиваться по законам Космоса, в соответствии с ЛогосомВселенной.Логос – это Закон, Принцип, Дао. Самопознание - путь познания Макрокосма.

«Принцип двух зеркал» - познание Микрокосма есть познание Макрокосма, и наоборот. *Ощущениепродуцирует темное, недифференцированное знание. Разумсветлое, отчетливое. Они находятся (подобно теории и эмпирии) в гармоничном единстве.

* Гераклит о Пифагоре: «Многознание уму не научает».

* Проводит различие между душой взрослогои душой ребенка.По мере взросления психика становится более «сухой и горячей».У ребенка (и пьяного) душа влажная. *Диалектика.1. Все течет – все изменяется (panta rei). Мир, психика – река, в которую нельзя войти дважды (ученик его Кратил: даже один раз). 2. Все явления наделены противоположными качествами и тенденциями. (Вода – чистейшая и грязнейшая. Обезьяна – прекраснейшая и безобразнейшая). 3. Противоположности переходят друг в друга. 4. Распря, борьба противоположностейзакон мира(и основа групповой динамики в соц. псих.).

Согласно Гераклиту, мир или природа находятся в беспрерывном процессе изменения, из всех природных веществ наиболее, наиболее подвижен именно огонь. Поэтому первовещество природы – «огонь».

Мир остается в основе огнем, несмотря на все его превращения. Из

огня происходят не только обычные материальные тела , но и души.

Душа материальна, это наименее влажный, сухой огонь. Все вещи

возникают из огня путем последовательных превращений. Мир есть

процесс, в котором всякая вещь и всякое свойство переходят в свою

противоположность: холодное становится теплым, теплое – холодным,

влажное – сухим, сухое – влажным. Само Солнце каждое мгновение

обновляется. Нельзя поэтому дважды вступить в одну и туже реку:

входящего Во второй раз уже омывают новые воды. Превращение

всего в противоположное есть не простой переход, а борьба. Она

всеобща, «отец всего, царь всего». Однако, при переходе борющихся

противоположностей друг в друга сохраняется общая для обеих

тождественная основа. «Бог есть – день и ночь, зима и лето, война и

мир, но он остается всегда самим собой». Важнейшее философское

открытие Гераклита – закон единства и борьбы противоположностей.

 

У АНАКСИМАНДРАархэ носит субстанциональный хар-р. Это апейрон– неопределенный, чувственно невоспринимаемый, трансцендентный. Он – основа Космоса, общества, ( как и архетип Юнга) основа культуры, религии, восприятия, психики. Не определен, но определяет все. не какое-то

конкретное материальное вещество, а «апейрон» – вечную,

неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникает,

все состоит и в которую все превращается.

 

По Эмпедоклу(У в.) основу вечного и неразрушимого мира

образуют четыре вещественных начала: огонь, воздух, вода и земля.

Все существующее находится в постоянном процессе соединения и

разложения этих начал. Возникновение вещей– их соединение, «гибель»

- разложение. Движут же этими первоначалами и всем миром две

силы– любовь и вражда.

 

ПИФАГОРЕЙЦЫ.Религиозно-этический орден (подобно культу, «секте»). О Пифагоре – мало сообщений. *П.образ жизнипредполагает иерархию ценностей: 1. прекрасное (в т.ч. наука), 2. выгодное, 3. приятное. Вставали до восхода солнца, занимались мнемоническими упражнениями. Перед сном – трижды отчет о прожитом: какой долг остался невыполненным. В основе этики– победа над страстями, культ дружбы и почитание Пифагора. *Выдающийся врач Алкмеон, представитель П.союза, открыл зрительные нервы и то что головной мозг– орган души. *Идея числа.Число – начало всего (вещественного и психического), субстанция. Рациональное число – «самое мудрое», «владеет» вещами и душами. Позднее открыто явление несоизмеримости, иррациональные числа. Скрывали. Пример: число «Пи».Неразумное, иррациональное – в основе мира и человеческой души. (Иррациональное – атрибут сатаны). Бессознательное определяет психические процессы (психоанализ З.Фрейда).

 

§ 3. Философия эллинизма

На развитие философии древних греков влияние оказал распад империи Александра Ма­кедонского и кризис греческой рабовладельческой демо­кратии в конце IV в. до н. В этот период главный интерес философов смещается в сторону этических и социально-политических проблем, а сама философия становится руководством в жизни, вырабатывая “правила жизни”. Философии понимается как средство утешения и наставница жизни. Когда человек счастлив, он гонит от себя философию, но терпя беды, он обращается к ней как к “духовному лекарству”. Философия эллинизма:эпикурейство, скептицизм, стои­цизм, неоплатонизм.

 

Атомисты– материалистическая философская школа,

философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом»

всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». Весь

материальный мир состоит из атомов. Атом – «первокирпичик» всего

существующего. Это неделимая плотная непроницаемая

самостоятельная, лишенная каких-либо чувственных свойств – цвета,

запаха, вкуса. Атомы имеют различную величину (от мельчайших до

крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, с

крючками, вогнутые, выпуклые). Между атомами существует

пространство, заполненное пустотой. Атомы находятся в движении,

которое невозможно без пустоты. Атомы парят в пустоте, подобно

пылинкам, которые мы видим в солнечном луче. Сталкиваясь, атомы

изменяют направление своего движения. Мир вещей и явлений реален

и состоит из атомов и пустоты. Атомы, «складываясь и сплетаясь …

рождают вещи». Возникновение и уничтожение вещей атомисты

объясняли разделением и сложением атомов, изменение вещей –

изменением их порядка и положения (поворота). Атомы вечны и

неизменны, вещи преходящи и изменчивы. Так атомисты пытались

построить картину мира, в которой возможны возникновение и

уничтожение, движение, множественность вещей.

 



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 375;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.039 сек.